Контроль за развитием ребенка первого года жизни

Контроль за развитием детей — составная часть системы оздо­ровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреж­дении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреж­дения в целом. При этом устанавливают также правильность меди­ко-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитатель­ные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Что же это за критерии, по которым оценивается уровень раз­вития детей?

Контроль за развитием ребенка, разработанный в нашей стра­не в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми перво­го года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Цент­рального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второ-

Зак. 1109. К- Л. Печор» и др.

го и третьего года жизни), имеет методологическую основу, кото­рая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономер­ностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, слу­жит основанием создания для него необходимых условий — «со­циальных ситуаций», которые обеспечивают «…особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. В ы-готский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в ме­сяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в пол­года, в так называемые эпикризные сроки.

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состоя­ние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состоя­ния здоровья и применять соответствующие педагогические воз­действия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его вос­питанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его

хода.

Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функцио­нальных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэто­му наиболее чувствительные периоды к определенным воздейст­виям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку преж­де всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития орга­низма.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием

Детей?

Прежде всего состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указан­ным направлениям дает возможность провести комплексную оцен­ку здоровья и развития ребенка.

При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный пе­риод — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка. Для этого можно пользоваться памят­кой-вопросником.

Читайте также:  Конструктор как средство развития ребенка

Настроение(бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):

1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положитель­
но относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен,
реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется,
охотно контактирует с окружающими.

2. Спокойное настроение. Положительно относится к окру­
жающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем
при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей
инициативе.

3. Раздражительное, возбужденное состояние. Не­
адекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или дея­
тельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аф­
фективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.

4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро мо­
жет заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от од­
ного настроения к другому.

Сон:1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокой­ное).

2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не­
спокойный с дополнительными воздействиями).

3. Длительность сна (укороченный, длительный, соот­
ветствующий возрасту).

Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отноше­ние к пище).

Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).

Индивидуальные особенности,черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).

При выявлении нервн о-п сихического развития ребенка второго года жизни1 следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены опре­деленными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движе­ний; формирование навыков самостоятельности.

Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабиль­ными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ре­бенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует

1 Здесь мы не останавливаем внимание читателя на методике оценки нервно-психического развитияребенка первого года жизни; даются лишь показатели разви­тия, которые учитываются при планировании контроля за развитием детей второго и третьего годон ЖИЗНИ.

Выявляя уровень развития детей, воспитатель во время плановых проверок не обучает малыша, задания дает с опорой на приобретенные им умения.

вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют раз­витие активной речи детей.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребен­ка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсор­ное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирова­ние изобразительной и конструктивной деятельности; развитие об­щих движений; воспитание навыков самостоятельности.

Дата добавления: 2017-11-01; просмотров: 830; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Читайте также:  Индивидуальная карта психологического развития ребенка в школе

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9243 — | 7444 — или читать все…

Источник

Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста

В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контрольосуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.

В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.

Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М.: 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.

На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитиемносит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:

• Состояние здоровья;

Физическое развитие;

• Психическое развитие;

• Поведение малыша;

• Адаптационные возможности.

Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком.Учитывается:

• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);

• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);

• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);

• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);

• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);

Читайте также:  Развитие способностей к обучению у ребенка

При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развитияребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)

Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :

• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);

• Наблюдение в группе за ребенком

Диагностические и тестовые методики.

Методика проведения диагностики:

1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.

2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):

3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);

4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитиеребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия : 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года

По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.

К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.

Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)

Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).

1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.

Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам.Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М,: 1985)

ВЫВОД:

Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.

Источник