Коррекция психофизического развития ребенка с овз
МКОУ Мошковская ОШИ
Кучма Алена Геннадьевна-учитель начальных классов.
Коррекция нарушений психофизического развития и отклонений
поведения детей с ОВЗ на уроках «Технология»
Дети с ОВЗ — это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни. В рамках образовательного аспекта можно сформулировать более узкое определение. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.
Задержка психического развития (ЗПР)— одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития, а именно: повышенная истощаемость в результате чего низкая работоспособность на уроках; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.
Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
При стойких формах задержки психического развития церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается недостаточная, сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.
Многие трудности школьной адаптации детей с задержкой психического развития обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Нарушения поведения — отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное.
Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть разделены на две группы: обусловленные медико-биологическими причинами и связанные с социально-психологическими факторами. В первом случае нарушения поведения определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Часто имеет место повышенная возбудимость и эмоциональная неустойчивость. Во втором случае нарушения поведения могут быть следствием реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на неудовлетворяющие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, на неправильные условия воспитания в семье.
Коррекция поведения детей с ОВЗ необходима для дальнейшей благоприятной основы развития обще трудовых умений и навыков в старших классах.
Таким образом, наряду с общими чертами, детям с задержкой психического развития различной клинической этиологии свойственны характерные особенности недоразвития психофизических функций и отклонений в поведении, необходимость учета и коррекции которых при обучении на уроке технологии очевидна.
Занятия на уроке технологии в 1 – 4 кл. направлены на всесторонне развитие учащихся и на приобретение ими начальных трудовых умений. Одна из задач данного периода – подготовка школьников к профессионально-трудовому обучению. Она в первую очередь предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, правила безопасной работы с ручным инструментом и т.д.), накопление элементарного трудового опыта. На данном этапе учащиеся способны выполнять некоторые простейшие приемы работы с ручным инструментом, но задача овладения профессиональными трудовыми приемами и навыками не ставиться. Уровень развития трудовых возможностей формируется на уровне предварительных навыков.
Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой –либо продукции процессов, правил, требований. Предъявляемых к техническим документам, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа на уроках технологии, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие навыков каллиграфии
Развитие артикуляционной моторики
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие восприятия, представлений, ощущений;
Развитие памяти;
Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления;
Развитие основных мыслительных операций:
Развитие умения сравнивать, анализировать.
Развитие умения выделять сходство и различие понятий
Развитие умения работать по словестной и письменной инструкциям, алгоритму.
Развитие умения планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
Развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца.
Формирование умения преодолевать трудности.
Воспитание самостоятельности принятия решения.
Формировать адекватности чувств.
Формирование устойчивой и адекватной самооценки.
Формирование умения анализировать свою деятельность.
Воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция развития речи:
Коррекция монологической речи.
Коррекция диалогической речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
При организации учебных занятий с обучающимися с ЗПР необходимо:
Осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
Корректировать деятельность обучающихся.
Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков психофизического развития школьников. Коррекционное значение уроков технологии для школьников с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.
Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности обучающегося, формирует взаимоотношения в коллективе. Трудовая деятельность позволяет включать учеников в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения.
Особое внимание уделяется труду, потому что труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. Труд направлен на обучение работе с различными материалами: бумагой, тканью, нитками, природным материалом.
В.П.Кащенко писал, что труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка»
Процесс развития ребёнка, в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А.Н.Граборова « при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь.»
На уроках технологии обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами, учится планировать и выполнять проектную деятельность. Изготовление того или иного изделия требует от ученика ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.
Уроки технологии способствуют развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе обучения постепенно формируется система специальных умений и навыков. В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Занятия по технологии проводятся один раз в неделю, и ежедневно в режиме дня выделяется время для самостоятельной организации элементарных трудовых навыков (заправить постель, помыть доску, убрать своё рабочее место, полить цветы и т.д.).
Технология как предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматических ориентиров мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Источник
Актуальность темы.
Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.
Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Облачко», соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.
В ходе физкультурно – оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания (программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.
Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно — силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).
Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.
Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.
В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.
Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Задачи:
— Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.
— Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.
— Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.
— Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.
Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно — развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 «Облачко»
Тема проекта: «Адаптивная физическая культура как средство развития и
коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»
Проект выполнил:
Инструктор по физической культуре
МБУ д/с № 139 «Облачко» г.о. Тольятти
Даниулова Марина Викторовна
Этапы реализации проекта и задачи | Мероприятия и механизмы реализации | Ожидаемые результаты |
1. Анализ методологической и методической литературы. Задача: содействовать гармоничному физическому развитию дошкольников с ОВЗ средствами адаптивной ф.к. | Использование работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии С.Г. Шевченко, Т.И. Осокиной, Е.М. Мастюковой, В.Г. Алямовской, И.А. Коровиной, Е.А. Альбьевой, М.И. Чистяковой, М.А. Руновой, Н.Н. Ефименко и других авторов. | Изученный материал послужит основой для содержания и создания условий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми с ОВЗ |
2. Определение форм содержательно-методического обеспечении и организации адаптивной фмзической культуры Задача: развитие и коррекция жизненно важных двигательных умений и навыков | Формы организации НОД разной направленности. Образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям. Коррекционно – развивающей направленности – для развития и коррекции физических и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений. Оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Спортивной направленности – для совершенствования физической подготовленности с помощью подвижных игр и спортивных упражнений. Рекреационной направленности – для организации досуга, активного отдыха, туризма, игровой деятельности. | Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, вестибулярной); коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие…); коррекция координационных способностей (согласованность движений отдельных звеньев тела, равновесие, мелкой моторики); коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических, характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании). |
3. Интеграция средств и методов адаптивной ф.к. в непосредственно образовательную деятельность. Задача: развитие и совершенствование физических, психических, эмоционально – волевых качеств | Игровое физкультурное занятие – построенное на подвижных играх, знакомые по содержанию и включающее в себя те движения, обучение которым проводилось в течении текущего месяца. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Вводная часть – п/и средней интенсивности, основная часть – 3-4 игры направленных на совершенствование ОВД, заключительная часть – игра малой подвижности. Физкультурные занятия с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики. Во время НОД по ф.к. дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться. Работа по коррекции речи осуществляется в тесном контакте с логопедом, который рекомендует речевой материал на конкретные звуки. Использование кинезиологических тренировок. Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путём выполнения движений противоположного направления. Физкультурные занятия с элементами данстерапии и ритмопластики. Музыка, игра и разнообразие движений способствуют формированию двигательных, психомоторных функций, развитию свободы и выразительности движений. Танцевально – ритмические комплексы носят сюжетно-игровой характер «На птичьем дворе», «Куклы», «Буги-вуги», «Чунга-чанга» и др. все комплексы выполняются вместе с детьми, осуществляя чёткий показ и контроль за качеством. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики. Центральным звеном этой формы занятий является создание образа («Медвежата», «Гномики», «Циркачи» и др.), находясь в котором ребёнок через движение показывает его характер, настроение. Физкультурные занятия с элементами релаксации. Упражнения и игровые задания на расслабление выполняются в заключительной части занятия, которые предполагают обучение детей приёмам чувствовать разницу между напряжением и расслаблением как всего тела, так и отдельных звеньев; сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук и ног) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…) Интегрированные физкультурные занятия. Содержание занятий предполагает интеграцию с другими образовательными областями (здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, музыка), включающие задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам образовательной программы. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни, формированию и развитию психофизических качеств детей. Организация активного отдыха, физкультурных досугов во взаимодействии с семьёй, создают условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении. | Развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, максимально используются различные анализаторы (слуховой, рече- двигательный, кинестетический). Положительные структурные изменения, развитие крупной и мелкой моторики, снижение утомляемости. Обогащение и развитие двигательного опыта, а также наполнение его эмоционально – выразительным содержанием. Сохранение и восстановление эмоционального благополучия, умение управлять своими эмоциями и действиями. Умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, настроение. Знание основ здорового образа жизни, средствах укрепления здоровья, устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками; потребности в здоровом образе жизни. |
4. Оценка эффективности | Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволили повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой, они имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, ориентированы на здоровый образ жизни. Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребёнка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье. |
Источник