Комплексное обследование ребенка с отклонениями в развитии
Глава 3 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Дополнительная
Основная
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.
Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А.Стребелевой. — М., 1998.
Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психо-логический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.
Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: Методы и средства: Проблемы специальной психологии в образовании. — М., 1998.
Ульенкова У.В., Лебедева О. С. Л.С.Выготский и современная служба практической психологии. — Нижний Новгород, 2000.
Ульенкава У. В., Лебедева О. С. Ораганизация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.
Один из основных принципов диагностики нарушенного развития — комплексный подход — означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка всеми необходимыми специалистами (врачами, дефектологами, психологами) и охватывает не только познавательную деятельность, но поведение, эмоции, волю, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, изучение ребенка включает как медицинское, так и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование проводится врачами (педиатром: или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости — аудиологом). Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляют педагог-дефектолог и психолог.
Медицинское обследование, как правило, начинается с изучения данных анамнеза.
Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).
В семейном анамнезе анализируются сведения о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственных вредностей и длительность работы с ними. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Личный анамнез ребенка учитывает, как протекала у матери беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и других вредностей. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме.
Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.
Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер преди постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.
При обследовании ребенка от рождения до 1 года врач-педиатр обращает внимание на следующие диагностические показатели, отмечая их в своих записях:
— характер роста, вес, особенности развития перцептивных и локомоторных функций;
— особенности сна, аппетита, длительность вскармливания грудью;
— динамика эмоционального и интеллектуального развития;
— преобладающее настроение, наличие вялости или возбудимости;
— воспитывается ли ребенок дома или в яслях.
При обследовании ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет фиксируются особенности его развития, их соответствие возрастным показателям. Отмечается состояние вегетативной сферы: особенности сна, аппетита, переносимость жары и т.д. Фиксируется наличие энуреза, его частота, связь с психогенной ситуацией. При описании развития моторики характеризуется степень подвижности ребенка, наличие вялости или двигательной расторможенности. Фиксируется наличие или отсутствие навыков опрятности и самообслуживания.
В процессе медицинского обследования ребенка устанавливается наличие врожденных и приобретенных пороков развития.
Исследуется состояние полости рта (миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, измеряется артериальное давление, устанавливается наличие или отсутствие аллергических явлений.
При неврологическом обследовании врач-невропатолог обращает внимание на особенности формы лица и черепа, размеры черепа, врожденные или приобретенные пороки и дисплазии, гидроцефальные стигмы. Затем исследуются черепно-мозговые нервы. Описывается тонус жевательной мускулатуры, состояние слюноотделительной функции, ширина и симметричность глазных щелей, оскал зубов, движения бровей и век, лба, сохранность актов глотания, движения языка, наличие его тремора и т.д.
Далее обследуется состояние двигательной сферы: объем движений, их точность, плавность, тонус мышц, их сила. Отмечается наличие атрофии, спастических явлений, дистонии, гипотонии, параличей, парезов, гиперкинезов. Определяется координация движений, фиксируются патологические особенности походки.
Исследуются различные виды чувствительности, описываются менингиальные симптомы. При исследовании состояния рефлекторной сферы определяется равномерность, живость и симметричность сухожильных рефлексов, описываются патологические рефлексы. Фиксируется наличие и характер энуреза.
В беседе выясняется состояние вегетативной сферы: переносимость жары, холода, изменение аппетита, ощущение сердцебиений, наличие немотивированного субфибрилитета или склонность к субнормальной температуре.
Итог осмотра ребенка врачом-невропатологом — неврологический диагноз. Необходимо отметить, что ценные дополнительные сведения могут быть получены при использовании краниографии и ЭЭГ, ЭхоЭГ.
С помощью краниографии устанавливаются врожденные дефекты костей черепа, раннее расхождение/заращение черепных швов. Метод помогает диагностировать органические поражения головного мозга, выявить указания на возможное повышение внутричерепного давления (усиление рисунка пальцевых вдавлений).
Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрирует биотоки мозга. Функционирование головного мозга сопровождается биоэлектрическими процессами. При возбуждении в нервных клетках тканей мозга возникает разность потенциалов, которая регистрируется и измеряется при помощи высокочувствительных аппаратов — электроэнцефалографов, усиливающих и записывающих биопотенциалы головного мозга.
При визуальном анализе ЭЭГ обращают внимание на наличие волн, различающихся по частоте колебаний, амплитуде, форме, регулярности, выраженности реакции на внешние раздражения.
Формирование ЭЭГ, характерной для взрослого, происходит постепенно; в связи с этим правильная оценка ЭЭГ-показателей возможна с обязательным учетом возраста ребенка.
Специфических изменений ЭЭГ, характерных только для определенного патологического процесса, не существует. Тем не менее, ряд патологических паттернов чаще наблюдается при некоторых нервно-психических состояниях (эпилепсия, резидуально-органи-ческие поражения). ЭЭГ-данные должны сопоставляться с результатами клинического исследования, которое имеет решающее значение для установления диагноза.
Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — ультразвуковой метод исследования. Используется, в частности, для получения сведений о степени расширения III желудочка мозга, что позволяет косвенным образом судить о возможном повышении внутричерепного давления.
При установлении влияния на развитие ребенка того или иного дефекта очень важны данные о состоянии анализаторов.
Офтальмологическое обследование включает определение остроты зрения, состояние глазного дна; исследуются поля зрения, цветовое зрение, глазодвигательные функции. Исследование глазного дна позволяет косвенно судить о состоянии сосудистой системы мозга, изменениях мозговой гемодинамики; отек соска зрительного нерва свидетельствует о повышении внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии). В условиях повышенного внутричерепного давления вены глазного дна расширяются, становятся извитыми; калибр вен превышает калибр артерий.
Отоларингологическое обследование — врач выясняет способность ребенка воспринимать на слух речь шепотную и разговорной громкости. Затем определяется максимальное расстояние, с которого ребенок может воспринять на слух и воспроизвести произносимые врачом слова и фразы. Если во время обследования возникает подозрение, что у ребенка имеют место нарушения слуха, необходимо направить его на консультацию к аудиологу, который определяет необходимость аудиологического исследования.
Психическое состояние оценивается детским психиатром (психоневрологом). Прежде всего отмечаются особенности внешнего вида и поведения ребенка: выразительность, адекватность мимики, особенности позы, движений, походки, гиподинамия либо двигательное беспокойство, расторможенность. Анализируются отношение к беседе, ориентировка в месте, во времени и собственной личности.
Особенности интеллектуального развития ребенка подробно исследуются в процессе психологического, педагогического и логопедического обследования. Тем не менее в беседе с ребенком врач фиксирует особенности его внимания, некоторые особенно-
39 сти памяти, мышления, речи. Описываются особенности эмоциональной сферы ребенка, его настроения: безразличие, холодность, эмоциональная вялость либо раздражительность, дурашливость и т. п. Фиксируется наличие эмоциональной лабильности, истощае-мости, склонности к аффектам, наличие тоски, страхов, навязчивых переживаний. В беседе выявляются особенности сферы инстинктов и влечений: наличие повышенной сексуальности, чрезмерное влечение к еде либо отказ от пищи, склонность к бродяжничеству и т. п. В процессе беседы иногда могут быть выявлены и психотические расстройства: нарушение сознания, галлюцинации, бред.
На основании клинического изучения ребенка врач-психиатр (психоневролог) формулирует психиатрический диагноз.
Как мы уже указывали, медицинское обследование ребенка и установление клинического диагноза выполняется врачами, но педагог и психолог должны знать полученные данные. Материалы врачебных заключений не только помогут специалистам образовательных учреждений выбрать правильную тактику психолого-педагогического изучения ребенка, но и определят содержание коррекционно-педагогического воздействия в условиях того учреждения, где ребенок будет находиться.
Для того чтобы сделать образовательно-воспитательный процесс максимально эффективным, необходимы не только сведения о здоровье ребенка, его физическом развитии, но и знание таких индивидуальных особенностей, как задатки и способности, интересы и склонности и т.д., т.е. психологическое и педагогическое изучение детей. Только при этом условии можно добиться полноценного развития ребенка и своевременно оказывать ему необходимую помощь на каждом возрастном этапе. Безусловно, педагогическое и психологическое изучение тесно связаны и их трудно разделить — это единый процесс. И тем не менее, чтобы сориентировать специалистов в отдельных проблемах, от которых в большей мере зависит успешность обучения и формирование личности, мы кратко рассматриваем каждый из них в отдельности.
Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 3805; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10590 — | 7790 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностей его развития. Важное значение в диагностике ано-
мального развития придается системному ашь. ч
иысших психических процессов и функций ребенк^ разумевает комплексный системный учет данных нейре». логического, неврологического и психолого-педагогическо. обследования ребенка.
Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывают психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), созданные вместо медико-педагогических комиссий (МПК). В составе ПМПК работают: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр; дефектологи: олигофрено-педагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог; медицинская сестра. Эти учреждения призваны решать многоплановые задачи: разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагогическую помощь населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им лечебно-педагогической коррекционной помощи; помогать населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей; обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей; оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.
При необходимости ПМПК пересматривают ранее установленные детям диагнозы (заключения), для чего ребенок направляется на дополнительное обследование в медицинское (лечебное) или научно-исследовательское учреждение.
На ПМПК возложена ответственность за выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии. От ПМПК могут поступать предложения по дальнейшему развитию (или реорганизации) системы специализированной помощи в регионе. Такие широкие полномочия ПМПК дают основание полагать, что коррекционная педагогика и специальная психология выходят на качественно новый уровень развития теории и практики.
Отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов) также проводятся специалистами ПМПК районного уровня и в самом учреждении. При этом специалисты руководствуются следующими принципами: отграничение детей с определенным видом патологии от других групп детей.
Для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила приема. Например, в детский сад для детей с речевыми нарушениями принимаются дети с первично сохранным интеллектом и с нормальным слухом, имеющие только нарушение речи в виде фонетико-фонематического или общего недоразвития речи и в виде заикания.
Следующий принцип отбора — дифференцированное обучение по степени тяжести имеющегося отклонения в развитии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие).
Третий принцип — возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу — от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.
В каждом специальном образовательном учреждении работает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского учреждения. Ребенок получает необходимую медицинскую терапию в течение всего срока его обучения в специальном образовательном учреждении.
Обследование — важный этап системы специальной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Проводиться оно должно комплексно, различными специалистами. К сожалению, существующая практика обследования и консультирования свидетельствует иногда об автономности в диагностической деятельности специалистов. О комплексной диагностике говорится во всех нормативных и методических материалах, но на практике это требование не всегда в полной мере реализуется, а отсутствие комплексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказываться негативно на эффективности дальнейшего коррекционного воздействия.
Медицинская диагностика отклонений в развитии у детей включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических сведений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку соматического, неврологического и психического состояния ребенка. Основное внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабораторными исследованиями (рентгенография черепа, энцефалограмма, компьютерная томография и другие исследования).
Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о ‘строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и
особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется состояние сенсорного развития — слуха, зрения.
Различают субъективные и объективные данные о ребенке. Последними считаются сведения, полученные при обследовании ребенка соответствующим специалистом: оториноларингологом и офтальмологом с использованием аппаратуры. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает наличие у ребенка врожденной наследственной неполноценности: узкий сдавленный с боков лоб, микро- или макроцефалия (гидроцефалия), типичная внешность ребенка с синдромом Дауна, отставание в росте в сочетании с аномальным строением лица и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными являются нистагм (толчкообразные движения глазных яблок при боковых (крайних) отведениях глаз, при слежении за движущимся предметом), косоглазие, амблио-пия, нарушение-рефракции глаза и др.
Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тремор, тик и т.д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная связка, узкое готическое нёбо, расщелины губы, твердого и мягкого нёба, субмукозная щель (подслизистая расщелина в твердом нёбе), выявляется при пальпации, при произнесении резкого громкого (на твердой атаке) звука А — это субъективная оценка, объективная картина может быть получена только на рентгеновском снимке. Описывается состояние зубного ряда и прикуса.
В ходе медико-психолого-педагогического обследования определяются и основные аспекты коррекционного воздействия на ребенка.
Для анализа и интерпретации характера деятельности ребенка большое значение имеет каждый этап: как ребенок ставит цель, программирует (планирует) предстоящую деятельность, как принимает и осмысливает стоящую перед ним задачу, как ориентируется в задании, как организует операционный уровень деятельности (выбор путей, исполнительский поиск операций по выполнению задания, решение мыслительной задачи, нахождение результата и его сличение, сопоставление с намеченной целью, разные виды контроля: текущий, завершающий — по следам выполненной работы, планирующий).
Обследование начинается с изучения неречевых функций, с психологической базы. Именно состояние психических процессов и функций в первую очередь важно для квалификации имеющегося отклонения в развитии ребенка, равно как и при
коррекционной работе обеспечивается упреждающее их развитие до коррекции языковых и речевых систем. При обследовании важно определить, какое звено или какие звенья в структуре деятельности ребенка не сформированы или нарушены, затруднены, чтобы далее строить изучение ребенка и коррекци-онное воздействие на него на выявленном актуальном уровне развития и в зоне ближайшего развития. Учитывается не только то, что ребенок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, что в состоянии узнать и сделать.
При обследовании психических функций ребенка обращается внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Исследование психических функций всегда предусматривает возрастные особенности развития психики ребенка, ибо каждый возрастной этап развития характеризуется своими особенностями. Оценивается состояние внимания, восприятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регуляции произвольной деятельности ребенка.
Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучающий эксперимент.
Обращается внимание на то, как ребенок понимает обращенную к нему речь, как общается сам (речью или с использованием паралингвистических средств общения — мимики, жестов, интонации). В соответствии с возрастными показателями учитывается, как ребенок произносит простые и многосложные слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать развернутое сообщение, соблюдает ли в речи грамматические связи.
Оценивая общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок поддерживать речевой контакт, является ли инициатором общения, как отвечает на вопросы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценивается конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познавательный интерес, может ли удерживать внимание, концентрировать его, распределять, переключать, продуктивна ли деятельность ребенка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого разви— тия ребенка. По каждому разделу обследования в специальной психолого-педагогической литературе приведено боль-
шое количество экспериментальных заданий с возрастными эталонами их выполнения и с оценочным анализом возникающих у ребенка затруднений.
При обследовании ребенка используется наглядность разного вида: предметные, фразовые, сюжетные, серийные, парные и другие картинки, материал окружающей обстановки. Используются разные виды игр, так как игра и картинки (наглядность) обеспечивают положительный эмоциональный фон, а значит, и результативность обследования, делая более показательными все реакции ребенка. Методы и приемы выявления отклонения в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого у ребенка дефекта. Например, ребенку с нарушением речи разрешают давать жестовый ответ на вопрос, слабослышащему ребенку вопросы задают более громким голосом, ребенку с предполагаемым нарушением восприятия, понимания предлагаются задания не в словесной (вербальной), а в иной (например, жестово-мимической) форме. Характер ответных реакций ребенка на предлагаемые ему ситуации и задания не должен влиять на общую оценку умственного развития ребенка.
Особо затруднено обследование непонимающих и неговорящих детей, детей с нарушенным поведением, со сниженным уровнем мотивации, с повышенной психической истощаемо-стью (утомляемостью). Наиболее трудны для диагностики близкие по внешнему проявлению состояния, которые являются принципиально различными нарушениями. При внешне сходных проявлениях нарушения могут оказаться разными по структуре, механизмам, по причинам, их вызвавшим, и по прогнозу лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического воздействия. На основе комплексной диагностики удается отграничить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер необходимого воздействия.
Важно учитывать, что диагноз — не ярлык, который приклеивается ребенку с момента обследования на всю дальнейшую жизнь: ребенок растет, развивается, его нарушение сглаживается, а иногда усиливается, вызывая вторичные проявления. При комбинированной (комплексной) неполноценности в разные возрастные периоды на первый план выходят то одни, то другие показатели. В ряде случаев диагноз ставится предположительно, а окончательное заключение делается только в ходе динамического наблюдения при диагностическом обучении.
Изучение ребенка в процессе его обучения и воспитания существенно отличается от обследования в условиях психо-
лого-медико-педагогических комиссий, консультаций, однако вне зависимости от условий обследования должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов. Педагог в ходе динамического наблюдения прослеживает поступательный ход развития ребенка, формирования его познавательной деятельности и психических процессов в целом, он может сравнить динамику личностного развития ребенка с возрастной нормой, соотнести с методами обучения и с требованиями программы коррекционной работы.
Учет возрастных и личностных особенностей ребенка совместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения, дефекты, но и оценить сохранные стороны личности, потенциальные возможности ребенка и опираться именно на них при отборе содержания и форм воспитания и обучения. Подходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой -важное условие сотрудничества специалистов при изучении, обучении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическая поддержка, психотерапевтический подход дают ребенку возможность реализовать себя и активизироваться для решения поставленных перед ним задач.
Обследование ребенка не может и не должно быть стандартизировано. Его индивидуальная направленность проявляется в отборе заданий, упражнений, видов предлагаемой ребенку работы, языкового и дидактического материала. Индивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребенку помощи при организации его деятельности и контроле за ней.
Усиление гуманистической направленности при изучении, обучении и воспитании детей, переориентация педагогического процесса на максимальный учет индивидуально-творческих способностей, на создание каждому ребенку условий для его самореализации и развития делают необходимым и дальнейшее совершенствование обследования, в первую очередь — это развитие экспресс-диагностики и усиление роли технических средств при обследовании ребенка с отклонениями в развитии (разработка и внедрение ТСО).
Вторичные нарушения затрагивают в первую очередь те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте: речь, тонкая дифференцированная моторика (артикуляционная и пальцев рук), пространственные и временные представления, произвольная регуляция деятельности и др.
Контрольные вопросы
1. Какие причины вызывают возрастание числа детей с отклоне
ниями в развитии?
2. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных на
слоений в структуре дефекта при аномальном развитии.
3. Какие виды нарушений развития встречаются у детей?
4. Назовите основные причины нарушений развития ребенка.
5. Раскройте социальное значение дефектологии (коррекционной
педагогики).
6. Охарактеризуйте связь специальной психологии и коррекцион
ной педагогики.
7. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению,
обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?
8. Объясните, почему педагоги дошкольных и школьных учреж
дений должны знать основы коррекционной педагогики.
9. Охарактеризуйте принципы и приемы изучения (обследования)
ребенка.
10. Раскройте задачи и содержание работы психолого-медико-
педагогических консультаций.
11. Какие концепции (положения) Л.С.Выготского особо значи
мы для коррекционной педагогики?
Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 6174; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11278 — | 7578 — или читать все…
Читайте также:
Источник