Консультация для родителей по математическому развитию ребенка

Консультация для родителей «Математическое развитие детей в семье»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Далеко не все дети обладают математическим складом ума. При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они умели:

1.считать до десяти в возрастающем и убывающем порядке, узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные и порядковые числительные от одного до десяти;

2. называть предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка;

3.узнавать и изображать основные геометрические фигуры;

4. делить предмет на 2-4 равные части;

5.измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

6.сравнивать предметы: больше — меньше, шире — уже, выше – ниже;

Как же следует учить ребенка считать?

Самый простой и эффективный метод – пересчет предметов. Для этого не обязательно организовывать специальные занятия. Во время общения ребенка со взрослым, во время детских игр много возможностей для упражнения в счете. «Сколько красных машин на стоянке? Сколько карандашей в коробке? Принеси пять тарелок, пять ложек. Поставь столько чашек, сколько человек будет пить чай».

При сравнении двух групп предметов взрослый должен показать ребенку, как преобразовывать неравночисленные множества в равночисленные, добавляя или убирая один элемент. Например, ставим в ряд 5 кубиков, а под ними – 7 камешков. Предлагаем ребенку определить, чего больше, чего меньше, камешков или кубиков, или их поровну. Выяснив, что кубиков меньше, чем камешков, можно предложить ребенку сделать так, чтобы кубиков и камешков было поровну. Важно не торопиться с подсказкой и дать возможность самому ребенку найти правильное решение.

Выполняя задание, ребенок должен не только дать четкий ответ, но также уметь аргументировать его, рассказать о том, как он пришел к такому выводу.

Игру в мяч тоже можно использовать для закрепления математических знаний детей. Во время прогулки вы кидаете ребенку мяч и называете число. Ребенок, кидая мяч обратно, должен назвать число на один больше или на один меньше, в зависимости от того, как условились.

Таким образом, дети усваивают закономерность натурального следования чисел: каждое последующее число больше предыдущего на один.

В целях подготовки к изучению сложения и вычитания необходимо познакомить детей с составом чисел из двух меньших. Для этого можно использовать любые предметы двух цветов: кубики, пуговицы, квадраты и др.

Например, положить пять красных квадратов в ряд. Пересчитать их. Затем один красный квадрат заменить синим и пересчитать так: четыре красных, один синий, а вместе пять. Затем еще один красный квадрат заменить синим и опять пересчитать: три красных и два синих, а вместе пять. Заменить еще один красный квадрат на синий и пересчитать: два красных и три синих, а вместе пять. И наконец, еще один красный квадрат заменить синим, пересчитать: один красный и четыре синих, а вместе пять. Таким образом, будут получены все возможные варианты состава числа пять: 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

Так, в играх дети усваивают представления об отношениях между числами, о равенстве и неравенстве, о составе числа из двух меньших чисел, учатся аргументировать свои ответы.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью что-то измерить. И эти ситуации надо использовать для обучения ребенка.

Мама готовит завтрак. Ребенок обычно здесь же, на кухне. Предложите ему помочь вам. «Давай отмерим 5 ложек крупы для манной каши». Обратите внимание ребенка на то, что каждый раз крупы в ложку надо насыпать одинаковое количество.

В каждой семье бывают ситуации, когда надо что-то передвинуть, поменять мебель местами. Используйте и эти моменты для обучения, ребенка измерению. «Встанет ли шкаф на то место, куда мы хотим его передвинуть? Как это узнать? – такого рода вопросы ставят ребенка перед необходимостью решить практическую задачу, будят его умственную активность. В аналогичных ситуациях важно побуждать ребенка рассуждать. Рассуждая вслух, ребенок обучается логически мыслить, делать простейшие умозаключения.

Очевидно, ребенок, в конечном итоге, придет к выводу, что надо померить, встанет ли шкаф на то место, которое выбрали для него. Взрослые могут помочь ему в нахождении предмета, с помощью которого можно померить, и как добиться наиболее точного измерения.

В жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью что-то разделить. Этому следует научить детей. Сначала надо показать ребенку, как делить предметы на две, четыре, восемь равных частей. Родители сами могут придумать ситуацию, когда ребенок будет поставлен перед необходимостью деления.

Например, к нему зашел в гости товарищ, его хочется угостить, а яблоко только одно. Что делать? Дети решают разделить яблоко. Здесь необходимо объяснить, что разделить можно по-разному (ведь разделить можно и не поровну, а нам нужно разделить на две равные части. После этого вы аккуратно делите яблоко, сравнивая оба кусочка, говорите, что они одинаковые, равные: «Два одинаковых кусочка, две равные части».

Читая ребенку книжку или рассказывая сказки в которых,встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После этого спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть ваш ребенок сам придумывает сказки с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше — меньше, выше — ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Читайте также:  Значение кризисов в психическом развитии ребенка выготский

Такого рода упражнения учат ребенка сравнивать, сопоставлять, логически рассуждать, делать соответствующие выводы и умозаключения. А, следовательно, продвигают его в умственном развитии.

Главное в обучении ребенка не тот объем знаний, который вы ему дадите, а тот развивающий эффект, который будет получен в результате обучения. В итоге обучения ребенок должен стать умнее. Если он научился думать, рассуждать, давать ответы осмысленно, логически обосновывая их, — значит, вы достигли желаемого результата.

Немного игр

Игра «Наоборот» (толстый — тонкий, высокий — низкий, широкий-узкий).

Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.

Игра «Назови соседей» (взрослый называет число, а ребенок — его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

Игра «Подели предмет» (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.

Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.

Игра «Угадай, сколько в какой руке». В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

«Игра с мячом». Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Более сложное задание: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой.

Игра «Далеко ли это?» Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии,например, лестницуи сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Игры в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие автомашины, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Здесь больше мальчиков или девочек? Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке. Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое. Сколько этажей в этом доме? и т. д. 

Источник

ИРИНА КЕДОВА
Консультации для родителей по математике

Консультация для родителей

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ».

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Наглядность — важный принцип обучения ребенка. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей. Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Позвольте предложить Вашему вниманию несколько игр, в которые Вы, вместе с ребёнком, можете поиграть дома.

Мячи и пуговицы Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Счет на кухне Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Угадай, сколько в какой руке В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д., и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке. Сложи квадрат Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера — скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три. Самый сложный вариант для малыша — набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка в таблице

Успехов вам и вашим детям!

Консультация для родителей

«ЧТО ТАКОЕ МАТЕМАТИКА

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра — дело добровольное!

Больше играйте с детьми!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Математические игры по дороге домой»

Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Но что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.

«Ниже — выше».

Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

«Цвета».

Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.

«Посчитаем вместе»

Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

«Геометрические фигуры».

Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.

«Назови лишнее слово».

Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).

Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.

Уважаемые, родители, больше играйте с детьми!

Источник

Татьяна Рыжова
Консультация для родителей «Математическое развитие детей»

Консультация для родителей

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Читайте также:  Средства развития ребенка младшего дошкольного возраста это

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые необходимы для познания окружающего мира и решение различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

В математике заложены огромные возможности для развития логического мышления, интеллекта детей. Обучение дошкольников началам математики должно отводится важное место. На это есть ряд причин: раннее начало школьного обучения, обилие информации, повышенное внимание к компьютеризации, стремление родителей как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Что должны знать дети до школы:

• Прямой и обратный счёт до 10, количественный (сколько) и порядковый (который) счёты.

• Предыдущие и последующие числа в пределе десятка. Уметь составлять числа первого десятка.

• Уметь разделить предмет на 2 – 4 части. Измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки, верёвочки, уметь сравнивать предметы.

• Изображать треугольник, квадрат, четырёхугольник.

Понятие числа составляет основу математики. Важно не то какие предметы, а сколько их.

Как же научить ребёнка счёту?

Один из приёмов: пересчёт предметов. Этим можно заниматься по пути в детский сад или вечером, когда ребёнок убирает свои игрушки. Многие дети любят помогать маме. Попросите ребёнка: «Дай мне пять картофелин. Поставь на стол столько чашек, сколько человек будет за столом. Положи столько ложек, сколько тарелок». Когда дети видят конкретные предметы, они легче усваивают понятие числа. Поэтому в процессе обучения дошкольников первостепенное значение имеют наглядные методы и практические приёмы. Желательно, вырезать из картона кружочки двух – трёх цветов (по 10 штук, полоски бумаги разного цвета и размера, кубики, палочки, цифры, геометрические формы, игры «Лото», «Домино».

Упражнение 1.

Если ребёнок не понимает значение чисел (что такое 2, 3 и т. д., то можно провести такое упражнение. Покажите ему, считая вслух 2 пальца, 2 яблока, 2 игрушки и так далее. Предложите ему самому сосчитать. Очень быстро он поймёт, что означает 2, 3, 4, 5.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Сколько братьев было у пальчика-мальчика?

Упражнение 2.

Расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, рядом, между).

Возьмите книгу «Репка». Рассмотрите с ребёнком иллюстрацию, где все тянут репку. Спросите у ребёнка.

— Кто стоит впереди внучки?

— Кто находится между дедом и внучкой?

— Как на рисунке стоят дед и баба? (рядом).

Упражнение 3.

Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, влево, вправо).

— Что в комнате сверху? Что внизу?

— Где сидит Мишка? Где сидит кукла?

Можно выучить с ребёнком стихотворение, выполняя движения.

Вот какая стрекоза, как горошины глаза.

Влево-вправо, назад-вперёд.

Ну, совсем как вертолёт.

Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

Упражнение 4.

Спросите у ребёнка:

— Сколько солнышек на небе?

— Сколько глаз у кошки?

— Сколько лап у собаки?

— Сколько пальцев у перчатки?

Предложите ребёнку придумать вопросы со словами «сколько».

Упражнение 5.

Можно проводить дома или по дороге в сад. Назвать предметы, которых высокие, а какие низкие (дерево высокое, а кусты низкие, это дом высокий, а этот низкий дом низкий и т. д.)

Загадки – шутки.

У бабушки Даши внучка Маша, кошка Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки друзей?

(Три.)

У трёх богатырей по одной сестре.

Сколько всего детей в семье?

(Четыре.)

Загадки (ориентировка во времени).

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать.

(Часы.)

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день и ночь стучим, стучим.

(Часы.)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.

(Месяцы.)

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к упражнениям, играм, занимательному материалу по математике поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать не простые вопросы школьного курса математики.

Конспект игры – занятия.

Тема «Круг».

Цель: формировать умение различать и правильно называть круг; развивать память, пространственное воображение, сообразительность, смекалку, творчество.

Задачи: научить обследовать фигуры, обведением их контура пальчиком; научить выкладывать шнурочком круг. Закреплять умение находить много предметов и один в специально подготовленной обстановке и рассказать об этом.

Материал: коврограф, домики с треугольным, квадратным, круглым окошечком, фигурка колобка, шнурки.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент (в гости к детям приходит Колобок).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришёл?

Дети: Колобок.

Обследование колобка: обвожу пальцем по контуру.

Воспитатель: Ребята, колобок весёлый, жёлтый, песенки любит петь. А ещё какой колобок?

Дети: Круглый.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Он может катиться?

Дети: Да.

• Создание проблемной ситуации: колобку нужно спрятаться от лисы.

Воспитатель: Ребята давайте поможем Колобку спрятаться от лисы, чтобы она его не съела.

• Решение проблемной ситуации: нужно показать домик с круглым окошечком.

Воспитатель: Иди покажи, Полина, в какой домик спрячем колобка? (показывает с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: Илья, а ты покажи в каком домике спрячется колобок? (показывает домик с круглым окошечком).

Колобок благодарит детей:

— Спасибо дети теперь лиса меня не найдёт.

2. Игра «Сложи колобка» (предлагаю детям каждому сделать своего колобка из шнурочка).

• Самостоятельная деятельность детей.

• Индивидуальная помощь. Поощрения.

3. Колобок хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Найди, что то круглое» (дети ходят по группе и ищут предметы круглой формы: мячик, барабан, овощи и фрукты круглой формы, тарелка).

Колобок благодарит детей.

Подвижная игра «Колобок» (дети строят большой круг, выбирают колобка и лису. Колобок бегает по кругу, лиса его догоняет).

Источник