Консультацию для родителей о развитии ребенка с нарушением зрения

Консультацию для родителей о развитии ребенка с нарушением зрения thumbnail

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

(в старшей возрастной группе)

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

        Цель: познакомить родителей с педагогическими средствами, которые помогут сформировать у слепых и слабовидящих детей  правильное отношение к своему дефекту.

Ход консультации:

Полноценная социализация слепых и слабовидящих  включает  одно из важнейших  направлений  коррекционно-воспитательной работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

           Только с 4 – 5 лет ребенок начинает  понимать свое отличие от окружающих. Осознав  недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными.

            Главное же в проявлении комплекса неполноценности лиц с нарушением зрения  в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими. Поэтому коррекционная работа  по формированию адекватного   отношения к своему дефекту  должна составлять  неотъемлемую  часть воспитания  детей с нарушением зрения.

          Задача взрослого состоит в том, чтобы педагогическими средствами  помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей.

           Для достижения успехов родителям необходимо:

  • знать возможности лиц с нарушением зрения;
  • корригировать отношения родителей  ребенка к его дефекту;
  • изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации;
  • уметь показать  ребенку  пути преодоления  негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;
  • воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение  различных практических навыков.

         Адекватное отношение к своим  зрительным возможностям предполагает понимание  ребенком того, что:

  • нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему  потребуется  приложить гораздо больше усилий;
  • требуется овладение специальными  компенсаторными  навыками при активном  использовании всех сохранных анализаторов;
  • при дефекте  зрения многие  сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;
  • он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться  со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т.п.), приобретет  профессию  и будет в ней конкурентоспособным;
  • не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих  обязанными оказывать помощь;
  • инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;
  • любой человек с физическим  недостатком привлекает к себе повышенное внимание  окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать  свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.

       Главным условием  адекватного отношения ребенка  к своему  дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой – возможностей социально-трудовой адаптации.  

       При  формировании правильного отношения к дефекту родителям важно помнить о том, что нужен  индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Организация работы в дошкольном учреждении по профилактике зрительных нарушений и воспитанию у детей сознательного отношения к лечению и охране зрения »

(в младшей группе)

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: формирование у родителей представлений о необходимости воспитания у дошкольников сознательного отношения к лечению и охране зрения.

Ход консультации:

        В специальном дошкольном учреждении в окружении сверстников с таким же недугом ребенок не видит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении  упражнений для развития зрения.

        Одним из наиболее  важных преимуществ лечения и восстановления зрения в детском саду  для детей с нарушением  зрения является то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют  постоянный контроль за выполнением  назначений врача, поддерживают  интерес ребенка к лечению. Лишь в том случае, когда ребенок занимается  с желанием и интересом, лечение может быть успешным.

          Восстановление  бинокулярного зрения  обречено  на неудачу, если у больного  нет желания добиться успеха. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат  восстановления зрения.

           Воспитание у детей сознательного отношения  к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения. Оно реализуется посредством  приучения детей  с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, бережному обращению с оптикой; побуждения желания вылечиться; формирования знаний у дошкольников о здоровом образе жизни, о рациональной  организации  зрительного труда; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

               Уже в детском саду педагоги знакомят детей с правилами гигиены, обращают внимание малышей на правильное умывание глаз, а у старших дошкольников формируют культурно-гигиенические навыки.  

          Педагоги обращают внимание детей на то, что когда они снимают очки, то их  зрительные возможности значительно падают, что осложняет  ориентировочную и контролирующие функции  зрения. В результате ребенок может допустить  оплошность: положить  очки на край стола, что приведет к их падению. С целью предупреждения таких ситуаций формируют у слабовидящих  детей компенсаторный способ выполнения практических действий  подобного рода: перед тем как положить на стол предмет, на его край положить руку (ладонь), а рядом с ней  уже предмет. Можно использовать и другой прием: класть очки на цветной фон, контрастный поверхности стола. Детей дошкольного возраста знакомят со свойствами стекла, с хрупкой конструкцией очков. Через эти знания и обучение детей практическим умениям воспитывают у них бережное отношение к очкам, приучают следить за чистотой стекол, протирая их мягкой тряпочкой перед каждым занятием.

         Выработка гигиенических навыков зависит от постоянства  требований (показ и напоминание) и создания определенных условий, к которым относятся наличие специальных мест (столик с чистым полотенцем, карманчики из ткани в умывальной комнате, в спальне), куда дети могут класть, убирать очки, наличие индивидуальных жестких, легко открываемых очечников с лоскутком ткани для протирания очков и др. Понимая, что дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут самостоятельно содержать стекла очков в идеальной чистоте, педагоги в детских садах призваны обеспечить  уход за оптическими средствами. Так, во время тихого часа, когда дети отдыхают, их очки  тщательно промывают и протирают.

           Практика воспитания и обучения детей с функциональными  расстройствами зрения показывают, что часть родителей попустительствуют невыполнению детьми лечебных назначений. Нередки случаи, когда, выходя за территорию образовательного учреждения, родители разрешают детям снимать окклюдоры, очки, а в выходные дни вообще не обращают внимание на эти методы лечения, что не просто снижает эффективность лечения, но и приводит к рецидивам заболеваний. Такие факты, безусловно, актуализируют  целенаправленную работу по воспитанию у детей и их родителей адекватного отношения к проблемам нарушения зрения  и выполнению лечебно-восстановительных назначений, что возможно и необходимо проводить в рамках коррекционно-развивающего и образовательного процессов.

              Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в тесном единстве с лечебно-восстановительным процессом.  

          Тифлопедагог как специалист призван готовить малыша к осознанному  восприятию диагностико-лечебных действий врача. Так, у вновь поступивших в специальный детский сад (младший возраст, глубокое слабовидение) тифлопедагог формирует зрительные представления (образ с точным словесным обозначением) о стимулах (предметные картинки), изображенных на  таблице для проверки остроты зрения у детей, об основных цветах. Также тифлопедагог готовит детей к лечению на синоптофоре: на коррекционно-развивающих занятиях дети учатся внешним практическим действиям совмещения двух изображений одного предмета (каждое имеет отдельные детали) в  целостную картинку и т.д.

                Кроме того, все виды коррекционной работы связаны с задачами лечебного процесса, детям систематически предлагаются упражнения, игры, игры-задания, способствующие активизации  зрения, повышению различной чувствительности, развитию глазодвигательной функции и т.д. Такие направленные задания и упражнения офтальмологи  рассматривают как лечебно-восстановительные мероприятия. Педагог обращает внимание детей на то, что частое выполнение таких заданий и упражнений способствует лечению их нарушенного зрения. Также педагог знакомит  родителей с содержанием подобных игр, убеждает их в обязательном выполнении таких упражнений вместе с детьми в домашних условиях, особенно в выходные дни, мотивируя  родительскую активность лечебной направленностью этих занятий.

          В рамках общеобразовательного процесса в разделах валеологического и экологического воспитания, в ходе обучения основам безопасности жизни дошкольники овладевают знаниями о роли зрения в жизнедеятельности  человека (в игре, познании, учебе, труде), о здоровом образе жизни и его значении для зрения, о факторах среды обитания, которые благоприятны или могут негативно влиять на зрение, о травмоопасных  для глаз предметах быта и жизненных ситуациях и др.

            Таким образом, воспитательная работа по формированию у детей с нарушением зрения сознательного отношения к вопросам его охраны и развития отражает  принципы единства, психолого-педагогических мероприятий, актуализации личностного  потенциала ребенка и  строиться на комплексном  подходе в реализации этого направления профилактической работы в коррекционном учреждении.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Рекомендации для родителей по соблюдению гигиенических правил охраны зрения в домашних условиях»

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: познакомить родителей с правилами охраны и гигиены зрения детей в домашних условиях.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Питание, необходимое для здоровых глаз»

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: содействовать повышению роли семьи в организации рационального, сбалансированного питания детей дошкольного возраста,  являющимся важным условием сохранения зрения и поддержания функций глаза.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир »

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: дать практические рекомендации родителям по оказанию помощи слабовидящим детям в познании окружающего мира,  для их дальнейшего успешного обучения в школе.

Умение видеть и понимать окружающий мир не дается ребенку от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно,, по мере своего роста и развития. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. У слабовидящего ребенка из-за зрительного нарушения начинают складываться неточно те образы предметов и явлений окружающего мира. Даже у дошкольника с нормальным зрением еще нет умений целенаправленно изучать предмет, прослеживал его контур выделяя наиболее характерные признаки и детали, составляя отдельные части предмета, соотнося  существенные и второстепенные свойства предметов.  

Слабовидящий же дошкольник кроме всего прочего, не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных от его глаз на большое расстояние. Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетные картинки в книжках, где одно изображение заслонено другим. Трудность узнавания связана еще с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки его восприятия.
Поэтому родители слабовидящего ребенка должны научить его правильно зрительно обследовать предмет, учить выделять главные, существенные признаки, прослеживать форму предметов, анализировать, сопоставлять предметы между собой по общим и отличительным свойствам. Не всегда знакомство с предметным миром следует начинать с включения зрения. Там, где это возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предметов на осязание, слух, обоняние, вкус и т.д.
Вначале ребенку можно предложить потрогать предмет рукой, провести пальчиком по контурам фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игра в «Чудесный мешочек», в который можно положить разные  предметы. Ребенок отгадывает на ощупь овощи, фрукты, предметы быта и т.д. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет: пальчиками провести по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали. Участие сохранных органов чувств в процессе восприятия при ослабленном зрении обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого полнее сможет рассказать о вкусовых, обонятельных, осязательных признаков предметов. Все это ребенок может познать без участка зрения. А это важно для того, чтобы в своей самостоятельной деятельности слабовидящий ребенок смог умело использовать все сохранные органы чувств для узнавания предметов и явлений, особенно там, где ему недоступно зрительное узнавание  объектов. Необходимо учить слабовидящего ребенка правильно использовать остаточное зрение для знакомства с предметами. Для этого важно направлять зрительное внимание ребенка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное прослеживание с движениями пальца по контуру предмета. Дети должны научиться видеть форму, цвет, размер, пространственное положение объектов. Все это очень хорошо организовать в игре, т.к. мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятиям. Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры, как «Чего не стало»,

Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить детей видеть это явление в окружающей обстановке. Во время прогулок играл с ребенком в прятки вы показываете, что спрятаться можно полностью за угол дома, за большой забор, тогда вас не будет видно. При этом варьируйте задание: «Спрячься, чтобы было не видно совсем» или же «Спрячься так, чтобы видна была твоя рука, нога, голова и т.д.». Так в предметных ситуациях слабовидящие дети понимают, почему за забором не видно всего дерева, почему нельзя увидеть всю дверь дома, потому что на ее фоне стоит человек.   В игре «Угадай, кто позвал?» могут принять участие дедушка, бабушка, мама, папа, сестры и братья. Ребенок на слух определяет, кто его позвал. Вы всегда должны помнить, что многое из того, что окружает ребенка может остаться для него неизведанным и непознанным, если взрослые не помогут ему всесторонне это познать. Если слабовидящий ребенок научится видеть и понимать окружающий мир, то его занятия в школе будут проходить более успешно. 

Источник

Консультация для родителей

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредствам дидактических игр и упражнений»

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия.

Зрительное восприятие — сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе.

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение. У детей с нарушением зрения из-за снижения остроты зрения и недостаточности состояния здоровья возникают трудности накопления чувственно-практического опыта.

Родители в домашних условиях с помощью дидактических игр и упражнений могут закрепить результаты работы учителя-дефектолога.

Игровое действие дидактической игры является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Рекомендации родителям по развитию зрительного восприятия.

Задачи развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения:

 Учить детей различать предметы на ощупь.

 Формировать умение выделять признаки в предмете.

 Учить соотносить предметы по величине.

 Учить способам распознающего наблюдения.

 Учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

 Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

 Формировать умение составлять из частей целое.

 Формировать сенсорные эталоны формы.

 Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

 Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Упражнения и игры для развития зрительного восприятия

Развивающая игра «Что перепутал художник?»

hello_html_m685c39fd.jpg

Развивающая игра «Лабиринты»

hello_html_m244cd744.jpg

Развивающая игра «Предметы и контуры»

hello_html_m260917a5.png

Игра – упражнение «Найди отличия»

hello_html_5efd5bfc.jpg

Упражнение «Дорисуй по точкам, цифрам»

hello_html_m641cb9cd.jpg

Игры со счетными палочками

hello_html_m16a3ed6b.jpghello_html_6b96a16e.jpg

Упражнение «Скопируй фигуру»

hello_html_15c9b251.jpg

Игры «Сложи картинку», «Пазлы»

hello_html_1b334359.jpg

Игра «Волшебный мешочек»

(определение предметов на ощупь)

hello_html_m3103d4c0.jpg

Упражнение «Дорисуй предмет»

hello_html_m1904b83b.png

Упражнение «Какие картинки спрятались?»

hello_html_4def0ce2.png

Развивающая игра «Разноцветные узоры»

hello_html_m4b67d24a.jpghello_html_m6e9130e4.jpg

Регулярное использование коррекционных упражнений будет способствовать:

• повышению остроты зрения у детей, развитию двигательных функций глаз, развитию бинокулярного зрения;

• повышению познавательной активности детей, улучшению психоэмоционального состояния и здоровья детей.

Хочется рекомендовать родителям, как можно больше использовать дидактические игры и упражнения в системе коррекционной работы по развитию зрительного восприятия с детьми, имеющими различные нарушения зрения.

Источник