Комплексная оценка состояния здоровья ребенка оценка физического развития

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка оценка физического развития thumbnail

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка оценка физического развития

Добавил:

Вуз:

Предмет:

Файл:

Экзамен / Гигиена ответы на экзамен ПФ.docx

Скачиваний:

1006

Добавлен:

30.01.2018

Размер:

7.22 Mб

Скачать

  • Режим дня. Через каждые 45 минут
    занятий нужно делать 15-минутные
    перерывы,  через каждые 15 минут –
    менять позу.

  • Кроме того, в дневном распорядке нужно
    выделить время и для прогулок, и для
    подвижных игр.

  • Следует чередовать нагрузки для ума с
    нагрузками для тела. Самыми полезными
    видами спорта для ребенка считаются 
    плавание и велосипед.

  • Питание. Очень важно, чтобы школьник
    питался регулярно и разнообразно.
    Особое внимание нужно уделять продуктам,
    богатым солями калия, магния и витаминами
    группы В. Эти вещества улучшают работу
    сосудов и сердца, способствуют
    восстановлению нарушенного баланса
    между отделами вегетативной нервной
    системы.

  • Критерии комплексной оценки состояния
    здоровья детей и подростков.

  1. Наличие
    или отсутствие хронических заболеваний
    в момент обследования.

  2. Уровень
    функционального состояния основных
    систем организма.

  3. Степень
    сопротивляемости организма неблагоприятным
    условиям

  4. Уровень
    достигнутого развития и степень
    гармоничности.

  • 1. Выбирается наихудшая группа,
    поставленная группой из врачей

  • 2 и 4
    пункт 113 и 115 билет –
    оценка
    физического развития

  • 3. Количество обращений в год.

  • Iгруппа – 0-3 раза в год

  • IIгруппа – 4 и более.

  • Группы здоровья

  1. Здоровые
    дети и подростки с нормальным развитием
    и нормальным уровнем функций

  2. Здоровые
    дети и подростки имеющие функциональные
    и некоторые морфологические отклонения,
    а также сниженную сопротивляемость к
    острым и хроническим заболеваниям.

  3. Больные
    дети и подростки, имеющие хронические
    заболевания в компенсированном состоянии
    с сохраненными функциональными
    возможностями организма.

  4. Больные
    дети и подростки хроническими
    заболеваниями в состоянии субкомпенсации
    со сниженными функциональными
    возможностями организма.

  5. Больные
    дети и подростки с хроническими
    заболеваниями в состоянии декомпенсации
    со значительно сниженными функциональными
    возможностями организма.

  • Принадлежность ребенка к группе здоровья
    устанавливает медицинская комиссия в
    составе педиатра и врачей-специалистов
    по результатам комплексного
    профилактического осмотра.

  • При наличии нескольких функциональных
    отклонений и заболеваний у одного
    ребенка окончательное заключение о
    состоянии его здоровья выносится по
    наиболее тяжелому из них. 5 группа не
    ставится, поскольку такие дети не
    участвуют в массовых осмотрах.

  • «Комплексная оценка состояния здоровья ребенка»

  • Порядок действий:

  1. Определить точный паспортный возраст
    ребенка и выбрать необходимую возрастную
    группу.

  2. Используя одномерные центильные шкалы,
    определить номера центильных интервалов
    для следующих показателей: длина тела,
    масса тела, ИМТ, окружность грудной
    клетки, жизненная емкость легких,
    динамометрия правой кисти, динамометрия
    левой кисти, САД, ДАД, ЧСС, толщина
    жировой складки на животе, толщина
    жировой складки на плече.

  3. Определить группу физического развития(с.16)

  4. Определение уровня биологического
    развития
    согласно зубной или половой
    формулам. Если дана зубная формула,
    просто сравнить количество имеющихся
    постоянных зубов с должным количеством
    для данного возраста (табл.4, с.21). Если
    дана половая формула: используя
    Приложение 1, найти сумму баллов (каждая
    стадия развития признака имеет свою
    балльную оценку) и сравнить полученную
    сумму с должной суммой для данного
    возраста (табл. 5♂, 6♀, с.22). Дать заключение:
    УБР (уровень биологического развития)
    соответствует паспортному возрасту,
    опережает или отстаёт.

  5. Оценить функциональное состояние
    организма: показатели ЖЕЛ и динамометрии,
    оцененные по 3 – 6 центильным интервалам,
    считаются удовлетворительными, по 1 –
    2 центильным интервалам –
    неудовлетворительными, по 7 – 8 центильным
    интервалам характеризуются как высокие.
    Показатели САД и ДАД в 3-6 центильных
    интервалах – возрастной норматив, 2 и
    7 – пограничные значения, 8 – артериальная
    гипертония, 1 – гипотония. Показатели
    ЧСС в 3-6 ц.и. – возрастной норматив, 2 и
    7 – пограничные значения, 8 – тахикардия,
    1 – брадикардия.

  6. Дать заключение по оценке гармоничности
    морфофункционального развития
    (табл.7, с.23)

  7. Проанализировать имеющиеся у ребенка
    хронические заболевания,
    соответствующие им группы здоровья и
    выбрать наихудшую группу здоровья.

  8. Оценить резистентность организмапо количеству заболеваний по обращаемости
    за год:

  1. не болеющие дети – 0 раз/год

  2. эпизодически болеющие – 1-3 раз/год

  3. часто болеющие – 4<раз/год

Соседние файлы в папке Экзамен

  • #
  • #

Источник

Перечисленные
методы оценки физического развития не
учитывают
уровня биологического развития растущего
организма.

В
практике оценки физического развития
детей с начала 1980-х гг. используется
комплексный
метод,
учитывающий
следующие критерии:

1)
морфофункциональное состояние организм;

2)
соответствие
паспортно­го возраста ребенка уровню
биологического развития.

Метод
по­зволяет выделить детей, имеющих
соответствующее возрасту гармоничное
физическое развитие, а также детей с
разными от­клонениями в физическом
развитии (табл. 7).

Таблица
7

Биологический
уровень

Схема

Морфофункциональное
состояние

Масса тела,
окружность грудной клетки

Функциональный
показатель

Соответствует
возрасту

Гармоничное

М±

R
и более (за счет развития мускулатуры)

М+

и выше

Опережает
возраст

Дисгармоничное

От
М -1
R

До
М-2
R ;

От
М+1,1
R

До
М+2
R за
счет повышенного жироотложения

От
М-1,1
до М-2

Отстает от
возраста

Резко

дисгармонич­ное

От
М-2,1 
R

и ниже;

от
М+2,1 
R

и выше за счет
избыточного жироотложения

От
М-2,1
и ниже

Морфофункциональное
состояние

оценивается как гармоничное, дисгармоничное
или резко дисгармоничное
(табл. 7).

Гармоничным
следует
считать состояние физического развития,
при котором
масса тела и окружность грудной клетки
соответствует длине тела или
отличается на 15 и более за счет развития
мускулатуры.

Дисгармоничным
нужно
считать состояние, при котором масса
тела и окружность
грудной клетки менее должных на 1,1 — 2,
а также более должных
на ту же величину за счет повышенного
жироотложения. Резко
дисгармоничным
следует признать состояние, при котором
масса тела и окружность
грудной клетки отстают от должных на
2,1 
и более или превышают
должные на ту же величину за счет
избыточного жироотложения. При
дисгармоничном и резко дисгармоничном
развитии функциональные показатели,
как
правило,
ниже
возрастной
нормы.

Неравномерность
темпа роста и развития организма на
этапе созревания является общей
закономерностью. Однако в этот период
проявляются и некоторые индивидуальные
особенности. Встречаются индивидуумы,
темп развития которых ускорен и по
уровню зрелости они опережают свой
хронологический (календарный) возраст,
может наблюдаться обратное соотношение.

Поэтому
важно знать, что хронологический
возраст

это период, прослеживаемый от рождения
до момента обследования, биологический
возраст

определяется совокупностью
морфофункциональных особенностей
организма и зависит от индивидуальных
темпов роста и развития. Разница между
хронологическим и биологическим
возрастом может достигать пяти лет.

Дети с замедленным
темпом развития называются «отстающими»,
число их относительно невелико (10-20%).
Дети с замедленным темпом биологического
развития менее активны, у них повышена
отвлекаемость, выраженное напряжение
зрения, двигательной системы анализаторов
и ССС.

Причинами отставания
могут быть недоношенность, родовые
травмы, заболевания в раннем возрасте
(рахит, хроническая пневмония, специфические
кишечные болезни, частые ОРЗ, хронические
интоксикации или болезни). Известно
также неблагоприятное влияние социальных
условий микросреды (безнадзорность,
неполная семья, пьянство родителей).
Отставание биологического развития
сочетается со сниженными показателями
антропометрических признаков и более
частыми отклонениями со стороны
опорно-двигательного аппарата, нервной
и сердечно-сосудистой системы, наиболее
выраженными изменениями работоспособности
и состояния здоровья.

Ускоренный
темп индивидуального развития ребенка
приводит к опережению биологического
развития по сравнению с хронологическим.
Данные дети встречаются реже. Чаще эти
дети имеют избыточную массу тела за
счет жироотложения. Среди них больше
страдающих гипертонией, хроническим
тонзиллитом, у них выше показатели
заболеваемости, чаще и резче проявляются
функциональные изменения. Детей с
несоответствием биологического возраста
хронологическому необходимо своевременно
выявлять, т. к. они нуждаются в
медико-социальной охране здоровья на
протяжении всего этапа созревания
организма.

Для
определения биологического возраста

можно использовать разные показатели
(морфологические, нейрофизиологические,
гематологические, гормональные и др.),
которые отражают зре­лость систем
организма.

При
комплексной оценке физического
развития детей и подростков учитывают
морфофункциональные
показатели, которые наиболее информативны,
постоянны и отражают
возрастное развитие организма. К ним
относятся: длина тела, характер годового
прироста, развитие зубной системы,
степень полового созревания.

В
разные возрастные периоды одни показатели
биологического уровня
развития являются ведущими, другие
играют второстепенную роль.

Так,
в
старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте (5 – 10 лет) ведущими показателями
биологического возраста являются
рост,
годовая
прибавка длины тела, число постоянных
зубов.

В
среднем школьном возрасте, начиная
с 10 — 11 лет у мальчиков и 9 — 10 лет у девочек,
наибольшее
информативное значение приобретаютстепень
полового
созревания и
показатели
годовой прибавки длины тела
,зато
теряют свою
информативность длина тела и развитие
зубной системы.

В
15 лет и позднее ведущим признаком
становится
развитие вторичных половых признаков
,
а длина тела утрачивает свою информативность.

Оценка
уровня биологической зрелости по срокам
прорезывания постоянных зубов

Общее
количество постоянных зубов подсчи­тывают
на верхней и нижней челюстях. Суммарно
учитывают зубы всех стадий прорезывания:
от четкого выступания режущего края
зуба над десной до полностью
сформировавшегося зуба. Возраст­ные
нормативы дают представление о диапазоне
наличия посто­янных зубов (М±σ) детей,
развитие которых соответствует
ка­лендарному возрасту (табл. 8). Детей
с замедленным и ускорен­ным темпом
прорезывания постоянных зубов направляют
на кон­сультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее
количество зубов (менее М — lσ) свидетельствует
о замедленном развитии, большее (более
М + 1σ) — об ускоренном.

Оценка
уровня биологической зрелости по
вторичным половым признакам

(табл. 8)

По возрастным
нормативам устанавливают следующие
вари­анты возрастного развития
биологической зрелости:

1)
развитие соответствует календарному
возрасту (выражен­ность вторичных
половых признаков соответствует
возрастному нормативу);

2)
развитие ускоренное (опережение по
выраженности вто­ричных половых
признаков составляет 1 год и более);

3)
развитие замедленное (отставание по
выраженности вто­ричных половых
признаков составляет 1 год и более).

Детей с замедленным
и ускоренным развитием направляют на
консультацию к эндокринологу.

С помощью таблицы
можно определить, соответствует ли
развитие индивидуума календарному
возрасту, опережает или отстает от него.

Лишь
при отставании или опережении большинства
показателей на 1 или 2 года следует
констатировать большую задержку или
ускорение темпов возрастного развития
на соответствующий срок.

Таблица
8

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Состояние здоровья
определяется ростом и развитием. Рост
и развитие – это изменение анатомических
и морфологических показателей, т.е.
длины и массы тела, пропорций отдельных
частей тела, поперечных размеров и
объемных, изменения в физиологических
системах, тканях и органах — т.е.
функциональное направление в возрастном
аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны,
зависят друг от друга; от окружающей
обстановки; гигиены социально-бытовой;
школьной; гигиены питания; труда и
отдыха; занятий физической культурой
и спортом. Периоды усиления роста
сменяются периодами усиления развития,
дифференциации тканей и систем и
наоборот. Это так называемая гетерохронность
– разновременность двух фаз единого
процесса, гармоничность которого зависит
от факторов внешних и внутренних.

Гигиенические
аспекты здоровья детей и подростков
начинаются с профилактической медицины
на стадии планирования и зачатия,
вынашивания и родов, целым комплексом
мероприятий по охране материнства и
детства. Это женские консультации,
родильные дома, социальная защита –
дородовые и последекретные отпуска,
перевод на безопасную и легкую работу,
поощрения и вознаграждения за ранний
учет в женской консультации, за роды.
Генетическое консультирование,
наблюдения, контроль за внутриутробным
развитием, рекомендации профилактического
порядка по образу жизни женщины, ее
питания, движения, отдыха. В организме
матери формируется третий круг
кровообращения эмбриона и плода, в
первую очередь все хорошее и плохое
поступает им, приоритет новой жизни.

Современные
гигиенические аспекты роста и развития
детей и подростков необходимо начать
с термина валеология. Valeo – здравствую
с момента зарождения новой жизни. Все
болезни детскими ножками входят во
взрослую жизнь. Уровень и качество
здоровья зависит от многих хорошо
управляемых факторов как генетически
детерминированных, так и внешних сил
природы, образа жизни и помощи
профилактической медицины. Весь
взаимосвязанный комплекс физического,
психического и нравственного здоровья
формируется и воспитывается не только
окружающим биолого-социальным миром,
но и самим человеком.

Здоровье
— наивысшее благо.

Научно-технический прогресс уменьшает
долю физического труда и увеличивает
его интенсивность, интеллектуальную и
психическую нагрузку, снижает двигательную
активность. Три кита физического,
психического и нравственного здоровья
— питание, движение, защита. Питание все
больше становится рафинированным,
высококалорийным, бедным или лишенным
биологически активными веществами.
Дефицит защиты сном дает рост невротических
и астеноневротических состояний.
Двигательный голод увеличивает деформации
опорно-двигательного аппарата.

Здоровье
— интегральный показатель формируется
из следующих компонентов: соматического,
физического, эмоционального, личностного,
нравственного, умственного, духовного,
психического, социального.

Для оценки здоровья
детей и подростков необходимо использовать
как минимум четыре критерия, а именно:
1) наличие или отсутствие в момент
обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого физического и
нервно-психического развития и степень
его гармоничности; 3) уровень функционирования
основных систем организма; 4) степень
сопротивляемости организма неблагоприятным
воздействиям.

С гигиенической
токи зрения наибольшего внимания
заслуживает оценка состояния здоровья,
основанная на совокупности всех четырех
признаков.

Этим целям отвечает
методика комплексной оценки и распределения
детей и подростков на группы здоровья.

В соответствии с
предложенной схемой дети и подростки,
в зависимости от совокупности показателей
здоровья, подразделяются на пять групп.

Первая
группа

это лица, у которых отсутствуют хронические
заболевания, болевшие редко за период
наблюдения, имеющие нормальное,
соответствующее возрасту физическое
и нервно-психическое развитие (здоровье,
без отклонений).

Вторая
группа
— ее
составляют дети и подростки, не страдающие
хроническими заболеваниями, но имеющие
функциональные и морфологические
отклонения, часто болеющие — 4 раза в год
и более — или длительное одно заболевание
— более 25 дней (здоровые, с функциональными
отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья
группа

объединяет лиц, имеющих хронические
заболевания или с врожденной патологией
в состоянии компенсации, с редкими и не
тяжело протекающими обострениями
хронического заболевания, без выраженного
нарушения общего самочувствия (больные
в состоянии компенсации).

Четвертая
группа

лица, с хроническими заболеваниями,
врожденными пороками развития в состоянии
субкомпенсации, с нарушениями общего
состояния и самочувствия после обострения,
с затяжным периодом реконвалесценции
после острых интеркуррентных заболеваний
(больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая
группа

включает лиц с тяжелыми заболеваниями
в состоянии декомпенсации, со значительно
сниженными функциональными возможностями
(больные в состоянии декомпенсации).
Как правило, такие больные не посещают
детские и подростковые учреждения
общего профиля и массовыми осмотрами
не охватываются.

Дети и подростки,
отнесенные к разным группам здоровья,
нуждаются в дифференцированном подходе
при разработке комплекса
лечебно-профилактических мероприятий.
Для лиц, входящих в первую группу здоровья
организуется учебная, трудовая и
спортивная деятельность без каких-либо
ограничений в соответствии с существующими
программами учебно-воспитательного
процесса. Педиатр или терапевт
подросткового кабинета в обычные
(плановые) сроки проводит их профилактический
осмотр. Врачебные назначения при этом
состоят из обычных общеоздоровительных
мероприятий, которые оказывают тренирующее
воздействие на организм.

Дети
и подростки, входящие во вторую группу
здоровья (иногда ее называют группой
риска), требуют более пристального
внимания врачей. Дело в том, что данный
контингент нуждается в комплексе
оздоровительных мероприятий, своевременное
проведение которых обладает наибольшей
эффективностью в предупреждении развития
хронической патологии в детском и
подростковом возрасте. Особое значение
имеют гигиенические рекомендации по
повышению резистентности организма
неспецифическими средствами: оптимальная
двигательная активность, закаливание
естественными факторами природы,
рациональный режим дня, дополнительная
витаминизация продуктов питания.

Дети и подростки,
отнесенные к третьей, четвертой и пятой
группам здоровья, находятся на диспансерном
наблюдении у врачей разных специальностей
в соответствии с существующими
методическими рекомендациями по
диспансеризации детского населения.

Больные получают
необходимую лечебную и профилактическую
помощь, обусловленную наличием той или
иной формы патологии и снижения
компенсации. В детских и подростковых
учреждениях для них создается щадящий
режим дня, удлиняется продолжительность
отдыха и ночного сна, ограничивается
объем и интенсивность физических
нагрузок и др. При необходимости больных
хроническими заболеваниями или имеющие
врожденные пороки развития направляют
в специальные детские и подростковые
учреждения, где с учетом особенностей
патологии целенаправленно проводится
лечение и воспитание.

В Республике
Беларусь осуществляется целенаправленная
программа по сохранению здоровья
учащихся.

Программа «Здоровье
соматическое» проходит под девизом
первичной гигиенической профилактики
«Я знаю как не болеть». Основными
направлениями деятельности в этой
программе являются: систематические
медицинские обследования детей (сентябрь,
май) с распределением детей на медицинские
группы по организации правильного
распределения физической нагрузки на
организм. Определены четыре медицинские
группы для занятий физической культурой:
основная, подготовительная, специальная
медицинская группа и лечебной физической
культуры. Одновременно проводится цикл
лекций для родителей и учащихся,
воспитателей, учителей.

Программа «Здоровье
физическое» ставит своей основной
задачей диагностику физического
состояния детей, их физического развития
и здоровья.

Критерии
здоровья:

  • для психического
    — я хочу, желаю;

  • для физического
    и соматического — я могу;

  • для нравственного
    — я должен.

Признаки
здоровья:

  • мотивация поведения;

  • показатели роста
    и развития;

  • устойчивость к
    действию повреждающих факторов;

  • специфическая и
    неспецифическая резистентность;

  • функциональное
    состояние и резервные возможности
    организма;

  • уровень
    морально-волевых качеств;

  • наличие или уровень
    заболевания, дефекты развития.

Контроль за
состоянием здоровья осуществляют ЛПО.
Детские поликлиники, подростковые
кабинеты проводят углубленные медицинские
осмотры с привлечением разных специалистов.

Современные
принципы дифференциации по здоровью
позволяют проводить комплексную
индивидуальную и коллективную оценку
здоровья детей и подростков, скрининг-тесты,
социально-гигиенические мониторинги,
выделять факторы риска и последствия
аварии на ЧАЭС.

Источник