Когнитивное развитие ребенка в младенчестве

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26
21. Особенности когнитивного развития в младенчестве.
Стадия сенсорно-моторного развития. Ребенок овладевает своими собственными сенсорными и моторными способностями: слушает, кричит, ударяет, мнет, бросает.
Пиаже разделяет на подстадии:
- Врожденные рефлексы (0 — 1 месяц) — сосание, хватание и т.д.
- Моторные навыки (1 — 4 месяца) формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка со средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, хватание этой бутылочки и т.д.). Как конкретно это происходит, мы уже рассматривали на примере развития перцепции из моторики и сенсорики. в теме «Онтологический аспект возрастной психологии».
- Циркулярные реакции (4 — 8 мес.) формируются благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами (хватание веревки, на которой висит погремушка, с целью заставить ее греметь).
- Координация средств и целей (8 — 12 мес.) — отодвигает руку экспериментатора, чтобы достать спрятанную за ней игрушку.
Пиаже, как мы видим, вообще не рассматривает связь между познанием и аффективной сферой (сферой желаний) ребенка. Для него ребенок — обособленное существо, которое социализируется после длительного периода эгоцентризма только в силу необходимости как-то разделить с другими людьми объективные средства для познания вещей и описания отношений между ними.
Когнитивное развитие ребенка по Валлону.
Валлон считает, что ребенок с самого рождения представляет собою существо, неспособное что-либо делать самостоятельно и поэтому обреченное на социализацию (вначале — с матерью, а потом — с другими людьми). Развитие ребенка идет только в результате взаимодействия с другими людьми, и главную роль в нем играют не только моторные акты, но и аффективные реакции и речь. Этой же позиции придерживается и советская школа психологии (в частности, Л.С. Выготский — 1978 — отмечает важную роль других людей в когнитивном развитии ребенка).
Валлон выделяет следующие последовательные стадии детства:
- Импульсивная стадия (0-6 мес.) — стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.
- Эмоциональная стадия (6-10 мес.). — накопление репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции образуют «предъязык», с помощью которого ребенок не только повышает эффективность своих жестов, но и предвидит реакции других людей.
- Сенсомоторная стадия (10-14 мес.) — начало практического мышления. Закрепляются связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами, поэтому ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Характерны циркулярные формы активности (голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу).
Итак, особенности развития восприятия в младенчестве:
— зрение первым начинает развиваться и к месячному возрасту уже можно зафиксировать следящие движения глаз.
— зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
— примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем — четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери
— предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года.
— вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков
Особенности развития памяти
— способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 — 4 — месячного возраста ребенок, по — видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 — 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям.
— специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями.
особенности развития речи в младенческом возрасте:
— развитие речи включено в общение со взрослым;
— возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;
— устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;
— к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.
Особенности моторного развития в младенческом возрасте:
— формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;
— устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
— устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.
Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.
Источник
21.
Особенности когнитивного развития в
младенчестве.
Стадия
сенсорно-моторного развития. Ребенок
овладевает своими собственными сенсорными
и моторными способностями: слушает,
кричит, ударяет, мнет, бросает.
Пиаже
разделяет на подстадии:
Врожденные
рефлексы (0 — 1 месяц) — сосание, хватание
и т.д.Моторные
навыки (1 — 4 месяца) формируются как
условные рефлексы в результате
взаимодействия ребенка со средой
(сосательные движения при виде бутылочки
с соской, хватание этой бутылочки и
т.д.). Как конкретно это происходит, мы
уже рассматривали на примере развития
перцепции из моторики и сенсорики. в
теме «Онтологический аспект возрастной
психологии».Циркулярные
реакции (4 — 8 мес.) формируются благодаря
развитию координации между перцептивными
системами и моторными схемами (хватание
веревки, на которой висит погремушка,
с целью заставить ее греметь).Координация
средств и целей (8 — 12 мес.) — отодвигает
руку экспериментатора, чтобы достать
спрятанную за ней игрушку.
Пиаже,
как мы видим, вообще не рассматривает
связь между познанием и аффективной
сферой (сферой желаний) ребенка. Для
него ребенок — обособленное существо,
которое социализируется после длительного
периода эгоцентризма только в силу
необходимости как-то разделить с другими
людьми объективные средства для познания
вещей и описания отношений между ними.
Когнитивное
развитие ребенка по Валлону.
Валлон
считает, что ребенок с самого рождения
представляет собою существо, неспособное
что-либо делать самостоятельно и поэтому
обреченное на социализацию (вначале —
с матерью, а потом — с другими людьми).
Развитие ребенка идет только в результате
взаимодействия с другими людьми, и
главную роль в нем играют не только
моторные акты, но и аффективные реакции
и речь. Этой же позиции придерживается
и советская школа психологии (в частности,
Л.С. Выготский — 1978 — отмечает важную роль
других людей в когнитивном развитии
ребенка).
Валлон
выделяет следующие последовательные
стадии детства:
Импульсивная
стадия (0-6 мес.) — стадия рефлексов,
автоматически развивающихся в ответ
на раздражение. Со временем эти рефлексы
все больше уступают место контролируемым
движениям и новым формам поведения, по
большей части связанным с питанием.Эмоциональная
стадия (6-10 мес.). — накопление репертуара
эмоций (страх, гнев, радость, отвращение
и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать
тесные контакты с окружающей социальной
средой. Эмоции образуют «предъязык»,
с помощью которого ребенок не только
повышает эффективность своих жестов,
но и предвидит реакции других людей.Сенсомоторная
стадия (10-14 мес.) — начало практического
мышления. Закрепляются связи между
движениями и возникающими в результате
перцептивными эффектами, поэтому
ребенок начинает все чаще реагировать
на вещи направленными на них жестами.
Характерны циркулярные формы активности
(голос оттачивает слух, а слух придает
гибкость голосу).
Итак,
особенности развития
восприятия
в младенчестве:
— зрение первым начинает
развиваться и к месячному возрасту уже
можно зафиксировать следящие движения
глаз.
— зрительное сосредоточение, то
есть способность фиксировать взор на
предмете, появляется на втором месяце
жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с
одного предмета на другой.
— примерно
со второго месяца жизни у ребенка
отмечается способность к различению
простейших цветов, а на третьем — четвертом
месяцах формы предметов. В две недели
у младенца, вероятно, уже сформировался
единый образ лица и голоса матери
—
предметность, то есть отнесенность
ощущений и образов к предметам окружающей
действительности, возникает к началу
раннего возраста, около одного года.
—
вскоре после рождения ребенок способен
различать тембр, громкость и высоту
звуков
Особенности
развития
памяти
—
способность запоминать и хранить образы
в памяти в своих первичных формах также
складывается у младенца в течение
первого года жизни. До 3 — 4 — месячного
возраста ребенок, по — видимому, в
состоянии хранить образ воспринятого
предмета не более одной секунды. После
3 — 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает
способность узнавать лицо и голос матери
в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет
предметы в зрительном поле, причем
узнает их не только в целом, но и по
отдельным частям.
— специфика
ассоциативной памяти, которая уже есть
у детей младенческого возраста, состоит
в том, что довольно рано они оказываются
способными к созданию и сохранению
временных связей между сочетаемыми
раздражителями.
особенности
развития
речи
в младенческом возрасте:
—
развитие речи включено в общение со
взрослым;
—
возникает внимание к речи взрослого, а
затем подражание ей превращается в
самостоятельную деятельность ребенка;
—
устанавливается связь между названием
предмета и самим предметом, что проявляется
в поиске и нахождении предмета по слову
взрослого и в назывании предметов и
лиц;
—
к концу первого года жизни развивается
инициативное употребление осмысленных
слов.
Особенности
моторного
развития
в младенческом возрасте:
—
формируется хватание, приводя к развитию
руки как органа осязания и органа
движения;
—
устанавливаются зрительно-двигательные
координации, что способствует переходу
к манипулированию, в котором зрение
управляет движением руки;
—
устанавливаются дифференцированные
взаимосвязи между зрительным восприятием
предмета, действием с ним и его называнием
взрослым.
К
концу первого года жизни относятся
первые признаки наличия мышления у
ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.
Дети
этого возраста замечают, усваивают и в
своих практических действиях используют
элементарные свойства и отношения
предметов. Дальнейший прогресс их
мышления непосредственно связан с
началом развития речи.
Источник
Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни. В младенческом возрасте формируются основы ориентирования в окружающем мире с помощью познавательных психических процессов, связанных с восприятием и переработкой информации. Это такие психические процессы, как ощущение, восприятие, мышление, речь, внимание, память.
Именно благодаря им ребенок получает информацию о себе и окружающем мире. Эти психические процессы тесно взаимосвязаны, однако имеют и существенные различия. Их называют когнитивными процессами — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.
Особенности внимания
Элементарным проявлением внимания в младенческого возрасте реакция сосредоточенности, когда малыш вроде устанавливает свой анализатор, чтобы лучше воспринять сигнал.
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах.
На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое — во время разговора с малышом. Ребенок не понимает, что ему говорят, но прислушивается, в результате чего создаются предпосылки для перехода к активного бодрствования. В конце 1-го месяца жизни она сосредоточивается на новых достаточно сильных раздражителях, например, задерживает взгляд на необычном предмете.
Значимым раздражителем для младенца является взрослый. 2-3-месячный ребенок сосредотачивается на лице матери, потом на предметах, включенных в контекст общения с ним, что является ближайшим для ребенка в течение всего младенческого возраста.
В 5-7 месяцев ребенок может достаточно долго рассматривать любой предмет, ощупывать его, брать в рот. Особый интерес вызывают новые яркие и блестящие предметы, что свидетельствует о нормальном развитии непроизвольного внимания. Дальнейшее развитие внимания связано с усвоением хватание, которое позволяет удерживать предметы и манипулировать ими. После 6-ти месяцев рефлекс «что такое?» превращается в рефлекс «что с этим можно делать?», ребенок фиксирует не только предмет, но и его признаки, действия с ним.
Это стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность, сосредоточение на узнавании окружающего мира. В конце года манипулирования с предметами приводит распределение внимания (ребенок действует одновременно с двумя предметами), переключение (малыш составляет шарики в коробочку, перемещая фокус внимания с одного шарика на другую).
Возникновение свойств внимания способствует зарождению сложных форм поведения и деятельности.
Развитие ощущений и восприятий младенца
В младенческого возрасте интенсивно развиваются чувства, формируются восприятия, представления о предметах окружающего, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Ощущение начинают развиваться сразу после рождения ребенка. Суть их заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и т.п..
Ощущение — отражение свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственного воздействия на органы чувств.
Главным отличием восприятия от ощущения является то, что в процессе восприятия у ребенка формируется целостное представление о предмете, а не только о его отдельные свойства.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений объективного мира в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств.
К началу младенческого возраста совершенствуется работа зрительного и слухового аппаратов, поскольку возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Обычно этот процесс заканчивается на 3-4-м месяце жизни. Ребенок свободно следит за предметами, которые двигаются в любом направлении с разной скоростью и на любом расстоянии. Она может сосредоточиться на предмете в течение неограниченного времени (до 25 мин. и дольше), В этот период возникают инициативные движения глаз — перевод взгляда с одного предмета на другой без всякой внешней причины.
Слуховое сосредоточение также становится продолжительным. Его вызывают любые негромкие звуки, привлекающие младенца. Зрение и слух объединяются: ребенок поворачивает голову туда, откуда слышен звук, ищет глазами его источник. Уже на 3 — *-м месяце Некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку ^ Мишкой, общим оживлением.
О развитии речевого слуха свидетельствует реагирования ма-юкка на интонацию речи. Чувствуется это на 2-м месяце жизни, когда ребенок успокаивается, услышав ласковый голос матери.
Несколько позже ребенок начинает воспринимать ритмику речи и общий звуковой рисунок слов. Различение звуков речи наступает в конце первого года жизни. С этого момента начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала возникает способность различать гласные, потом — согласные звуки.
Ребенок не только видит и слышит, она стремится зрительных и слуховых впечатлений, получает от них удовольствие. ее взгляд привлекают блестящие, яркие, подвижные, предметы; слух — звуки музыки, человеческой речи. Все это заметно во время простого наблюдения, однако оно не дает оснований для выводов, что именно видит ребенок, как переживает полученные впечатления.
Это можно выяснить экспериментально. 3-ми-сячный дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоских геометрических фигур. Цвета привлекают их внимание по-разному: как правило, предпочтение отдается ярким и светлым цветам. На основе различения цветов появляется интерес к различным ярких предметов.
Во второй половине 1-го года жизни ребенок начинает активно рассматривать обследовать предметы, манипулировать ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и др.)., При рассмотрении и манипулирования с предметами возникают зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире с помощью внешних ориентировочных действий.
Когда он хочет взять какой-то предмет, рука движется к нему, определяя расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Глаз, наблюдая за движением руки, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок познает различные свойства предметов: форму, величину, вес, температуру, прочность и др..
Дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые часто смотрят, разместить новый, отличный от них по цвету или форме, малыш, заметив этот предмет, вполне переключается на него, надолго сосредотачивая взгляд. Малыш переставляет предмет в новые положения тех пор, пока он не исчерпает своей новизны, что снизит ориентировочную реакцию на этот предмет.
Такое обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойств. Предметы постоянно напоминают ребенку о своем существовании в окружающем мире, открывают ей свои свойства. Поиск 9-10-месячным детьми предметов, которые исчезли, свидетельствует понимание ими того, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Они начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые, показанные в необычном месте), правильно определять их величину, какой бы ни было расстояние до них.
В этом процессе впечатление превращаются в образы восприятия, отражающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в своих действиях. Это создает основу для использования свойств предметов при выполнении новых задач, возникающих перед ребенком, то для элементарных форм мышления.
Источник