Комплексная оценка развития ребенка дошкольника

Комплексная оценка развития ребенка дошкольника thumbnail

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

4. Телосложение:

— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

— состояние п/ж слоя;

— развитие мышечной системы;

— развитие костей позвоночника;

— развитие стоп (плантометрия);

— развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

— соответствует возрасту;

— отставание в физическом развитии;

— опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

Оценка:

— соответствует возрасту;

— отстает в нервно-психическом развитии;

— опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность. Она считается:

— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;

— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;

— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.

Нормальное количество острых заболеваний в год:

Здоровые

1 год – до 4 заболеваний;

2-3 года – до 6 заболеваний;

4 года – до 5 заболеваний;

5-6 лет – до 4 заболеваний;

старше 6 лет – до 3 заболеваний.

Часто болеющие дети (ЧБД)

1 год – 4 и больше раз;

2-3 года – 6 и больше раз;

4 года – 5 и больше раз;

5-6 лет – 4 и больше раз;

старше 6 лет – 3 и больше раз.

Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ

Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

ИР = 6/12 х 100 = 50%

Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;

Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;

Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.

V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.

Оценка функционального состояния:

— нормальное (функциональные показатели равны норме);

— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);

— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).

VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).



Источник

«Утверждаю»

зав. кафедрой
педиатрии,

д.м.н., профессор

А.И. Кусельман

——————————

«——»————2007

Методические
рекомендации для студентов по теме:

Комплексная
оценка состояния здоровья детей
различного возраста. Критерии оценки.
Группы здоровья.

(пропедевтика
детских болезней 3 курс)

Вид
занятия:
практическое

Продолжительность
занятия 2 часа

Цель занятия:
Изучить особенности и методику оценки
состояния здоровья детей различного
возраста. Уметь определять группу
здоровья, знать основные критерии
оценки. Изучить правила и принципы
диспансеризации детей различного
возраста.

Читайте также:  Ребенок 7 месяцев развитие как играть

Студент должен
знать:

  1. Определение
    здоровья согласно ВОЗ.

  2. Критерии оценки
    здоровья.

  3. Группы здоровья.

  4. Общее понятие о
    диспансерном наблюдении.

  5. Организация
    динамического профилактического
    наблюдения за развитием и состоянием
    здоровья ребенка.

  6. Диспансерное
    наблюдение: организация диспансерного
    профилактического наблюдения за
    развитием и состоянием ребенка.

  7. Основные элементы
    диспансеризации.

  8. Схема диспансерного
    наблюдения детей первых 7 лет жизни.

  9. схема диспансерного
    наблюдения детей школьного возраста.

Студент должен
уметь:

  • Правильно оценить
    состояние здоровья ребенка.

  • Правильно проводить
    антропометрию, психометрию детей
    различного возраста.

  • Определять группу
    здоровья.

Вопросы для
самостоятельной работы студентов:

  • самостоятельная
    курация больных.

  • комплексная оценка
    развития ребенка.

  • алгоритм определения
    группы здоровья детей.

По определению
ВОЗ 1990 г. индивидуальное здоровье
– это состояние полного социального,
биологического и психического
благополучия, когда функции всех органов
и систем организма человека уравновешены
с природной и социальной средой,
отсутствуют какие-либо заболевания,
болезненные состояния и физические
дефекты.

Учитывая то, что
детский организм растущий, развивающийся,
понятие «здоровье» применительно к
детству должно включать и наличие
условий для обеспечения последующего
оптимального развития ребенка.

Общеизвестно, что
все, что не тренируется, не работает,
постепенно атрофируется и даже отмирает!
Это касается не только мышечной системы,
но и высшей человеческой функции —
мышления. Яркий пример — феномен
«Маугли». При отсутствии интегральной
концепции здоровья в настоящее время
его оценивают по тем или иным физическим,
физиологическим, лабораторным или
другим показателям. Это привело к тому,
что как парафраз известного афоризма
И. Гёте: «Если человек займется
исследованием своего организма или
морального состояния, то непременно
признает себя больным» — возникла
справедливая шутка: «Уровень медицины
настолько высок, что признать кого-либо
здоровым в настоящее время невозможно».

Система комплексной
оценки состояния здоровья основывается
на 4-х базовых критериях:

  1. Наличие или
    отсутствие функциональных нарушений
    и/или хронических заболеваний (с учетом
    клинического варианта и фазы течения
    патологического процесса).

Физические
заболевания или врожденные пороки
развития определяют во время осмотра
педиатром или врачом-специалистом и
оценивают как «здоров», «пограничное
состояние» или «болен».

Проводится
биологический и генеалогический анализ,
социальные условия жизни.

  1. Уровень
    функционального состояния основных
    систем организма.

Определяется
сравнением показателей основных
функциональных систем с нормой.

  1. Степень
    сопротивляемости организма неблагоприятным
    внешним воздействиям.

Резистентность и
реактивность – определяют кратность
острых заболеваний по обращаемости за
предшествующий период (обычно год).
Хороший результат – отсутствие или
редкие (до 3 раз) заболевания.

Для детей первого
года жизни определяется индекс острой
заболеваемости:

J=N/T,
где N
– количество острых заболеваний, Т –
возраст ребёнка в месяцах.

Возраст в месяцах

Среднее значение

Сигма

2 месяца

0,65

0,03

3 месяца

0,47

0,22

4 месяца

0,39

0,02

5 месяцев

0,35

0,22

6 месяцев

0,30

0,02

7 месяцев

0,28

0,02

8 месяцев

0,27

0,17

9 месяцев

0,23

0,02

10 месяцев

0,27

0,17

11 месяцев

0,26

0,17

12 месяцев

0,20

0,10

Таблица: Индекс
острой заболеваемости у детей 1-го года
жизни (Т.Я. Черток, 1987 год, ЦОЛИУВ).

Часто
болеющие дети
(ЧБД)

это термин, обозначающий группу детей,
выделяемую при
диспансерном наблюдении, харак­теризующуюся
более высоким, чем их сверстники, уровнем
заболеваемости острыми респираторными
инфекциями.

Критерии
выделения детей в группу ЧБД сфор­мулированы
в 1986 г. В.Ю. Альбицким и А.А. Ба­рановым
[1]. Они приведены в таблице, из кото­рой
видно, что в возрасте до 1 года к группе
ЧБД относят
ту категорию детей, которые перенесли
4
и более эпизодов ОРЗ в год. Среди детей
от 1 до 3 лет
в нее включают детей, перенесших в
течение года
6 и более эпизодов ОРЗ, соответственно,
среди детей
от 3 до 5 лет — 5 и более эпизодов, а среди
детей
старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год

.

Таблица
1.
Критерии
включения детей в группу часто болеющих

Возраст ребенка

Частота
эпизодов ОРЗ

в
год

До
года

4 и
более

1
— 3 года

6 и
более

4
— 5 лет

5
и более

Старше
5 лет

4 и
более

    Оценивается
    физическое развитие и степень его
    гармоничности (антропометрия и оценка
    полученных данных с помощью сигмальных
    отклонений или центильных критериев),
    а также психическое развитие и степень
    его гармоничности (таблицы НПР).

    Читайте также:  Ребенок с проблемами развития как субъект воспитания

    Основным методом,
    позволяющим получить характеристики,
    на основании которых дается комплексная
    оценка состояния здоровья, является
    профилактический медицинский осмотр.
    Комплексная оценка состояния здоровья
    каждого ребенка или подростка с
    формализацией результата в виде отнесения
    к одной из «групп здоровья» дается
    с обязательным учетом всех перечисленных
    критериев.

    В зависимости от
    состояния здоровья дети могут быть
    отнесены к следующим группам:

    к I группе
    здоровья
    относятся здоровые дети,
    имеющие нормальное физическое и
    психическое развитие, не имеющие
    анатомических дефектов, функциональных
    и морфофункциональных отклонений;

    ко II группе
    здоровья
    относятся дети, у которых
    отсутствуют хронические заболевания,
    но имеются некоторые функциональные и
    морфофункциональные нарушения,
    реконвалесценты, особенно перенесшие
    тяжелые и средней тяжести инфекционные
    заболевания; дети с общей задержкой
    физического развития без эндокринной
    патологии (низкий рост, отставание по
    уровню биологического развития), дети
    с дефицитом массы тела (масса менее M —
    2 сигма_R) или избыточной массой тела
    (масса более M + 2 сигма_R), дети часто и/или
    длительно болеющие острыми респираторными
    заболеваниями; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм или
    операций при сохранности соответствующих
    функций;

    — к III группе
    здоровья относятся дети, страдающие
    хроническими заболеваниями в стадии
    клинической ремиссии, с редкими
    обострениями, с сохраненными или
    компенсированными функциональными
    возможностями, при отсутствии осложнений
    основного заболевания; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    операций при условии компенсации
    соответствующих функций, степень
    компенсации не должна ограничивать
    возможность обучения или труда ребенка,
    в том числе подросткового возраста;

    к IV группе
    здоровья
    относятся дети, страдающие
    хроническими заболеваниями в активной
    стадии и стадии нестойкой клинической
    ремиссии с частыми обострениями, с
    сохраненными или компенсированными
    функциональными возможностями или
    неполной компенсацией функциональных
    возможностей; с хроническими заболеваниями
    в стадии ремиссии, но с ограниченными
    функциональными возможностями, возможны
    осложнения основного заболевания,
    основное заболевание требует поддерживающей
    терапии; дети с физическими недостатками,
    последствиями травм и операций с неполной
    компенсацией соответствующих функций,
    что, в определенной мере, ограничивает
    возможность обучения или труда ребенка;

    к V группе
    здоровья
    относятся дети, страдающие
    тяжелыми хроническими заболеваниями,
    с редкими клиническими ремиссиями, с
    частыми обострениями, непрерывно
    рецидивирующим течением, с выраженной
    декомпенсацией функциональных
    возможностей организма, наличием
    осложнений основного заболевания,
    требующими постоянной терапии;
    дети-инвалиды; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    операций с выраженным нарушением
    компенсации соответствующих функций
    и значительным ограничением возможности
    обучения или труда.

    Отнесение больного
    ребенка или подростка ко II, III,
    IV или V группам здоровья проводится
    врачом с учетом всех приведенных
    критериев и признаков (см. приложение
    1.). Врач-специалист на основании анализа
    данных, содержащихся в истории развития
    ребенка, медицинской карте ребенка для
    образовательных учреждений, результатов
    собственного осмотра, а также
    инструментальных и лабораторных
    исследований, выносит (по своей
    специальности) полный клинический
    диагноз с указанием основного заболевания
    (функционального нарушения), его стадии,
    варианта течения, степени сохранности
    функций, наличия осложнений, сопутствующих
    заболеваний или заключение «здоров».

    Оценка состояния
    здоровья по группам при нескольких
    диагнозах у ребенка дается по самому
    основному и тяжелому из них. При каждом
    последующем осмотре в декретированные
    сроки отмечается динамика в состоянии
    здоровья ребенка, например переход из
    2 группы в 1 группу здоровья ( в случае
    улучшения ) или в 3 и 4 ( в случае ухудшения
    ). Своевременное обследование и
    оздоровление детей 2 группы здоровья
    препятствует развитию у них патологического
    состояния с переходом в 3 группу здоровья.

    Комплексную оценку
    состояния здоровья ребенка на основании
    заключений специалистов и результатов
    собственного обследования дает
    врач-педиатр, возглавляющий работу
    медицинской бригады, проводящей
    профилактический осмотр.

    Детям, с впервые
    заподозренными в момент осмотра
    заболеваниями или функциональными
    нарушениями, а также с подозрением на
    изменившийся характер течения болезни,
    уровень функциональных возможностей,
    появление осложнений и др., по результатам
    профилактического медицинского осмотра
    комплексная оценка состояния здоровья
    не дается. В таких случаях, необходимо
    проведение в полном объеме диагностического
    обследования. После получения результатов
    обследования выносится уточненный
    диагноз и дается комплексная оценка
    состояния здоровья.

    Все дети, независимо
    от того, к какой из групп здоровья они
    отнесены, ежегодно проходят
    скрининг-обследование, по результатам
    которого определяется необходимость
    дальнейшего педиатрического осмотра.

    Дети, отнесенные
    к I группе здоровья, проходят
    профилактические медицинские осмотры
    в полном объеме в сроки, определенные
    действующими нормативно-методическими
    документами.

    Читайте также:  Развитие ребенка опорно двигательной системы

    Контроль за
    состоянием здоровья детей, отнесенных
    ко II группе здоровья, осуществляется
    при профилактических медицинских
    осмотрах и ежегодно — врачом-педиатром.

    Дети, отнесенные
    к III — V группам здоровья, проходят
    профилактические медицинские осмотры
    в соответствующие возрастные периоды.
    Кроме того, контроль за состоянием их
    здоровья и оценка эффективности лечебных
    и реабилитационных мероприятий
    осуществляется на основании результатов
    диспансерного наблюдения.

    Результаты
    комплексной оценки состояния здоровья
    могут, в определенной степени (в качестве
    скрининга), помогать решать прикладные
    специальные задачи в отношении состояния
    здоровья детей — отнесение к определенным
    группам для занятия физической культурой,
    спортивный отбор, решение экспертных
    вопросов в отношении профессионального
    выбора, военной службы и др.

    Таблица 2. Группы
    здоровья.

    Группа

    Характе-ристика
    группы

    Состав группы

    Хроническая
    патология

    Функциональное
    состояние систем организма

    Резистентность
    и реактив-ность

    Физичес-кое
    развитие и НПР

    I
    группа

    Здоровые дети,
    подлежащие общему медицинскому
    наблюдению

    A. Дети, развитые
    соответственно возрасту, из семей без
    «факторов риска». Могут иметь отдельные
    стигмы, не требующие коррекции.

    Б. Дети с вариантами
    нормы и непатологичес-кими привычками.

    B. Подгруппа
    внимания — здоровые дети с повышенным
    генетическим, семейным, социальным,
    экологическим риском.

    Отсутствует

    Отклонений нет

    Редкие, легко
    протекающие ОРЗ

    Нормальные,
    соответственно возрасту

    II
    группа

    Здоровые дети, с
    функциональными и морфологическими
    отклонениями, требующие повышенного
    внимания, консультаций специалистов

    A. Подгруппа
    краткосрочного врачебного наблюдения
    (менее 6 мес), например, реконвалесценты
    после хирургических вмешательств,
    травм, перенесенных пневмоний и других
    инфекций, острых заболеваний,
    потребовавших госпитализации, а также
    дети с начальными проявлениями рахита,
    гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся
    в общеоздоровительных мероприятиях.

    Б. Подгруппа
    длительного врачебного наблюдения.
    Дети с отклонениями, доступными
    коррекции (умеренная миопия, косоглазие,
    плоскостопие, аномалии прикуса,
    начальный кариес зубов, энурез и т.
    п.).

    B. Подгруппа
    постоянного медицинского наблюдения.
    Дети из условий и семей повышенного
    медицинского риска, с пограничными
    состояниями (см. выше), негрубыми
    нарушениями осанки и увеличениями
    щитовидной железы в препубертатном
    периоде, функциональными шумами в
    сердце, минимальной мозговой дисфункцией,
    дети с проявлениями диатезов,
    субфебрилитетом, имеющим самостоятельное
    диагностическое значение.

    Отсутствует

    Функциональные
    отклонения (отягощенный акушерский
    анамнез, аномалии прикуса и т.д.)

    Продолжительные
    ОРЗ, с последующим периодом реабилитации
    (субфебрилитет и т.д.)

    ФР нормальное,
    но возможен дефицит/избыток массы
    тела 1 степени. НПР в норме.

    III
    группа

    Дети со стойкими
    отклонениями в состоянии здоровья,
    подтвержденным диагнозом хронического
    заболевания, но в стадии компенсации.
    Они требуют ограничений физических
    и эмоциональных нагрузок, регулярного
    наблюдения специалистами, проведения
    специальных функциональных исследований.

    A.
    Дети с прогностически благоприятными
    заболеваниями (кандидаты во II
    группу) — хронический тонзиллит,
    соматогенная задержка роста, речи,
    вегетодистонии.

    Б. Дети с
    прогностически тревожными заболеваниями
    — компенсированные врожденные пороки
    развития, неврозы, синдромы повышенной
    химической, радиационной чувствительности,
    аллергическими заболеваниями.

    B. Дети с нетяжелыми
    проявлениями наследственных заболеваний

    Хроническая
    патология, врожденные дефекты органов
    и органов и систем

    Функциональные
    отклонения, патологически измененная
    система, без клинических проявлений

    Редкие нетяжелые
    обострения основного заболевания.
    Редкие интеркуррентные заболевания

    ФР нормальное,
    но возможен дефицит/избыток массы
    тела 2-3 степени, низкий рост. НПР в
    норме или слегка отстает

    IV
    группа

    Дети с хроническими
    заболеваниями и врожденными пороками
    с периодической функциональной
    декомпенсацией

    A. Дети с
    приобретенными заболеваниями,
    требующими повторных госпитализаций
    — рецидивирующие болезни, например,
    бронхиальная астма.

    Б. Дети с
    наследственной и врожденной патологией,
    требующей длительного (постоянного)
    лечения — гемофилия, адреногенитальный
    синдром, фенилкетонурия, гипотиреоз.

    B. Дети с постоянной,
    но неполной инвалидностью

    Хроническая
    патология, врожденные дефекты в
    развитии

    Врожденные
    отклонения патологически измененного
    органа или системы

    Частые обострения
    основного процесса, другие заболевания
    с нарушением общего состояния

    ФР — дефицит или
    избыток массы тела, низкий рост. НПР
    в норме или оттстаёт

    V
    группа

    Дети-инвалиды

    A. Дети с
    онкозаболеваниями.

    Б. Дети, страдающие
    болезнями с серьезным прогнозом. Дети
    на гемодиализе.

    B. Дети-инвалиды,
    требующие постоянного ухода и применения
    медицинских технологий

    Тяжелая хроническая
    патология, врожденный порок, предрешающий
    инвалидность

    Отклонения
    патологически измененных органов и
    систем

    Частые тяжелые
    обострения основного заболевания,
    присоединение другой патологии.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник