Клиническую картину аутистической психопатии после нормального развития ребенка в течение трех лет описал

Клиническую картину аутистической психопатии после нормального развития ребенка в течение трех лет описал thumbnail

Клиническую картину раннего детского аутизма (РДА) впервые описал Л.Каннер (1943) как синдром экстремального одиночества детей в возрасте до трех лет. Годом позже Г. Аспергер обогатил представление об РДА случаями «аутистической психопатии» после нормального развития ребенка в течение трех лет.

Отечественными специалистами (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О. Никольская) выделено четыре группы детей, различающихся по степени отсутствия интереса к окружающему миру и неспособности к эмоциональному контакту с людьми. Дети первой группы испытывают общий дискомфорт от жизни, от присутствия в этом мире, активно избегают общения. Во второй группе устанавливаются узко избирательные отношения во всем (в том числе, к одежде, еде, обстановке), что проявляется в образовании жестких стереотипов поведения (ритуалов); мир за пределами стереотипов вызывает страх и агрессию. Для третьей группы детей характерна аутистичностъ — захваченность внутреннего мира ребенка каким-либо интересом, на тему которого он фантазирует, — при полном игнорировании остальных внешних стимулов, в том числе интересов других людей. Четвертую группу проявления нарушения эмоционального общения собственно аутизмом назвать нельзя. Скорее, это аутичность, т.е. внешнее впечатление отсутствия интереса и возможности к общению. Это дети меланхололического темперамента, сенситивного и психастенического характера, сентиментальные, ранимые и робкие. Существуют также болезни (ряд наследственных синд ромов слабоумия, ЗПР, ДЦП, слепоглухота), симптоматика которых сопровождается невыраженными признаками нарушения эмоциональной и речевой коммуникабельности. В таких случаях говорят о параутизме.

Основные симптомы РДА.

Внимание. Люди, предметы, явления внешнего мира не привлекают, за редчайшим исключением, внимания (избирательность внимания принимает черты патологической суженности интересов).

Сенсомоторика. Отмечается пониженный порог ощущений к раздражителям любой модальности (гиперстезия), характерны реакции испуга на новизну и внезапность, понижена чувствительность к боли. Дети испытывают повышенную потребность в проприоцептивных ощущениях (от движений тела). В результате образуются стереотипы нецелевых процессуальных ритмичных действий (раскачивание, кружение, прыжки, хлопки, разрывание бумаг, переливание воды, верчение и трясение предметов, листание страниц), а позднее — однообразно повторяющиеся рисунки и разговор на одну и ту же тему. Отмечается влечение к ритмике музыки, стихов.

Эмоции. Характерны, помимо типично детских страхов темноты, злых сказочных персонажей, страхи шума, чужих людей, неизвестных мест, а также страх, вызванный богатым воображением, персонажами и событиями собственных фантазий. Дети избегают смотреть в глаза и на лицо человека. Мимика, жесты, интонации используются в крайне ограниченном объеме или совсем отсутствуют как средства эмоциональной коммуникации.

Речь. Реакция на говорящего человека резко снижена, поэтому часто запаздывает стадия образования лепета. Вместе с тем первые слова и фразовая речь появляются, как правило, вовремя, а эгоцентрическая речь ребенка (наедине с собой) даже богата разнообразием слов. Однако речь не носит коммуникативной направленности. Ребенок не отвечает на вопросы и не задает их взрослым. В связи с избеганием речевого взаимодействия возникает мутизм (отмалчивание, мычание, не направленное на общение использование речи).

Мышление отмечено в группе аутистичных детей оригинальностью и воображением.

Дифференциальную диагностику проводят с явлениями пара- утизма, при которых отсутствуют специфические признаки удовлетворенности одиночеством и крайним однообразием распорядка жизни, чрезвычайного неприятия общения, особенно с помощью взгляда в лицо, в глаза, и странных стереотипов бессмысленных действий. Что касается шизофрении, то при этом заболевании, помимо аутизма, появляются психотические синдромы бреда: паранойя (интерпретационный системный бред на тему сверхценной идеи), параноид (бред преследования, психические автоматизмы и псевдогаллюцинации насильственного управления мозгом и телом извне), парафрения (бред величия).

Помощь детям с РДА, прежде всего, направлена на преодоление отчуждения младенца от матери (метод удержания в объятиях, несмотря на сопротивление ребенка, — холдингтерапия), на подбор индивидуально адекватного способа вовлечения ребенка в невербальное и речевое общение, на десенсибилизацию страха к конкретным предметам и явлениям.

Литература 1.

Детский аутизм: Хрестоматия /Сост. Л.М. Шипицина. — СПб., 2001. 2.

Коган В.Е. Аутизм у детей. М., 1981. 3.

Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1997.

Задать вопрос юристу

Еще по теме Ранний детский аутизм:

  1. Глава 2 ПРИЧИНЫ, КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И КЛАССИФИКАЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
  2. Глава 1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
  3. Глава 13 ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
  4. Глава 9 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
  5. Часть I Клинико-психологические проблемы раннего детского аутизма
  6. Часть 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
  7. 5.4. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы(с ранним детским аутизмом)
  8. Часть 2 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ
  9. Глава 8 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
  10. Глава 5 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  11. Л. А. Гоготишвили РАННИЙ ЛОСЕВ
  12. РАННИЙ ВОЗРАСТ
  13. РАННИЙ БУДДИЗМ
  14. Ранний возраст
  15. Глава 12 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
  16. Глава 3. РАННИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  17. Династия Ахеменидов в ранний период
  18. Ранний период истории Карфагена
  19. Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Психология общения в детском возрасте. 3-є изд. — СПб.: Питер. — 272 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»)., 2008
  20. Глава 7 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Источник

Это редкое заболевание впервые было описано Аспергером. Характеризуется оно нарушениями социального поведения (как при классическом аутизме Каннера) в сочетании со стереотипными, повторяющимися действиями на фоне нормального когнитивного развития и речи. Причины аутистической психопатии неизвестны. Некоторые случаи, вероятно, представляют собой смягченный вариант детского аутизма, но в основном это самостоятельное заболевание. Симптомы обычно сохраняются во взрослом возрасте. Большинство страдающих этим заболеванием в состоянии работать, но у них не складываются взаимоотношения с другими людьми, редко кто из них вступает в брак. Подобное состояние чаще встречается у мальчиков (соотношение 8:1).

До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития. Потом появляются нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Речь становится монотонной. Ребенок начинает держаться отстраненно, обособлено, много времени посвящает узкому, стереотипному кругу интересов. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых детей обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление хорошо развито, но знания крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчиво. В отличие от других случаев детского аутизма, нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное, «красивое» выражение лица, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Иногда взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, стереотипные. Коммуникативные функции речи ослаблены, она своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос то тихий, то резкий. Характерна привязанность к дому, а не к родным.

Хотя при синдроме Аспергера нет ни существенной отсталости в развитии языковых способностей в целом, ни существенных ненормальностей в речи, усвоение и использование языка часто нетипичны. Ненормальности включают многословие, резкие смены темы, буквальное интерпретирование текста и неправильное понимание нюансов, использование метафор, понятных только говорящему, трудности понимания речи на слух необычно педантичную, формальную и идиосинкратичную речь, странности в громкости, высоте, интонации, акценте и ритме речи. У лиц с синдромом Аспергера также наблюдается эхолалия.

Три аспекта коммуникационных шаблонов имеют клиническую значимость при диагностики аутистической психопатии Аспергера:

  • — некачественная просодия (использование тона и интонации),
  • — уклончивость;
  • — патологическая обстоятельность, многословие.

Словоизменение и интонирование могут быть гибче, чем при классическом аутизме. Лица с синдромом Аспергера часто имеют ограниченные пределы интонации, речь может быть необычно быстрой, громкой или отрывистой. Речь может создавать впечатление некогерентной; стиль разговора включает длинные монологи на темы, скучные для слушателя, неспособность обеспечить контекст для понимания комментариев или неспособность пропустить внутренние мысли. Лица с синдромом Аспергера могут быть неспособны контролировать, интересен ли разговор собеседнику, участвует ли он в беседе. Они могут так и не объяснить, в чём вывод из всего ими сказанного, а попытки слушателя прояснить тезис или логику говорящего или перевести разговор на другую, связанную тему, могут быть безуспешными.

Дети с синдромом Аспергера могут обладать необычно изощрённым лексиконом, за что их иногда называют «маленькими профессорами», и в то же время они испытывают трудности в понимании фигуральных выражений и проявляют склонность к буквальному пониманию высказываний. Тони Эттвуд приводит такой пример буквализма: когда у девочки с синдромом Аспергера по телефону спросили «Пауль здесь?», она ответила «Нет», потому что он был в другой комнате. В другом случае девочка пришла из школы в состоянии сильного возбуждения и заявила маме, что они должны немедленно собраться и уехать из дома, потому что мальчик в школе сказал ей «Я собираюсь на тебе жениться».

Люди с синдромом Аспергера особенно слабы в понимании таких небуквальных видов речи, как юмор, ирония, поддразнивание. Хотя лица с синдромом Аспергера понимают когнитивную базу юмора, им трудно понять назначение юмора как разделение удовольствия с другими.

Таким образом, в отличие от раннего инфантильного аутизма Каннера, диагноз синдрома Аспергера основывается на наличии нарушений общения, социального взаимодействия; ограниченного, стереотипного поведения, интересов и занятий; и на отсутствии общей задержки речи и когнитивного развития.

Ведение пациентов, страдающих синдромом Аспергера, включает психолого-педагогические мероприятия, поведенческую и семейную психотерапию. Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер.

Источник

К собственно детскому аутизму относятся аутистическое расстрой­ство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера.
Первые описания этого расстройства были сделаны Henry Maudslcy (1867). В 1943 г. Leo Kanner в труде «Аутистические рас­стройства аффективного общения» дал отчетливое описание этого синдрома, назвав его «инфантильным аутизмом».

Этиология и патогенез

Причины детского аутизма до конца не известны.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

Существует ряд клинически и экспериментально подтвержденных гипотез об этиопатогенезе расстройства.

1) Слабость инстинктов и аффективной сферы

2) информационная блокада, связанная с расстройствами воспри­ятия;

3) нарушение переработки слуховых впечатлений, ведущее к бло­каде контактов;

4) нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;

5) нарушение функционирования лобно-лимбического комплек­са, ведущее к расстройству мотивации и планирования поведения;

6) искажения обмена серотонина и функционирования еротонин-эргических систем мозга;

7) нарушения парного функционирования полушарий головного мозга.

Наряду с этим существуют психологические и психоаналитичес­кие причины расстройства. Существенную роль играют генетичес­кие факторы, так как в семьях, страдающих аутизмом, данное забо­левание встречается чаще, чем среди населения в целом. Аутизм в какой-то мере связан с органическим мозговым расстройством (час­то в анамнезе сведения об осложнениях в период внутриутробного развития и при родах), корреляция с эпилепсией в 2% случаев (по некоторым данным, в общей детской популяции эпилепсии в 3,5%). У некоторых больных выявлены диффузные неврологические ано­малии — «мягкие признаки». Специфические нарушения ЭЭГ отсут­ствуют, но обнаружена различная ЭЭГ патология у 10—83% аутич-ных детей.

Распространенность

Распространенность детского аутизма составляет 4—5 случаев на 10000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3—5 раз чаще, чем девочки). Но у девочек аутизм имеет более тяжелое тече­ние, и, как правило, в этих семьях уже встречались случаи с когни­тивными нарушениями.

Клиника

В своем первоначальном описании Kanner выделил основные признаки, которые используются до настоящего времени.

Начало расстройства в возрасте до 2,5—3 лет, иногда после периода нормального развития в раннем детстве. Обычно это краси­вые дети с как будто прорисованным карандашом задумчивым, сон­ным, отрешенным лицом — «лицо принца».

Аутистическое одиночество неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Такие дети не отвечают улыбкой на ласки и проявления любви родителей. Им не нравится, когда их берут на руки или обнимают. На родителей они реагируют не больше, чем на других людей. Одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Практически не выявляют тревоги при разлуке с близкими и в незнакомой обстановке. Типич­ным является отсутствие глазного контакта.

Расстройство навыков речи. Речь часто развивается с задерж­кой или не возникает вообще. Иногда она нормально развивается до 2-летнего возраста, а затем частично исчезает. Аутичные дети мало используют категории «значения» в памяти и мышлении. Некоторые дети производят шум (щелчки, звуки, хрипы, бессмысленные слоги) в стереотипной манере при отсутствии желания в общении. Речь обыч­но построена по типу немедленных или задержанных эхолалий или в виде стереотипных фраз вне контекста, с неправильным использова­нием местоимений. Даже к 5—6 годам большинство детей называет себя во втором или третьем лице или по имени, не используя «Я».

«Навязчивое желание однообразия». Стереотипное и ритуаль­ное поведение, настаивание на сохранении всего в неизмененном виде и сопротивление переменам. Они предпочитают есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду, играть повторяющиеся игры. Де­ятельность и игра аутичных детей характеризуются ригидностью, повторяемостью и монотонностью.

Типичны также причудливое поведение и манерность (напри­мер, ребенок постоянно кружится или раскачивается, теребит свои пальцы или хлопает в ладоши).

Отклонения в игре. Игры чаще стереотипны, не функциональ­ны и не социальны. Преобладает нетипичное манипулирование иг­рушками, отсутствуют воображение и символические черты. Отме­чено пристрастие к играм с неструктурированным материалом — пес­ком, водой.

Атипичные сенсорные реакции. Аутичные дети отвечают на сенсорные стимулы либо чрезвычайно сильно, либо слишком слабо (на звуки, боль). Они избирательно игнорируют на обращенную к ним речь, проявляя интерес к неречевым, чаще механическим звукам. Болевой порог чаще понижен, или отмечается атипичная реакция на боль.

При детском аутизме могут наблюдаться и другие признаки. Вне­запные вспышки гнева, или раздражения, или страха, не вызванные какими-либо очевидными причинами. Иногда такие дети либо гипер­активны, либо растеряны. Поведение с самоповреждением в виде уда­ров головой, кусания, царапания, вырывания волос. Иногда отмеча­ются нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием. В 25% случаев могут быть судорожные припадки в предпубертатном или пубертатном возрасте.

Первоначально Kanner полагал, что умственные способности у детей с аутизмом нормальны. Однако около 40% детей с аутизмом имеют IQ ниже 55 (тяжелая умственная отсталость); 30% — от 50 до 70 (легкая отсталость) и около 30% имеют показатели выше 70. У некоторых детей обнаруживаются способности в какой-либо опреде­ленной сфере деятельности — «осколки функций», несмотря на сни­жение других интеллектуальных функций.

Диагностика

Критерии:

1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людь­ми с начала жизни;

2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болез­ненными;

3) недостаточность коммуникативного использования речи;

4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

5) страх изменений в окружающей обстановке («феномен тожде­ства» по Kanner);

6) непосредственные и отставленные эхолалии («грамофонная попугайная речь» по Kanner);

7) задержка развития «Я»;

8) стереотипные игры с неигровыми предметами;

9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2—3 лет. При использовании этих критериев важно:

а) не расширять содержание;

б) строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов;

в) учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;

г) принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создаст условия для социальной депривации, ведущей к симптомам вторичных задержек развития и ком­пенсаторных образований.

Дифференциальная диагностика

Неполные синдромы встречаются чаще. Их необходимо отличать от психозов детского возраста, аутистической психопатии Аспсргера. Детская шизофрения редко встречается в возрасте до 7 лет. Она сопровождается галлюцинациями или бредом, судорожные припад­ки встречаются крайне редко, умственная отсталость не типична.

Следует исключать расстройства слуха. Аутистичные дети ред­ко лепечут, в то время как у глухих детей отмечается относительно нормальное лепетание до 1 года. Аудиограмма и вызванные потен­циалы указывают на значительную потерю слуха у глухих детей.

Расстройство развития речи отличается от аутизма тем, что ре­бенок адекватно реагирует на людей и способен к невербальному общению.

Умственная отсталость должна дифференцироваться с детским аутизмом, так как около 40—70% аутистичных детей страдают уме­ренной или выраженной умственной отсталостью. Основные отличающие особенности: 1) умственно отсталые дети обычно относятся к взрослым и другим детям в соответствии со своим возрастом; 2) они используют речь, которой владеют в той или иной степени доя общения с другими; 3) у них имеет место относительно ровный про­филь задержки без «осколков» усиленных функций; 4) у ребенка с детским аутизмом речь поражается сильнее, чем другие способности.

Дезинтегративный (регрессивный) психоз (липоидоз, лейкодистрофия или болезнь Геллера) обычно начинается в возрасте от 3 до 5 лет. Заболе­вание начинается после периода нормального развития и прогрессирует в течение нескольких месяцев с развитием нарушений интеллекта, всех сфер поведения со стереотипиями и манерностью. Прогноз неблагоприятный.

Терапия

Включает в себя три направления:

1. Лечение нарушений поведения.

2. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

3. Семейная терапия.

Необходима разноплановость, разносторонность и комплексность лечебно-реабилитационных мероприятий с единством биологических и психологических методов. Медико-педагогическая и психологичес­кая помощь наиболее продуктивна на основных этапах формирова­ния личности (до 5—7 лет).

Медикаментозное лечение.

Патогенетический эффект медикаментозных средств максимален в возрасте до 7—8 лет, после чего медикаменты оказывают симпто­матическое действие.

В настоящее время наиболее рекомендован амитриптилин как основное психотропное средство у детей дошкольного возраста (15— 50 мг/сут), длительными курсами по 4—5 мес. Некоторые исследова­тели отводят роль этиопатогенетического средства витамину В (в до­зах до 50 мг/сут). Применимы атипичные нейролептики рисперидон (рисполепт) в дозах 0,5—2 мг/сут в течение 1—2 лет. При их приеме редуцируются нарушения поведения, снижается гиперактивность, стереотипии, суетливость и замкнутость, ускоряется обучение.

Фенфлурамин, препарат с антисеротонинергическими свойства­ми, влияет на расстройства поведения и аутизм.

Транквилизаторы не оказывают влияния на патогенетические зве­нья. Они воздействуют на невротическую симптоматику. Более уме­стны бензодиазепины.

Традиционные нейролептики оказывают на клиническую карти­ну неоднозначное действие. Предпочтительны препараты без выра­женного седативного действия (галоперидол 0,5—1 мг/сут; трифтазин 1—3-мг/сут), иногда эффективны небольшие дозы неулсптила. В целом существенного и стойкого улучшения нейролептики не обес­печивают. Заместительная терапия (ноотропил, пирацетам, аминалон, пантогам, баклофен, фенибут) используется развернутыми по­вторными курсами в течение ряда лет.

Перспективы медикаментозной терапии зависят от сроков нача­ла, регулярности приема, индивидуальной обоснованности и от вклю­ченности в общую систему лечебно-реабилитационной работы.

Источник