Контрольная закономерности психического развития ребенка

Контрольная закономерности психического развития ребенка thumbnail

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

Подобные документы

  • Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.

    контрольная работа, добавлен 19.01.2011

  • Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. Проблема «нельзя и надо» в воспитании ребенка. Мышление и его развитие у детей раннего возраста. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.

    курсовая работа, добавлен 16.01.2012

  • Факторы психического развития ребенка. Раннее детство: врожденное и приобретенное, приспособление к новым условиям жизни. Особенности младенческого возраста: автономная детская речь, истоки личности. Показатели развития ребенка от года до трех лет.

    дипломная работа, добавлен 26.07.2012

  • Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа, добавлен 17.11.2012

  • Биологические и социальные условия психического развития подростков. Общая характеристика кризиса подросткового возраста и его значение в становлении личности. Самосознание как новообразование личности подростка. Роль учебной деятельности в жизни ребенка.

    курсовая работа, добавлен 20.05.2014

  • Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

    контрольная работа, добавлен 26.01.2014

  • Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению.

    контрольная работа, добавлен 07.04.2015

  • Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

    курсовая работа, добавлен 06.05.2011

  • Психика новорожденного ребенка. Социальная ситуация развития и центральные новообразования младенческого возраста. Физическое развитие младенца: перцептивное развитие младенца и развитие мелкой и грубой моторики. Понимание речи и появление первых слов.

    реферат, добавлен 21.10.2013

  • Закономерности аномалий развития психики. Общая характеристика детей с задержкой психического развития, в частности дошкольного возраста. Анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы о задержке психического развития.

    курсовая работа, добавлен 23.10.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Определение понятия «статистическая норма развития», ее значение для работы педагога и психолога. «Функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном учреждении. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом труда.

  • Понятие психического развития и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Отставание в развитии мышления детей с нарушениями слуха. Роль элементов практики и речи в развитии мышления ребенка на примере глухонемых детей.

    реферат, добавлен 04.10.2014

  • Особенности протекания познавательных, эмоционально-волевых процессов детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Специфика общения дошкольников с задержкой психического развития. Условия проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

    курсовая работа, добавлен 04.02.2015

  • Общая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, их особые образовательные потребности. Общие закономерности психического развития. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в группах ДОУ.

    курсовая работа, добавлен 18.11.2017

  • Особенности профессиональной деятельности специалиста. Система построения работы психолога. Его функциональные обязанности в детском саду. Организация рабочего места. Осуществление пассивного участия педагога в групповой психологической диагностике.

    отчет по практике, добавлен 14.11.2014

  • Психодиагностика как область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, ее содержание и значение, задачи и история развития. Определение места и роли понятия «норма» в современной психодиагностике, ее разновидности.

    реферат, добавлен 16.02.2011

  • Анализ факторной структуры способностей 5-летних детей, с выделением шкал, наиболее достоверно дифференцирующих типично развивающихся детей этого возраста («Норма») и детей с задержкой психического развития. Нормы для быстрого выявления «группы риска».

    статья, добавлен 15.01.2019

  • Описание средств, развивающих эмоциональную сферу дошкольников с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности. Выявление и значение основных направлений коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

    статья, добавлен 09.04.2019

  • Сущность нарушений психического развития. Факторы, способствующие возникновению лиц, нуждающихся в специальном образовании. Изучение детей с нервными расстройствами. Специфические закономерности, характерные для всех умственных отклонений у ребенка.

    контрольная работа, добавлен 28.01.2015

  • Причины и основные формы задержки психического развития. Показатели нарушения темпа нервно-психического развития. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития. Направления коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

    реферат, добавлен 10.12.2012

  • Характеристика процесса прохождения психолого-педагогической практики в детском саду: анализ работы педагога-психолога с воспитателями и родителями; диагностика развития психических процессов и составление заключения на детей средней и старшей группы.

    отчет по практике, добавлен 19.02.2014

  • Источник

    Определение понятия «статистическая норма развития», ее значение для работы педагога и психолога. «Функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном учреждении. Профессия как реальность, творчески формируемая субъектом труда.

  • Методы изучения особенностей переживаний и поведения подростков в кризисных ситуациях. Взаимосвязь между их эмоциональными переживаниями и поведением. Программа работы педагога-психолога по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям.

    автореферат, добавлен 02.09.2018

  • Понятие «задержка психического развития» и классификация данного явления, его главные причины и факторы развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, их поведенческие особенности и предпосылки конфликтности.

    контрольная работа, добавлен 17.01.2012

  • Ознакомление с теориями психического развития: биогенетическими теориями, психоанализом и бихевиоризмом. Определение понятия психического развития. Исследование периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. Рассмотрение теории стадий Эриксона.

    курсовая работа, добавлен 20.07.2017

  • Понятие задержки психического развития, причины возникновения, виды, вторичные отклонения церебрально-органического происхождение. Психические и физические особенности детей. Характеристика обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

    контрольная работа, добавлен 22.12.2014

  • Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Содержание совместной деятельности со взрослым на правах сотрудничества. Значение ходьбы для психического развития ребенка. Предметная деятельность – ведущая деятельность детей раннего возраста.

    реферат, добавлен 17.10.2016

  • Разработка специальных комплектов LEGO для учебных целей. Развитие элементов логического мышления в процессе работы с конструктором. LEGO-технология и ее значение в коррекции развития детей с нарушениями зрения. Сенсорное развитие чувств у дошкольников.

    научная работа, добавлен 20.03.2016

  • Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества, детей раннего и дошкольного возраста. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 19.04.2013

  • Определение понятия и сущность психического развития человека, его источники, генетические и средовые факторы. Развитие как метафора эпигенетического ландшафта. Описание стадиальности и непрерывности психического развития, его возрастная периодизация.

    реферат, добавлен 17.05.2014

  • Особенности эмоционального состояния детей с задержкой психического развития. Причины возникновения и разновидности страхов. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов.

    курсовая работа, добавлен 13.12.2014

  • Анализ концепции социально-педагогической и воспитательной работы в образовательном учреждении. Категории проблемных детей. Социально–педагогическая характеристика класса. Диагностика развития личности учащегося. Анализ учебно-воспитательных занятий.

    отчет по практике, добавлен 17.05.2014

  • Источник

    Закономерности
    психического развития – это те механизмы,
    которые определяют, объясняют, описывают
    психическое развитие, опираясь на
    которые можно этим развитием управлять.

    Л.С. Выготский
    установил четыре основные закономерности
    развития:

    1. Цикличность –
    психическое развитие представляет
    собой чередование периодов подъема,
    интенсивных изменений в психике и
    периодов замедления, затухания.
    Примером цикличности развития
    выступает чередование возрастных
    кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
    стабильными периодами развития.

    2. Неравномерность
    развития.
    Разные стороны личности, в
    том числе психические функции, развиваются
    неравномерно. Есть периоды, когда функция
    доминирует, — это период ее наиболее
    интенсивного, оптимального развития,
    а остальные функции оказываются на
    периферии сознания и зависят от
    доминирующей функции. Каждый новый
    возрастной период знаменуется перестройкой
    межфункциональных связей — в центр
    выдвигается другая функция, устанавливаются
    новые отношения зависимости между
    остальными функциями.

    Первоначально, в
    младенческом возрасте (до года), со­знание
    ребенка недифференцированно. Дифференциация
    функций начинается с раннего детства.
    Сначала выделяются и развиваются
    основные функции, прежде всего восприя­тие,
    затем более сложные, так что в самой
    последователь­ности становления
    функций есть свои закономерности.
    Вос­приятие, интенсивно развиваясь,
    как бы выдвигается в центр сознания и
    становится доминирующим психическим
    про­цессом.

    Остальные функции
    оказываются на периферии созна­ния,
    они зависят от доминирующей. Например,
    память вплетена в процесс восприятия
    — ребенок до 3 лет не пы­тается вспомнить
    что-нибудь само по себе, а в наглядной
    ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
    связанные с ней события. Другие функции
    как бы обслуживают вос­приятие, и оно
    развивается в максимально благоприятных
    условиях. Период, когда функция доминирует,
    — это пе­риод ее наиболее интенсивного,
    оптимального развития. В раннем возрасте
    доминирует восприятие, в дошколь­ном
    — память, в младшем школьном — мышление.

    Ранний возраст —
    период появления первоначальной
    струк­туры сознания. Каждый новый
    возрастной период связан с перестройкой
    межфункциональных связей — сменой
    домини­рующей функции, зависимостью
    от нее остальных функций, установлением
    новых отношений между ними. В этой
    пере­стройке функции дифференцируются,
    не проходя через до­минирующее
    положение. По мере продвижения от одного
    воз­раста к другому возрастает
    сложность межфункциональных связей.
    Переход от одной системы к другой
    совершается иначе и сложнее, чем переход
    от недифференцированного, лишен­ного
    всякой системы сознания к первичной
    системе. Пере­стройка старой системы
    и перерастание ее в новую становится
    основным путем развития психических
    функций.

    3. «Метаморфозы»
    в детском развитии.
    Развитие не
    сводится к количественным изменениям,
    это не рост, а цепь качественных
    преобразований. Психика ребенка
    своеобразна на каждой возрастной
    ступени, она качественно отлична от
    того, что было раньше, и того, что будет
    потом.

    4. Сочетание
    процессов эволюции и инволюции в развитии
    ребенка.
    Процессы инволюции закономерно
    включены в прогрессивное развитие. То,
    что сложилось на предыдущем этапе,
    отмирает или преобразуется. Например,
    ребенок, научившийся говорить, перестает
    лепетать.

    Выделяют также
    такую закономерность развития, как
    комулятивность – это результат
    развития каждой предшествующей стадии
    включается в последующую, при этом
    определенным образом трансформируясь.

    1. Неравномерность
      психического развития.

    Можно выделить 2
    проявления неравномерности психического
    развития:

    1. Акселерация.

    2. Ретардация.

    3. Инфантилизм.

    Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
    психическое развитие в детском и
    подростковом возрасте. Этот термин был
    предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
    отмечена при сопоставлении антропометрических
    данных, полученных в начале 20-х годов
    XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
    начали проводить антропометрические
    исследования детей.

    Биологи связывают
    акселерацию с физическим созреванием
    организма, психологи – с развитием
    психических функций, а педагоги – с
    духовным развитием и социализацией
    личности.

    Причины акселерации:
    общие темпы ускорения жизни, улучшение
    материальных условий, повышение качества
    питания и медицинского обслуживания,
    улучшение ухода за детьми в раннем
    возрасте, искоренение многих тяжелых
    детских недугов.

    Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
    обитания человека, ведущее на первых
    порах к ускорению роста, а со временем,
    как показывают опыты с растениями и
    животными, к ослаблению генофонда;
    уменьшение кислорода в атмосфере, что
    влечет за собой расширение грудной
    клетки, влекущей рост всего организма.
    Вероятнее всего, акселерация обусловлена
    комплексным воздействием многих
    факторов.

    С середины 80-х г.
    акселерация во всем мире пошла на убыль,
    темпы физиологического развития
    несколько упали. Различают два вида
    акселерации – эпохальную (присуще всему
    нынешнему поколению) и внутригрупповую,
    или индивидуальную – это ускоренное
    развитие отдельных детей и подростков
    в определенных возрастных группах.

    В настоящее время
    выделяют акселерацию эпохальную и
    внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
    развития современных детей и подростков
    в сравнении с предшествующими поколениями.
    Она проявляется уже на стадии
    внутриутробного развития. У современных
    новорожденных длина тела больше на
    0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
    различия возрастают. У современных
    детей раньше происходит становление
    репродуктивных функций. Существуют
    доказательства акселерации развития
    сердечно-сосудистой, дыхательной и
    двигательной систем. Внутригрупповая
    акселерация – ускоренное физическое
    развитие отдельных детей и подростков
    в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
    большей мышечной силой и возможностями
    дыхательной системы. У них значительно
    быстрее происходит половое созревание,
    и раньше заканчиваются процессы роста.
    Таким образом, внутригрупповая акселерация
    часто сочетается с повышением
    физиологических возможностей организма.
    Однако индивидуальная акселерация
    нередко сопровождается дисгармоническим
    развитием различных систем и функций,
    что приводит к физиологической
    дезинтеграции и снижению функциональных
    возможностей. У детей с повышенными
    темпами развития чаще наблюдаются
    эндокринные расстройства, хронический
    тонзиллит, нервные расстройства, кариес
    зубов, повышенное артериальное давление.
    После 60-70-х годов стали проявляться
    негативные явления акселерации. В первую
    очередь, диспропорциональность
    физического развития, особенно в сторону
    избыточности массы тела. Вторым негативным
    явлением акселерации является уменьшение
    жизненной емкости легких и снижение
    мышечной силы. Причиной дисгармоничности
    физического развития современных детей
    и подростков является низкая двигательная
    активность. Биологические механизмы
    акселерации пока не выяснены.

    Ретардация
    задержка физического развития и
    формирования функциональных систем
    организма. В группе и тех, и других детей
    бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
    учитывать при определении школьной
    готовности. Психофизиологическое
    созревание обеспечивает условия для
    возникновения и реализации психических
    функций. По морфологическим и функциональным
    показателям можно судить о процессах
    созревания и степени зрелости структур
    и функций организма на отдельных этапах
    развития каждого ребенка. При этом
    нельзя забывать, что каждому присущ
    индивидуальный темп развития.

    На современном
    этапе изучения выделяют две основные
    причины ретардации. Первая – различные
    наследственные, врожденные и приобретенные
    в постнатальном онтогенезе органические
    нарушения; вторая – различные факторы
    социального характера. Причиной
    отставания могут явиться и перенесенные
    заболевания, но они приводят к временной
    задержке роста и после выздоровления
    темпы роста становятся выше, т. е.
    генетическая программа реализуется за
    более короткий срок. Существенное
    отрицательное влияние оказывает
    социальный фактор. В меньшей степени –
    низкий материальный доход семьи и в
    большей – отрицательный эмоциональный
    микроклимат, окружающий ребенка в семье
    или в детских учреждениях. Дети,
    воспитывающиеся в условиях недостаточного
    внимания со стороны родителей и дети,
    воспитывающиеся в детских домах и
    школах-интернатах, отстают в своем
    развитии на 1,5-2 года от сверстников.
    Таким образом, ретардация, не зависимо
    от причин, ее обусловливающих, сказывается
    как на темпах физического, так и
    психического развития.

    Инфантилизм– это нарушение психического развития;
    форма задержки при прохождении стадий
    онтогенетического развития, при которой
    оказываются недоразвитыми как физические,
    так и психические функции. При этом
    сохраняется возможность полной
    компенсации психического развития в
    дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
    быть обусловлены наследственными и
    внутриутробными факторами, инфекционными
    заболеваниями, перенесенными в раннем
    детстве, авитаминозом.

    Виды инфантилизма:

    1. Физиологический
    инфантилизм
    – это отставание в
    физическом развитии, которое проявляется
    у некоторых людей как следствие
    охлаждения, отравления или инфицирования
    плода в период беременности, кислородного
    голодания при родах, тяжёлых заболеваний
    в первые месяцы жизни, нарушения обмена
    веществ и других факторов. У таких людей
    замедляются рост и развитие всех
    физиологических систем организма.

    2. Психологический
    инфантилизм
    – это детские черты
    в поведении, мышлении и эмоциональных
    реакциях, что это не соответствует
    возрастным требованиям к ребенку
    (подростку, молодому человеку, якобы
    взрослому человеку). Психический и
    психологический инфантилизм отличаются
    не внешними проявлениями, а причинами
    возникновения. Внешне они похожи. В
    отличие от психического инфантилизма,
    где эти черты следствие отставания,
    задержки в развитии психики ребенка,
    при психологическом инфантилизме
    ребенок имеет вполне здоровую и без
    отставаний психику. Такой ребенок может
    быть для своего возраста достаточно
    взрослым – может теоретически, а
    практически этого нет. Психологически
    инфантильные дети несамостоятельны и
    привыкли к тому, что другие всё решают
    за них. Взрослый человек с психологическим
    инфантилизмом – человек-ребенок.

    3. Социальный
    инфантилизм
    – это состояние,
    проявляющееся в разрыве между биологическим
    и социокультурным взрослением человека.
    Социальный инфантилизм вызывается
    нарушением механизмов социализации,
    под влиянием социокультурных условий.
    Он может выражаться в неприятии молодыми
    людьми новых обязанностей и обязательств,
    связанных с процессом взросления.
    Социальные причины инфантилизма.Дети
    растут правильно, когда их поддерживают
    и материнское-женское, и отцовское-мужское
    начало в воспитании. Сегодня в обществе
    явный перекос в женское начало и, как
    следствие, инфантилизм.

    Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
    проявляется в несформированности на
    достаточном для данного конкретного
    возраста уровне эмоционально-волевой
    сферы личности. Как правило, инфантильность
    в качестве устойчивой личностной
    характеристики высоко коррелирует с
    такими личностными особенностями, как
    внешний локус контроля, завышенные
    самооценка и уровень притязаний,
    эгоцентризм, готовность при любых
    обстоятельствах атрибутировать
    ответственность за неудачу другим,
    обостренное, порой болезненное чувство
    психологической незащищенности. При
    этом основным компенсаторным механизмом
    в данном случае оказываются попытки во
    что бы то ни стало уйти от необходимости
    хотя бы более или менее адекватно
    оценивать объективную социальную
    реальность, в том числе и путем личностного
    погружения в реальность виртуальную
    (например, интернет-аддикция). Следует
    специально отметить, что инфантилизм
    может сочетаться как с нормальным
    интеллектуальным развитием, так и с
    отставанием и опережением в этой сфере.
    В этом плане личностный инфантилизм
    вполне правомерно оценивать в качестве
    своеобразного проявления гетерохронности
    собственно личностного развития
    индивида.

    Из сказанного
    ясно, что инфантилизм представляет
    собой универсальное психическое явление
    и в определенной степени присущ каждому
    человеку. Откровенно девиантные формы
    его проявления, как правило, связаны с
    тотальной фиксацией личности на таком
    виде психологической защиты как
    регрессия.

    Одна из причин
    отставания в психическом развитии
    человека – это депривация. В психологию
    термин «депривация» вошел благодаря
    английскому психологу Дж. Боулби, а
    также проработан и содержательно
    наполнен в работах его коллеги М.
    Эйнсуорт.

    Психическая
    депривация
    — это психическое состояние,
    возникающее в результате жизненных
    ситуаций, когда субъекту не предоставляется
    возможность для удовлетворения некоторых
    его основных (жизненных) психических
    потребностей в течение длительного
    времени.

    Проявления
    психической депривации могут охватывать
    широкий диапазон изменений личности
    от легких странностей, совершенно не
    выходящих за рамки нормальной эмоциональной
    картины, вплоть до очень грубых поражений
    развития интеллекта и характера.

    Чаще всего выделяют
    следующие формы психической депривации.

    I. Депривация
    стимульная (сенсорная): пониженное
    количество сенсорных стимулов или их
    ограниченная изменчивость.

    II. Депривация
    значений (когнитивная): слишком изменчивая
    хаотичная структура внешнего мира без
    четкого упорядочения и смысла, которая
    не дает возможности понимать, предвосхищать
    и регулировать происходящее извне.

    III. Депривация
    эмоционального отношения (эмоциональная):
    недостаточная возможность для установления
    эмоционального отношения к какому-либо
    лицу или разрыв подобной эмоциональной
    связи, если такая уже была создана.

    IV. Депривация
    идентичности (социальная): ограниченная
    возможность для усвоения самостоятельной
    социальной роли.

    Например, депривация
    потребности младенца в общении (внимание
    со стороны матери, общение с ним) приводит
    к такому явлению, как госпитализм.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник