Консультация для родителей на тему эмоциональное развитие ребенка

Оксана Билько
Консультация для родителей «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста»

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

Источник

Ольга Бобочка
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей»

Презентация может быть использована как для родительского собрания, так и для групповой консультации педагогов. В данной презентации говорится о роли развития эмоций у детей дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие детей.

Педагог-психолог МБДОУ детского сада комбинированного вида №6 Бобочка О. А.

Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. С помощью эмоций и чувств ребенок сигнализирует взрослым о своем самочувствии, желаниях, нуждах.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы.

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Современные дети стали все чаще испытывать так называемую эмоциональную усталость.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем психического состояния, благополучия, возможных перспектив развития, а так же его здоровья.

Ошибки семейного воспитания, эмоциональные перегрузки с раннего возраста блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптивных форм поведения.

Эмоции выполняют регулирующую и охранную функции.

Эмоции являются источником радости и сострадания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

В процессе выполнения совместных трудовых дел (уборка комнаты) развивается эмоциональное единство семьи.

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение

Источник

Особенности эмоционального развития детей

        Эмоциональное развитие – что это? Важно ли это? А если и важно,  то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе. Вспомните любое яркое событие в вашей жизни, связанно ли оно с проявлением эмоций: радости, удивления, страха, печали. Получается, что эмоции пронизывают всю жизнь даже самого рационального человека.

        Очень часто можно услышать такую фразу в адрес ребенка: да что он понимает, он еще совсем маленький, нашел из – за чего расстраиваться! Да, маленький, да, многого не понимает, но это не значит, что не чувствует.

         Здоровье ребенка тесно связанно с его эмоциональным состоянием.  Отсутствие эмоционального комфорта может привести к ряду серьезных заболеваний и наоборот, во время болезни у ребенка в первую очередь ухудшается эмоциональное состояние. Портрет здорового ребенка: это активный, веселый, с хорошим настроением ребенок, у него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается и умеет быстро сосредотачиваться.

        Еще лежа в кроватке, ребенок, не понимая значения слов, понимает ту интонацию, с которой он произносятся. В это время между ним и мамой имеется тесная эмоциональная связь.

                К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, поскольку ему необходима практическая помощь взрослого, так же он нуждается в оценке взрослого, его внимании.

        В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности. Специфической особенностью именно раннего возраста является ситуативность.

        Эмоции и аффекты в раннем возрасте тоже крайне ситуативны и преимущественно  появляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из  за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, но энергично бросает ее на пол и совершенно не боится  ее сломать или потерять.  

        Среди всех взаимосвязанных психических функций в раннем возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие. Доминирование восприятия означает зависимость от него других психических  функций (мышление, память, речь и т.д.) поэтому дети раннего возраста максимально связанны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Для более точного понимания этого явления, приведем пример К. Левина, который показывает, что ребенок до 2 лет вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача – сесть на большой камень, лежащий на лужайке, — оказалась трудновыполнимой, поскольку ребенок сначала должен отвернуться от камня, и, следовательно, перестать его видеть. Дети по многу раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь прикладывали руку, чтобы по крайней мере пощупать его. Одному мальчику удалось сесть на камень не отрывая от него взгляда: он расставил ноги, сильно наклонился, и, глядя на камень через ноги, сел.

        Эмоционально ребенок реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут живо интересуется обстановкой. Он не способен огорчаться из  за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что – либо подарят.

        Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают только поощрения или наказания взрослых. Ребенок не в состоянии принять решение. Это легко наблюдать  в ситуации выбора. Если ребенка 2 – 3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все – таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнет колебаться.

        В общении со взрослыми, которые помогают ребенку познавать этот сложный мир, преобладают мотивы сотрудничества, хотя и сохраняется чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение ложки и вилки или строительство башни из кубиков.

         Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет  рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах речи быть  не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как – то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого человека, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослым.

        Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении кризиса 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что – то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается, или в нужный момент рядом не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в  комнату и начинает бить по ней руками что – то выкрикивая. Причиной гнева или плача  могут быть помимо «неподдающихся» вещей и отсутствие внимания к нему со стороны взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил пытается им завладеть; ревность к сестре, брату.

        Очень часто можно встретиться с подобной ситуацией: мама занята домашними делами, а Вася надрывается, захлебываясь в плаче только потому, что мама на него не смотрит и не радуется по поводу того, что он научился катать машинку. По возможности необходимо как можно спокойней реагировать на подобные аффективные вспышки, или вообще на них не реагировать. В противном случае,  особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что вслед за его слезами, или злостью следуют уговоры и прочие приятные моменты общения со взрослыми и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиваться.

        Есть еще один выход. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться чем – то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается  и с удовольствием занимается новым делом.

        И главное – старайтесь, как можно чаще разговаривать с ребенком о своих переживаниях, будьте эмоциональны – радуйтесь и грустите вместе с ним, ведь именно ВЫ, родители как никто другой знаете своего ребенка, а значит, можете помочь ему лучше любого специалиста.

Источник

Особенности эмоционального развития детей

        Эмоциональное развитие – что это? Важно ли это? А если и важно,  то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе. Вспомните любое яркое событие в вашей жизни, связанно ли оно с проявлением эмоций: радости, удивления, страха, печали. Получается, что эмоции пронизывают всю жизнь даже самого рационального человека.

        Очень часто можно услышать такую фразу в адрес ребенка: да что он понимает, он еще совсем маленький, нашел из – за чего расстраиваться! Да, маленький, да, многого не понимает, но это не значит, что не чувствует.

         Здоровье ребенка тесно связанно с его эмоциональным состоянием.  Отсутствие эмоционального комфорта может привести к ряду серьезных заболеваний и наоборот, во время болезни у ребенка в первую очередь ухудшается эмоциональное состояние. Портрет здорового ребенка: это активный, веселый, с хорошим настроением ребенок, у него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается и умеет быстро сосредотачиваться.

        Еще лежа в кроватке, ребенок, не понимая значения слов, понимает ту интонацию, с которой он произносятся. В это время между ним и мамой имеется тесная эмоциональная связь.

                К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, поскольку ему необходима практическая помощь взрослого, так же он нуждается в оценке взрослого, его внимании.

        В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности. Специфической особенностью именно раннего возраста является ситуативность.

        Эмоции и аффекты в раннем возрасте тоже крайне ситуативны и преимущественно  появляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из  за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, но энергично бросает ее на пол и совершенно не боится  ее сломать или потерять.  

        Среди всех взаимосвязанных психических функций в раннем возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие. Доминирование восприятия означает зависимость от него других психических  функций (мышление, память, речь и т.д.) поэтому дети раннего возраста максимально связанны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Для более точного понимания этого явления, приведем пример К. Левина, который показывает, что ребенок до 2 лет вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача – сесть на большой камень, лежащий на лужайке, — оказалась трудновыполнимой, поскольку ребенок сначала должен отвернуться от камня, и, следовательно, перестать его видеть. Дети по многу раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь прикладывали руку, чтобы по крайней мере пощупать его. Одному мальчику удалось сесть на камень не отрывая от него взгляда: он расставил ноги, сильно наклонился, и, глядя на камень через ноги, сел.

        Эмоционально ребенок реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут живо интересуется обстановкой. Он не способен огорчаться из  за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что – либо подарят.

        Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают только поощрения или наказания взрослых. Ребенок не в состоянии принять решение. Это легко наблюдать  в ситуации выбора. Если ребенка 2 – 3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все – таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнет колебаться.

        В общении со взрослыми, которые помогают ребенку познавать этот сложный мир, преобладают мотивы сотрудничества, хотя и сохраняется чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение ложки и вилки или строительство башни из кубиков.

         Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет  рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах речи быть  не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как – то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого человека, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослым.

        Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении кризиса 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что – то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается, или в нужный момент рядом не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в  комнату и начинает бить по ней руками что – то выкрикивая. Причиной гнева или плача  могут быть помимо «неподдающихся» вещей и отсутствие внимания к нему со стороны взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил пытается им завладеть; ревность к сестре, брату.

        Очень часто можно встретиться с подобной ситуацией: мама занята домашними делами, а Вася надрывается, захлебываясь в плаче только потому, что мама на него не смотрит и не радуется по поводу того, что он научился катать машинку. По возможности необходимо как можно спокойней реагировать на подобные аффективные вспышки, или вообще на них не реагировать. В противном случае,  особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что вслед за его слезами, или злостью следуют уговоры и прочие приятные моменты общения со взрослыми и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиваться.

        Есть еще один выход. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться чем – то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается  и с удовольствием занимается новым делом.

        И главное – старайтесь, как можно чаще разговаривать с ребенком о своих переживаниях, будьте эмоциональны – радуйтесь и грустите вместе с ним, ведь именно ВЫ, родители как никто другой знаете своего ребенка, а значит, можете помочь ему лучше любого специалиста.

Источник