Консультация по развитию познавательных процессов ребенка

Консультация для родителей

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим  с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы — зрительные, логические, словесные — различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» — на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один — лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже — то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение — символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. 

 Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Источник

Развитие познавательных процессов у дошкольников

Познавательные процессы — это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относятся: восприятие, память, мышление, внимание, воображение.

Дошкольный возраст — начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Восприятие

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (участвуют разные анализаторы).

ВОСПРИЯТИЕ в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

Активному  развитию  восприятия способствует  разнообразная  деятельность: конструирование,  рисование, просмотр фильмов, прогулки.

Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных

данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов,  их  особенности,  назначение.  Активно  развиваясь,  восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи.  

Рекомендации педагогам и родителям по развитию восприятия

  • Учить детей различать предметы на ощупь.
  • Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
  • Учить соотносить предметы по величине.
  • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
  • Формировать умение составлять из частей целое.
  • Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
  • Различать основные признаки разных времен года.
  • Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана — схемы.
  • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

  • «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
  • «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» (ориентация в пространстве по плану — схеме).
  • «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
  • «Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).
  • «Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).
  • «Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).
  • «Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
  • «Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Внимание

ВНИМАНИЕ – это психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

С  раннего  детства  внимание  детей  отличается  непроизвольностью.  Их

привлекают новизной и интенсивностью: яркой игрушкой, громким звуком или различными  специфическими  раздражителями.  Внимание дошкольника

начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми   эмоциями,   а   также   раздражителями,  имеющими непосредственную  связь  с  потребностями  ребенка.  С  развитием  же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес. Дети  учатся  управлять  своим  вниманием,  но  в  силу возраста  по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на  заданный. В завершении дошкольного периода дети способны к получасовым занятиям. Внимание переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей  ранее  деятельности,  бывшей  объектом  произвольного сосредоточения.

Формированию сферы внимания способствуют:

1.организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная

нагрузка, перемена видов деятельности);

2.подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес;

3.включение развивающих упражнений.

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию внимания

  • Развивать слуховое внимание через дидактические игры.
  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать на занятиях элементы игры.
  • Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  • Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
  • Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  • Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить детей сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

  • «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»).
  • Игры — головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия».
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
  • «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
  • «Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
  • «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

Память

Память —  запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени) .

Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию памяти

  • Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  • Обучение культуре запоминания.
  • Учить ребенка вспоминать последовательность событий.
  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
  • Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.
  • Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

  • «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).  
  • «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.)
  • «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
  • «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
  • «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
  • «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
  • «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
  • «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Мышление

МЫШЛЕНИЕ — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Накопленная  за  период  раннего  возраста  образная  информация  и  простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования дошкольником образами расширяются границы познания.

Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей  и  дошкольным  учреждением.  Используя  продуктивные  виды познавательной  деятельности,  к  примеру,  дидактические  игры,  взрослые оказывают  непосредственное  благотворное  влияние  на  развитие  мышления дошкольника.  Дошкольный  возраст характерен  переходом  к  словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению.

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию мышления

  • Составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.
  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить сравнивать предметы.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
  • Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами
  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
  • Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
  • Учить ребенка устанавливать причинно — следственные связи.
  • Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
  • Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

  • «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • «Антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый — легкий», «сильный -слабый», «легкий — тяжелый и др.).
  • «Лото». «Домино», пазлы, конструкторы.
  • Загадки.

Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Развитие  воображения влияет  на  формирование  всей  познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного  запаса.  Появление  умения  создавать  замысел,  достигать  его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Важной  характеристикой  воображения считается  его  реализм,  умение  отделить  возможное  от  невозможного. Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.

Как развивать воображение у дошкольника

Использовать заменители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку – конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом. Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов.

Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.
Пространственное воображение. Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.

Создание и реализация плана задуманного. Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.

Дошкольный возраст — благоприятный период развития познавательных процессов.  Своевременная  диагностика  с  раннего  дошкольного  возраста

позволяет  скорректировать  формирование  познавательной  сферы  в  целом,

выявить  пробелы  в  развитии  отдельных  психических  процессов. Совершенствование познавательных процессов достигается путем упражнений, совместной или самостоятельной активной деятельности дошкольников.

Методика «Нелепицы»

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; Целостность зрительного восприятия. Кроме того, это задание ориентировано на выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» или «Чей контур?»

Автор: Немов Р. С.

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.

Методика «Последовательность действий»

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Источник