Комплексная оценка развития ребенка дошкольника

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
4. Телосложение:
— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
— состояние п/ж слоя;
— развитие мышечной системы;
— развитие костей позвоночника;
— развитие стоп (плантометрия);
— развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
— соответствует возрасту;
— отставание в физическом развитии;
— опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
Оценка:
— соответствует возрасту;
— отстает в нервно-психическом развитии;
— опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
Здоровые
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
— нормальное (функциональные показатели равны норме);
— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
«Утверждаю»
зав. кафедрой
педиатрии,
д.м.н., профессор
А.И. Кусельман
——————————
«——»————2007
Методические
рекомендации для студентов по теме:
Комплексная
оценка состояния здоровья детей
различного возраста. Критерии оценки.
Группы здоровья.
(пропедевтика
детских болезней 3 курс)
Вид
занятия: практическое
Продолжительность
занятия 2 часа
Цель занятия:
Изучить особенности и методику оценки
состояния здоровья детей различного
возраста. Уметь определять группу
здоровья, знать основные критерии
оценки. Изучить правила и принципы
диспансеризации детей различного
возраста.
Студент должен
знать:
Определение
здоровья согласно ВОЗ.Критерии оценки
здоровья.Группы здоровья.
Общее понятие о
диспансерном наблюдении.Организация
динамического профилактического
наблюдения за развитием и состоянием
здоровья ребенка.Диспансерное
наблюдение: организация диспансерного
профилактического наблюдения за
развитием и состоянием ребенка.Основные элементы
диспансеризации.Схема диспансерного
наблюдения детей первых 7 лет жизни.схема диспансерного
наблюдения детей школьного возраста.
Студент должен
уметь:
Правильно оценить
состояние здоровья ребенка.Правильно проводить
антропометрию, психометрию детей
различного возраста.Определять группу
здоровья.
Вопросы для
самостоятельной работы студентов:
самостоятельная
курация больных.комплексная оценка
развития ребенка.алгоритм определения
группы здоровья детей.
По определению
ВОЗ 1990 г. индивидуальное здоровье
– это состояние полного социального,
биологического и психического
благополучия, когда функции всех органов
и систем организма человека уравновешены
с природной и социальной средой,
отсутствуют какие-либо заболевания,
болезненные состояния и физические
дефекты.
Учитывая то, что
детский организм растущий, развивающийся,
понятие «здоровье» применительно к
детству должно включать и наличие
условий для обеспечения последующего
оптимального развития ребенка.
Общеизвестно, что
все, что не тренируется, не работает,
постепенно атрофируется и даже отмирает!
Это касается не только мышечной системы,
но и высшей человеческой функции —
мышления. Яркий пример — феномен
«Маугли». При отсутствии интегральной
концепции здоровья в настоящее время
его оценивают по тем или иным физическим,
физиологическим, лабораторным или
другим показателям. Это привело к тому,
что как парафраз известного афоризма
И. Гёте: «Если человек займется
исследованием своего организма или
морального состояния, то непременно
признает себя больным» — возникла
справедливая шутка: «Уровень медицины
настолько высок, что признать кого-либо
здоровым в настоящее время невозможно».
Система комплексной
оценки состояния здоровья основывается
на 4-х базовых критериях:
Наличие или
отсутствие функциональных нарушений
и/или хронических заболеваний (с учетом
клинического варианта и фазы течения
патологического процесса).
Физические
заболевания или врожденные пороки
развития определяют во время осмотра
педиатром или врачом-специалистом и
оценивают как «здоров», «пограничное
состояние» или «болен».
Проводится
биологический и генеалогический анализ,
социальные условия жизни.
Уровень
функционального состояния основных
систем организма.
Определяется
сравнением показателей основных
функциональных систем с нормой.
Степень
сопротивляемости организма неблагоприятным
внешним воздействиям.
Резистентность и
реактивность – определяют кратность
острых заболеваний по обращаемости за
предшествующий период (обычно год).
Хороший результат – отсутствие или
редкие (до 3 раз) заболевания.
Для детей первого
года жизни определяется индекс острой
заболеваемости:
J=N/T,
где N
– количество острых заболеваний, Т –
возраст ребёнка в месяцах.
Возраст в месяцах | Среднее значение | Сигма |
2 месяца | 0,65 | 0,03 |
3 месяца | 0,47 | 0,22 |
4 месяца | 0,39 | 0,02 |
5 месяцев | 0,35 | 0,22 |
6 месяцев | 0,30 | 0,02 |
7 месяцев | 0,28 | 0,02 |
8 месяцев | 0,27 | 0,17 |
9 месяцев | 0,23 | 0,02 |
10 месяцев | 0,27 | 0,17 |
11 месяцев | 0,26 | 0,17 |
12 месяцев | 0,20 | 0,10 |
Таблица: Индекс
острой заболеваемости у детей 1-го года
жизни (Т.Я. Черток, 1987 год, ЦОЛИУВ).
Часто
болеющие дети (ЧБД)
—
это термин, обозначающий группу детей,
выделяемую при
диспансерном наблюдении, характеризующуюся
более высоким, чем их сверстники, уровнем
заболеваемости острыми респираторными
инфекциями.
Критерии
выделения детей в группу ЧБД сформулированы
в 1986 г. В.Ю. Альбицким и А.А. Барановым
[1]. Они приведены в таблице, из которой
видно, что в возрасте до 1 года к группе
ЧБД относят
ту категорию детей, которые перенесли
4
и более эпизодов ОРЗ в год. Среди детей
от 1 до 3 лет
в нее включают детей, перенесших в
течение года
6 и более эпизодов ОРЗ, соответственно,
среди детей
от 3 до 5 лет — 5 и более эпизодов, а среди
детей
старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год
.
Таблица
1. Критерии
включения детей в группу часто болеющих
Возраст ребенка | Частота в |
До | 4 и |
1 | 6 и |
4 | 5 |
Старше | 4 и |
Оценивается
физическое развитие и степень его
гармоничности (антропометрия и оценка
полученных данных с помощью сигмальных
отклонений или центильных критериев),
а также психическое развитие и степень
его гармоничности (таблицы НПР).
Основным методом,
позволяющим получить характеристики,
на основании которых дается комплексная
оценка состояния здоровья, является
профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья
каждого ребенка или подростка с
формализацией результата в виде отнесения
к одной из «групп здоровья» дается
с обязательным учетом всех перечисленных
критериев.
В зависимости от
состояния здоровья дети могут быть
отнесены к следующим группам:
— к I группе
здоровья относятся здоровые дети,
имеющие нормальное физическое и
психическое развитие, не имеющие
анатомических дефектов, функциональных
и морфофункциональных отклонений;
— ко II группе
здоровья относятся дети, у которых
отсутствуют хронические заболевания,
но имеются некоторые функциональные и
морфофункциональные нарушения,
реконвалесценты, особенно перенесшие
тяжелые и средней тяжести инфекционные
заболевания; дети с общей задержкой
физического развития без эндокринной
патологии (низкий рост, отставание по
уровню биологического развития), дети
с дефицитом массы тела (масса менее M —
2 сигма_R) или избыточной массой тела
(масса более M + 2 сигма_R), дети часто и/или
длительно болеющие острыми респираторными
заболеваниями; дети с физическими
недостатками, последствиями травм или
операций при сохранности соответствующих
функций;
— к III группе
здоровья относятся дети, страдающие
хроническими заболеваниями в стадии
клинической ремиссии, с редкими
обострениями, с сохраненными или
компенсированными функциональными
возможностями, при отсутствии осложнений
основного заболевания; дети с физическими
недостатками, последствиями травм и
операций при условии компенсации
соответствующих функций, степень
компенсации не должна ограничивать
возможность обучения или труда ребенка,
в том числе подросткового возраста;
— к IV группе
здоровья относятся дети, страдающие
хроническими заболеваниями в активной
стадии и стадии нестойкой клинической
ремиссии с частыми обострениями, с
сохраненными или компенсированными
функциональными возможностями или
неполной компенсацией функциональных
возможностей; с хроническими заболеваниями
в стадии ремиссии, но с ограниченными
функциональными возможностями, возможны
осложнения основного заболевания,
основное заболевание требует поддерживающей
терапии; дети с физическими недостатками,
последствиями травм и операций с неполной
компенсацией соответствующих функций,
что, в определенной мере, ограничивает
возможность обучения или труда ребенка;
— к V группе
здоровья относятся дети, страдающие
тяжелыми хроническими заболеваниями,
с редкими клиническими ремиссиями, с
частыми обострениями, непрерывно
рецидивирующим течением, с выраженной
декомпенсацией функциональных
возможностей организма, наличием
осложнений основного заболевания,
требующими постоянной терапии;
дети-инвалиды; дети с физическими
недостатками, последствиями травм и
операций с выраженным нарушением
компенсации соответствующих функций
и значительным ограничением возможности
обучения или труда.
Отнесение больного
ребенка или подростка ко II, III,
IV или V группам здоровья проводится
врачом с учетом всех приведенных
критериев и признаков (см. приложение
1.). Врач-специалист на основании анализа
данных, содержащихся в истории развития
ребенка, медицинской карте ребенка для
образовательных учреждений, результатов
собственного осмотра, а также
инструментальных и лабораторных
исследований, выносит (по своей
специальности) полный клинический
диагноз с указанием основного заболевания
(функционального нарушения), его стадии,
варианта течения, степени сохранности
функций, наличия осложнений, сопутствующих
заболеваний или заключение «здоров».
Оценка состояния
здоровья по группам при нескольких
диагнозах у ребенка дается по самому
основному и тяжелому из них. При каждом
последующем осмотре в декретированные
сроки отмечается динамика в состоянии
здоровья ребенка, например переход из
2 группы в 1 группу здоровья ( в случае
улучшения ) или в 3 и 4 ( в случае ухудшения
). Своевременное обследование и
оздоровление детей 2 группы здоровья
препятствует развитию у них патологического
состояния с переходом в 3 группу здоровья.
Комплексную оценку
состояния здоровья ребенка на основании
заключений специалистов и результатов
собственного обследования дает
врач-педиатр, возглавляющий работу
медицинской бригады, проводящей
профилактический осмотр.
Детям, с впервые
заподозренными в момент осмотра
заболеваниями или функциональными
нарушениями, а также с подозрением на
изменившийся характер течения болезни,
уровень функциональных возможностей,
появление осложнений и др., по результатам
профилактического медицинского осмотра
комплексная оценка состояния здоровья
не дается. В таких случаях, необходимо
проведение в полном объеме диагностического
обследования. После получения результатов
обследования выносится уточненный
диагноз и дается комплексная оценка
состояния здоровья.
Все дети, независимо
от того, к какой из групп здоровья они
отнесены, ежегодно проходят
скрининг-обследование, по результатам
которого определяется необходимость
дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные
к I группе здоровья, проходят
профилактические медицинские осмотры
в полном объеме в сроки, определенные
действующими нормативно-методическими
документами.
Контроль за
состоянием здоровья детей, отнесенных
ко II группе здоровья, осуществляется
при профилактических медицинских
осмотрах и ежегодно — врачом-педиатром.
Дети, отнесенные
к III — V группам здоровья, проходят
профилактические медицинские осмотры
в соответствующие возрастные периоды.
Кроме того, контроль за состоянием их
здоровья и оценка эффективности лечебных
и реабилитационных мероприятий
осуществляется на основании результатов
диспансерного наблюдения.
Результаты
комплексной оценки состояния здоровья
могут, в определенной степени (в качестве
скрининга), помогать решать прикладные
специальные задачи в отношении состояния
здоровья детей — отнесение к определенным
группам для занятия физической культурой,
спортивный отбор, решение экспертных
вопросов в отношении профессионального
выбора, военной службы и др.
Таблица 2. Группы
здоровья.
Группа | Характе-ристика | Состав группы | Хроническая | Функциональное | Резистентность | Физичес-кое |
I | Здоровые дети, | A. Дети, развитые Б. Дети с вариантами B. Подгруппа | Отсутствует | Отклонений нет | Редкие, легко | Нормальные, |
II | Здоровые дети, с | A. Подгруппа Б. Подгруппа B. Подгруппа | Отсутствует | Функциональные | Продолжительные | ФР нормальное, |
III | Дети со стойкими | A. Б. Дети с B. Дети с нетяжелыми | Хроническая | Функциональные | Редкие нетяжелые | ФР нормальное, |
IV | Дети с хроническими | A. Дети с Б. Дети с B. Дети с постоянной, | Хроническая | Врожденные | Частые обострения | ФР — дефицит или |
V | Дети-инвалиды | A. Дети с Б. Дети, страдающие B. Дети-инвалиды, | Тяжелая хроническая | Отклонения | Частые тяжелые |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник