Консультация для родителей на тему развитие речи ребенка в семье

Консультация для родителей:

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родитель просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «балов`аться»,  а не «б`аловаться», «свёкла» а не «свекл`а». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на занятиях, но и общее развитие речи, психических функций  и расширения кругозора.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Ниже я хочу привести пример того, как проводить домашние задания по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а» — «Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)

Аналогичным образом любо предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

На прогулке. Вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозора ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут для положительного результата.

Источник

Наталья Гончарова
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

Родители оказывают огромное влияние на развитие языка ребенка.

Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.

Подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.

Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени, так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д., – которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.

Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, главное говорить медленно, ясно и громко.

В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести – семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка.

Таким образом, для развития речи ребенка достаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.

Для ребенка самый мощный источник знаний, это его родители.

Советы родителям.

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

Источник

Консультация для родителей

«Развитие речи в условиях семьи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Процесс обучения ребенка речи позволяет избежать непонимания со стороны взрослых и делает первого более независимым и активным. Основные моменты в обучении речи – это в первую очередь ваши умения говорить,  слушать и объяснять.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, что бы она была развита своевременно и правильно.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа.  На занятиях и в повседневном общении  воспитатель упражняет детей в четком произношении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, формирует умение говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

Каковы же особенности речи детей 5-6 лет?

Мы разберем сейчас пять основных особенностей.

  1. Объем и характеристика словаря.

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства)

Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д.

Учим подбирать признаки: какой? Какое? Какая? Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам ( с противоположным значением).

 Изучаем слова обобщения по теме, например «одежда», «мебель», «домашние животные» и т.д.

  1. Формирование грамматического строя речи.

—  упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. Это упражнение вызывает затруднение у детей, так как изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

— Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных ( чего нет? С предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. На столе коробка без карандашей.

— Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). Например:  «У нас все синее – небо, платье; лента (синяя), плато- (синий)»

— Согласование числительных с существительными. (сосчитать сколько предметов)

— Упражнять в использование глаголов в повелительном наклонении. Например, « хочу посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу.»(не забывая при этом использовать волшебные слов – пожалуйста, спасибо)

— Упражнять в правильном произношении местоимения – мой. (мой, моя, мои, моё)

— Упражнять  в  правильном употреблении предлогов – на, в, за, под, из, с, к, над, между, перед)

— Упражняем в образовании уменьшительно-ласкательных слов и прилагательных от существительных ( стол из дерева – деревянный)

  1. Звуковая культура речи.

Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы развиваем умение определять звук в слове, когда он выделяется голосом (в каком слову есть звук «н» — сова или нога).

В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику и специальные упражнения на развитие речевого дыхания (приложение 1).

  1. Связная речь.

Развитие связной речи играет ведущую роль. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.

Изучив литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать над всеми видами связного высказывания (пересказ, составление рассказов по картинки, описательный рассказ)

И в конце нашей беседы хотелось бы дать несколько простых советов.

Говорите с ребенком обо всем и всегда. Чем чаще вы будете общаться с ребенком, тем более богаче будет словарный запас  и речь ребенка будет строится из более сложных предложений. Во время простых домашних дел используйте игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков (приложение 2). Обращаясь к ребенку, смотрите ему в глаза, старайтесь говорить не быстро и как можно чётче. Внимательно прислушивайтесь к вербальным и невербальным выражениям вашего ребенка. Уметь слушать для родителей – значит обращать внимание не только на слова,  ноя и на язык его жестов. Слушая, вы даёте своему ребенку понять ,что вы интересуетесь его «проблемами», что вас интересует его личность.

Артикуляционная гимнастика.

«ПТЕНЧИКИ» рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЧАШЕЧКА» от широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ЗАБОРЧИК» Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

«ТРУБОЧКА» Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

«ЗАБОРЧИК – ТРУБОЧКА» Чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
«ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лужащую на кончике носа.

«ЛОПАТКА» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 

Упражнения на развитие речевого дыхания

сдувать бумажки, пушинки со стола, с руки;

поддувать вверх пушинку, ватку и т.д.;

дуть на легкие шарики, карандаши;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов;

дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать воздушные шары;

пускать мыльные пузыри.

Домашняя игротека.

Игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков.

«Помогаю маме» Большую часть времени вы, мамы, проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки» . Дайте ребенку счетные палочки или спички с отрезными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

«Давай искать на кухне слова» .Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Сладкого? И т.д.

«Угощаю» .  Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусно» слово и «кладет» вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок». Из яблок сок ….(яблочный), из груш…. и т.д.

«Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

«По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.

«Волшебные очки».  Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг и скажи, какого все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красное небо и т.д.

«Игры с мячом». Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только когда услышишь звук…. ([ж],[о],[ы] и т.д.)

Источник