Консультация для родителей развитие личности ребенка
Линара Вильданова
Консультация для родителей «Развитие личности ребенка дошкольного возраста»
Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания –любовь к ребенку. Говорите о своей любви к ребенку, не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу, речь может быть строгой, но ни в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют. Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние. Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т. д. Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были.
Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и прочие проблемы. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание.
Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, а не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях. Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.
Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Делиться своими чувствами — значит доверять.
Развивать способность к сочувствию.
Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены.
Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Похвала за усилие, любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой.
Повышение самооценки.
Иногда родители неправильно используют поощрения убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.
Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Важно ни сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут, организуете.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне
нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Это укрепляет уверенность ребенка, его самооценку.
Выполняйте свои обещания!
Потому что верить больше не будут!
А восстановить доверие ребенка очень нелегко.
Все в Ваших руках.
Источник
Раиса Животок
Консультация для родителей «Развитие личности ребенка»
«Развитие личности ребенка»
Цель: Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания детей по данной теме
Задачи:
-помочь родителям в выборе методов и средств воспитания личностных качеств детей;
-способствовать формированию культуры общения родителей и детей.
-помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
Форма проведения: дискуссия, с элементами проигрывания проблемных ситуаций.
Продолжительность: 1 час.
Дата проведения: 25.12.14г.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, бумага, фломастеры, стул, презентация.
План проведения родительского университета:
1. Вступительное слово педагога-психолога;
2. Составление памятки для родителей (в процессе проведения родительского университета);
3. Эксперимент с листом бумаги;
4. Вопросы для обсуждения;
5. Подведение итогов.
Ход проведения родительского университета
Слайд 1.
Игра «Я капитан»
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас.
Все дети рождаются одинаковыми, чистыми, как белый лист бумаги, на котором можно нарисовать все, что угодно, как кусок пластилина, из которого можно вылепить любую фигуру. Так почему же при прочих равных условиях дети потом вырастают и становятся такими разными взрослыми? Конечно, индивидуальность – это замечательно, поэтому очень важно, чтобы родители заботились о развитии своего ребенка. Хотя здесь многое также зависит от развития самого общества. Для развития ребенка существует масса средств, от различных игрушек до настольных игр, книг и других развивающих моделей, интернет игр, мультфильмов.
Мы выберем 2 человека, которые будут сегодня заполнять памятку сегодняшнего заседания, в конце вы зачитаете, что у нас общими усилиями получится. (Выбор людей)
Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой.
Ваша задача —точно следовать инструкции: — согнуть лист пополам; — еще раз пополам; — оторвать верхний правый угол; — оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Так пробуя лепить своего ребенка, стараясь воспитывать его правильно, порой опираясь, на свою собственную интуицию, мы растим наших замечательных и самых лучших в мире людей.
Что на это говорят зарубежные американские психологи, итак можно развить гармоничную личность, если развивать такие виды интеллекта ребенка:
Существует теория 8 интеллектов,которые подразделяются на:
Слайд 2. (текст)
Слайд 3.
У нас все немного проще, примерно так –же. Развитие ребенка бывает:
• Социальное;
• Физическое;
• Познавательное;
• Психическое;
На последнем мы остановимся поподробней, т. к. все предыдущие позиции будут присутствовать, но если в порядке последний компонент, т. е. психический. Не для кого не секрет, что дети все очень разные найти двух совершенно одинаковых невозможно. Есть детки, которые внешне слабые, но развиты интеллектуально. Бывают дети, которые легко могут найти общий язык с любым человеком, однако не много знают не умеют логически мыслить и т. д.
Для того, чтобы дети много знали и много умели, им нужны помощники — родители. Те гиды, которые буду обучать, направлять, с чего начинается любая зародившееся жизнь. Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её качеств, нравственной позиции, мировоззрения.
Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. В старшем дошкольном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. В школьном возрасте, он уже применяет свой опыт. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка – социальная часть личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.
Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Однако уметь общаться со своим ребенком не всегда получается, многие люди, даже самые грамотные допускают ошибки в общении со своим ребенком, где ребенок теряется контакт с родителем, у ребенка появляется куча проблем, с которыми он остается наедине и пытается их решить самостоятельно.
Слайд 4.
Как же сделать правильно и с чего начать формирование личностных качеств ребенка. Сейчас мы попытаемся проиграть проблемные ситуации, из которых вместе будем искать выход из нее. А по пути мы будем заполнять нашу памятку.
Задание № 1. Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой — ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся, и сказать о том, что он очень соскучился. Удобно ли вам?
Исправьте ситуацию. Встают рядом.
Первая причина, мешающая общению — это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Слай 5.
Задание № 2. У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой.
Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Итак, 2 причина, которая мешает нам — мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3. Представьте, что ваш ребенок, придя из школы, заявляет «Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите?
(родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения)
3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.
Слайд 6.
Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье.Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка.
Значимость ребенка — это признание его значительности в существовании семьи.
Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.
Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения с детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям — но ведь без семени цветок на окне не вырастет!Народная мудрость говорит:
Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом —пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для семей XXI в. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.
Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них.
Разбор различных ситуаций.
Слайд 7.
— А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем различные ситуации.
Ситуации для обсуждения.
Слай 8.
Ситуация № 1.
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»
Ситуация № 2.
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?
Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые они видят на слайде. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.
Карточка «Закончи предложение»Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок.
-ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть) ;
-ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным) ;
-ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины) ;
-ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других) ;
-ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным) ;
-ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым) ;
-ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей) ;
-ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя) ;
-ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) ;
-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире) .
Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения) .
Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды — все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Личностное развитие детей». Подведение итогов.
Чаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы?
Источник
Явкина Надежда
Консультация для родителей «Развитие личности в раннем возрасте»
Ранний возраст – важный период для личностной социализации ребёнка (процесс и результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формирование мировоззрения). Социализация становится возможной благодаря подражанию ребёнком поведению взрослых, за которыми он регулярно наблюдает.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам активно начинает пользоваться местоимением «Я».
После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в психике ребёнка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.
В это же время появляется и потребность в самостоятельности.Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после заявления: «я сам», когда взрослый пытается в чем-либо помочь ребёнку против их воли.
Многие дети создают себе трудности такого плана, как взбирание на гору, когда ее можно обойти, на предметы мебели, ходят с закрытыми глазами, что доставляет удовольствие ребёнку. Это способствует становлению характерологических свойств личности: силы воли, настойчивости, целеустремленности.
С появлением самосознания у ребёнка развивается способность к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Так, после 1,5 лет дети способны утешать расстроенную маму, обнимать, целовать, дать что-нибудь вкусное ей. Психологические состояния способны понять уже 2-х летние дети.
Пример: «Саше, которому 1,5 года, дрался с Егором из-за игрушки, и тот заплакал. Саша отдал игрушку Егору, он все равно плакал. Саша подождал немного и принес своего медвежонка, но Егор был безутешен. Саша снова подождал и принес полу из соседней комнаты свое одеяльце». (Развитие личности ребенка, С. 154)
В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.
При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.
Еще показателем развития мотивации достижения успехов является в) способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, 4-й г) показатель – это умение различать способности и прилагаемые усилия. Это говорит о том, что ребенок готов к анализу причин своих успехов и неуспехов, способен управлять деятельностью, направленной на достижение успеха и избегания неудач.
Признаки развитиясамосознание у ребенка:
1. Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.
2. Описание своего поведения. На 3-м году, малыш, выполняя какое-либо действие, описывает его. Взбираясь на стул,приговаривает: «Я сяду»,строя башню из кубиков: «Я строю», «Я ем», «Тима сидит» и т. д.
3. Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так.проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).
4. Чувство собственности.Пример: два 3-х летних незнакомых мальчика играли в разных концах незнакомой комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков, Никита, несколько раз отбирал игрушки у другого мальчика Димы. Вначале Дима на это не реагировал. Но после очередного «нападения» Дима пересек комнату, взял игрушку, с которой играл Никита, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Никита пытался отнять ее, но Дима крепко схватил ее, и ему удалось отстоять игрушку. Так Дима проявил чувство собственности (забрал игрушку и отстоял ее).
5. Эмпатия. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 70)
Источник