Конспект занятия психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].
В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения
Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].
Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:
1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.
2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.
3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.
4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.
Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.
В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.
Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].
Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.
Роль игры в развитии психики:
1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками
2. Учиться подчинять свои желания правилам игры
3. В игре формируются первые нравственные чувства
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)
5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].
Список литературы:
1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с
2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.
Источник
Анастасия Поварова (Лебедева)
Конспект занятия по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие»
Подготовила и провела:
педагог-психолог Лебедева А. А.
Cергиев Посад
2013
Дошкольное детство — самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.
В последние годы резко возросло количество детей с отклонениями в развитии. Большинство из них имеют нарушения, в числе прочего, и когнитивной сферы, в связи с чем особенно востребованным становится материал, который можно было бы использовать не только для развития, но и для коррекции различных параметров познавательной сферы, в частности мышления.
Материалы, использующиеся нами в ходе занятий, способствуют развитию когнитивных процессов – различных параметров внимания, связной речи, понимания причинно-следственных отношений, сюжетных линий, скрытых подтекстов у детей начиная с 4,5-5 лет, так и для коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, отставание в умственном развитии и др.
Виды психических процессов
Познавательные: Ощущение, Восприятие, Представление, Воображение, Мышление, Память, Речь, Внимание
Эмоциональные: Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс
Волевые: Борьба мотивов, Принятие решения, Постановка цели
Цель: коррекция и развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников. На примере сказочных героев показать значимость в повседневной жизни человека таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Задачи:
• корректировать психические познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста;
• способствовать снятию мышечного напряжения у детей;
• развитие целенаправленного внимания;
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развивать у детей способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, а также, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов;
• развитие активной речи;
• развитие творческих способностей, воображения;
• развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой, а также, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе.
Предварительная работа:
— мониторинг уровня развития психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
— создание группы по коррекции психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Д/с №6 – ЦРР»;
— проведение индивидуальных/групповых занятий с детьми группы коррекции 2 раза в неделю по 25 минут (в течение 2012 – 2013 уч. года);
— обучение дошкольников работе с материалами из комплекта коррекционно – развивающих заданий (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему?»);
— использование печатного материала в коррекционно-развивающей работе (серия рабочих тетрадей ВСЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА – внимание, память, мышление, математика, речь, письмо).
Оборудование:
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»;
Игра «Волшебный мешочек» (геометрические объемные фигуры);
Комплект коррекционно – развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему?»);
Короткий рассказ для заучивания (для детей дошкольного возраста) «Четыре бабочки»;
Иллюстрации Ю. Д. Кладиенко «Сказки про зверят»;
Персонажи из детских сказок (Красная Шапочка – Ш. Перро «Красная Шапочка»; Карлсон — А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Кот в сапогах — Ш. Перро «Кот в сапогах»; Чиполлино – Дж. Родари «Приключения Чиполлино»; Буратино – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Незнайка – Н. Н. Носов «Незнайка на Луне»; Айболит – К. Чуковский «Айболит»);
Магнитная доска/магниты, акварельные краски, кисти для рисования, листы формата А4, фломастеры, музыкальный центр.
Список используемой литературы:
Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» (Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений, Москва, 2010 г.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Вся дошкольная программа. Письмо. Внимание. Память. Речь. Математика», 2011г.
Истратова О. : Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники, 2013 г.
Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др. ; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009г.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. — Практикум по детской психологии, 2010г.
Ход занятия:
I. Приветствие.
Деятельность педагога-психолога
Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости! Ребята, давайте создадим для всех хорошее настроение добрыми пожеланиями.
Деятельность детей
Игра «Волшебный клубочек» (под сказочную музыку)
II. Начало занятия.
Деятельность педагога-психолога
Ребята, сегодня, мне бы очень хотелось пригласить вас отправиться в сказочное путешествие.
Вы согласны? А Вы не боитесь опасностей и трудностей, которые могут возникнуть на нашем пути?
В путешествии необходимо быть очень внимательными, сообразительными, чтобы суметь найти выход из любой трудной ситуации, также нам пригодятся хорошая память, воображение.
Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? Тогда в путь!
Деятельность детей
Ответы детей
III. Задание на развитие внимания.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Красной Шапочкой.
Ребята, Вы узнали девочку? Из какой сказки наша героиня?
Красная Шапочка: «Ребята, совсем недавно, когда я шла в гости к своей бабушке, то встретила двух художников. Они громко о чём-то спорили. Увидев меня, они остановились и попросили помочь им — определить, кто из них лучше рисует. Тогда, я предложила им нарисовать меня рядом с домиком бабушки. Художники согласились. В итоге, я получила 2 картины, но на одной из них, по-моему, чего-то не хватает. Поможете мне найти различия?»
После того, как задание выполнено, Красная Шапочка благодарит ребят за помощь и уходит.
Деятельность детей
Ответы детей
Упражнение «Найди 10 отличий». Каждый из детей подходит к мольберту с изображениями и обводит фломастером отличие, которое он нашёл.
IV. Упражнения на развитие мышления.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Чиполлино. Ребята, Вы узнали героя сказки? Кто это?
Чиполлино: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить задание. Дядюшка Тыква подарил мне набор карточек, на которых изображены различные предметы. Нужно определить, какой предмет лишний в каждой карточке и объяснить, почему я так решил. Поможете мне, ребята?»
После того, как задание выполнено, Чиполлино благодарит ребят за помощь и уходит.
Деятельность детей
Ответы детей
Игра «Четвёртый лишний». Дети определяют лишний предмет на каждой картинке, свой ответ аргументируют (обобщают категории предметов, рассуждают).
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Кот в Сапогах.
Кот в Сапогах: «Здравствуйте, ребята, Вы меня узнали? А Вы умеете выполнять задания по образцу? Тогда, я сейчас проверю, как Вы умеете это делать».
После того, как задание выполнено, Кот в Сапогах хвалит ребят за старание и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Дидактическая игра «Сортировка предметов по цвету и форме». 1 серия – дети выкладываю перед собой последовательный ряд карточек, в соответствии с заданным образцом. 2 серия – дети выкладывают на индивидуальных листах карточки, с учётом их классификации по форме и цвету.
V.Физкультминутка.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Айболитом.
Айболит: «Здравствуйте, друзья мои! Долго Вы путешествуете? Наверное, совсем устали. Давайте немного отдохнём.
Деятельность детей
Дети выполняют физкультминутку совместно с психологом (под музыку Е. Железновой «У жирафа»)
VI. Задания для развития памяти.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Карлсоном.
Карлсон: «Приветствую Вас, друзья! Я — мужчина хоть куда! Ну в полном расцвете сил! Узнали? Молодцы! Недавно, я пролетал над лесом и сфотографировал прекрасную лесную опушку с её жителями. Сейчас я покажу вам эту фотографию, а Вы рассмотрите её внимательно и постарайтесь запомнить, что на ней изображено.
После того, как задание выполнено, Карлсон хвалит ребят за старание и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Дети в течение 30-45 секунд рассматривают картину, далее картина убирается, а дети рассказывают о том, что они успели запомнить из увиденного на картине.
VII. Развитие восприятия/ощущения.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Незнайкой.
Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Как здорово, что я Вас встретил! А Вы знаете, как меня зовут? А знаете, почему меня так назвали? Вчера я нашёл мешочек с фигурками, но, вот беда, я даже не знаю, как они называются и что с ними можно делать. Ребята, помогите мне, пожалуйста, расскажите, что это за фигурки»
После того, как задание выполнено, Незнайка благодарит ребят за помощь и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Игра «Волшебный мешочек» (объёмные геометрические тела)
VIII. Развитие воображения, формирование навыков работы в паре.
Деятельность педагога-психолога
Встреча со сказочным персонажем – Буратино.
Буратино: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я видел, как Вы ловко выполняли все задания, и мне тоже захотелось придумать для Вас что-то интересное. Мне бы хотелось посмотреть, как Вы умеете выполнять задание в паре. Вы согласны попробовать?
Папа Карло, сшил мне колпачок, курточку и штаны, а вот про носки совсем забыл. Ребята, придумайте, пожалуйста, узор, для носков, но, помните, что он должен быть у каждой пары одинаковым. Для этого Вам нужно будет договориться друг с другом о том, какой будет узор и нарисовать его. Приступайте!»
После того, как задание выполнено, Буратино благодарит ребят за помощь и прощается с ними.
Деятельность детей
Ответы детей
Совместное рисование, в парах, на листе формата А4 с нанесенными контурами носков (под спокойную музыку)
X. Заключительная часть.
Деятельность педагога-психолога
Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Сегодня мы с вами встретили героев из разных сказок, замечательно выполнили все их задания. Вы – молодцы! Вам понравилось путешествие? Что Вам больше всего понравилось? В завершении нашего занятия предлагаю передать друг другу эстафету дружбы.
Деятельность детей
Игра «Эстафета дружбы». Дети встают в круг и передают, как, эстафету, рукопожатие.
Источник
Конспект занятия
по коррекции и развитию
психических процессов
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Развивающие игры»
Цель НОД: коррекция и развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников.
Задачи:
1.Повышать уровень развития психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь.
2. Формировать любознательность и умственные способности, интеллектуальные умения и навыки.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать самостоятельность, уверенность, коммуникативные навыки.
Ход
1.Приветствие:
Игра «Давайте поздороваемся!»
Пары — пожали друг другу руки, теперь будем здороваться разными частями тела: правая рука с правой рукой, левая нога с левой ногой, нос к носу, спина к спине, лоб ко лбу, ухо к уху; колено к колену, пятка к пятке.
Разминка.
Биоэнергетическая гимнастика.
Цель: повышение работоспособности, избавление от стрессов, нервных срывов, усталости. Гармонизация душевного состояния, активизация творческих способностей, профилактика соматических заболеваний.
Ход: Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперёд, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: «Ушки, ушки слыщат все!» (10 движений в одну сторону и 10 движений в другую). Затем опускают руки, встряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают: «Просыпайся третий глаз!» Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку, внизу шеи массируют её словами: «Я дышу, дышу, дышу!» (10 раз в обе стороны). Взрослый обязательно следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании. Требуется предварительный показ.
Перед выполнением заданий проводится двигательно-речевая разминка (дети повторяют движения за педагогом-психологом).
Двигательно-речевая разминка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
2. Основная часть.
«Развивающие игры»
Задание 1.
Игровое упражнение «Хлопки по счету»
Цель: Развитие слухового внимания.
Описание задания: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог-психолог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но, не хлопая ими. Педагог-психолог 2–3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.
Задание 2.
Игра «Назови три слова»
— Дети Я вам буду задавать вопросы и бросать мяч, кто его поймает, дает три слова ответа:
— Что делают дети в школе? (читают, считают, рисуют)
— Какая бывает осень? (дождевая, холодная, золота)
— С чем можно играть? (кукла, машинка, конструктор)
— Что бывает мягким? (подушка, вата, игрушка)
— Что можно купить? (шапку, цветок, вазу)
— Что бывает желтого цвета? (солнце, стол, лист)
— Что делают из муки? (пирожки, блины, торт)
— Что можно делать на улице? (играть, бегать, прыгать)
Задание 3.
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
Задание 4.
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Задание 5.
«Играем в противоположности» (развитие мышления, памяти, внимания, речи)- дети стоят на ковре.
Светлый – (темный) Холодный – (горячий) Белый – (черный)
Чистый – (грязный) Глубокий – (мелкий) Горячий – (холодный)
Твердый – (мягкий) Храбрый – (трусливый) Медленный – (быстрый)
Сухой – (мокрый) Новый – (старый) Злой – (добрый)
Задание 6.
Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
1.Ладони лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. 2. Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
3. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.
4. Ребёнок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняется движение так, что сначала впереди оказывается средний палец, потом указательный.
Задание 6.
Графический диктант.
Открываем тетради. Я буду давать вам команды, а вы будите двигаться по клеточкам и в итоге у нас получится рисунок. Будьте внимательны.
Рисовать начнем от точки: 5 клеточек вправо, 3 вверх, 5 влево, 6 вниз. Что получилось? (флажок)
4. Рефлексия проведенного занятия
Педагог-психолог: Как чувствовали себя на занятии?
Какое задание вам больше всего понравилось?
Какое вызвало затруднение? (Ответы детей).
5. Ритуал окончания
«Круг друзей» (развитие доброжелательного отношения друг к другу)
Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Прощание «До свидания, милый друг!»
Ребята снова встают в пары с тем, с кем они здоровались вначале занятия и прощаются:
До свиданья, милый друг!
Очень рады встрече!
Может встретимся еще?
В конце все ребята вместе с психологом складывают друг на друга ладошки и говорят «Мы друг друга любим!!!»
Источник