Компьютерные технологии для развития ребенка дошкольного возраста

Компьютерные технологии для развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Литвиненко Юлия Викторовна
Компьютерные технологии в развитии детей дошкольного возраста

Основным критерием готовности ребенка к школе является высокий уровень развитиявсех психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и т. д. У некоторых детей низкая мотивация к подготовке к школе характеризуется пониженным интересом к математическим и речевым занятиям в ДОУ. Следовательно, в работе с такими детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только усвоению материала, а также делают занятия интересными и привлекательными. Одним из таких приёмов является использование компьютерных технологий. Компьютерные технологии :

• это особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию;

• это мощная дополнительная мотивация обучения и развития;

• это средство воспитания и развития творческих способностей

ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы.

Компьютерные технологии представляют широкие возможности использования моторного, слухового и зрительного анализаторов в процессе выполнения заданий компьютерной программы или мультимедийной презентации.

Компьютерные технологии представляют информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Мультимедийные средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада, и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

С помощью компьютеров и других мультимедийных средств удается представить материал для изучения в более наглядном виде, что существенно влияет на его понимание и запоминание. Компьютерные технологии во многом могут помочь детям дошкольного возраста облегчить изучение различного материала, а педагогам разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным, современным, информативным и интересным.Этот метод обучения очень привлекателен для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

Использование мультимедийных технологий при обучении дошкольников является не менее эффективным, чем традиционные формы обучения.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютерные технологииобладают рядом преимуществ:

1. Несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формируют у малышей систему мыслеобразов.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

5. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

7. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

8. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

9. Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

В процессе занятий с применением компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать собственные результаты. Применение обучающих компьютерных технологий позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования в современном мире.

Список литературы:

1.. Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет / Л. К. Балабанова. –Волгоград: «Учитель», 2012.

2. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет / З. М. Габдуллина. –Волгоград: «Учитель», 2010.

3. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: «Новая школа», 1997.

Компьютерные технологии в развитии детей дошкольного возрастаКомпьютерные технологии для развития ребенка дошкольного возрастаКомпьютерные технологии для развития ребенка дошкольного возраста

Источник

Светлана Мясникова
Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогичских подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации – достижение оптимального уровня развития каждого ребёнка дошкольного возраста. В настоящее время значительно возросли требования к физическому, психическому, умственному и речевому развитию детей дошкольного возраста к моменту выпуска их из детского сада в школу. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Читайте также:  Надо ли отдавать в школу развития ребенка

Использование современных информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в приобщении детей к компьютерному миру, как можно раньше, а именно уже в дошкольном возрасте, для того, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным.

На сегодняшний день внедрение компьютерных технологий в ДОУ является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в воспитательной работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достижению поставленных целей и решению задач на занятиях и, в целом, оптимизирует образовательную работу воспитателя.

Первые опыты применения компьютера показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

• активизировать познавательную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Так, появление в мировой практике все более совершенного программного обеспечения, адаптация его к возможностям детей дошкольников позволяет не только обогащать их знания, но и использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, а также повышать креативность ребенка, умение оперировать символами на экране монитора, что способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно, что значительно развивает его эмоционально-волевую сферу и личность в целом;

• актуализировать знания, приобретенные ранее. Большая часть знаний, полученных такими детьми на традиционных занятиях, не используется последними в свободное от занятий время и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Игровая компьютерная среда позволяет их актуализировать, а желание играть приводит к мотивации их приобретения;

• развить мелкую моторику, сформировать моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. При применении компьютерных технологий совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Применение компьютера в педагогическом процессе детей позволило выявить ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает интерес у детей и желание работать дальше;

• компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать;

• компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения, одновременно с этим, в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в своих силах;

• компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые ребенок не может увидеть в своей повседневной жизни.

Благодаря реализации вышеперечисленных условий, применение компьютера в процессе обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы,позволяет нивелировать их специфические особенности развития и достичь следующих результатов:

• дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

• глубже постигаются понятия числа и множества;

• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

• тренируется внимание и память;

• раньше овладевают чтением и письмом;

• активно пополняется словарный запас;

• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

• развивается сенсомоторика детей: уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора.

воспитываются целеустремлённость и сосредоточенность;

• развиваются воображение и творческие способности;

• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только «исполнять», но и «создавать»;

• развиваются навыки коммуникативного общения методом овладения детьми способов понимания эмоциональных состояний других людей.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка ком задания

Из всего выше сказанного можно сделать вывод,что:

информационно-компьютерные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Использовать в воспитательно – образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.

Литература

1. Дошкольник и компьютер: мед. -гигиен. рекомендации / под ред. Л. А. Леоновой. — М.: Изд-во Моск. психол-соц. ин-та;Воронеж: МОДЭК, 2004. — 62 с.

2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

3. Леонова Л. А. Некоторые итоги и перспективы исследования проблемы «Компьютер и здоровье ребенка» // Новые исследования. — 2003. — С. 53-68.

4. Современные технологии обучения дошкольников/авт. сост. Е. В. Михеева. –Волгоград: Учитель, 2013. – 223с.

Источник

Эльза Юсупова
Использование компьютерных технологий в детском саду

Использование компьютерных технологий в детском саду

Юсупова Э. М

I категория, воспитатель

Семыкина А. К

I категория, воспитатель

МАДОУ Детский сад№ 27,

Республика Башкортостан г. Октябрьский

Чтобы сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным,перед педагогом стоит задача: развивать у детей устойчивый познавательный интерес к учению. Современный ребенок развивается в мире, который коренным образом отличается от мира, в где выросли его родители. И как первое звено образования, предъявляются новые требования к дошкольному воспитанию. Дошкольный возраст – важнейший этап в формировании личности ребенка. Интеллектуальное и психическое развитие, представления ребенка об окружающем мире, происходят именно в этот период. Такие процессы как, восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, выступают важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка.

Сегодня в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением, активно используются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение компьютерных технологий в образование – необходимый и логичный шаг в развитии современного мира в целом. Для специалистов работающих в системе дошкольного образования, возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд актуальных в наше время задач.

В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего;

-улучшить качество обучения,

— повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

— ускорить процесс усвоения знаний. (1)

В настоящее время в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Новые технологии в дошкольных учреждениях используютсяпо всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке. Ребенок должен развиваться всесторонне. (2)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

компьютер;

• мультимедийный проектор;

• принтер;

• видеомагнитофон, DVD плейер;

• телевизор;

• магнитофон;

• фотоаппарат;

• видеокамера;

• электронные доски.

Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа — средой. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. (3)

Занятия с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания детей, посещающих детские сады. В последнее время широко распространились компьютерные игры для детей. Они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.

Воспитатели и родители должны иметь представление о разновидностях компьютерных игровых программ, структуре компьютерных игр, их воздействии на психику ребенка. Игра определяется набором правил, предписаний, которые регламентируют ее процесс. Сейчас можно встретить очень много классификаций компьютерных игр, но в настоящий момент единая классификация отсутствует. С помощью игр формируются навыки чтения и счета, развиваются приемы анализа и синтеза, воображение, творческие способности. В игровой форме дошкольники закрепляют знания алфавита, выполняют тренировочные упражнения по построению предложений. Упражнения развивают память, творческое мышление, речь, помогают концентрировать внимание. На это направлены сборники компьютерных игр,например: «Двадцать две игры со щенками», «Приключения в стране творчества», «Искатель» и многие другие. Сборники предназначены для детей от 5 до 10 лет. Для эффективного использования таких игр, необходимо, чтобы в них был заложен качественный дидактический материал.

Составитель заданий для компьютерных программ психолог Ю. А. Баркова считает, что игры без насилия и агрессии положительно влияют на мировосприятие детей, в игровой форме учат понимать окружающие явления, что в конечном итоге сказывается на формировании мировоззрения.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка научная литература

Использование компьютерных игр способствует развитию любознательности, эстетического вкуса, логики и внимания, умения анализировать, обобщать информацию, помогает адекватно воспринимать окружающий мир. Одним из учебных результатов, получаемых при влиянии на детей электронных игр, является формирование компьютерной грамотности. Некоторые дети знают буквы, но не владеют уверенными навыками чтения, поэтому надписи сопровождаются голосом. При использовании таких игр, достигаются не только дидактические цели, но и формируются основы компьютерной культуры, так как они учатся действовать компьютерной мышкой, работать с клавиатурой. Компьютерные игры, при помощи которых у детей формируется умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее, приобретают особенное значение — с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Умение планировать свои действия, предвидеть их результат, приобретает важное значение в условиях компьютерной игры. Преодолевая препятствия и решая познавательные задачи, ребенок учится анализировать игровые ситуации и это способствует развитию у него уверенности в своих силах.

В дошкольных образовательных учреждениях, где установлены компьютеры,у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.

Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Успехи в компьютерных играх позволяют детям повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что очень важно для нормального развития личности ребенка.

Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает влияние на различные стороны его психического развития. (4)

Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий на компьютере по времени — 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования и не может усидеть больше этого времени.

По требованиям санитарных правил и норм, занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5 — 7 лет, 10 — 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физкультурной минуткой. В ходе занятия необходимо проводить гимнастику для глаз, обязательно проветривать помещения до и после занятия. Занятия с использованием коммуникативных технологий проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. Санитарные нормы определяет размер экрана 59 — 69 см (для всей группы). (5)

Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только техническим, но и психологическим и дидактическим требованиям. Компьютер – не банальное развлечение.

Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

— Услышать звуки природы, животных, предметного мира, общественной жизни, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну дают возможность демонстрация видеофильмов.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

— Осваивая детские электронные энциклопедии, дошкольники очень активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. (6)

Таким образом, использование информационных-коммуникационных технологий, в дошкольном образовательном учреждении может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя и способствовать повышению качества образовательного процесса.

Литература

1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994 [4: 32-34]

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. №24 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03» [5: 2.4.10-2.4.11]

3. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ. [1: 17-23]

4. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Право на игру //Современное дошкольное образование. Теория и практика 2011. №1 [3: 74-78]

5. Трифонова Е. В. Режиссерские игры детей дошкольников. М., 2011[2: 14-16]

6. Электронная газета «Интерактивное образование» (выпуск №20, декабрь 2008г.). Статья «Информационные технологии в дошкольном образовании» Анна Викторовна Молокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПК и ПРО. [6: 12-14

Источник