Коротко нарушения в развитии ребенка

Коротко нарушения в развитии ребенка thumbnail

Понятие нарушения развития ребенка

В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.

Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.

Замечание 1

Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.

С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.

В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.

Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).

Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.

Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка

Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.

В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.

Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.

Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.

Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.

Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.

Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.

Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.

Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.

Замечание 2

Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.

Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:

  1. Наследственные заболевания
  2. Гормональные нарушения
  3. Психическая травма матери во время беременности
  4. Инфекционные заболевания
  5. Неправильное (недостаточное) питание
  6. Проблемы социального характера
  7. Негативное влияние окружающей среды

Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).

Читайте также:  Задачи и цели программы индивидуального развития ребенка

Диагностика нарушения развития ребенка

В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:

  1. Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:

    • трудности с концентрацией внимания;
    • повторение одних и тех же действий.
  2. Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.

  3. Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.

  4. Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.

В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:

  1. Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
  2. Дети с задержкой психического развития
  3. Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
  4. Дети с конфликтными переживаниями
  5. Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
  6. Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
  7. Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)

Источник

Сформировались
различные аспекты уровневого подхода
к анализу нарушений речи и других
отклонений в развитии, в том числе —
деятельностно-процессуальный и
симптомологический. Основываясь на
этих подходах, речь ребенка рассматривается
как специфическая, иерархически
организованная деятельность. Выделяются
разные уровни порождения речевого
высказывания: мотивационный, смысловой,
языковой и сенсомоторный. При разных
видах нарушений развития у детей
отмечается несформированность одного
или нескольких из названных уровней.
Как всякая другая деятельность, речь
характеризуется мотивированностью,
целенаправленностью, определенной
структурой. В системе (или структуре)
порождения речевого высказывания могут
нарушаться один или несколько звеньев,
а иногда сформированными оказываются
все звенья этой системы. Соответственно
коррекционная работа направляется на
формирование отсутствующего компонента.

Недоразвитие
речи отрицательно влияет на общее
психическое развитие ребенка, затрудняет
его общение с окружающими. Речевые
нарушения отмечаются практически при
всех видах отклонений в развитии детей:
при умственной отсталости, при задержках
психического развития, при детском
церебральном параличе, при нарушениях
слуха, зрения. Однако в каждом из названных
случаев нарушения речевой деятельности
имеют своеобразный характер и специфическую
структуру. В каждом случае требуется
особая система коррекционно-воспитательного
воздействия.

Одни
нарушения носят центральный характер,
другие — периферический. В одних случаях
нарушается речевое либо интеллектуальное
развитие, в других выявляется сенсорный
дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.),
иногда нарушения касаются двигательной
сферы. Одни нарушения более легкие,
другие носят тяжелый органический
характер. В последнее время чаще
встречаются не тяжелые, а слабо выраженные
(или, как их еще называют, парциальные,
частичные) нарушения, но в их комбинозе
(сочетании), что делает затруднительным
их выявление, оценку и организацию
коррекционного воздействия.

Недоразвитие
органов слуха и зрения лишает ребенка
важнейших источников информации, что
приводит к задержке психического и
речевого развития, особенно если ребенок
лишился слуха или зрения в раннем
возрасте. Степень выраженности отставания
в психическом развитии зависит от
причин, тяжести и времени возникновения
нарушения слуха или зрения. Чем раньше
и тяжелее нарушены слух или зрение, тем
более выражена у ребенка задержка
психического и речевого развития.
Недоразвитие всех компонентов речи
(звукопроизношения, словаря, грамматического
строя, связной речи) тормозит формирование
абстрактно-логического мышления ребенка.
Большое значение для состояния ребенка
имеет и характер коррекционного
воздействия зрения, своевременно
получивший коррекционное воздействие,
в дальнейшем интеллектуально развивается
нормально. В то же время есть дети, у
которых нарушение слуха или зрения, а
следовательно и речи, протекает на фоне
умственной отсталости. Иногда дефекты
слуха или зрения у ребенка сочетаются
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с различными соматическими
и нервно-психическими нарушениями.

У
детей с нарушением зрения (слепых или
слабовидящих) отмечается ограниченность
знаний и представлений об окружающем,
недостаточность абстрактного мышления,
неточная предметная соотнесенность
слов. Нарушение зрения тормозит развитие
двигательных навыков, у детей невысокая
моторная активность, оптико-пространственное
недоразвитие, общая медлительность,
повышенная утомляемость и истощаемость.

Нарушение
зрения сказывается на взаимодействии
необходимых для правильного развития
речи анализаторных систем: слуховой,
двигательной и тактильной. У детей
отмечается замедление темпа психического,
в том числе и речевого развития. У такого
ребенка значительно сужены возможности
общения, взаимодействия с окружающим
миром; он нуждается в помощи взрослого
при организации предметной и игровой
деятельности. Его информативные связи
сужены, ребенок не может нормально
общаться с окружающими.

Читайте также:  Развитие ребенка через игру сценарии

У
детей с глубокими, тяжелыми нарушениями
зрения отмечаются системные нарушения
речи (несформированность
фонетико-фонематической и
лексико-грамматических сторон). Состояние
психических процессов детей с нарушениями
зрения зависит от макросоциальной
среды, от стимулирования общей и речевой
активности ребенка и от ряда других
факторов. У детей дошкольного возраста
часто встречаются нарушения в развитии
речи. В этой группе нарушений отмечаются
отклонения в развитии звуковой стороны
речи.

Есть
дети, у которых полностью не сформирована
система фонем (звуков родного языка):
они пропускают, искажают, заменяют
разное количество звуков всех фонетических
групп. В основе этого могут лежать
дефекты строения артикуляционного
аппарата, нарушение его подвижности,
деятельности, нарушения фонематического
восприятия (ребенок не слышит звуков
речи к их последовательности в словах
— какой звук первый, последний и т.д.; не
различает (не дифференцирует) близкие
по звучанию фонемы: шипящие-свистящие,
твердые-мягкие, глухие-звонкие звуки и
др.). Иногда неправильное звукопроизношение
связано с дефектной речью окружающих,
ребенок говорит плохо, подражая
неправильной речи взрослых. Нарушение
звукопроизношения может быть следствием
педагогической запущенности, отсутствия
внимания к развитию речи ребенка. В
других случаях нарушение звукопроизношения
может быть проявлением какого-то более
серьезного, органического нарушения,
неполадок в центральной нервной системе
ребенка, ведь речь — это одна из функций
центральной нервной системы.

Нарушения
звукопроизношения бывают простыми,
если нарушены один или несколько звуков
из одной фонетической группы, и сложными,
когда нарушены звуки разных фонетических
групп.

Некоторые
особенности звукопроизношения ребенка
младшего возраста расцениваются как
физиологические особенности речи, так
как примерно до 5 лет у ребенка еще
недостаточно развита подвижность
артикуляционного аппарата (артикуляционная
моторика) и недостаточно сформировано
фонематическое восприятие.

Для
детей с нарушениями речи характерны
меньший (по сравнению с нормально
развивающимися детьми) объем сведений
и представлений об окружающем,
недостаточность сенсорных, временных
и пространственных представлений,
снижение способности к запоминанию
зрительного и слухового материала,
недостаточная целенаправленность и
концентрация внимания, снижение уровня
психических обобщений, недостаточное
умение строить умозаключения, устанавливать
причинно-следственные связи и др. У этих
детей слабо развиты артикуляционная
моторика и мелкая моторика пальцев рук.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
нуждаются в комплексном, дифференцированном
и целостном воздействии на все стороны
развития и личности.

Иногда
задержка развития речи проявляется на
фоне задержки психического развития в
целом. В других случаях запаздывает
только речевое развитие. В ряду социальных
причин, вызывающих задержку речевого
развития, большое место занимает
воспитание малыша в доме ребенка, в
детском доме, ранний и длительный
госпитализм, что в совокупности
обозначается как социальная депривация.

У
умственно отсталых детей отмечается
недоразвитие — часто глубокое — всех
сторон психической деятельности, в том
числе и речевое отставание.

Полноценное
функционирование органов чувств и
моторики имеет большое значение для
психического развития, является основой
формирования сложных психических
процессов. Определенный уровень развития
сенсорных и моторных процессов в их
тесной связи с развитием речи составляет
фундамент формирования познавательной
деятельности ребенка. Развитие психической
деятельности у нормально развивающегося
ребенка и ребенка с отклонениями в
развитии идет по одним закономерностям:
от восприятия и представления к
наглядно-действенному, наглядно-образному
и затем к элементам понятийного мышления.
Во всех этих процессах большую роль
играет речь.

У
умственно отсталого дошкольника снижена
ориентировочная деятельность, активность,
нарушена моторика, отмечается низкий
уровень мотивированности и потребностей.
Наблюдаются недостаточность внимания,
слабость смысловых связей, бессистемность
имеющихся представлений, нарушение
памяти. Недоразвиты все компоненты
устной речи, касающиеся фонетико-фонематической
и лексико-грамматической сторон. Кроме
того, у умственно отсталых детей могут
быть все виды речевых нарушений как
сопутствующие проявления интеллектуального
дефекта. Может быть механическая дислалия
(нарушение звукопроизношения из-за
нарушения строения артикуляционного
аппарата), ринолалия (нарушение речи
из-за расщелины артикуляционного
аппарата), дизартрия (нарушение всей
звуковой системы речи из-за нарушенной
иннервации артикуляционного аппарата
— параличи, парезы), могут быть алалии,
афазии, заикание.

Читайте также:  Методические работы по развитию личности ребенка

У
умственно отсталого ребенка в силу
недоразвития коры мозга медленно
развивается словарь, замедленно
формируются обобщающие понятия, дети
с трудом абстрагируются от конкретной
ситуации, их речевая продукция сводится
к использованию заученных речевых
шаблонов. Медленно и неточно осуществляется
перенос речевого опыта в сходные
ситуации, речь недостаточно регулирует
деятельность таких детей. Ребенок долгое
время общается только вопросно-ответной
формой, контекстная речь формируется
с трудом. Самостоятельный рассказ
сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий,
изображенных на картинке. Внимание к
речи окружающих и контроль за своей
речью у детей снижены. Проявляются
отставания от сверстников во всех видах
продуктивной деятельности: рисовании,
конструировании, лепке. Игры таких детей
часто носят элементарный подражательный
характер, изобилуют стереотипными
действиями. Новые сведения усваиваются
умственно отсталыми детьми медленно.
Их эмоциональные реакции инфантильны.
Нередко дети отстают от сверстников и
по показателям физического развития.
Недоразвитие интеллекта и речи
многовариативны. Они могут проявляться
в широком диапазоне — от глубокого
слабоумия с отсутствием понимания и
собственной речи (импрессивной и
экспрессивной речи) до сравнительно
неплохого развития, которое иногда
расценивается как низкая норма,
пограничное состояние.

В
ряде случаев у детей наблюдается задержка
психического развития (ЗПР). Главное
отличие таких случаев от умственной
отсталости заключается в обратимости
имеющихся у ребенка особенностей
развития.

В
игровой ситуации эти дети обычно
достаточно активны, самостоятельны,
продуктивны. Недоразвитие их познавательной
деятельности проявляется преимущественно
при усвоении программного материала
дошкольного образовательного учреждения.

Часто
у детей с задержкой психического развития
отмечаются неорганизованность,
хаотичность деятельности, неуравновешенность
поведения, торопливость, беспечность,
отсутствие чувства ответственности и
другие индивидуально-психологические
черты. У таких детей наблюдаются слабость
волевых усилий, незрелость
эмоционально-волевой сферы, снижение
работоспособности, недостаточность
отдельных психических функций. Для них
характерны двигательная расторможенность
или, наоборот, вялость, апатичность,
эмоциональная неустойчивость,
импульсивность.

Недостаточная
выраженность познавательных интересов
детей с ЗПР сочетается с нарушениями
внимания, памяти, с замедлением скорости
приема и переработки сенсорной информации,
плохой координацией движений. Негрубые
нарушения речи проявляются в отставании
в развитии фонетико-фонематической и
лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены
значительные различия в результатах
самостоятельной работы таких детей и
работы с помощью взрослых. Дети способны
принимать помощь, усваивать принцип
действия и переносить его на аналогичные
задания. Именно это и отличает детей с
ЗПР от умственно отсталых. Потенциальные
возможности детей с задержкой психического
развития достаточно высокие.

Тяжелые
нарушения общения наблюдаются при
раннем детском аутизме (РДА), который
проявляется уже в первые 2-3 года жизни.
Основным его симптомом является нарушение
общения, контакта ребенка с окружающими.
Ребенок погружается в мир своих фантазий,
собственных переживаний. Он замкнут,
отказывается от общения, не смотрит в
глаза окружающим, избегает телесного
контакта, ласки, близких. Для таких детей
характерна однообразная нецеленаправленная
двигательная активность: они могут
длительное время ходить по кругу,
выполнять стереотипные движения,
нашептывать что-то, выкрикивать отдельные
звуки и слова. Двигательное беспокойство
чередуется с застыванием в одной позе,
заторможенностью. Отличительной
особенностью детей с аутизмом является
неравномерность психического развития
в целом, а также отдельных психомоторных
функций. Интеллект детей с аутизмом
может быть нормальным, но развит
негармонично, бывает умственная
отсталость, и наконец, среди таких детей
встречаются одаренные.

Иногда
у ребенка бывает сложный дефект, так
называют сочетание двух и более нарушений,
в одинаковой степени определяющих
структуру аномального развития и
трудности воспитания и обучения ребенка.
Например, одновременные нарушения
зрения и слуха, зрения и речи, слуха и
моторики т.д. При осложненном дефекте
возможно выделение (определение) ведущего
или главного нарушения и осложняющих
его расстройств.

Сложная
структура дефекта отмечается при
снижении слуха, зрения, при умственной
отсталости у детей. У различных групп
детей по-разному представлено соотношение
нарушенных компонентов речевой и
интеллектуальной систем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник