Консультация взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи ребенка

Взаимодействие детского сада и семьи

по развитию речи детей

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей. Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили,— ребенок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

Существует много программ, нацеленных на решение проблем разностороннего развития ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание в них отводится формированию речи.

Опыт работы по программе показал: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

  1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

В нашей стране обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

  1. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

  1. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.

Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьезной работы по его исправлению.

Обследование речи. Ежегодно проводится обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребенка.

Цель обследования – выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определение результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т. е. динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).

Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр. При необходимости к разговору с родителями привлекается логопед детского сада. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей.

Дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • «Помогаю маме».Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • «Волшебные палочки».Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

  • «Давай искать на кухне в слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
  • «Угощаю».«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор. пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с цельюразвития грамматического строя речи.

  • «Приготовим сок».«Из яблок сок…(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

  • Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
  • Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

«По дороге из детского сада (в детский сад)».

  •  «Я заметил».«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  •  «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

  • «Перепутаница».«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребенка.

  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

  • «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).  «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Подвижные игры».

  • «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»
  • «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

«Взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным. Это могут быть выставки, праздники, традиции.

Выставки.Воспитатели не устают убеждать родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Источник

Галина Дорощенкова
Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. Консультация для родителей

Овладение речью ребенка находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Возникновение речевых нарушений зачастую обусловлено социальными причинами. Это, прежде всего, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения.

Неправильное речевое окружение и воспитание также может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Поэтому важно чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Участие родителей в речевом развитии необходимо начинать с момента

рождения ребенка:

— необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить, ведь ребенок начнет говорить только тогда, когда вы захотите его слышать;

— поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос;

— не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;

-не сравнивайте ребенка ни с кем;

развивайте фонематическое восприятие (слух) – отгадывание звучащего предмета или музыкального инструмента;

— делите слова на слоги;

— делайте специальные упражнения, развивающие артикуляционный аппарат; дыхательные и звуковые («цокот лошадки», «стрельба», «трактор»,

«пароход гудит», «барабан», «загнать мяч в ворота»);

— чаще читайте ребенку.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает

новые слова, обороты, развивает слух. При этом помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Родителям важно знать, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания.

Ведь иногда родители, бабушки и дедушки умиляются особенностям речи ребенка, поощряют неправильное произнесение слов.

В то же время, нельзя требовать правильного произнесения звуков в тот период жизни ребенка, когда этот процесс не закончен. Чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные

ему слова, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны.

Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских

учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка,

то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном

речевом развитии ребенка.

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает

развитиевсех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников – тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение рекомендаций родителями, которые дают им педагоги.

Родителям необходимо знать, что именно их роль в речевом развитии

ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителямнеобходимо учесть следующие моменты:

— следует реально оценить состояние здоровья ребенка;

— если вас что-то беспокоит в его речевом развитии, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам;

— многие считают, что с возрастом, к 6-7годам, звуки сами по себе будут произноситься правильно, и не обращают внимания на плохое произношение у малыша. Это неверно. Обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается к пяти годам. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу.

Когда же речь устоялась (со всеми дефектами, специалисты принимаются за дело.

Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимного проникновения двух социальных институтов.

Источник

Структурное  подразделение «Улыбка» корпус 1

ГБОУ СОШ им. М.Н.Заводского с. Елховка

                                                              Воспитатель:

                                                                   Смирнова М.И.

Консультация для родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи по

развитию речи детей.

К. С. Аксаков писал:» Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной.

      В связи с этим наше дошкольное учреждение меняет уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 года, вступил в силу с 01 .01 .2014 года), обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

     Нами выбрана одна из рекомендованных программ «От рождения до школы». Это комплексная программа, нацеленная на решение проблем разностороннего развития ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание уделяется формированию речи

     Опыт работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

     Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов. В процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах).

      Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия воспитателей без помощи родителей будут недостаточны. Например: если воспитатель будет называть предмет или действие правильно, а родители так как усвоил ребёнок с младенчества, то ребёнку трудно будет усвоить новые слова и понятия.

       Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи родителям необходимо учесть следующие моменты:

  1. Следует реально оценить состояние здоровья. В последующие годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчёркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребёнка – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса. Способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи.
  3. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать как максимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому родители стремятся как можно раньше научить ребёнка читать, при этом многие важные стороны развития речи ребёнка остаются без должного внимания. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развития речевого слуха и т. Д. Овладение грамотой –не самоцель, это определённый этап речевого развития ребёнка, который подразумевает серьёзную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Эти и многие другие моменты учтены авторами программы «От рождения до школы».  В разделе «Коммуникация» заложен большой объем задач, реализация которых происходит в процессе взаимодействия воспитателей и родителей.

          Предлагаемая методика по развитию речи:

А. учитывается состояние речевого развития детей на современном этапе;

Б. ориентируется в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребёнка, а не только возрастные;

В. активно использует педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;

Г. Охватывает все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;

Д. тесно взаимосвязаны с другими видами жизнедеятельности;

Е. опирается на конкретную помощь родителей в вопросах развития речи детей.

    Родители и педагоги» вооружены» единой программой (разработанной для каждой возрастной группы).

   В своей возрастной группе мы проводим с детьми следующую работу:

  1. Обследование речи. Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребёнка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь.
  2. Развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребёнка.

Цель обследования: выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом, определение результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т. е. динамика речевого развития за год. Анализ материалов обследования дает четкую картину речевого развития каждого ребёнка. Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя и только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы- наметить индивидуальный план работы с ребёнком с помощью родителей в развитии речи и дальнейшего её совершенствования, тут же распределяется объем работы: что делает воспитатель, а что родители. Воспитатель объясняет родителям, что их участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком –не отъемлимая часть сложного процесса формирования речи.

       Ежедневно нужно проводить «Игротеку» -т.е. разнообразные дидактические игры. Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми знаний и умений, представлений на игровом материале. Сюда же можно привлечь родителей, познакомив их с различными речевыми дидактическими играми. В каждой группе организован уголок для родителей, где можно почитать специальную литературу, консультации, практические советы для решения проблем речевого развития ребёнка. Так же оформляется стенд «Домашнее задание», где выставляются специальные задания на закрепление различных речевых навыков, в том числе игры на развитие мелкой моторики рук.

Например: «Помоги маме» — предложить помочь перебрать горох, фасоль-помощь маме и тренировка пальчиков-мелкая моторика рук.

«Поищем слово» — какие слова можно «вынуть» из шкафа, супа, холодильника…

«Назови ласково», «Скажи по другому», «Мамы и детки»…

 Можно использовать «Мастерскую Золушки» -где мама что-то пришивает или чинит, а ребенок выкладывает рисунок из пуговиц или ниток.     Организуем выставки поделок детей, выполненные в свободное время. Убеждаем родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук.

    Используем разные виды праздников и вечеров отдыха для общения детей и родителей на эмоциональном уровне. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития. В группе наработан большой опыт взаимодействия с семьями своих воспитанников, но эта область развития ребёнка безгранична.

Мамы и папы! Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!

Источник