Когда начинать заниматься с ребенком развитием

Когда начинать заниматься с ребенком развитием thumbnail

Развитие ребенка

Раннее развитие: с какого возраста начинать занятия

18 мая 2018
8 469 просмотров

Наталия Широкова

О раннем развитии есть разные мнения: одни специалисты считают, что занятия нужно начинать чуть ли не с рождения, другие призывают довериться естественному процессу и не мучить ребенка упражнениями.

Истина, как обычно, где-то посередине. Развивающие занятия нужны, но не должны превращаться в обузу для ребенка и утомлять его. Тору Кумон, основатель развивающей методики Kumon, считает, что занятия стоит начинать с 1,5–2 лет. В это время малыш с огромным любопытством изучает окружающий мир, учится ставить перед собой задачи и обдумывать, как лучше их выполнить. У него улучшается координация движений и растет самостоятельность: он пробует есть, одеваться, играть без помощи взрослых.

Самое время подкинуть ему пищу для размышлений и начать развивать важные навыки. Однако делать это стоит бережно и осторожно, в комфортном для малыша темпе. Вот несколько советов, которые помогут сделать занятия полезными и увлекательными.

Играйте

Ребенок познает мир через игру. Занятия ни в коем случае не должны превращаться в «обязаловку»: позвольте малышу делать столько, сколько хочется, даже если это будет всего одно упражнение. Задачи должны включать в себя игровые элементы — так ребенку гораздо легче усвоить информацию.

Поддерживайте его интерес. Например, когда ребенок учится проводить линии от одного кролика к другому, подскажите ему: «Нарисуй дорожку, по которой прыгает кролик. Смотри, чтобы кролик не стукнулся о пенёк».

Упражнение из тетради «Простые линии»

Рука в руке

Первые задания с карандашом могут вызвать трудности. Не переживайте, если сначала малыш будет держать карандаш в кулачке. Учите его постепенно, чтобы ему был интересен этот процесс. Объясните, что если правильно держать карандаш, рисовать и писать будет удобнее.

Для маленького ребёнка лучший способ держать карандаш — сжимать его нижнюю половину. Не думайте о том, сломается ли карандаш и правильно ли малыш его держит. Просто следите за успехами ребёнка, подбадривайте его и учите новому — шаг за шагом.

При выполнении нового задания — например, проведении линии или прохождении лабиринта — возьмите руку ребенка в свою и выполните нужное действие. Затем позвольте малышу попробовать самостоятельно.

Упражнение из тетради «Простые лабиринты»

Клейте вместе

Дети обожают игры с наклейками. Используйте это для развивающих занятий. Сначала крохе может быть трудно приклеивать наклейки в определённые места, но со временем у него будет получаться всё лучше. Не волнуйтесь, если ребенок прикливает не аккуратно. Постепенно он научится делать это точнее.

Задание из тетради «Давай клеить!»

В раннем возрасте малышу может быть сложно отклеивать стикеры самостоятельно. Помогите ему: отклейте наклейку и дайте приклеить её туда, куда ему захочется.

Двигайтесь маленькими шагами

Выстраивайте занятия от простого к сложному. В тетрадях Kumon первые страницы могут показаться совсем легкими. Однако не пропускайте задания, даже если уверены, что малыш легко их одолеет. Справляясь с простыми задачками, ребенок почувствует, что может многого добиться сам, станет увереннее в своих силах. Пусть он осваивает навык в своем темпе, тогда занятия каждый раз будут приносить радость и удовольствие.

Чувствуя, что всё получается, ребенок будет заниматься с удовольствием. — Источник

Помогайте и хвалите

Помогайте малышу, если у него что-то не выходит, но не переделывайте за него и не критикуйте, если упражнение выполнено не так хорошо, как вам бы хотелось. Будьте наставником, но не учителем. Ваша главная задача — указывать направление, поддерживать и хвалить ребёнка, чтобы он работал и развивался в полную силу.

Хвалите за каждое пройденное задание и усилия, которые прикладывает малыш. Отмечайте успешное выполнение упражнений, например, оставляя в тетради свои пометки или наклеивая наклейки.

Когда тетрадь будет пройдена, вручите малышу сертификат за успехи. Маленькие награды повышают мотивацию и вселяют в ребенка уверенность в собственных силах.

Сертификат из книги «Простые лабиринты»

По материалам тетрадей Кумон

За фото на обложке поста спасибо @nastya.glick

Источник

С какого возраста надо начинать заниматься с ребенком? Где именно — дома, в детском саду или в ближайшем центре развития? Эти вопросы задают себе все мамы, заботящиеся о своих чадах.

О развитии ребенка впервые задумываются еще до его рождения. Мужчина и женщина осознают себя в роли родителей и определяют, что же будет значить для них появление ребенка, какое будущее они ему желают: хотят ли вырастить великого ученого, спортсмена или музыканта. Вот ребенок появился на свет, а мама с папой не знают, с чего начать, как же заниматься с этим маленьких человечком. На деле же все просто – развитие малыша начинается с общения с ним. Наверное, вы не раз наблюдали за картиной: катится коляска, в ней лежит неподвижный сверток, а мама увлеченно рассказывает ему обо всем вокруг: о небе, о птичках, о солнышке, о погоде … Так инстинктивно еще неопытная мама начинает заниматься со своим ребенком. Ведь описать каждый предмет, помочь восприятию мира – это и есть первые шаги в развитии личности. Не важно, о чем говорить, – главное, чтобы звучал ласковый, самый любимый для него голос мамы. Постоянное общение с ребенком поможет ему вовремя произнести первые слова, построить первую фразу, да и просто познать окружающий мир.

Дети от рождения и до 2,5 лет — наблюдатели. Они аккумулируют в себе опыт окружающих, чтобы потом применить его самому. Поэтому малышам с самого раннего возраста нужно «участвовать» в маминых делах – смотреть, как она моет посуду, видеть, как она готовит и убирает. Тогда в какой-то момент он захочет «быть как мама», захочет научиться все делать сам. Мамы, которые не позволяют своим чадам помогать «по хозяйству», сдерживают их развитие. Тем более что кухня — прекрасная школа для знакомства с окружающим миром. Различные крупы, мука, вода – все это источник новых тактильных ощущений, ведь на рассыпанной муке можно рисовать, гречку можно перебирать, а пшено — зачерпнуть рукой и смотреть, как оно сыпется между пальцев. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики ребенка, а моторика, как известно, напрямую связана с речью и интеллектом.

Важнейшая часть развития ребенка – купание в ванночке, игры с водой. Малышу нужно давать побултыхаться вволю, поиграть с яркими игрушками. Пусть он ощутит разницу между водой и воздухом, почувствует, как вода течет, выталкивает его на поверхность. Сидя в ванной, попереливать воду из стаканчика в стаканчик, поиграть с брызгалкой, посмотреть, как плывет кораблик – это первые физические опыты вашего ребенка.

Малыш скоро должен пойти, и его сажают в ходунки. Считается, что ребенку так проще исследовать мир. Но ему хочется подойти к маме, а мама, увы, недосягаема: ходунки мешают приблизиться к ней. Хочется проползти самому все комнаты – тоже не получается. Помните: длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит его физиологическое развитие.

Вот ребенок подрастает и начинает ходить. Важно во время прогулки заглядывать на детскую площадку. И хотя ребенок еще мал для того, чтобы самому участвовать в играх, он уже осознает себя таким же, как дети постарше, внимательно наблюдает за их игрой и скоро будет готов присоединиться к ним. Именно с детской площадки начинается формирование «социального интеллекта» ребенка – способности правильно понимать поведение людей, прогнозировать последствия своих и чужих поступков.

В разгаре лето – время игр с песком. В песочнице у ребенка появляются первые друзья. Песок – отличный материал для развития пространственного мышления. Как из кучи песка получается куличик, объемные фигуры – много нового увидит и узнает малыш в песочнице.

Мама или педагог?

До двух-трех лет с малышом можно успешно заниматься дома. У любого действия ребенка есть мотивация – мама рядом, она помогает, хвалит. После трех лет у ребенка формируется собственное «я», теперь его поступкам необходима дополнительная, внешняя, мотивация. Например, если вам нужно, чтобы ребенок научился завязывать шнурки, не пожалейте времени перед походом в зоопарк – пусть он это сделает сам, иначе поход не состоится. Эту особенность развития ребенка (внешнюю мотивацию) необходимо учитывать и при выборе игр — например, шнуровкой ребенок будет заниматься только вместе с вами и не даст вам помыть полы. Поэтому, затевая ту или иную игру, «вписывайте» нее в график домашних дел.

В этом возрасте занятия с мамой не всегда продуктивны. Мама уже не является беспрекословным авторитетом для ребенка, начинающего проявлять самостоятельность, не каждый раз она может настоять на выполнении каких-либо правил. Кроме того, к занятиям с ребенком нужно готовиться, а маме трудно выкроить на это время. Поэтому для 3-летнего ребенка стоит поискать хорошего педагога. Чтобы получилось дешевле, можно договориться с друзьями из песочницы, если дети близки по темпераменту и развитию, сформировать группу из 2-3 человек и заниматься вместе.

В возрасте 3-4 лет ребенка нужно активно вводить в социум. Это хорошее время, чтобы пойти в детский сад. Ведь именно общаясь с себе подобными, маленький человек сталкивается с первыми конфликтами и учится их решать. Внутри коллектива ребенок усваивает такие понятия, как плохо-хорошо, можно-нельзя. И чем ближе к школе, тем социальный интеллект ребенка должен становиться выше — так он может проще вступить в школьную жизнь. Поэтому в 5-6 лет ребенку просто необходимо учиться работать в группе под руководством педагога.

Источник

Сегодня мы переживаем бум идей раннего развития детей. Вырастить нового «Моцарта» или «Ломоносова»? Конечно, хочется!

Но есть два важных вопроса:

  • насколько это нужно самому ребенку,
  • и как вообще понять, есть ли у двухлетнего малыша потенциал этого самого «Ломоносова»?

ЗА раннее развитие

Убеждение, что развитием малыша нужно начинать заниматься с самого рождения, возникло после выхода известной книги Масару Ибука «После трех уже поздно».

Его идея логична и проста: те навыки, которыми взрослые овладевают с трудом, для детей не представляют особой сложности. Маленький ребенок ничего не знает о том, что сложно, а что просто. Русский или китайский язык? Музыка Бетховена или детские песенки? Для него ново все! И он готов познать и освоить это.

Согласно современным исследованиям, к трем годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Соответственно, развитием нужно заниматься ДО ТРЕХ ЛЕТ, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка.

Насколько же рано следует начинать заниматься развитием ребенка?

Новейшие исследования показали, что ребенок способен учиться (!!) еще до рождения. Стремительный рост в утробе матери – период наиболее стремительного развития!

Второй по интенсивности развития период – от рождения до трех месяцев. Как только малыш появляется на свет, он начинает активно познавать мир. Специалисты уверены: чтобы получить от этого важнейшего периода как можно больше, поддерживать развитие ребенка нужно с самого рождения.

ПРОТИВ раннего развития

Многие современные психологи и педагоги считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе малыша, и более естественно предоставить его самому себе.

Под влиянием таких идей многие родители сознательно следуют принципу «оставить в покое»… По крайней мере, до школы. Но как только ребенок идет в первый класс, ласковая мама превращается в грозного диктатора. Мол, школа – это уже серьезно, это время правил и требований.

Ко мне часто приводят таких детишек – первоклашек, которые искренне не понимают, что же изменилось в этом мире, откуда и зачем такое количество ограничений? Чего от них хотят?

Кто ошибается?

Ошибаться могут как сторонники, так и противники идеи раннего развития – когда начинают впадать в крайности.

Первым следует помнить, что задача родителей – вырастить не второго Леонардо да Винчи, а счастливого и успешного человека.

А вторым важно осознавать, что воспитание должно быть последовательным.

Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление в более позднем, может погубить юный талант и вызвать сопротивление, нежелание развивать свои природные данные.

Как детский психолог я – ЗА развитие.

Не раннее, не позднее, в своевременное!

За развитие, которое способствует бережному развитию интеллекта.

Ищем «золотую середину»

Случаи, когда у 3-5-летнего ребенка уже явно видны таланты, скорее редкость, чем правило. Руководствуйтесь в первую очередь желанием малыша. Главное, что он получит от нового занятия удовольствие и радость. Пусть не будет великих побед. Порой возможность попробовать себя в разных областях, понять, какое занятия по душе, – гораздо ценнее.

Не нужно перезагружать ребенка кружками и секциями!

Помните о двух «золотых» правилах по организации нагрузки:

  1. Для детей до 8 лет – не более 3-х секций в неделю.
  2. Рекомендуемое время для занятий – не более 2-3 часов в сутки.

Итак, формула успеха такова.

Отсутствие крайностей + талант + общий язык с ребенком

=

ГАРМОНИЧНАЯ И СЧАСТЛИВАЯ ЛИЧНОСТЬ.

В чем не стоит опаздывать?

Не стоит спешить «развивать» ребенка, а вот заботиться о его образовании следует заблаговременно. При постоянном росте цен на обучение в вузах и повышающейся ценности высшего образования – копить на него нужно начинать уже сейчас.

В первую очередь, я бы обратила внимание на программы, которые в настоящее время предлагают банки.

Например, с сентября 2018 года в Сбербанке появился новый продукт накопительного страхования жизни. Он называется «Билет в будущее»1. Подробнее об этом можно почитать здесь: https://ticket.sberbank-insurance.ru/.

Я же выделю основные моменты.

«Билет в будущее» – программа для тех, кто хочет накопить на обучение ребенка в вузе.

Схема вполне комфортная:

  • сроки программы – от 5 до 17 лет;
  • минимальный размер капитала, который можно накопить через страховую программу, составляет 250 000 рублей;
  • ежемесячный взнос по полису начинается от 2000 руб. в месяц, при этом размер взноса можно выбрать самому – в зависимости от своих финансовых возможностей и ожиданий;
  • периодичность взносов также можно подобрать индивидуально: единовременно или ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.

Кстати, в рамках этой программы можно воспользоваться услугами персонального образовательного консультанта2, который поможет подобрать курсы, спортивные секции, информацию по вузу. К нему можно обращаться неограниченное количество раз.

И еще один важный момент. По «Билету в будущее» можно оформить социальный налоговый вычет3 в размере 13% от суммы оплаченных ежегодных взносов по договору (но не более 15 600 руб. в год). При оформлении вычета клиент может воспользоваться услугой «налогового консультанта», который поможет заполнить декларацию З-НДФЛ и расскажет какие документы потребуются, чтобы вернуть налог.

Дорогие родители, надеюсь, информация в данной статье оказалась полезной для вас.
Позаботьтесь о будущем ваших детей уже сейчас. И пусть ваши сыновья и дочери будут счастливыми и успешными!

Елена Хамитова 

детский психолог

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ибука М. После трех уже поздно. – 6-е изд., испр., с предисловием Макото Ибуки. – М.: Альпина нон-фикшн. 2015. — С. 7-34.

2. Суркова Л. Всё о детях в одной книге. – М.: АСТ, 2016. – С.259-263.

3. Уорнер П. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – С. 11-17.

1 «Билет в будущее» программа накопительного страхования жизни. Страховую услугу оказывает ООО СК «Сбербанк страхование жизни», лицензия на осуществление страхования СЖ №3692 (вид деятельности — добровольное страхование жизни), выдана Банком России без ограничения срока действия. Адрес: 115162, ул.Шаболовская 31Г, сайт: www.sberbank-insurance.ru, тел.: +8 800 555 5595 (бесплатно для звонков по России).

2Персональный образовательный консультант — это образовательный консультант, который поможет найти необходимую информацию по детским мероприятиям: -предоставит информацию по детским учебным заведениям и условиям поступления: дошкольные учреждения, школы, высший учебные заведения.
Услугу оказывает АО «Ассист 24, группа Дельта Консалтинг» (адрес: 117415, Москва, ул. Лобачевского 42).

3По программам страхования жизни есть возможность ежегодно получать социальный налоговый вычет в размере 13% (но не более 15 600 руб. в год) от суммы оплаченных взносов (ст. 219 НК РФ).Воспользоваться правом на получение социального налогового вычета смогут страхователи, если договор заключен в пользу самого страхователя и (или) в пользу супруга страхователя (в том числе вдовы, вдовца), родителей страхователя (в том числе усыновителей), детей страхователя (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).

* На правах рекламы

Источник

Отрывок из книги Е. Мурашовой «Ваш непонятный ребенок»

С какого возраста следует «развивать» ребенка? Как и зачем это обычно делают?

В последние 7-10 лет распространилась мода на «раннее развитие» детей. Что это такое и для чего это нужно?

Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две тенденции.

Первая — когда родители (в основном мать, гораздо реже — отец) развивают ребенка сами, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, семьи Никитиных или Н. А. Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий «компот» с опорой на более менее случайным образом приобретенный набор пособий. В совершенно исключительных случаях озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями, а эмпирически составляет как бы собственную, индивидуальную программу, опираясь исключительно на свои мировоззренческие характеристики и интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности ребенка.

Родители, придерживающиеся такой позиции, как правило, начинают «развивать» ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни. Такие родители часто ведут подробные дневнички достижений ребенка, скрупулезно сверяют его данные с приведенными в литературе среднестатистическими показателями и упорно работают в направлениях, которые кажутся им проблемными. Именно эти дети становятся объектами всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе, обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, по примеру маленьких африканцев, не слезают с материнских рук, подвешенные для удобства в современной модели «кенгурушника». Именно для них, трехмесячных, подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных хитроумных гимнастических снарядах. К советам врачей и традиционных педагогов родители этих детей, как правило, относятся скептически и большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные новинки вызывают у них жгучий и не всегда оправданный интерес.

Вторая тенденция «развивания» детей выглядит, на первый взгляд, куда менее радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются «рассуждениями на тему», более-менее внимательно почитывают литературу, а также объявления на столбах и парадных, и, кроме того, собирают всевозможные слухи об окрестных «обучалках-развивалках». В дальнейшем (как правило, это происходит на третьем-четвертом году жизни ребенка) на основе собранного и тщательно проанализированного материала они делают некое активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют все рекомендации врачей и педагогов, даже не пытаясь их «творчески переработать». Они не считают все старое плохим, даже наоборот, все суперсовременные программы вызывают у них некоторую, иногда излишнюю, настороженность, а в дальнейшем они предпочитают отдавать детей не в экспериментальные школы, а в школы с «хорошими, добрыми традициями», в класс, который ведет немолодая опытная учительница.

Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться, зачем нужно родителям (понятно, что 3-5-летние дети в этом вопросе голоса практически не имеют) это самое «раннее развитие». Вот самые типичные ответы, которые мне удалось собрать, опрашивая родителей, уделяющих большое внимание развитию своих детей-дошкольников.

Ответ № 1 (Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года ):

— Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо уже читать-писать уметь. Мыто без этого росли, конечно, но сейчас ведь в обычных-то школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете… Так что чем раньше начнешь, тем больше шансов… Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить и дальше…

Ответ № 2 (Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года ):

— Они там песенки поют по-английски и ритмика. Буквы еще учат. Пускай. Ему это нравится, он бежит, радуется. И мне тоже отдых. Я ведь сама-то не знаю, как с ним играть. Кубики там построю, в мяч — и все. А там разбираются, небось. И на потом полезно.

Ответ № 3 (Ирина Семеновна, 38 лет, инженер, дочь Лиза, 4 года ):

— Лизочка слабенькая родилась, поздний ребенок, кесарево сечение, да еще я долго болела. Так что мне просто пришлось и закаливать ее, и всякими упражнениями заниматься, и массажи, и плавание. Да и в психическом развитии она была не так чтобы очень. Я с ней упорно занималась, использовала все методики, какие могла достать, и результат налицо. Вот пошла в садик, воспитатели говорят: надо же, какая развитая девочка! А ведь ей невропатолог ставил «задержку психического развития»!

Ответ № 4 (Вера, 28 лет, педагог, сыновья Володя и Кирилл, 3 года и 1,5 года ):

— Да вы знаете, мне так просто веселее. Ну, не просто пеленки стираю, а какая-то цель, смысл. Я их сначала по Никитиным развивала, а теперь сама игры придумываю. Я же педагог все таки. А то вот подруги мои, что с детьми сидят, куксятся, скучают, злятся… А мне с ними весело, потому что я все время что то придумываю. И голова всегда загружена. Мы с ними иногда такое устроим! Муж приходит, сперва ничего понять не может, а потом тоже вместе с нами возиться начинает… Это же и есть счастье, правильно?

Итак, развивают ребенка, родившегося больным, слабым или отстающим в развитии. Это разумно и целесообразно. Адаптационные возможности маленького ребенка очень велики, и чем раньше вступила в действие коррекционная программа, тем больше будут успехи.

Сидящая дома с детьми мать не хочет киснуть и кукситься, как ее подруги. Она загружает не только свои руки, но и свой мозг, активизирует свои творческие способности и профессиональные навыки и направляет все это на пользу своих сыновей. Имея на руках двух совсем маленьких детей, она вовсе не нуждается в сочувствии. Наоборот, благодаря ее творчеству вся семья живет полнокровной, наполненной весельем и разнообразием жизнью. Что тут можно сказать? Только позавидовать белой завистью.

Молодая женщина, не читающая книг и не имеющая специального образования, отдает своего сына в «обучалку-развивалку» потому, что сама она не знает, что с ним делать, но хочет, чтобы ему было интересно и весело. Она смутно догадывается, что все это может быть еще и как-то полезно для него, но главное — это положительные эмоции для сына и для нее самой, получающей долгожданный отдых от забот о шустром и проказливом малыше. Можно сказать, что, не будь «обучалки-развивалки», Алена, осознав свою ответственность, сама смогла бы научиться играть с сыном. Может быть, да, а может быть, и нет. Во всяком случае, никакого вреда от пения песенок и прыгания под музыку вроде бы не наблюдается.

И наконец, последний, он же первый, пункт — «без этого сегодня нельзя». Здесь нет ни следа творческого веселья Веры или легкомысленных размышлений Алены. Только суровый долг, вызванный к жизни не менее суровыми требованиями окружающей среды. Мы рассматриваем этот тип ответов последним, но количественно преобладает именно он. С громадным отрывом от всех прочих типов.

Бессмысленно рассуждать о том, хорош или плох конкурсный отбор детей в первые классы некоторых школ. Если в школу хотят попасть больше детей, чем она может принять, то у школы просто нет иного выхода. Трудно судить о том, что более безнравственно или продуктивно — конкурс умственных способностей детей или конкурс кошельков родителей. Тем более что на практике мы, как правило, имеем дело с какими-то смешанными вариантами. Так есть. Поэтому не будем сотрясать воздух бесполезными декларациями и сузим тему, поставив вопросы следующим образом.

Действительно ли для того, чтобы поступить в хорошую школу и успешно пройти тестирование, необходимо как можно раньше отдавать ребенка в группу подготовки к школе? И всем ли детям следует стремиться в эти самые «хорошие» школы? Ответ на оба вопроса отрицательный. На первый потому, что для каждого типа навыков существует свой, оптимальный возраст начала обучения, как правило, тесно связанный с созреванием каких-то психических функций и началом использования этого навыка. Кроме того, всем известный закон Ломоносова, закон сохранения вещества и энергии, гласит: «Если где-то что-то прибавится, то где-то что-то непременно убавится». Если вы в два года начнете учить ребенка читать и в пять лет завершите этот процесс, то понятно, что вы сделали это за счет энергии для формирования каких-то других функций и навыков. Хорошо, если ваш ребенок сверходарен и ему энергию девать некуда, а если все не так? К тому же те, кто начинает обучение ребенка чтению в пять с половиной — шесть лет, затрачивают на это гораздо меньше сил и времени. Двухлетнего ребенка можно обучить читать за три года, шестилетнего — за три месяца. Двухлетнему навык самостоятельного чтения ни к чему, шестилетний на следующий год пойдет в школу. Что вы предпочитаете? К ответу на второй вопрос мы вернемся ниже…

Как развивать ребенка, чтобы не навредить ему?

Твердо решив, что вашему ребенку положительно необходимо «раннее развитие», следует помнить, что существует ряд достаточно несложных правил и закономерностей, которые целесообразно иметь в виду.

Правило первое

Если ваш ребенок родился абсолютно здоровым, не состоит на учете ни у одного из специалистов и никогда не болел ничем, кроме ОРЗ и других простудных заболеваний, то вы смело можете это правило пропустить и читать дальше. Если же вышесказанное к вам не относится, то прежде чем начать обливать ребенка холодной водой, кормить его проростками пшеницы или отдать в группу разговорного китайского языка, целесообразно проконсультироваться с участковым терапевтом, психологом или наблюдающим вас специалистом, а в последнем случае еще и с логопедом. Для большинства соматических заболеваний и неврологических состояний существуют весьма четкие показания и противопоказания, о которых вам и сообщит соответствующий специалист. Здоровый ребенок вполне может нырять в ванну с холодной водой, но для ребенка с хроническим пиелонефритом или двумя перенесенными отитами это очень опасно. Ребенок, перенесший дисбактериоз, имеющий функциональные расстройства пищеварительной системы или пищевую аллергию, вряд ли положительно среагирует на смелые эксперименты с диетой. А ребенка с нарушением развития речи вряд ли стоит обучать английскому языку прежде, чем он научится правильно говорить на русском.

Правило второе

Не верьте никакой рекламе. Экспериментировать на маленьком человечке, который не может дать вам адекватной обратной связи и рассказать о своих чувствах и переживаниях, просто безнравственно. Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учебное заведение, обязательно поговорите с педагогами и родителями детей, уже посещающих это учебное заведение, попросите разрешения присутствовать на всех видах занятий. Если вам отказывают, не стоит вступать в споры. Просто поищите другую «обучалку».

Никакие разрекламированные средства (в том числе и для улучшения психомоторного развития) не следует давать маленьким детям, если только вам не порекомендовал это средство специалист, которого вы давно знаете и которому доверяете. Если именно это средство помогло кому-то из детей ваших знакомых, это еще не показание для его применения, так как реакция детей на все фармакологические препараты сугубо индивидуальна и зависит от многих факторов, разобраться в которых может только врач, ознакомившись с подробным анамнезом.

Если вы решили взять на вооружение какую-то систему раннего развития, которая, судя по книге автора, дает потрясающие результаты, постарайтесь отыскать последователей этой системы и для начала понаблюдать за их работой. Вполне вероятно, что вы что-то не совсем правильно поняли в книге. Вполне вероятно, что система, в целом очень ценная и прогрессивная, не подходит именно для вас или вашего ребенка. И наконец, возможно, что вы имеете дело с не очень профессиональным, тщеславным, чересчур увлекающимся автором, а то и просто с шарлатаном.

Правило третье

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в темпе и качественных характеристиках психического и моторного развития. Если речь идет о здоровых детях, то никакие «средние показатели» не могут рассматриваться как абсолют. Категория «все дети в этом возрасте…» в девяти случаях из десяти не имеет под собой совершенно никаких оснований. Раннее развитие детей довольно часто предполагает коллективность этого развития и категорию сравнения как основу для оценки достижений. Когда речь идет о возрасте двух-пяти лет, это в корне неправильно. Критерий — не сравнение успехов ребенка с возможностями других детей, а собственный прогресс ребенка .

Пример: Петя и Вася — ровесники, обоим по 2 года 8 месяцев. Вася пришел в «обучалку» с хорошо развитой речью, уже зная буквы и умея складывать их в простые слоги. Петя же с трудом говорил двухсловными предложениями. После года занятий Вася уверенно читает двухсложные слова типа «мама», «рыба», «кошка». Петя хорошо рассказывает по картинкам, знает буквы, свободно рассуждает на любые темы. Согласно общепринятым взглядам, Вася по-прежнему опережает Петю в развитии, но Петины успехи за этот год неизмеримо больше Васиных. И основания беспокоиться, по большому счету, есть не у Петиных, а у Васиных родителей. Почему мальчик, так хорошо подготовленный на момент поступления в «обучалку», так немногому научился? Ведь вот как бурно пошел в рост ровесник Петя… Может быть, для Васи эта программа не подходит и надо поискать другое дошкольное учреждение?

Правило четвертое

Когда ребенок мал, лучше избегать всего радикального. Развивать ребенка — это хорошо, но не стоит чрезмерно этим увлекаться. Мир маленького ребенка и так ежедневно преподносит ему чудеса и открытия, которые надо усвоить, переварить и разложить по полочкам. В мозгу ребенка постоянно идет напряженнейшая работа по анализу и синтезу. Для ее успешного совершения ребенку нужна ваша помощь. И неверно думать, что категории «обычный» — «необычный» ребенок воспринимает так же, как мы, взрослые. Посещение Лувра для ребенка так же привлекательно, как и посещение железнодорожного вокзала, а Ниагарский водопад не более интересен, чем бобровая запруда в речке на даче. Это верно, что ребенку для развития нужны впечатления. Но эти впечатления и переживания вряд ли должны быть экстраординарными с взрослой точки зрения. Вы можете быть сколь угодно радикальными в экспериментах над собой, в попытках придать свежесть и остроту собственной жизни. Но не стоит вмешивать в это ребенка.

Автор знаком с уже взрослым сейчас человеком, который рассказывал о своих детских впечатлениях. Отец этого человека, заядлый турист, решил как можно раньше приобщить сынишку к своему увлечению и брал четырех-пятилетнего малыша в длительные пешие маршруты. Ребенок очень любил и уважал отца, не решался возражать ему и много лет покорно, на пределе своих физических возможностей таскался по дорогам Советского Союза, глядя себе под ноги и ничего не замечая кругом. Отец-инженер получал от этого физического напряжения необходимую ему разрядку после сидячей работы. А сын? Когда в студенческие годы мы звали его в поход, он вздрагивал и зябко поводил плечами…

Пришлось мне наблюдать и трехлетнюю малышку, дочь супружеской четы «медитативных художников», которая при повышении температуры бодро ныряла в ванну с ледяной водой и сознательно отказывалась от мяса и колбасы. У девочки был запущенный хронический отит, значительно снижен слух, и, чтобы говорить с ней, приходилось почти кричать…

Итак, избегайте всего радикального, ибо истина, может быть, и не лежит точно посередине, но очень редко бывает расположена с краю…

Источник