Комплексный подход при развитии речи ребенка

Ольга Левиз
Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)

Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.

Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.

Организация речевой развивающей среды в нашей группе обеспечивает возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей, как со взрослыми, так и со сверстниками, а также способствует развитиюсамостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т. д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков.

Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей. Требования к организации речевой развивающейсреды средней группы:

размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;

динамичность среды;

учет возрастных особенностей детей;

учет гендерной специфики развития детей;

полифункциональность предметного обеспечения;

обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Помимо этого стараемся, чтобы наша речь была грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной.

Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, стараемся вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности.НОД носит продуктивный характер и включает в себя:

обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;

использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

При моделировании занятий по развитию речи стараемся тесно использовать различные разделы речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков используем комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях.

Развитие речи у дошкольниковосуществляем во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др. Учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей; специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей. Взрослые, окружающие ребёнка, работают над словарем, над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т. д.

Творческое профессиональное общение педагогов нашего ДОУ по вопросам речевого развития дошкольниковпроходит в следующих формах:

взаимные консультации;

совместные мероприятия;

методические объединения;

педагогические советы;

мастер-классы;

семинары и др.

Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т. к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляем через:

оформление информационных стендов;

индивидуальные и групповые консультации;

индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;

открытые мероприятия;

совместные мероприятия;

совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи.

Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка дауна

Источник

«Комплексный подход к организации работы по развитию речи дошкольников»

Презентацию подготовила:

Воспитатель Бугрова С.Д.

Пед. совет 

январь 2018 г.

Согласно закону об образовании речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры; 

развитие всех  компонентов устной речи детей;

 развитие речевого творчества; 

знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; 

создание предпосылок у детей к  обучению грамоте.

Проблема

Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.

Комплексный подход к развитию устной речи включает в себя:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

Меры, предпринимаемые педагогами

Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. 

Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома. 

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

Систематическая Непосредственно Образовательная Деятельность воспитателями

Правильная организация речевой развивающей среды

Использование в свободной деятельности детей игр, потешек, чтение художественной литературы и т.д.

повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

участие родителей в речевом воспитании детей. 

Систематическая Непосредственно Образовательная Деятельность воспитателями

Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, нужно стараться вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. НОД носит продуктивный характер и включает в себя:

обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;

использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

При моделировании занятий по развитию речи  тесно использовать различные разделы речевой работы:

 Обогащение и активизация словаря.

 Работа над смысловой стороной слова.

Формирование грамматического строя речи.

 Воспитание звуковой культуры речи.

 Развитие элементарного осознания языковых явлений.

Речевая развивающая среда

Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей 

Требования к организации речевой развивающей среды 

размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;

динамичность среды;

учет возрастных особенностей детей;

учет гендерной специфики развития детей;

функциональность предметного обеспечения;

обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Профессиональное общение педагогов  ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников проходит в следующих формах: 

взаимные консультации;

совместные мероприятия;

методические объединения;

педагогические советы;

мастер-классы;

семинары и др.

Работа с родителями:

 Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

 Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Повышение  педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляется через:

Читайте также:  Особенности развития ребенка раннего возраста степаненкова

 1. различные консультации по развитию речи ребёнка в семье,

 2.папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», 

3.открытые занятия,

 индивидуальные беседы, 

4.родительские собрания,

5.памятки для родителей, 

6.подготовка детей к праздникам и досугам,  

6.выставки поделок, которые были сделаны детьми дома,

7. сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

Вывод:

Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Спасибо за внимание!

Источник

Эми Джиоева
Комплексный подход в развитии речи детей раннего возраста

Раннее детство (период от года до трех лет) – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка,являются: овладение телом, развитие предметной деятельности, овладение речью. Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи. В этом возрасте у ребенка формируется потребность в речевом общении (пассивная и активная речь).

Речь – это вид человеческой деятельности, который выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей, а также процесс реализации мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и т. п.) От того, насколько правильно и своевременно идет речевое развитие ребенка, зависит развитие других высших психических функций. А это, в свою очередь, определяет эффективную социализацию ребенка, возможность его обучения в школе, полноценное дальнейшее получение необходимых знаний, умений и навыков для последующей взрослой самостоятельной жизни.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся хорошая ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Таким образом, ранний возраст ребенка это важный период детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от психологов и педагогов разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь – особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.

В современной психолингвистике речевое развитие ребенка рассматривается как сложный динамический комплекс, включающий психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты. Условно выделяют четыре периода речевого развитии:

подготовительный, преддошкольный, дошкольный, школьный. В каждом периоде этого процесса выделяют «узловое образование» – языковые процессы, необходимые для нормального протекания онтогенеза речи в условиях данной стадии и определяющие переход на последующую стадию.

Диагностическое исследование речи детей следует проводить с учетом следующих основных принципов диагностики речевого развития:

* комплексный подход, который требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка; охватывает речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка;

* принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений;

Читайте также:  Как происходит развитие ребенка по дням

* индивидуальный подход в установлении контакта позволяет определить тактику коррекционного воздействия;

* принцип динамического изучения – предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития;

* выявление положительных возможностей позволяет дифференцировать выявленные нарушения;

* онтогенетический принцип – учет последовательности появления форм и функций речи, а также ведущих видов деятельности ребенка.

Таким образом, диагностическое исследование позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем. Комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения. При этом особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений устной и письменной речи.

По — этому для исследования состояния речи детей раннего возрастаи предпосылок ее формирования наиболее часто применяют следующие методы:

* анкетирование (анкета для матери, где формулируются вопросы о протекании пренатального и натального периодов, особенностях раннего речевого и психофизического развития ребенка;

* изучение медицинской документации (медицинская карта ребенка, знакомство с заключением невролога, педиатра и других специалистов;

* беседа и наблюдение за поведением и деятельностью ребенка и оценка его речевых возможностей в естественных условиях (движение, игра, еда, сборы на прогулку и др. режимные моменты) и в ходе выполнения специальных заданий; в процессе игровой деятельности наблюдают за тем,как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли ребенок обращенную к нему речь;

*собственно логопедическое обследование ребенка: сформированность понимания фразовой речи, объем пассивного и активного словарного запаса, особенности самостоятельного построения фразы.

Для обследования развития речи можно использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка, высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

Речевые задачи необходимо решать в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность. Поэтому главные цели работы по активизации и развитию речиребенка состоят в следующем:

1. Создание ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявления собственной речевой инициативы.

2. Побуждение ребенка активно использовать слово в качестве единственного адекватного средства общения.

3. Формирование у ребенка начального детского лексикона (пассивного и активного).

Создав ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, педагог тем самым дает ему возможность для проявления речевой активности. Такие ситуации можно создавать на игровых занятиях,которые должны подчиняться следующим требованиям:

1. Занятие проводится в отдельном, лучше специальном помещении.

2. Необходимо следить за тем, чтобы не перенасыщать предметную среду на занятии, постараться использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, т. к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна заключаться в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.

3. Длительность самого занятия, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до 15 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после занятия. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался на занятии.

4. Не стараться подчинить занятие определенной структуре. Необходимо создать для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать и словом подтверждать свой выбор. Нужно уловить интерес ребенка, и на этом интересе построить дальнейшую игру.

5. Разговаривать с малышом не «сверху вниз», а на одном уровне. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения.

6. Ребенок должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.

7. Необходимо помнить о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.

Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление тяжелой речевой патологии.

Источник