Конструктор как средство развития ребенка
Альбина Зармамбетова
Мастер-класс для воспитателей «Конструктор Lego как средство развития ребенка в игре»
Мастер- класс по конструированию из Лего.
Мастер – класс для воспитателей
«Конструктор Lego, как средство
развития ребенка в игре»
Цель: дать общее представление о конструкторе Lego, как о средстве развития
ребенка в игре.
Задачи:
• Ознакомить с конструктором Lego Duplo.
• Обучить способам конструирования.
• Познакомить с различными вариантами игр посредством построек из Lego.
Материалы: наборы конструктора Лего Дупло, ноутбук, проектор.
Ход:
Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.
Инженеры, специалисты — компьютерщики,
биологи, физики, химики, — люди, которые
должны сформировать инновационную среду…
Д. А. Медведев.
XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования.
Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать
познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одной из
таких новинок является набор LEGO Дупло, включающий в себя конструкторы,
специально созданные для детей младшего возраста.
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в
дошкольных учреждениях. Лего — это конструктор всех возрастных категорий. Дети
очень любят играть им в свободной деятельности. Этот конструктор побуждает
работать и голову, и руки. После сборки, модели превращаются в игрушку. А для
детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра — в ее
процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы,
фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные
возможности для физического, эстетического и социального развития. В самом
процессе конструирования ребенок получает удовольствие от того, что он делает,
строит то, что он хочет и это позволяет развивать его фантазию в любом
направлении.
Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Главное – Лего
должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми очень легко и
увлекательно работать. Лего-конструкторы задуманы таким образом, что
воспитатели могут постоянно черпать в них новые идеи, позволяющие привлечь и
удержать внимание воспитанников. Дополнительные элементы, содержащиеся в
каждом наборе конструкторов, позволяют детя создавать модели собственного
изобретения.
Конструкторы незаменимы для развития способности к концентрации, мелкой
моторики рук, мышления, ловкости, и даже интеллекта, а также помогут раскрыть
творческие способности ребенка. Все детали конструктора имеют четкие
геометрические фигуры, а значит, помогут развить математическое восприятие –
круглое, квадратное, длинное или короткое. При конструировании ребенок сможет
проверить способности и найти применение своим возможностям. В процессе игры,
ребенок будет фантазировать и воображать все новые и новые игровые сцены.
II Практическая деятельность.
Лего — это универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что
никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно собрать
практически всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.
Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир лего и на практике увидеть,
как мы можем работать с ним.
Начнём с небольшой разминки. Для этого я прошу вас разбиться на пары.
Прежде чем мы приступим к разминке, давайте вспомним, что детали лего
отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Стандартная деталь лего – это
кирпичик 2 на 4. Нужно подсчитать количество кнопочек на детали в длину и в
ширину. Например, красный кирпичик 2 на 3, синий, белый и т. д. Кирпичики
бывают и других размеров: 2 на 2, 2 на 6 и т. д. Кроме кирпичиков есть ещё
пластины лего.
Итак, чтобы ваш партнёр по команде понял вас, и понял какую именно деталь лего
вы хотите использовать, не забывайте называть цвет, размер и форму детали.
Кроме того, обговорим правильный способ скрепления деталей. Есть такое понятие
– называется кирпичная кладка – это правильное соединение деталей,
обеспечивающее прочное их скрепление. Назван данный способ так не случайно –
такое соединение деталей очень похоже на настоящую кладку кирпичей друг на
друга при строительстве кирпичных зданий.
Итак, правила разминки:
Разминка проходит в паре.
Два участника получают одинаковые детали.
Первый участник, отвернувшись, придумывает порядок скрепления деталей –
строит что-нибудь.
После построения он, не поворачиваясь, рассказывает другому участнику где стоит
какая деталь.
Исход игры (одинаковые или нет получились модели) зависит от того, как сумеет
первый участник объяснить месторасположение деталей.
Время разминки –2-3 минуты.
Цель разминки – для первого участника – сконструировать что-либо, по ходу
работы объясняя второму. Для второго – не видя сконструировать то же самое.
После разминки должны получиться две одинаковые модели.
Итак, разминка окончена. Предлагаю провести небольшой анализ работы.
Обсуждение с позиции ученика:
Давайте посмотрим на свои работы и на работы других.
1. Удовлетворены ли вы своим результатом работы в парах? Да или нет? Почему?
2. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?
3. Для тех, кто объяснял: получилось ли объяснить партнёру по команде ход своих
действий?
4. Для тех, кто слушал: получилось ли правильно повторить? Не понял, что нужно
делать? Не расслышал?
5. Всё получилось? Как вы думаете, почему?
Обсуждение с позиции педагога:
Я вам предлагаю высказать свои мысли о том, для чего нужна подобная разминка.
1. Разогреться, размяться, настроиться на работу
2. Выявить умение работать в паре
3. Определения модальности (что важно – смотреть, видеть, слышать)
….
Конструирование по образцу.
Ребятам демонстрируется заранее сконструированная педагогом модель. Их задача –
сконструировать точно такую же модель, выдержав цвета, размер и т. д.
Конструирование по условию.
Ребятам раздаются одинаковые картинки, например, с древней башней. Как видно
на картинке слева, древняя башня не из ЛЕГО, это совершенно другой конструктор.
Ребятам предлагается сконструировать максимально похожую башню. Допускается
некоторые условности, например, у нас нет деталей, чтобы сконструировать
круглые проёмы окон и овальные арки. Ставятся конкретные условия: повторить
архитектуру башни, расположение окон, форму, размер башни, подсчитать, сколько
кирпичиков нужно в ширину, сколько – в высоту, рассчитать, когда начать делать
проёмы для окон.
Конструирование по схеме.
Формируются новые понятия: что такое план, схема, что такое проекция (вид
спереди, вид сверху). Задание: угадай по двум проекциям, какой предмет изображён.
Конструируем замок по заданной схеме в разных проекциях.
Конструирование по заданной теме.
Озвучивается тема сегодняшнего занятия, например мебель. При конструировании
ребята ничем не ограничены – они могут фантазировать и сконструировать любую
мебель, какую захотят.
В конце каждого занятия мы подводим итоги – ребята рассказывают о своей модели.
Ребята составляют небольшой рассказ о своей модели – несколько предложений.
Они учатся объяснять, почему выбрали именно такую модель в рамках изучаемой
темы, почему использовали именно такие цвета при конструировании, каково
назначение их модели.
Теперь я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поиграть в увлекательную игру
«Самая высокая и устойчивая башня».
Башня – инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием
высоты над стороной или диаметром основания.
Башни применяются в гражданской, военной и церковной архитектуре и имеют
самые различные назначения, начиная с полезных целей и заканчивая простым
удовлетворением эстетического чувства. В крепостях и замках они служили для
обороны и наблюдения за неприятелем, в церквах – для подвешивания колоколов, в
системах водоснабжения – для помещения водяных резервуаров и так далее.
Башни бывают разные:
— Смотровые башни
— Маяки
— Колокольни
— Оборонительные башни
— Осадные башни
— Водонапорные башни
— Телебашни и т. д.
Давайте попробуем и мы с вами сконструировать башню.
Игра «Самая высокая и устойчивая башня»
При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что башня не должна быть
слишком узкая, иначе, чем выше вы её будете строить, тем больше вероятности, что
она упадёт. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много
времени на её строительство и не успеете. Башня может быть полая внутри.
Обращаю ваше внимание на то, что башня должна быть устойчивой. Устойчивость
конструкции (в архитектуре применительно к башням) – это сохранение формы
конструкции без деформаций, которые сделают её непригодной для эксплуатации и
могут повлечь за собой её падение.
Таким образом, устойчивая башня не должна качаться и падать или от неё не
должны отваливаться детали.
Правила игры:
Вначале нам необходимо разбиться в группы по 3-4 человека.
За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую
высокую и устойчивую башню. На выполнение задания у вас есть 5 минут. После
мы сравним наши башни и подведём итоги, какая команда выиграла.
Обсуждение:
Давайте посмотрим на свои работы и на работы других. Расскажите о своей башне.
1. Удовлетворены ли вы своим результатом работы в группах? Да или нет? Почему?
2. Какую именно башню хотели сконструировать? Получилось? Почему?
3. Всё получилось? Как вы думаете, почему?
4. Какие образовательные задачи мы, как педагоги, можем решать, используя данное
упражнение?
III Рефлексия:
То, что я хочу познать — это яблоня,
Что я познаю — это ветвь яблони,
То, что я передаю ученику — это яблоко,
То, что он возьмёт от меня — это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня.
Мастер класс наш сегодня заканчивается. За это время выросло удивительное
дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или
бесполезность нашего общения.
Если мастер класс для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны —
прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если мастер класс не отличается от прежних мастер классов, и ничего нового не
принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время сегодня, то – желтый, чахлый
лист
Спасибо за внимание!
Источник
Мы все с детства знакомы с конструкторами: разные материалы, цвета и размеры позволяли нам создавать целые вселенные и могли увлечь на целый день. Современные родители уже застали эпоху Лего будучи детьми и помнят, как новый набор был самым желанным подарком, а от процесса конструирования ничего не могло отвлечь. Современные дети также легко увлекаются созданием моделей из Лего, а новые наборы предлагают гораздо более широкие возможности для творчества. Давайте же разбираться, есть ли польза конструкторов для развития малышей на примере самого популярного из них – конструктора Лего.
Процесс игры в конструктор
Следует отметить, что любой конструктор – это в первую очередь инструмент. И, как любой инструмент, он может использоваться по-разному. Если проанализировать способы игры в Лего, то можно выделить следующие:
- Ребенок самостоятельно конструирует модель по предложенной схеме,
- Ребенок воплощает собственные идеи моделей,
- Несколько детей самостоятельно конструируют модели и участвуют в общей игре,
- Ребенок или группа детей конструирует модели при участии родителей или педагогов.
Все эти процессы хоть и внешне похожи, но для ребенка будут буквально разными занятиями, так как в одних условиях он активнее будет развивать креативное мышление, в других упор будет на развитие коммуникативных навыков, а в некоторых играх в первую очередь будет развиваться логическое мышление.
Польза от игры в конструкторы для развития ребенка во многом зависит от того, как организован процесс этой игры. Меняя условия и правила игры, мы можем мягко направлять развитие ребенка в нужное русло: так шумному непоседе конструктор может привить усидчивость и аккуратность, а застенчивый малыш может найти отличный повод для общения со сверстниками.
В чем польза конструкторов Лего для ребенка?
Несомненно, конструирование способствует развитию малышей, давайте же разберемся, в каких сферах развитие детей идет в первую очередь.
Лего способствует развитию мелкой моторики
Соединение и рассоединение деталей разных размеров и форм требует от ребенка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя её к письму, а также способствуя развитию мышления малыша.
Лего развивает креативность и нестандартное мышление
Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в Лего самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит и нет страха сделать что-то неправильно. Именно эти условия и создают атмосферу для развития воображения и креативности.
Лего развивает внимание, умение планировать и решать проблемы
Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребенку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся малышу в школе и во взрослой жизни.
Лего развивает пространственное и логическое мышление
Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, малыш постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы, симметрии и баланса и постоянно имеет возможность использовать эти знания: конструктор будет стоять только при условии, что у него будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой. Все эти и многие другие открытия позволяют ребенку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике, а также формирует познавательную мотивацию.
Лего способствует развитию речи ребенка
Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов и выражений.
Лего развивает умение работать в команде
Позволяя своему малышу играть в конструктор с другими детьми, вы даете ему возможность усовершенствовать свои навыки работы в команде. Если предстоит совместное конструирование, нужно сперва решить, что это будет, ракета, космический корабль или гоночный автомобиль. Создавая модели вместе, дети учатся лидерству и кооперации, распределяют роли и используют разные идеи для создания более интересной игры. Малыши учатся подчинять свои действия общей задумке, создавать и принимать правила игры, объяснять свои идеи, распределять роли, отставить своё мнение и принимать поправки в изначальный план.
Возможности организовать интересную командную работу с помощью конструкторов даже подвигла американских психологов ввести новое направление терапии, названное Лего-терапией и призванное помочь детям с коммуникативными трудностями научиться взаимодействовать со сверстниками. В процессе Лего-терапии малыши создают модели при поддержке детского психолога, который помогает детям ставить цели, распределять роли и достигать результатов сообща.
Лего развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка
Играя в Лего, дети склонны строить всё более и более сложные конструкции. Такие модели требуют не только развитых навыков планирования, но целеустремленности для достижения цели. Встречаясь с трудностями, ребенок может перестроить модель чуть ли не с нуля, но и награда в виде результата не заставит себя ждать. Конструктор Лего разработан таким образом, что внешние факторы почти не влияют на конечный результат — детали крайне редко ломаются и всегда подходят друг другу. Благодаря этому ребенок всегда получается результат в соответствии с приложенными усилиями, что положительно влияет на его самооценку.
Игра в конструктор оказывает положительное влияние на развитие физических, интеллектуальных и коммуникативных способностей ребенка. Разные способы организации игры позволяют уделить внимание разным сферам развития ребенка: работа в команде развивает коммуникативные навыки малыша, создание сложной модели развивает терпеливость и усидчивость, поэтапное конструирование развивает способность ребенка к планированию и организации самостоятельной деятельности.
Альтернативное мнение
Существуют педагоги, которые критикуют различные аспекты игры в конструктор Лего: строгие геометрические формы, ограниченность проявления фантазии при игре с современными наборами, формирование упрощенных представлений о предметах. Давайте разберемся, существует ли реальная опасность игры в конструкторы.
Говоря об упрощении, следует отметить, что, выбирать конструктор и правила игры с ним нужно в соответствии с возрастом ребенка. Любая игрушка будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если у ребенка не всё получается с первого раза. Иногда малыши сами пытаются создать всё более и более сложные модели, иногда может помочь вовремя заданный взрослым вопрос. Дети вырастают из своих игрушек, и это является признаком их развития, а Лего как раз позволяет наращивать сложность с помощью докупки новых наборов или изменения целей игры.
Говоря об ограничении возможностей проявления фантазии, необходимо упомянуть, что на сегодняшний день выбор конструкторов достаточно широк. Некоторые наборы действительно пригодны больше для создания конкретной модели по схеме, в то время как более универсальные наборы предлагают больше возможностей для креативного подхода, к тому же смешивание разных наборов может привести к весьма креативным решениям. Внимание к потребностям ребенка позволяет выбрать набор, который больше всего подойдет именно ему.
Часто критики упоминают нереалистичность форм в конструкторах Лего. Действительно, если ребенок всю жизнь будет играть только в Лего, то он может не узнать кошку в живой кошке. К счастью, в реальности ребенок встречается с огромным количеством образов разной детализации, что, наоборот, обогащает представление ребенка о многообразии предметов и явлений этого мира.
Конструктор Лего, используемый родителями осознанно, имеет множество преимуществ, а недостатки чаще связаны не с самим набором, а со способами его использования и несоответствием возрасту ребенка. Конструктором нельзя заменить все другие игрушки ребенка, но его рациональное использование оказывает позитивное влияние на развитие малыша.
Нестандартные идеи
Универсальность элементов конструктора позволяет ему выходить за пределы игровой зоны. Существует множество нестандартных идей использования Лего для развития и организации досуга детей.
Предметы быта из конструктора Лего
Вооружившись поисковиком можно найти множество идей по созданию ночников, ключниц, кормушек для птиц и подставок для карандашей из Лего. Вместе с малышом можно создать проект подарка для родственников, сделать стакан для хранения карандашей по собственному дизайну или проявить фантазию для решения текущей задачи по организации пространства дома.
Использование конструктора для таких целей имеет ряд преимуществ: его сложно сломать, любые ошибки ребенок может легко и самостоятельно исправить, предмет можно в любой момент разобрать, а сам конструктор не пачкается и не требует особых условий для хранения.
Конструкторы в обучении
Последнее время всё больше педагогов используют конструкторы в качестве наглядного материала при обучении письму и чтению, развитию мышления, памяти и внимания малыша. Сложение и вычитание, умножение и деление объясняется проще при использовании блоков разных размеров. Нанесенные на блоки буквы позволяют сделать обучение чтению по-настоящему занимательным процессом. Работая с конструктором, ребенок подключает физическую активность к процессу обучения, что делает этот процесс гораздо более эффективным и интересным. Вот один из примеров развивающих игр из конструктора Лего:
Создание новых заданий ограничивается только фантазией, а новые идеи всегда можно подсмотреть у педагогов и родителей, подходам которых вы доверяете.
Конструкторы могут стать не только отличной игрушкой, но и учебным и творческим материалом для дошкольников и младших школьников. Варьирование идей и элементов создают практически неограниченные возможности для организации развивающих занятий для детей.
Вывод
Конструкторы являются прекрасной развивающей игрушкой для детей разных возрастов. Современные наборы предоставляют большой выбор способов игры: от создания простой модели по схеме до проектирования и создания радиоуправляемых роботов своими руками. Занятия с конструкторами развивают пространственное и логическое мышление, произвольное внимание, речь и коммуникативные способности детей, учат их планировать свою деятельность и контролировать процесс выполнения задач, развивают их личностные качества. Различные способы организации игры детей задействуют разные сферы их развития, а использование конструкторов в качестве учебного материала делает игру в конструктор элементом обучения чтению и счету.
Заключение
Самостоятельная игра ребенка в Лего – это только один из способов использования конструктора для развития детей. Часто у родителей нет времени и сил для регулярных и разнообразных игр с ребенком, а возможности квартиры не позволяют пригласить ораву сверстников для совместных игр.
В этих случаях выручают уютные детские клубы, где малыш может поучаствовать в оригинальных развивающих играх и получить опыт общения с ровесниками. Педагоги детских Монтессори центров «Созвездие» регулярно обновляют свою картотеку развивающих игр и часто включают в них индивидуальные и групповые игры с конструкторами. Расписание каждого центра создается так, чтобы соответствовать потребностям разных семей: у нас есть группы полного дня, утренние и вечерние группы, а также отдельные кружки для детей всех возрастов.
А для особых фанатов конструктора Лего мы открыли кружок Лего-конструирования в нашем филиале в Куркино, на котором малыши создают индивидуальные и групповые модели при поддержке наших увлеченных педагогов.
С нетерпением ждём знакомства с Вами в наших Монтессори клубах «Созвездие»!
Источник