Игры для развития речи ребенка консультация для родителей
Наталья Валерьевна Силаева
Консультация для родителей «Речевые игры в развитии детей»
Консультация для родителей
«Речевые игры в развитии детей»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных ее формах его деятельности. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, — ребенок умеет читать и писать, поступил в школу подготовленный.
Что же было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?
А дело в том, что, например, наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Родители забывают, что все надо делать поэтапно, и для того чтобы ребенок удачно овладевал грамотой, надо хорошо освоить устную речь. Это можно сравнить со строительством дома. Какой дом долго простоит без фундамента?
А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5лет, а то и 7лет.
Нельзя сводить проблему формирование речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый фонематический слух (т. е. речевой слух). Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Так же надо осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него. Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом, требующим серьезной работы по его исправлению.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме»
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки»
Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.
Игры на обогащение словаря:
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Опиши предмет»
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
Игры с целью развития грамматического строя речи:
«Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
«Один — много»
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
«Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки — (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
«Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Повтори правильно»
Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка — мишка и т. д.
«Придумай слово»
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
«Хлопаем в ладоши»
Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и т. д.
Источник
Мария Пичужкина
Консультация для родителей «В игры играем — речь развиваем»
Учитель-логопед ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с «Огонек» Пичужкина М. С.
В игры играем – речь развиваем!
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития велико. Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте дети в буквальном смысле копируют своих родителей, поэтому родителям важно следить за своей речью, так как она является примером для подражания. Общаясь друг с другом, говорите полными предложениями, не искажайте звуковую оболочку слова, говорите с ребенком на языке взрослых, не сюсюкайтесь. При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стеснятся, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи. Задача родителей не откладывать решение проблем на потом и как можно быстрее обратиться к специалистам.
Каждый родитель с интересом наблюдает за развитием своего ребенка и ему очень хочется, что бы его правильно выговаривать звуки, говорил полными предложениями, и мы родители можем ему помочь. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Для этого не обязательно отводить определенное время. На прогулке, или занимаясь домашними делами, вы можете одновременно поиграть с ребенком.
Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку — она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.
«Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) .
И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.
Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.
«Игры на кухне» .
«Волшебные палочки». Дайте малышу сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.
«Приготовим сок». Из яблок сок. (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».
«Один –много», одна морковь — много моркови.
«Один, два, пять», одно яблоко, три яблока, пять яблок.
«Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.
Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика («Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Игра «Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения)
Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?
• разминать пальцами пластилин, глину;
• нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
• играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
• играть с песком, водой;
• резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
• рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).
Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаю успехов!
Источник
Консультация для родителей
«Речевые игры в развитии детей»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных ее формах его деятельности. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, — ребенок умеет читать и писать, поступил в школу подготовленный.
Что же было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?
А дело в том, что, например, наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Родители забывают, что все надо делать поэтапно, и для того чтобы ребенок удачно овладевал грамотой, надо хорошо освоить устную речь. Это можно сравнить со строительством дома. Какой дом долго простоит без фундамента?
А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5лет, а то и 7лет.
Нельзя сводить проблему формирование речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый фонематический слух (т.е. речевой слух). Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Так же надо осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него. Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом, требующим серьезной работы по его исправлению.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме».
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки».
Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.
Игры на обогащение словаря:
«Угощаю».
Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова».
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Опиши предмет».
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
Игры с целью развития грамматического строя речи:
«Приготовим сок».
«Из яблок сок (какой?) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
«Один — много».
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
«Чей, чья, чьё».
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки — (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
«Упрямые слова».
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Повтори правильно».
Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка — мишка и т. д.
«Придумай слово».
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.
«Хлопаем в ладоши».
Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и т. д.
Источник