Конспект занятий по развитию речи ребенка с онр

Занятие по развитию связной речи.

 Для детей с ОНР IV уровня.

Подготовительная  группа, III период  

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Цель: Закреплять навыки составления описательного рассказа с опорой на вопросный план.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида и образе жизни;
  • Активизировать и расширять словарь детей по теме;
  • Совершенствовать навыки составления сложносочинённых предложений с союзом «а».
  • Развивать навыки диалогической и монологической речи;
  • Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
  • Развивать тонкую и общую моторику;
  • Воспитывать у детей умение слушать друг друга и следить за речью товарища.

Оборудование: схема описания насекомых, предметные и наглядные картинки, разрезные картинки, контейнер с фасолью, игрушечные насекомые.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки; беседа и рассматривание насекомых на картинках во время занятий с воспитателем; составление сложносочинённых предложений с союзом «а» на занятиях с логопедом. Чтение с обсуждением стихотворения Э. Мошковской «Кузнечик». Рисование бабочки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  1. Игра «Кто спрятался в фасоли?»

На столе стоит контейнер с фасолью. В контейнере спрятаны маленькие игрушечные насекомые.

Логопед: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой у нас необычный  контейнер с фасолью. Опустите в него руки  найдите там то, что я спрятала в фасоли.

Дети по очереди опускают руки и достают игрушечных насекомых.

Логопед: Кого вы там нашли?

Ответы детей:   — Я нашел Муху; я нашла комара; я нашёл божью коровку; я нашёл муравья.

Логопед помещает картинки этих насекомых на магнитную доску.

Логопед: Как мы их назовём одним словом?

Дети: Это насекомые.

  1. Основной этап
  1. Объявление темы

Логопед: Сегодня мы с вами будем сочинять рассказы о насекомых.

Но сначала послушайте загадки и угадайте, кто ещё из насекомых хочет побывать у нас на занятии?

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.(Кузнечик)

Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая    (Пчела).

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Логопед помещает картинки насекомых, которых отгадали дети на магнитную доску.

  1. Рассматривание насекомых.

Логопед: Давайте вспомним, какие есть части тела у насекомых.

Дети: голова, грудь, брюшко, лапки, усики, хоботок, и крылья. (Логопед подсказывает детям, если они затрудняются ответить).

  1. Объяснение схемы описания.

Логопед показывает схему описания насекомых и подробно рассказывает о том, как нужно составлять свой будущий рассказ.

Логопед: сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать о нём.

— какие у него части тела есть (голова, брюшко, крылья, лапки…);

— где оно живёт и где его можно увидеть (улей, трава, цветы, листья);

— чем питается (нектаром, листьями,  древесиной…)

— вред или пользу приносит окружающей среде.

4. Составление по схеме рассказа о бабочке. Логопед рассказывает, а дети помогают.

Бабочка.

Это бабочка. У неё есть голова, брюшко, усики, и лапки. У неё большие красивые крылья. Бабочку можно увидеть там, где много цветов. Потому что,  она питается нектаром. Бабочка  приносит пользу, так как она опыляет цветы. Но бывают такие бабочки, которые принося вред, например, они откладывают яйца в капусте.

  1. Физкультминутка.

Я шагаю по лужайке –

Сверху ясно мне видна

Вся зелёная стана.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом-

Муравьи хлопочут в нём.

 Дети шагают

Дети тянутся на носочках, изображая смотрящего с высоты.

Изображают ползающую улитку  кулаком по ладони

Показывают большую крышу над головой

Быстрые движения пальцами по предплечьям

  1. Закрепляющий этап
  1. Игра «Собери по частям»

На столах лежат разрезные картинки с изображениями насекомых. Детям нужно найти нужные части и соединить их, чтобы получилось целостное изображение.

  1. Упражнение «Составь предложение»

Логопед: Посмотрите, какое насекомое у вас получилось, и посмотрите, какие насекомые получились у ваших друзей. Попробуйте составить предложение, где будет говориться о двух насекомых сразу. О том, какое насекомое собрал ты и какое собрал твой друг.

Ответы детей: У меня получился комар, а у ( имя товарища) шмель

У меня получилась бабочка, а у … кузнечик

  1. Составление индивидуального рассказа.
Читайте также:  Список книг для развития ребенка

Логопед: Мы с вами сочиняли рассказ о бабочке. Теперь возьмите любое насекомое и попробуйте сами составить рассказ о нем. Кто  первый начнёт?

 Проводится аналогичная работа по схеме. Дети рассказывают о своем насекомом.

  1. Итог.

Логопед: Что мы сегодня учились делать?

Дети: сочинять рассказы о насекомых.

Логопед: О каких насекомых мы сочиняли рассказы?

Дети: о бабочке. О  пчеле, о кузнечике, о божьей коровке, о стрекозе.

Логопед: Вам понравилось сочинять рассказы о насекомых?

Ответы детей: Да

Логопед: вы сегодня молодцы, очень старались.

Домашнее задание: Попробуйте дома с мамой сочинить ещё  один рассказ про Комара или про Муху, а для напоминания я вам каждому дам с собой схему.

Источник

Светлана Липинцева
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР «Домашние птицы»

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР

Форма занятия: подгрупповое

Возрастная группа: средний дошкольный возраст

Продолжительность занятия: 20 минут

Тема занятия: «Домашние птицы»

Место и роль занятия в изучаемой теме: групповое помещение, создание комфортных условий для расширения словаря по данной теме.

Тип занятия: интегрированное

Цель: Закреплять знание о домашних птицах. Развивать грамматический строй речи детей.

Задачи занятия:

развивающие:

1. Закреплять знания по теме. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа именительного падежа; образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа).

3.Упражнять в практическом употреблении простых предлогов: в, из, по, за, от, к, около.

4. Развитие мелкой и общей моторики, координации движения.

— коррекционные:

1. Обогащение и активизация словаря по теме «Домашние птицы».

2. Закрепление знаний о домашних птицах.

3. Умение составлять предложения по двум предметным картинкам.

— воспитательные:

1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии, воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.

2. Умение работать в микрогруппе.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Организационные: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.

Целевые: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.

Мотивационные: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.

Коммуникативные: уровень общения педагога с группой.

Содержательные: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.

Технологические: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т. д.)

Аналитические: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.

Планируемые результаты: Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Грамматические ошибки в речи не часты, в звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. Помощь взрослого требуется ребенку при рассказе и составлении описательных рассказов. Ребенок владеет простым предложением, сложные предложения строит с помощью взрослого.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Домашние птицы», мольберт, мяч, картинки (утка и утята, картинки к игре с предлогами, картинки для игры «У кого кто?», раскраски по количеству детей с изображением петушка, предметная картинка с изображением петушка, коробка с горохом и фасолью, синие и красные чашечки по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети находят в группе перышко.

Воспитатель: Ребята, это перышко не простое,оно волшебное:

Стоит на него подуть

И оно покажет путь —

В какую сторону идти,

Чтобы хозяина найти.

Воспитатель: Интересно, кто хозяин этого перышка и где он живет в лесу или на птичьем дворе? Ребята, вам хотелось бы узнать?

(Ответы по инициативе детей)

Воспитатель:Когда я скажу: «Раз, два, три — перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох — через нос, выдох — через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)

Воспитатель: Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Давайте отгадаем загадки!

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(Петушок)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, а оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыплёнок)

Читайте также:  Приоритет воспитания перед обучением в развитии личности ребенка

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок)

Воспитатель: Кто перед вами на изображении, ребята, как одним общим словом назвать?

Ответы по инициативе детей: (домашние птицы).

Воспитатель: Почему они так называются?

Ответы по инициативе детей: (Эти птицы живут рядом с человеком, человек о них заботится)

2. Основная часть

Игры с мячом на развитие грамматического строя речи. Воспитатель предлагает детям поймать мячик и ответить на вопрос.

Дидактическая игра «У кого кто?»

— Кто у курицы? (цыпленок)

— Кто у утки? (утенок)

— Кто у гусыни? (гусенок)

Дидактическая игра «Один-много»

— У курицы не цыплёнок, а (цыплята)

— У утки не утёнок, а …

— У гусыни не гусёнок, а ….

Составление предложений по двум картинкам

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю рассмотреть картинки (утка и утята) и составить предложения про утку и утят.

Возможные ответы детей: (Утка любит утят. У утки утята. Утка кормит утят. Утка учит утят плавать.)

Воспитатель: Итак, ребята, что мы учились составлять? Правильно, предложения! Молодцы! А теперь, давайте немного отдохнем!

Физминутка

(Развитие общей моторики, координации движения)

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! (Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад)

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками «крыльями» по бокам)

А как Петя-петушок,

Раным-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку! (Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад.)

Закрепление предлогов

Воспитатель: Я расскажу и покажу вам сказку, а вы внимательно послушайте. (Воспитатель сопровождает сказку показом, с помощью предметных картинок).

Воспитатель: Жил-был цыплёнок. Сидел он в своём домике — в коробке. Где сидел цыплёнок? Отвечаем полным ответом.

(Ответы детей)

Воспитатель: Сидел он в коробке, сидел, надоело ему сидеть, и решил птенец выйти погулять. Выпрыгнул он из коробки! Откуда выпрыгнул цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Пошел цыпленок гулять по дорожке. Где шёл цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Шел он шел, и подошел к забору. А за забором пряталась кошка! Где пряталась кошка?

(Ответы детей)

Воспитатель: Увидела кошка цыпленка и захотела его поймать. Испугался птенчик и побежал от кошки. От кого побежал цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Побежал он к своей маме курочке. К кому побежал цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Кошка его не поймала. Сидит цыпленок каждый около своей мамы, и никуда от неё уходить не собирается. Где сидит цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель благодарит детей за ответы и раздает детям раскраски с изображением петушка, карандаши и помещает на мольберт предметную картинку с изображением петушка. (Развитие мелкой моторики)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый петушок изображен перед вами, только он не раскрашен, давайте раскрасим его. Смотрите на картинку и раскрашивайте своего петушка. Какого цвета у петушка гребешок и бородка?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие у него крылышки?

Ответы детей.

Воспитатель: Какого цвета хвостик?

Ответы детей.

Воспитатель: Какого цвета перышки на шее?

Ответы детей.

Воспитатель: Клюв и лапы петуха тоже раскрасьте желтым карандашом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, когда вы проснетесь после дневного сна, вы докрасите петушка. А сейчас мы с вами поиграем и приготовим корм для наших птиц.

Игра «Приготовим корм птицам» (Развитие мелкой моторики)

Воспитатель ставит на стол коробку с горохом и фасолью. Каждому из детей раздает по две маленьких чашечки синего и красного цвета.

Воспитатель: Сейчас мы с вами приготовим корм для домашних птиц. В синюю чашечку вы должны сложить горох, а в красную — фасоль. Проведем соревнование, проверим, кто скорее наполнит чашечки.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает им. Подводятся итоги соревнования.

3. Заключительная часть

Воспитатель просит детей перечислить игры и упражнения, рассказать, что им понравилось на занятии больше всего, а что было сложным. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.

Читайте также:  Стихи для 5 летнего ребенка для развития речи

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, и за хорошую работу, все получают медальки-смайлики!

Источник

Позднякова Ольга Ивановна
Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Овощи»

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения.

Лексическая тема «Овощи»

Цель: обобщение знаний детей об овощах.

Образовательные задачи:

— закрепить в словаре обобщающее понятие «овощи»;

— активизировать глагольный словарь и словарь признаков;

— учить подбирать глаголы, обозначающие действия при выращивании и уборке урожая;

— учить образовывать относительные прилагательные;

— учить отвечать на вопрос полным предложением;

— учить понимать смысл поговорок.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать речевой выдох;

— развивать мимическую мускулатуру;

— развивать мелкую моторику и чувство ритма;

-развивать зрительную и слуховую память, восприятие, мышление, пространственную ориентацию.

Воспитательные задачи:

— развивать культуру общения (говорить по одному, слушать товарища, не перебивать говорящего);

— воспитывать чувство коллективизма и доброго отношения к товарищам.

Оборудование: разрезная картинка, предметные картинки, наглядное пособие «Как растут овощи», альбомы №1 Н. Э. Теремковой, раздаточные картинки лабиринты, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

— Ребята слушайте внимательно, как надо построиться.

— Саша встань перед Настей, Коля за Ирой, Ира за Настей, Вова между Настей и Ирой, Милана перед Сашей.

— Молодцы, а теперь в таком порядке садитесь в круг на ковёр.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Чтение стихотворения педагогом.

Мы сами сажали весной огород

Мы сами сажали, пололи. И вот…

Расселся, разлёгся

В большущей корзине

И красный,

И желтый,

И черный,

И синий,

Здоровый такой

Разноцветный народ.

— О чём сегодня мы будем говорить на занятии? (Об овощах)

— Соберите разрезную картинку и мы узнаем, про какие овощи пойдёт речь на нашем занятии.

Обучающиеся все вместе собирают по частям картинку, затем усаживаются за столы.

2. Беседа.

— Какие овощи изображены на картине?

— Как можно назвать овощи по-другому? (плоды)

— Какие овощи бывают по цвету, форме?

— Чем овощи покрыты снаружи? А что у них внутри?

— Где растут овощи?

— Как убирают овощи?

— Во что их складывают?

— Как называют человека, который, разводит овощи?

— А человека, который работает в огороде?

3. Игра с мячом «Вершки — корешки».

— Я назову один из овощей и брошу мяч кому-то из Вас. Тот, у кого мяч, должен повторить его название, сказать, вершок или корешок и вернуть мне мяч. Например: «В огороде выросла морковь» — брошу мяч Насте. Настя дает свой ответ: «В огороде выросла морковь. Морковь – это корешок».

4. Объяснение значения поговорки «Всякому овощу своё время».

5. Игра на развитие речевого дыхания «Прожорливые овощи».

Обучающиеся дуют на ватный шарик через широкий язычок так, чтобы шарик попал в цель.

6. Игра «Покажи вкус».

Педагог называет овощ, а обучающиеся с помощью мимики делают соответствующее выражение лица.

7. Пальчиковая гимнастика.

Мы пришли в огород, Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.

Что тут только не растёт: Хлопнуть в ладони, развести руки в

стороны.

Тыква, репа и чеснок, Поочередно сгибать

Лук, капуста, кабачок, пальцы сначала правой, затем левой руки,

Помидор и огурец начиная с большого.

Вот хозяин – молодец. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.

8. Игра «Повар».

Обучающиеся берут карточку на выбор (стакан, форма для запекания, тарелка) и рассказывают, что приготовят.

— Я приготовлю из огурца огуречный сок.

— Я приготовлю из моркови морковный салат.

— Я приготовлю из картофеля картофельную запеканку.

9. Игра «4 – ый лишний».

Сначала на слух: помидор, капуста, яблоко, огурец.

Затем по картинкам.

III Итог занятия.

— О чём мы говорили на занятии?

— Что нового узнали об овощах?

— Мне понравилось, как Вы работали и старались. Эти знания помогут Вам составлять рассказы – описания про овощи на следующем занятии. Спасибо.

Источник