Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка

Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка thumbnail

Малько Ирина Сергеевна

В последние годы, мы взрослые все чаще задаемся вопросами: Что надо сделать, чтобы ребенок захотел учиться? «Почему наши дети не любят учиться? Действительно, повод для волнения есть. У этой ситуации есть две стороны – объективная и субъективная. Объективные, внешние причины связаны с общей идеологией  воспитания и образования , а субъективные – с особенностями развития самих детей. Именно эти субъективные, внутренние причины неуспешности того или иного ребенка являются для нас важными.
С точки зрения нейропсихологического подхода проблемы не желания и низкая способность учиться  связаны с проявлением возникшей внутритриутробной или младенческой дисфункции, органической (клеточной) или функциональной, подкорковых (наиболее раносозревающих) структур мозга. Эти процессы сопровождаются социокультурной депривированностью детей (вытеснением игровой деятельности и многообразных проявлений коммуникативных процессов), формированию дезадаптации детей. Дефицитарное развитие базисных мозговых структур, обеспечивающих  механизмы удовлетворения витальных, коммуникативных потребностей и потребностей саморазвития, приводит к нарушениям и искажениям этих процессов развития, что требует внедрения специального психолого-педагогического подхода для устранения и профилактики этих негативных явлений.  Для нормального развития ребенка важны адекватность и своевременность внешних требований (задач, предлагаемых ребенку социумом). Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии может так же негативно сказаться на формировании высших психических функций (внимание, память, слуховое, зрительное, зрительно-пространственное восприятие, саморегуляция), как и недоразвитие или информационная недостаточность внешних воздействий. И в том, и в другом случаях психологический потенциал, которым наделенен ребенок от природы остается нереализованным.
Психологическое развитие ребенка протекает одновременно по трем каналам, сливающимся в единое русло. Это развитие: 1) нервной системы, 2) психических процессов, 3) различных систем организма. Наше «мозго-психо-тело» — это триединство, которое с первых секунд внутриутробного развития начинает формироваться по единому плану. Не существует психики без мозга и без тела. А тело – без психической деятельности мозга. Потому любое психолого-педагогическое сопровождение ребенка должно быть таким же единовременным и триединым.
Фундаментом  комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка является метод замещающего онтогенезасозданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архи­пов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с раз­личными вариантами развития. Имманентными составляющими этой единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и прогнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов разви­тия в норме, субнорме, патологии и т.д.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочте­ние именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанав­ливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, напри­мер, память, эмоции, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математичес­кими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержа­щей большое число телесно-ориентированных методов, должно проис­ходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
                                                                                                                                                           
Список лит-ры:
1.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие.- М.; Изд. Генезис,2017г.
2.Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Познавательная активность.- Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016 г. 

Источник

Нейропсихологическая коррекция детей метод “Замещающий Онтогенез” (А.В.Семенович, Б.А.Архипов) в рамках интегративной программы «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка»

Современные научные исследования и статистические данные показывают, чтоподавляющему большинству современных детей с самого раннего детства  необходима помощь специалистов – врачей, клинических психологов, психологов, логопедов. У них ярко проявлены различные нарушения –  сосудистые проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз,  задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматика. На этом фоне распускаются махровым цветом проблемы поведения, обучения, общения.

С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудностиобусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому стоит приплюсовать  современную социокультурную ситуацию – состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие игровой деятельности, а также экологию окружающей среды и психологического окружения. Специалисты, единогласно пришли к выводу о необходимости нового специфического коррекционного подхода, в основе которого лежат универсальные нейробиологические и социо-культурные механизмы развития.

Таким методом в последние годы стала нейропсихологическая коррекционная программа. “Замещающий онтогенез” Она представляет собой гармоничную и грамотную систему развития. Включает новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему всестороннему развитию личности, позволяет восполнить недостающие звенья в развитии.

Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности – общую моторную неловкость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение работоспособности, внимания, памяти, двигательную заторможенность и расторможенность, эмоционально – волевые проблемы, трудности формирования пространственных представлений и т.п.

Первый этап коррекции – психомоторный (двигательный).

001

Все упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза (развития). Предлагаемые движения при их правильном выполнении и с соблюдением последовательности развития ребёнка, становятся базой для активизации высших психических функций, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности, включают такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. То есть создают базу для полноценного овладения чтением, письмом, математическими знаниями. Данный этап длится от 4-6 месяцев и является самым нагрузочным для родителей, поскольку  ребенка на занятия в центр нужно приводить один раз в неделю, но ДОМА… выполнять упражнения нужно ежедневно.

Читайте также:  Развитие музыкально ритмических движений ребенка

002

При этом  самостоятельно делать их ребенок (даже подросток) не должен.  Взрослому необходимо ответственно и правильно выполнять все указания нейропсихолога во время домашних занятий, поскольку только при точном соблюдении  инструкции возможно получить необходимые результаты. При внешней простоте действий, за ними стоит серьезная работа с мозговыми структурами ребенка. Это нужно понимать и относиться к данной информации соответствующим образом. Психомоторная коррекция “Замещающий Онтогенез” – это не развивающие занятия и не физкультура, которые сами по себе весьма полезны, но не представляют собой  целенаправленную коррекцию индивидуальных особенностей включения психических функций.

Второй этап программы – когнитивная коррекция

003

Он также содержит большое число телесно-ориентированных методов. Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. Далее расширяем детям объём зрительного восприятия, убираем проявления зеркальности. Развиваем слуховое восприятие, различные виды памяти, произвольное внимание, номинативную функцию речи, повышаем словарный запас. Формируем наглядно-образное и словестно-логическое мышление. Этой части коррекционной программы  отводится 3 месяца, но обычно родители простят продлить занятия.

004

Действительно, развитию когнитивной сферы можно и должно уделять гораздо больше времени и профессионализма. Это особенно актуально в настоящее время, когда к сожалению, повально наблюдается снижение  уровня обучения в школах, низкий образовательный статус педагогов. Мы встречаемся с такой удручающей картиной  постоянно и стараемся кроме возложенных на нас коррекционных задач восполнить на занятиях  недостаток того, что у интеллигентного человека обозначается емким и значимым словосочетанием   ” широкий кругозор”.

Третий этап программы – психологические детские тренинги

005

В работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей. Дети учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других людей. На занятиях формируются важные жизненные навыки, такие, как умение выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников, умение строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и общаться с взрослыми.

Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка

Наш многолетний опыт работы с детьми показал, какими одинокими чувствуют себя современные дети, особенно школьники средних и старших классов, как много тревог, обид и “непонятости” они несут в своих горячих сердцах. Они не знают, что делать с этим “грузом”, а он  между тем продолжает накапливаться, наслаивая одну проблему на другую. Мы учим ребят вести диалог со своим внутренним миром, бережно и деликатно относиться в внутреннему миру другого человека.

Коррекционная программа рассчитана на 8 – 9 мес. (1 раз в неделю – 2 занятия) при ежедневном выполнении упражнений дома с родителем.

Все этапы программы описаны ниже в более подробном варианте. Просьба родителей, чьи дети занимаются в нашем центре, ознакомиться с выложенными материалами и вникнуть в их суть. Ведь только с Вашей помощью – вниманием, ответственностью, последовательностью и терпением мы сможем совместно помочь Вашим детям.

По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов. В программе использованы упражнения «Комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте» – А.В. Семенович , Б.А.Архипова, авторские разработки Е.С. Лебедевой – организатора и руководителя Нейропсихологического центра Адаптации и Саморегуляции, авторские методики М.А. Сандомирского, совместные методики по новому современному направлению –  Нейропсихотерапии Лебедевой Е.С. и Сандомирского М.Е.

Что  важно  знать родителям перед началом занятий по нейропсихологической коррекции?

007

Сейчас всё реже и реже можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходит в правильной последовательности.

В норме оно должно быть таким.

Узнать подробнее о методе нейропсихологической коррекции
вы можете по телефону в Казани +7 (843) 277-42-93

Продолжение статьи

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД «ЛИНГВИСТ» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Ул. Крымских партизан,15

295013, г. Симферополь

тел.44-69-75, эл. почта lingvistHYPERLINK «mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru»-84@HYPERLINK «mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru»crimeaeduHYPERLINK «mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru».HYPERLINK «mailto:lingvist-84@crimeaedu.ru»ru

СОГЛАСОВАНО

Методист МБУ ДПО «ИМЦ»

____________ И.В. Могилова

«___» _____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШДС «Лингвист»

____________________Н.Д. Куликова

«___» _______________ 2015 г.

ПРОГРАММА

«Комплексного нейропсихологического

сопровождения развития ребенка»

Рекомендована к использованию

педсоветом

______________________________________

Протокол от___________________№_______

Составитель: педагог-психолог

Беляева Ю.Ю.

Симферополь

2015 г.

Пояснительная записка

Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющегося развития, активно развиваемый в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К. Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.

С точки зрения нейропсихологического подхода дизонтогенез развития ребенка во многом связан с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых) структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, фунциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произвольной саморегуляции, в целом — учебная и социальная неуспешность.

Читайте также:  Нарушения семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Перечисленные патофеномены в сочетании со специфической социокультурной депривированностью (вытеснение игровой деятельности, элиминация коммуникативных процессов и т.п.) современных детей являются компонентами единой системной дезадаптации. Следовательно, анализировать и корригировать их необходимо системно.

Адекватна в этом смысле программа «Комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992;Семенович, Цыганок, 1995;Семенович, Архипов, 1995;Гатина, Сафронова, Серова, 1996;Архипов, Гатина, Семенович, 1997;Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001;Семенович,2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Метод замещающего онтогенеза — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов(диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития.

Основная цель:развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия метода замещающего онтогенеза идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек.

В качестве исходных «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка» включает принципы:

тождественностипсихологическойорганизации человека его нейропсихосоматическойорганизации; таковая рассматривается как иерархически организованный, системно-динамический паттерн, процесс, реализующийся в поведении (в актуальном и онтогенезе);

синдромногодиагностико-коррекционногоподходако всем онтогенетическим (эндо- и экзогенным, натуральным и культуральным, нормативным, субнормативным и патологическим) факторам;

формирующего обучения, которое рассматривается не только как основной путь создания новых функциональных систем, но и как инструмент, способ растормаживания неактуализировавшихся (по
разным причинам), но продуктивных и адаптивных старых;

изменения мозговой организации и соответственно психологической структуры ВПФ в онтогенезе: этапности, динамики, векторов и др. закономерностей формирования мозговой организации психических процессов, начиная с внутриутробного периода;

инвариантнойизоморфностипсихолого-педагогического взаимодействия нормативным онтогенетическим модификациям с учетом специфических ограничений, накладываемых на этот процесс типом отклоняющегося развития;

антиципации(предвосхищения, «работы на опережение») и обратной связи как базовых стратегий психолого-педагогического сопровождения процессов развития; данные механизмы самоорганизации и саморегуляции поведения являются фундаментальными свойствами онтогенеза как единой функциональной системы;

принципиальнойнестираемости следов памяти, еенепрерывности;память рассматривается как универсальный паттерн информационного взаимодействия человека с собой и окружающим миром,
имеющий статический («банк данных, хранящий собственно мнестические следы, эталоны») и динамический («ключ, доступ, пароль к банку данных») аспекты: последний, будучи уязвимым, стираемым, подверженным интерференции, и является основной мишенью психолого -педагогического воздействия;

фундаментальной организации мозга как архиваэволюционно одобренных способов реагирования; при этом мозг хранит не образы, а паттерны взаимодействия человека со своими внутренними состояниями и свойствами окружающего мира; сенсомоторный локус контроля — единственный способ непосредственного доступа к этому архиву;

активного, экспрессивного отреагирования как единственно возможного пути и средства развития; у человека имеется лишь два способа экспрессии — движение(от гомеостатических, вегетативных, жесто-мимических реакций до реализации сложнейших видов поведения) и речь,так как все остальные психические функции — импрессивные; соответственно движение и генетически производная от него речь являются и инструментами(средствами) психолого-педагогического взаимодействия, и единственной возможностью получения (или, напротив, отсутствия) его продукта,каковой и является отражением того или иного онтогенетического новообразования;

10)«замещающего онтогенеза», заключающегося в соотнесении (диагностика, коррекция, абилитация, профилактика, прогноз) актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

Задачи программы:

1) Коррекция непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато-кинетического баланса нейропсихосоматических процессов.

На этом уровне происходит первичная закладка и формирование саморегуляции ребенка посредством ритмологических, ритуализованных способов воздействия. Обнаружение и разрушение патологических, псевдокомпенсаторных механизмов, оптимизация естественного и истинно компенсаторного потенциала непроизвольной саморегуляции ребенка. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и другие методики. В нейропсихологическом контексте основная мишень: когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга; инициируется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) систем мозга.

2)Операциональное обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром.

Главноймишеньюздесь является преодоление асинхронии и дизонтогенеза (нарушений/искажений) различных операциональных психологических (в первую очередь когнитивных навыков и автоматизмов) факторов.Их коррекция и абилитация, создание предпосылок для полноценного формированияцелостных психических функций (речи, памяти, соматогнозиса, пространственных представлений и т.д.) и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлексии, мышления и т.д.). В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии. Они организованы таким образом, чтобы направленно сформировать, автоматизировать, стабилизировать и повысить функциональные возможности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий ребенка.

3) Формированиепроизвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка с года до трех лет

На данном уровне корригируются и формируются синтетические, интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия,закрепляются и стагнируются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания.Автоматизируютсянавыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах. Все методы (нейропсихологические, логопедические, психотерапевтические и т.д.), применявшиеся ранее, ассимилируются и модифицируются в новую систему, подчиненную и детерминированную групповыми (игровыми, социальными) правилами, ритуалами, канонами, расширением репертуара «ролей» и т.п. Коррекция и абилитация направлены на формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно-тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.

Циклограмма сопровождения:

предварительнаянейропсихологическая диагностика и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;

занятия с детьми в течение 2 — 3 месяцев с периодичностью один раз в неделю (в целом 10-15 занятий; продолжительность каждого занятия от 20 до 40 минут);

дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопровождение ребенка или (в тяжелых случаях) предварительные встречи в индивидуальном режиме;

обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла;

постоянноеконсультированиеродителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

Ожидаемые результаты:

— закрепление баланса уровней произвольной и непроизвольной саморегуляции человека;

— стагнация приоритетного, доминантного, иерархического ранга, статуса произвольной саморегуляции в этой диаде;

— дифференциация межуровневого интегративного взаимодействия операциональных и регуляторных аспектов психической деятельности;

— закрепление, четкая дифференциация с последующей интеграцией основной функциональной право-левополушарной дихотомии, соответственно «соматогнозис—речь»;

— использование этого фундамента дляформирования полушарных локусов контроля за протеканием всех форм и уровней психической деятельности в целом, то есть онтогенеза всех производных (от базовой) межполушарных дихотомий;

— создание оптимального режима, паритетности парной работы мозга при условии их постоянной функциональной конкуренции/комплементарности, синхронности/рецилрокности, взаимной активации/торможения и т.д;

— формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно — тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.

Структура индивидуальных занятий и задачи каждого этапа

Этап занятия

Задачи этапа

I. Вступительная часть

Разминка. Пальчиковая гимнастика

Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. Развитие мелкой моторики рук.

II. Основная часть

1. Блок  «диафрагма жесткости»

1.1) Дыхательные упражнения

1.2) Глазодвигательные упражнения

1.3) Растяжки

1.4) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание

2. Блок «навешанные конструкции» (*Упражнения  этого блока подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных  зон  для  каждого ребенка  в  отдельности)

2.1) Специальные упражнения на развитие конструктивного праксиса, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.

1.1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.

1.2) Формирование  глазодвигательных  функций, отработка плавности движения взгляда, стабильности удержания взгляда на предмете.

1.3) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного  мышечного  напряжения) и гипотонуса  (неконтролируемой  мышечной вялости) мышц.

1.4) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

2.1) Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие конструктивного праксиса, мнестических процессов, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.)

III. Заключительная часть

Прощание

Создание  условий  для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

Структура групповых занятий и задачи каждого этапа

Этап занятия

Задачи этапа

I. Вступительная часть

Разминка

Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие.

II. Основная часть

1) Дыхательные упражнения

2) Растяжки

3) Базовые  сенсомоторные взаимодействии, ползание

1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.

2) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного  мышечного  напряжения) и гипотонуса  (неконтролируемой  мышечной вялости) мышц.

3) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

III. Заключительная часть

Упражнение на совместное действие

Прощание

Формирование навыка  взаимодействия в группе.

Создание  условий  для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем.

Список использованной литературы

Агафонова И.Н. Готовимся к школе. СПб., 1997.

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.

Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.

Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: «Речь», 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М., 1993.

Корсакова U.K., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.

ЛурияА.Р.Основы нейропсихологии. М., 1973.

Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.

Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.

Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. О.Б.Иншаковой.

Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М., 1995.

Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М.,1985.

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.

Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003.

ЦветковаЛ.С.Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1987.

Источник