Конспект развития одного из коммуникативных умений ребенка

Развитие социально-коммуникативных навыков

 детей младшего школьного возраста

Тема занятия:  «Секреты общения»

Вид занятия: коррекционно-развивающее

Цель: способствовать осознанию детьми ценности и сложности человеческого общения.

Задачи:

  • Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Развитие мыслительных способностей
  • Развитие личностной и групповой активности
  • Воспитание позитивного отношения в общении

Оборудование и материалы: презентация, макет карты страны «Общение», «проездной билет» — памятка-алгоритм нашего путешествия,  заготовка детских изображений, ватман, мяч, клей, маркер, скотч.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

Начнем мы наше занятие с игры «Приветствия». Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой.

Итак, «здравствуйте, девочки», «здравствуйте, мальчики», «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы», «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать», «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».

— Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.

— Как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Мы вместе, мы дружные, мы все здесь!

 А теперь закройте глаза и представьте, что вы хотите передать другу.

 Упражнение «Подарок»

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук.  Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

  1. Основная часть

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной  стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая.

Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на  нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».

В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» — алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.

Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.

Загадки:

1. Кто носит шляпу на ноге?

 У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)

2. Не король, а в короне,

 Не гусар, а при шпорах.

 На часы не глядит,

 А время знает. (Петух)

Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.

Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер.

Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту  нашего острова, это и будут наши озера.

А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой 1 стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.

СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,

 «ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,

 «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,

 БЕЗ НИХ НЕВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.

 СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравится он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!

Педагог: Ребята, с нами  кто-то желает пообщаться. Нам пришло письмо. Давайте посмотрим, кто же – это может быть.

Педагог: Ребята, так кто это? (Старуха Шапокляк)

Давайте посмотрим, что она нам пишет. Слушайте внимательно (читаю письмо).

Ребята, приведем свои аргументы в защиту дружбы. Почему дружба нужна?

Давайте поможем Шапокляк понять, что такое дружба и вспомним правила общения и дружбы.

Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, если вы согласны, то одновременно хлопайте в ладоши и говорите «да-да-да», а если вы со мной не согласны, топайте ногами и говорите «нет-нет-нет». Попробуем? 

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да)

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Ну а споры разрешать?

(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Ребята, нам нужно назвать качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем называть их, а капитан наносить на  карту причалы «ДРУЖБЫ». (Уважение, готовность оказать помощь, искренность, честность, забота, верность, равенство, доброжелательность, тактичность, открытость, умение слушать).

Мы с вами открыли еще один  секрет успешного общения. Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравится он вам?

Психогимнастика:

Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.

 Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.

 Выросли высоко-высоко.

 Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),

 Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.

 Спокойно сели.

Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову «Понимания».

Составление слова из букв.

Чтобы познакомиться с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать загадку.  На столе лежат буквы. Здесь зашифрована одна известная пословица. Если  буквы расположить в определённом порядке, то получится слово. Попытайтесь его составить!  

Ответ: Язык до Киева доведёт.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Еще одно задание выполнили. Молодцы! 

— Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 2.

К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.

Упражнение «Язык жестов»

Команда делиться на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и учителя.

 А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов, жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная  получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете (под цифрой 3), что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.

Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией.

Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас, и вы можете им пользоваться.

  1. Заключительная часть

Упражнение «Цена улыбки»

Наше путешествие подошло к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат на столько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей.

Она – вдохновение для уставших, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится,  пока ее не подарили!

Видеоклип «Улыбка творит чудеса».

  1. Рефлексия.

«Коллаж настроения»

Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

 Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Давайте подарим свою улыбку и хорошее настроение друг другу и нашим гостям (вручаем памятку).

Источник

Лариса Процко
Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста

«Необыкновенное путешествие дружных ребят».

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

— обучать умению слушать и слышать другого;

— учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

— упражнять детей в словообразовании по аналогии;

— учить использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано.

Развивающие:

— развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

— развивать коммуникативные умения ребенка;

— побуждать детей к речевой активности;

— расширять, активизировать словарный запас ребенка.

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

— воспитывать у детей желание играть вместе, дружно;

— способствовать возникновению положительных эмоций.

Материал:

Плоскостной цветок «Цветик-семицветик», музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, коробка с конфетами на каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Приветствие друг друга.

Дети: Здравствуй, небо! (руки вверх)

Здравствуй, земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (руки вперед)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвел у нас в группе. Это цветик-семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаешь.

А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнем?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

(на экране появляется изображение северного полюса)

Воспитатель: Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как женам согреться? (ответы детей)

Воспитатель: Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?

Воспитатель: Я передаю тепло моего сердца Арсению, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку (дети выполняют упражнение по кругу)

Воспитатель: Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Друзья мои, я предлагаю оставить этот мешочек, наполненный теплом наших рук и добротой сердец на Северном полюсе, это обязательно поможет кому-то согреться. (ответы детей)

Воспитатель: Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвем?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов.

Воспитатель: Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться? (ответы детей)

Воспитатель: Меня зовут Лариса Федоровна, а тебя как?

Кукла: Меня зовут Алена.

Воспитатель: Очень приятно познакомиться. Алена, а я не одна – со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети следуя предложенному образцу знакомятся с куклой).

Воспитатель: Принцесса Алена девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Алене комплименты, (кукла благодарит каждого ребенка. Дети с помощью воспитателя учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: «Алена, какие у тебя лучистые глаза», «А какое длинное и красивое у тебя с воротничком и карманами» и т. д.)

Воспитатель: Погостили мы у тебя Алена, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться.

Воспитатель: Какой лепесток сорвем на этот раз?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в театре. (на экране появляется занавесь театра)

Воспитатель: Кто выступает в театре (ответы детей). Я думаю, что из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют в разыгрывании пантомимических этюдов.

Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку).

Воспитатель: Замечательные артисты, молодцы! Ребята, обратите внимание на экран (на экране появляется сердитое лицо). Вспомните, у кого из героев было такое выражение лица? (ответы)

Воспитатель: Вы не устали ещё путешествовать? Интересно, где мы окажемся, когда сорвем следующий листок?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в стране гномов.

Воспитатель: Гномы – это кто? (предположения детей).

Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

Колокольчик ты звени

В гномиков нас преврати.

(Проводится музыкальная коммуникативная игра «Приветствие» — физкультминутка).

Воспитатель: Колокольчик зазвени гномов в ребят преврати.

Какие забавные, дружные гномики у нас получились.

Отправляемся дальше?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

Воспитатель: Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов)

Воспитатель: Что можно из них приготовить? (Соки).

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки. Мы с вами сейчас изобразим соковыжималку. Наш круг будет уменьшаться, а сок из фруктов выжиматься в стаканчики. Каждый из вас попробует сок в своем стакане, а я по вашим лицам постараюсь угадать, какой сок на вкус сладкий, кислый или горький (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает)

Воспитатель: Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый – сладкий, луковый – горький и т. д. А теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие.

Воспитатель: Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов.

Воспитатель: На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с конфетами для каждого ребенка).

Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток. Он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей. Познакомились с принцессой Аленой. Радовали ее комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.

И я скажу вам на прощанье

«До новой встречи»

Или «До свидания», добавлю также

— Будьте вы здоровы!

А завтра поиграем снова.

Воспитатель: Лиза, сорви последний лепесток.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг,

Оставайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в своем детском саду.

Источник

Юлия Шутова
Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом дружбы»

Предлагаю один из конспектов коррекционно- развивающей программы «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект коррекционного занятия № 8 «Дом дружбы»

№ Этапы работы Содержание этапа Коррекционно-развивающие задачи необходимый дидактический материал

деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный этап: Ритуал «Давайте поздороваемся»; объяснить детям, что существуют различные виды приветствий. Предложить вспомнить, как здороваются друг с другом взрослые, представить, как здороваются животные, насекомые. Затем предложить детям поздороваться, придумав свой собственный вид приветствия и поздороваться с соседом посредством его. Ведущий при возникновении трудностей помогает. дети, сидя в кругу, передают свое приветствие соседу справа, сопровождая приятными, ласковыми словами, пожеланиями настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания, создание непринужденной атмосферы

2. Игра «Да и нет не говори»; Предложить детям сесть на стульчики. Взрослый бросает мяч одному из детей, задает вопрос, требующий ответа «да» или «нет». Объяснить, что нужно быть очень внимательными дети садятся на стулья, ловят мяч, отвечают не вопрос взрослого, не используя слова «да» и «нет», возвращают мяч взрослому. развитие воображения, эмоционально-волевых процессов, навыков саморегуляции небольшой мяч

3. упражнение «Окажи внимание другому» Предлагает встать в круг, ставит в середину ребенка, которому будут говорить приятные слова. При необходимости помочь детям правильно выразить свои чувства. Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников. Он их благодарит. развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания

4. этюд «Поссорились – помирились» Напомнить детям, что бывают случаи, когда мы ссоримся со своими друзьями. Вспомнить, из-за чего иногда дети ссорятся, что они чувствуют при этом, как мирятся. Предложить показать это в этюде. Следить за тем, чтобы дети использовали мимику и пантомимику при выражении эмоций Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к гругу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем – помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки и весело кружатся. В конце обнимаются. Развивать умение выражать положительные и негативные эмоции, работа над выразительностью движений. музыка Т. Вилькорейской «Помирились»

5. совместное рисование «Дом дружбы» Подвести детей к тому, что их группа – это большой дом, который состоит из нескольких квартир. Они все разные, но каждая по-своему красива. Нарисовать при этом контур дома с окнами по количеству детей, предложить детям выбрать и раскрасить свое окно. После рисования обсудить, хороший ли рисунок получился, дружно ли работали, понравилось ли детям рисовать вместе Выбрать нужный цвет, аккуратно закрасить свою часть дома, не задевая остальные Формирование чувства единения с группой Ватман, краски, кисть

6. ритуал «Чаша доброты» (визуализация) Взрослый дает детям указание, чтобы сели поудобнее. Говорит тихим, спокойным голосом: «Представьте перед собой свою любимую чашку, мысленно наполните ее до краев своей добротой. представьте в центре нашего круга большую красивую чашку, но она пуста. Давайте вместе ее наполним нашей добротой. А сейчас посмотрите в свою чашку – она пустая. Но мы можем опять наполнить ее своей добротой. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!» Сидя на стульях, представляют все, что говорит ведущий Эмоциональное развитие, переживание положительных эмоций, чувства группового единства Музыка для релаксации

Источник