Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста козлова
Богданова А.Н.
ГБОУ СОШ Школа № 1613 Дошкольное отделение № 3,
Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВО МГПУ
Научный руководитель
Борисова М.М. доцент, канд. пед. наук, доцент
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные образовательные организации возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Семья традиционно является одним из важнейших институтов социализации. Что касается дошкольной образовательной организации, то это социальный институт, выполняющий первостепенную роль в социальном воспитании, социализации детей.
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризованны многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создает условия для обогащения его кругозора.
Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитие дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка). В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития-развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на современном этапе.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определённого общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержания общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности — общении, игре, познании, в разных видах деятельности.
Содержание дошкольного образования выстраивается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из направлений которого является социально-коммуникативное развитие, предусматривающей развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.[5,с.10]
Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным это этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.
Современный научный взгляд на социализацию детской личности, представленный в концепции социального развития С.А. Козловой [3] нацеливает на рассмотрение комплекса составляющих, которые включают адаптацию дошкольника к миру людей, усвоение и присвоение опыта общественных отношений, а также формирование потребности в преобразовании окружающего мира в качестве компонентов социализации ребёнка. С.А. Козлова указывает на тот факт, что, оказавшись в человеческом обществе, ребёнок изначально познает мир через близкое и доступное ему, через то, с чем он непосредственно взаимодействует, то есть через социальную действительность.
Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста, разработанная С.А. Козловой [3] и основывающаяся на таких понятиях, как «социальное чувство», «социальный опыт», «социальная действительность», «социальный мир», «социальное развитие», рассматривает социализацию в триединстве адаптации к социальному миру, принятия социального мира как данности и, что видится учёным основополагающей составляющей, способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир. При этом автор концепции уточняет, что третья, наиболее значимая стадия социализации предполагает активное и целенаправленное педагогическое воздействие, так как без специально созданных условий в силу своих возрастных особенностей дошкольник не станет преобразователем мира.
Согласно утверждению С.А. Козловой [3], успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения. Придание взрослым человеком социальной ценности определенным объектам или явлениям окружающего мира в ходе совместного взаимодействия с ребёнком формирует у дошкольника социальную направленность на них, ценностно-избирательное отношение ребенка к миру. Социальная направленность детской личности выражается в эмоциональных отношениях, знаниях и представлениях об окружающем, в деятельности дошкольника, отражающийся в осознании, выражении, ориентировании и отстаивании собственных ценностей в поступках, действиях и суждениях.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis- общественный, что значит «процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества» [2]. Социализация ребёнка дошкольного возраста явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру[1].
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нём. [1,3]
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум[2]. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
В настоящее время в системе образования появляются многофункциональные комплексы (школы, дошкольные образовательные организации) которые рассматриваются как образовательно-воспитательная система, имеющая непрерывную, преемственную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса. В условиях комплекса достаточно успешно решается проблема формирования социального опыта детей при переходе из дошкольного в младший школьный возраст.
Задача современного многофункционального комплекса состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоение общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В многофункциональном комплексе педагогам важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
А.В. Мудрик [4] выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации в дошкольной организации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.
Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируется социально- нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважения к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.
Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно — смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д.И. Фельдштейн писал: «к трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми-взрослыми и сверстниками» [4]. Особое внимание педагоги дошкольных образовательных организаций уделяют развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. С возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника-мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, Отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. [4]
Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать, как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность [4].
Таким образом, в современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Всё это способствует укреплению у ребёнка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольной образовательной организации, так и в любом коллективе в будущем.
Список литературы:
1. Виноградова, Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». М.:МИЦ «Вента-граф», 2011.-10с.
2. Дыбина, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.-104с.
3. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.:Академия, 2004.-150с.
4. Мудрик, А.В. Социализация человека. — М.:МПСИ, 2011.-624с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.
Источник