Концепции исследования психического развития ребенка

Концепции исследования психического развития ребенка thumbnail

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина более подробно.

Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов.

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.

Весь процесс развития можно разделить на три этапа:

дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.

В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.

Таковы основные положения концепции развития Д.Б. Эльконина. Она получила дальнейшее развитие в работах Д.И. Фельдштейна.

Источник

Данный параграф представляет собой переходное звено к следующей теме нашего пособия. Обобщенная теория психического развития Д. Б. Эльконина представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей.

Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на шесть этапов.

  • 1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
  • 2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
  • 3. Дошкольный возраст: от 3 до 6—7 лет.
  • 4. Младший школьный возраст: от 6—7 до 10—11 лет.
  • 5. Подростковый возраст: от 10—11 до 14—15 лет.
  • 6. Ранний юношеский возраст: от 14—15 до 16—17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Все возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях возрастных кризисов, т.е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления.

Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого кодекса товарищества. «Кодекс товарищества» включает в себя дело

вые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.

В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Кроме того, в качестве ведущей начинает выступать учебно-профессиональная деятельность. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.

В следующей теме мы более подробно рассмотрим наиболее известные периодизации возрастного развития человека.

Источник

Психоаналитические теории детского развития

Два открытия 3. Фрейда — открытие бессознательного и открытие сексуального начала — составляют основу теоретической концепции психоанализа. В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно» (ид-ребенок), «Я» (эго — взрослый) и «Сверх-Я» (супер-эго — родитель). Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.1) Оральная стадия (0-1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Анальная стадия (1-3 года). Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.2) Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.3) Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.4) Генитальная стадия (12-18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.

Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже) В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления: Ассимиляцию — это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; Аккомодацию — механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т.е. он вынужден перестроить старые схемы. Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.1) Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года) — стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей.2) Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т.д. Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о сохранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).3) Период формальных операций (11/12-14/15 лет). В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.

Бихевиоризм о развитии психики С позиций бихевиоризма предметом психологического исследования является поведение человека от рождения до смерти (англ. behaviour — поведение). Поведенческие акты подобно другим объектам естественных наук можно исследовать общими методами. Чувствования, ощущения, сознание, воображение, волевые проявления в логике бихевиористов не могут рассматриваться в качестве подлинных феноменов психологии, так как не поддаются объективному изучению. Центром внимания школы бихевиористов (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер), таким образом, стало изучение развития поведения, которое отождествлялось с развитием психики как таковой. Механизм психического развития заключается в оформлении стимулов и возникающих на их основе реакций. «Развитие поведения, в основе которого лежит формирование между стимулами и реакциями, происходит в процессе жизни ребёнка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде, т. е адаптация в этой школе считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребёнка. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно». Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определённых навыков. Это положение отвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существует единых закономерностей развития детей определённого возраста. Доказательствами могут служить примеры того, что при создании определённых условий, двух-трёхлетние дети могут не только читать, но и писать.

Концепция конвергенции (сближения) двух факторов детского развития

Штерн — специалист в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. С его точки зрения психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием наследственности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

Теория социального научения Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания. Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели).

Культурно-историческая концепция В1927 г.Л.С. Выготский вместе с группой сформулировал основные теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами — знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л.С. Выготского, является для человека, прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием». Основные законы психического развития, сформулированные Л.С. Выготским:

1) Детское развитие имеет сложную организацию вовремени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).2) Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).3) Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.4) Закон развития высших психических функций «извне внутрь».

Обучение — движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).

Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:

  • 1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
  • 2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д.Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого — освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

Источник

Различные подходы к исследованию психики ребенка.

3.1.Биогенетический принцип в психологии.

Первоначально детская психология была описательной, не способной раскрыть
внутренние законы развития. Постепенно психология переходила к причинам,
объясняющим процесс развития. Связано это, прежде всего, с разработкой новых
методов исследования.
Большое влияние на возникновение игровых концепций детского развития оказали
теория Ч.Дарвина, впервые сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется
определенному закону.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э.
Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез
есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Ст. Холл (американский психолог) –
считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого
рода:
• страшные сны – воспоминание из прошлой жизни;
• игра ребенка – необходимое упражнение для полной утраты бесполезных функций;
• рисунок – это стадии, которые проходило изобразительное творчество;
Эти положения, естественно, вызвали критику у многих психологов (С.Л.
Рубинштейн, П.П. Блонский). Однако под влиянием работ Холла изучение детской
психологии привлекло многих исследователей в области накопления большого
фактического материала. Множество рисунков, анкет, но не всегда полезных.
Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции была признана. Но,
несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический
принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Это была неверная
теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция.
Идеи Холла оказали значительное влияние на исследования в детской психологии А.
Гезелла, Л. Терменя. Идея Холла – попытки показать, что между историческим и
индивидуальным развитием существует связь.

3.2.Нормативный подход к исследованию детского развития.
А. Гезелл (педагог и медик) разработал практическую систему диагностики
психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая
базируется на систематических сравнительных исследованиях (изменение моторной
активности, изменения речи, приспособительные реакции и социальные контакты).
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения
психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового
возраста. Он изучил: близнецов, исследовал психическое развитие слепого ребенка
(чтобы понять развитие нормального ребенка).
Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским. Теория
Гезелла раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность
биологического, как приспособление ребенка в своей среде.
Л. Термен в 1916 году ввел тесты, для измерения умственных способностей, ввел
понятие коэффициента интеллектуальности. Он попытался обосновать положение:
коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни.
Исследование шло 50 лет.
Джон Гилфорд и Э. Торренс указали на различие между показателями интеллекта и
креативностью.
Два типа мышления: конвергентное (решение задач, имеющих один правильный ответ);
дивергентное (решение задач, имеющих множество ответов, когда ни один из ответов
не может считаться единственно правильным).
Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение
определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.
На основе идей Гилфорда Торренса разработаны тесты творческого мышления (дети с
развитой творческой способностью могут иметь низкий коэффициент интеллекта).
Предмет исследования таланта: изучение соотношения между интеллектом и
креативностью; выявление особенностей личности креативных детей, изучение
факторов окружения и т.д. В результате: 1)креативность проявляется неравномерно
(5,9, 13,17 лет). Тормозит развитие креативности: ориентация на достижения
успеха (конформизм). Стимулирует: награды, спец. тренировка.
2) одаренный ребенок – упорен, целеустремлен, уверен в себе; одинок, хотя и
общителен.
Это сложная картина одаренного ребенка. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую
психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии
как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе
роста и развития, и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.
Основной упор они делали на роль наследственных факторов для объяснения
возрастных изменений.

3.3.Отождествление научения и развития.
Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю
связан с общими установками бихевиоризма. Это направление соответствует
американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него
окружение, его среда. Это направление в американской психологии, для которого
понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта.
Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова, его идея
о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.
Обычно подчеркивают, что в американской психологии был ассимилирован Павловский
принцип условного рефлекса, который послужил толчком для Дж. Уотсона в
разработке новой концепции психологии. В американскую психологию вошла сама идея
проведения строго научного эксперимента И.П. Павлова.
Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некоторое
элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из
множества, которых могут быть построена сложная система нашего поведения. Их
привлекла возможность простых элементов в их изолированности, анализе и контролю
в лабораторных условиях.
В наиболее ранних исследованиях научения на первый план выступала идея сочетания
стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен первый параметр
этой связи – ассоциативная концепция связи.
Второй главный акцент на значении подкрепления. Поиски ответов на вопрос о том,
зависит ли научные: то есть установление связи между стимулом и реакцией, от
некоторых состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
Именно здесь наметился поворот от старого поведенческого эксперимента
Павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка.
Позднее обратились к анализу ориентировочного рефлекса или необходимого условия
выработки новой нервной связи, новых поведенческих актов.
Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея
Павловского эксперимента – идея построения нового поведенческого эксперимента в
лаборатории, на глазах экспериментатора. Она вылилась в идею «технологии
поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого
выбранного экспериментатором поведения. (Б. Скиннер) – механический подход к
поведению.
К. Роджерс противопоставил Б. Скиннеру свою позицию: свобода – это осознание
того, что человек может жить сам, здесь и теперь, по собственному выбору. Это
понимание смысла внутри себя.

3.4.Теория трех ступеней детского развития.
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в
анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или
этапы развития поведения в фило — и онтогенезе.
К.Бюлер (австрийский психолог) предложил теорию 3-х ступеней развития: инстинкт,
дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с
созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием
аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с
действием. В ходе эволюции поведения отличается переход удовольствия «с конца на
начало». По его мнению:
1 этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате
удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
2 этап – на уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения
действия.
3 этап – предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе
интеллектуального решения задачи.
Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная
движущая сила развития поведения. К. Бюлер отметил появление первичных форм
мышления у ребенка и шимпанзе, то есть этапы развития ребенка отождествляются со
ступенями развития животных. К.Лоренс критиковал концепцию К. Бюлера. По его
мнению, инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует
интеллекту. Д.Б. Эльконин, развивая мысль К.Лоренса, подчеркнул, что между
стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык это форма
существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может
быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, затем навык.
Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка: условные
рефлексы появляются на 2-3 недели жизни. Но ребенка необходимо учить что-то
делать. Таким образом, необходимо изучить историю детства, историю развития.
Содержание детства, определяется тем положением, которое ребенок занимает в
системе общественных отношений, оно различно в разные исторические периоды.

3.5.Концепция конвергенции двух факторов детского развития.
Основоположник гештальтпсихологии Коффку выступил против витализма К.Бюлера и
механизма Э.Торндайка. Витализм – учение о несводимости высших форм поведения к
низшим. Механицизм – сведение сложного к простому.
По мнению Коффка, система внутренних условий совместно с системой внешних
условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в
созревании, но и в обучении.
Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут
известны обе его стороны. По мнению К.Коффки, надо изучать не только то, что
ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир – мир его
переживаний. Это и есть основной метод исследования К.Коффки, назван
психофизическим.
Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию,
по возможности, измеряемую. Затем изучает поведение испытуемого, планомерно
изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении.
Для изменения психологических явлений К. Коффка ввел новый принцип – принцип
структурности. Но он этот принцип пытался в одинаковой мере применить и для
инстинкта, дрессуры, интеллекта.
Теория конвергенция. Результат спора психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития – наследственная одаренность или окружающая среда.
Основоположник является В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не
простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними
условиями жизни. Стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии
с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как
настойчиво исследователи искали общие закономерности эволюции.
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который
складывается под влиянием элементов наследственности и элементов среды. Г.
Айзенк – 80 % наследственность в интеллекте; 20% — под влиянием среды.
Дж. Вулвилл предложил 4 модели влияния опыта на развитие поведения:
1) «больничная койка» — субъект находится под влиянием среды как беспомощный
пациент (первые месяцы жизни);
2) «луна-парк» — субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но
он не может изменять их последующее влияние на себя;
3) «соревнование пловцов» — опыт подобен плавательной дорожке, на которой по
стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от
внешних стимулов;
4) «теннисный матч» — здесь осуществляется постоянное взаимодействие между
влиянием среды и субъектом: теннисист должен приспособиться к действиям своего
противника и в настоящее время он влияет на поведение другого игрока способом
отражения мяча.
Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике
поведения ставят одну из ключевых проблем психологии – проблему активности
субъекта в процесс развития. По мнению многих исследований, важное значение
имеет также и время, когда осуществляется, то или иное воздействие среды.
Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных
периодов детского развития.
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в
современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.
Представители этого направления считают, что наряду с классическим
обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем
имитации, подражания.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск, 2000, 189 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). — М., 1986.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
— М., 2000.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Различные подходы к
исследованию психики ребенка»:
1. Какой закон сформулировал Э.Геккель и почему он подвергался критике?
2. В чем суть нормативного подхода к исследованию развития ребенка (А.Гезелл,
Д.Гилфорд, Торренс)?
3. Как американская психология ассимилировала Павловский принцип условного
рефлекса?
4. Раскройте понятия инстинкт, дрессура, интеллект.
5. Раскройте содержание понятия теории конвергенции.

Тестовые задания по теме «Различные подходы к исследованию психики ребенка»:
1. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: « Если центральным
утверждением А.Гезелла было утверждение « …ведет за собой …», а) развитие
…обучение, б) обучение …развитие.
2. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: Л.С.Выготский
утверждал, что «…ведет за собой…» а) развитие …обучение, б) обучение …развитие.

 

Источник