Классификация отклонений в развитии поведения ребенка

Множество нарушений у человека затрудняет их классификацию. Существуют различные классификации, также основания для этих классификаций. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

· причины нарушений;

· виды нарушений с конкретизацией их характера;

· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

По характеру нарушений различают следующие категории лиц:

1) глухие;

2) слабослышащие;

3) позднооглохшие;

4) незрячие;

5) слабовидящие;

6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;

8) лица с нарушением интеллекта;

9) лица с задержкой психического развития (трудно-обучаемые);

10) лица с тяжелым нарушением речи;

11) лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

1) телесные (соматические) нарушения;

2) сенсорные нарушения (слух, зрение);

3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:

1) врожденное нарушение развития;

2) несчастный случай, стихийное бедствие;

3) дорожно-транспортное происшествие;

4) экологию; болезнь и др.

Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы реабилитации.

Наиболее распространенной является классификация отклонений в развитии и поведении детей Б.П. Бузанова и В.А. Лапшина. В соответствии с ней выделяются

1) Дети с нарушением слуха и зрения:

· с недостатками слуха (глухие (неслышащие) дети и слабослышащие (тугоухие) дети;

· со стойкими дефектами зрения (слепые (незрячие) дети и слабовидящие дети);

2) Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:

· умственно отсталые (олигофрения, деменция);

· интеллектуально недоразвитые (идиотия, имбецильность, дебильность);

· с задержкой психического развития (конституционного, сомагенного, психогенного происхождения и церебрастенического характера);

3) дети с тяжелыми нарушениями речи:

· нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, риполалия, дизартрия, алалия, афазия);

· нарушения письменной речи (дислексия, десерафия);

4) Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП).

5) Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.);

6) Дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

Существует система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений, которая создана с целью осуществления обучения, воспитания, лечения и реабилитации детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. Т.Г. Никуленко дает более подробную типологию:

1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид) решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Источник

У детей с проблемами в развитии имеются физические и психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии.

В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время, в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединского, В.А. Лапшина и Б.П.Пузанова; О.Н. Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психичеcкого дизонтогенеза.

Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза, то есть развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Характер дизонтогенеза зависит от определения психологических параметров:

n особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта – частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

n времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;

n взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д.) Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития;

n межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития – олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).

3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная форма поврежденного развития – органическая деменция.

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи и т.д.)

5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм.

6. Дисгармоническое развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоциональной сфере. Характерным проявлением являются психопатия и патологическое формирование личности.

Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

К первой группе относятся дети с недостатками слуха и зрения.

Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

Глухие ( неслышащие) дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают:

n неслышащих без речи (ранооглохших);

n неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших)

У неслышащих детей понижение слуха от 75 –80 дБ;

Слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточночностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ.

Всех детей с недостатками зрения делят на 2 группы:

Слепые (незрячие) дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очковой коррекции);

Слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,04 (с применением очков).

Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах олигофрения и деменция.

Олигофрения – проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет), и выделяются три степени недоразвития:

n идиотия – самая тяжелая степень;

n имбецильность –более легкая по сравнению с идиотией;

n дебильность – наиболее легкая степень.

Деменция (распад психики) на более поздних этапах (после 1,5 – 2лет). Деменция может быть выражена в двух формах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 – легкая степень умственной отсталости;

318.00 – умеренная умственная отсталость;

318.10 – выраженная умственная отсталость;

318.20 – глубокая умственная отсталость.

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

n ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм;

n ЗПР соматогенного происхождения;

n ЗПР психогенного происхождения;

n ЗПР церебрастенического происхождения.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

n нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

n нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной контингент этой группы – дети, страдающие детским церебральным параличем (ДЦП). ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

К детям с комбинированным дефектом, то есть к пятой группе, относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например, умственно отсталые неслышащие; умственно отсталые слабовидящие; слепоглухонемые.

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

ЛИЦА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление. При нарушении слухового анализатора, в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т.д. порядка все более искажают и обделяют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.

Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают, что число детей с отсутствием или понижением органов слуха постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нарушениями слуха в группе населения после пятидесяти лет. Проведенные массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения имеет нарушение слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двухстороннюю значительно выраженную тугоухость и воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а до 4% страдают выраженной односторонней тугоухостью.

В системе образования увеличивается количество детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.), и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее серьезно отражаются на слухе эти заболевания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при детских инфекциях слуховая инфекция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слуховогоанализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно понимания того, что человек слышит.

Специалисты обращают внимание на выраженную зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органов слуха занимает неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование наушников).

Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся так же дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако, процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушения слуха.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Характер дизонтогенеза зависит от определенных пси­хологических параметров:

— особенностей функциональной локализации нару­
шения. В зависимости от нарушения выделяются два
основных вида дефекта — частный (недоразвитие
или повреждение отдельных анализаторных систем)
и общий (нарушения регуляторных корковых и под­
корковых систем);

— времени поражения. Чем раньше произошло пора­
жение, тем больше вероятность психического не­
доразвития;

— взаимоотношения между первичным и вторичным
дефектом. Первичные нарушения вытекают из био­
логического характера дефекта (нарушение слуха,
зрения при поражении анализаторов; органическое
поражение мозга и т.д.), вторичные нарушения воз­
никают опосредованно в процессе аномального раз­
вития;

— межфункциональных взаимодействий. К ним отно­
сятся механизмы изоляции, патологической фик сации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Перечисленные психологические параметры по-раз­ному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединскийпредставил следующие варианты ди­зонтогенеза.

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.
Для этого варианта типично раннее время поражения,
когда наблюдается выраженная незрелость мозговых си­стем. Типичный пример стойкого недоразвития — оли­гофрения.

2. Задержанное развитие. Оно характеризуется замедлен­ным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на
более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный,
церебральный (церебрально-органический).

3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденногоразвития наследственные заболевания, внутриутробные,
родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и
травмы центральной нервной системы, но патологиче­
ское воздействие на мозг идет на более поздних этапах
онтогенеза (после 2—3 лет). Характерная модель повреж­
денного развития — органическая деменция.

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми
нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения,
слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное развитие. Наблюдаются сложные соче­
тания общего недоразвития, задержанного, поврежден­
ного и ускоренного развития отдельных психических фун­кций. Характерным примером является ранний детский
аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или зна­чительном снижении контактов, в «уходе» в свой внут­ренний мир.

6. Дисгармоничное развитие. Наблюдается врожденная
либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность
психического развития в эмоционально-волевой сфере.
Характерная модель дисгармоничного развития — пси­хопатия и патологическое формирование личности.

В практической деятельности специалисты предпочи­тают классификацию Б. П. Пузанова и В.А. Лапшина.

К первой группе в этой классификации относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Всех детей с недостатками слуха делят на две группы:

глухие (неслышащие) — с тотальным (полным) вы­
падением слуха или остаточным слухом, который не мо­
жет быть самостоятельно использован для накопления
речевого запаса. Среди неслышащих детей различают: а)
неслышащих без речи (ранооглохших); б) неслышащих,
сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших).
У неслышащих детей понижение слуха от 75—80 дБ;

слабослышащие (тугоухие) — с частичной слуховой
недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но
сохраняющей возможность самостоятельного накопления
речевого запаса при помощи слухового анализатора.
У слабослышащих понижение слуха от 20—75 дБ.

Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на две группы:

слепые (незрячие) — с полным отсутствием зри­
тельных ощущений или сохранившимся светоощущени-
ем либо остаточным зрением (с максимальной остротой
зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обыч­
ных средств коррекции — очков);

слабовидящие — с остротой зрения на лучше видя­
щем глазу от 0,05—0,4 (с применением очков).

Ко второй группе относят детей умственно отсталых и с ЗПР.

Умственная отсталость — стойкое нарушение позна­вательной деятельности в результате органического по­ражения головного мозга. Она выражается в.двух формах: олигофрении и деменции.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1,5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5—2 лет). Де­менция может быть выражена в двух вариантах: резиду-альная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

Выделяют три степени интеллектуального недоразви­тия: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (бо­лее легкая по сравнению с идиотией), дебильность — наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

В последние годы предпринимаются попытки провес­ти более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обо­значающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 — легкая степень умственной отсталости;

318.00 — умеренная умственная отсталость;

318.10 — выраженная умственная отсталость;

318.20 — глубокая умственная отсталость.

Детей с ЗПР подразделяют на четыре подгруппы: кон­ституционного происхождения или гармонический ин­фантилизм; соматогенного происхождения; психогенно­го происхождения; церебрастенического характера.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми наруше­ниями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений мож­но разделить на две большие группы: нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дис-лалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); наруше­ния письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опор­но-двигательной системы. Основной контингент этой ка­тегории — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных фак­торов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

К пятой группе относятся дети со смешанным (слож­ным) дефектом, например: умственно отсталые неслы-шащие или слабослышащие; умственно отсталые слабо­видящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п.

К шестой группе относятся дети с искаженным разви­тием — психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), патологией влечений.

О.В. Трошин(2000) предложил следующую системно-психологическую классификациюотклонений в развитии.

1. Психосенсорные: нарушения слуха, нарушения зре­ния.

2. Аффективные: аутизм, психопатии.

3. Когнитивные: интеллектуальная недостаточность (ум­
ственная отсталость), задержка психического развития.

4. Психомоторные: речевые нарушения, нарушения
опорно-двигательного аппарата.

ДЕПРИВАЦИЯ

Одной из причин отклонений в развитии является деп-ривация или изоляция.

Депривация — это ограничение определенных функ­ций организма, ведущее к задержке их развития. Такое ограничение может вызываться как аномалией отвечаю­щей за эту функцию системы, так и отсутствием вне­шних условий для реализации функции. Выделяют следу­ющие формы депривации: сенсорная, интеллектуальная, социальная.

Сенсорная депривация.Она связана с нарушениями зрения и слуха у ребенка, что изменяет нормальное вза­имодействие биологических, психологических и соци­альных факторов в его психическом развитии. Прежде всего, нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях выраженной сенсорной депривации (изо­ляции).

Известно, что созревание ЦНС зависит не только от генетического фактора, но и от внешних воздействий. Они воспринимаются сенсорными системами и в виде аффе­рентной информации передаются на центральные отде­лы анализаторов.

Ограничение специфической сенсорной информации, афферентации вызывает депривационный (изолирующий) эффект в сетях корковых нейронов. В частности, в зри­тельной зоне коры головного мозга при слепоте отмечает­ся гибель части нейронов, нарушаются имеющиеся связи между сохранившимися нейронами; у других нейронов снижается общий уровень их функционирования.

В результате взаимодействия в нейронной сети нару­шается и в ответ на внешнее воздействие не формирует­ся такой же общей реакции, как в норме при аналогич­ных условиях. Уменьшение числа и ослабление функцио нальных связей в проекционных отделах сенсорных сис­тем вызывает не только их дефицитарность, но и вызы­вает нарушение и высших психических функций, и ин-тегративной функции мозга. Это оказывает отрицатель­ное влияние на сенсомоторное развитие, формирование когнитивных функций.

Известно, что структура мозга, его вес, форма, выра­женность, локализация извилин, борозд на 50% формиру­ются к году жизни и еще на 50% к 20—25 годам. Резкое снижение поступления афферентной информации по оп­ределенной сенсорной системе вызывает недоразвитие со­ответствующих зон мозга, куда эта информация прое­цируется и под действием которой происходит их развитие. В норме специфическая информация запускает генетичес­кие механизмы выработки белков, ферментов, медиато­ров, участвующих в синтезе связей между нейронами.

Неспецифическая афферентация оказывает также энергезирующее воздействие, сообщая неспецифическую энергию для реализации этих функций нейронов. Поэто­му наиболее выраженное недоразвитие наблюдается при врожденной или возникающей до года сенсорной депри-вации, когда отмечаются выраженные структурные на­рушения как в проекционной зоне мозга, так и вторич­но связанных с ней ассоциативных зонах.

Зрительная информация составляет 90% от всей ин­формации, поступающей в организм человека, поэтому ее недостаток вызывает понижение общего уровня функ­ционирования мозга. При этом отмечается снижение эмо­ционального фона настроения, внимания, памяти и дру­гих психических процессов.

Любая сенсорная информация оказывает также неспе­цифическую активацию через ретикулярные структуры мозга на все функциональные системы. В результате про­исходит недоразвитие энергезирующих структур, в ре­зультате чего вторично страдает эмоционально-мотива-ционная сфера с ограничением эмоциональных прояв­лений, изоляцией своих потребностей, упрощением мотиваций, снижением мимической экспрессии. Снижа­ется функция внутренних органов с формированием фи­зического недоразвития. Сенсорная депривация влечет за собой социальную изоляцию ребенка, страдают коммуникативная функция, общение, учебная деятельность. Это еще более утяжеля­ет как нейрофизиологические нарушения, так и психо­логические отклонения в развитии.

Интеллектуальная депривация.Ребенок, оказавшись в условиях искусственной сенсорной изоляции, когда ог­раничивается поступление информации от родителей, от окружающей социальной среды, от сверстников, оказы­вается без формирующих интеллект воздействий. Поэто­му с раннего детского возраста рекомендуется использо­вать различные сенсорные стимулы для активации его психических функций.

Интеллектуальная депривация связана, с одной сторо­ны, с внутренней невозможностью реализовать адекват­ные функции мышления (наличие аномалии развития мозга); с другой стороны, с ограничением интеллекту­ального взаимодействия с окружающими. Интеллектуаль­ная депривация может быть вторичной по отношению к сенсорной. Она формируется вследствие недостаточного поступления информации о внешнем мире, общего сни­жения активности мозга и всех психических процессов.

Поражение центров мозга, ответственных за процессы мышления, вызывает первичную недостаточность интел­лектуальных функций. При этом раннее недоразвитие бо­лее простых форм мышления ограничивает (депривирует) дальнейшее развитие более сложных и совершенных форм.

Отсутствие или нарушение адекватных механизмов мышления затрудняет не только его собственное разви­тие, но и формирование высших познавательных функ­ций (ВПФ). Так как мышление является интегративной функцией мозга, то страдают многие другие психические процессы (внимание, память, произвольная деятельность).

Низкий уровень культуры микросоциальной среды, недостаточные образовательные условия, редкое обще­ние взрослых с ребенком вызывают внешнюю интеллек­туальную депривацию. В этом случае развитие мышления задерживается из-за недостатка педагогического воздей­ствия на ребенка, отсутствия стимуляции познаватель­ной активности со стороны взрослых. В результате снижается познавательная активность, не развиваются не­обходимые навыки интеллектуальной деятельности.

Социальная депривация.Она вызывается неблагопри­ятными условиями жизни и воспитания, следствием ко­торых являются нарушения сенсорного развития, обще­ния с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности.

К. Рубин предложил социоэмоционалъную модель регуляции поведения, выделив три уровня: внутрииндивидуальньгх, ме­жиндивидуальных и макросистемных психологических сил.

Внутрииндивидуальные взаимодействия он рассматри­вает через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психофизиологические про­цессы. Сложности детского темперамента (сильная воз­будимость, плохой сон, частый плач) вызывают раздра­жение родителей, их неадекватные эмоциональные ре­акции приводят к социальной изоляции детей.

Межиндивидуальные взаимодействия.Через них ребе­нок приобретает опыт общения с родителями. Если ро­дители внимательно и адекватно реагируют на чувства, потребности детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в меж­личностных отношениях, у них формируется доверие к миру, повышается активность в исследовании социаль­ного и предметного окружения. Если родители часто раз­дражаются, ведут себя неровно, у ребенка не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его разви­тии. Чрезмерная опека родителей является одной из при­чин возникновения у ребенка психологической зависи­мости от них, страх перед новыми проблемными ситуа­циями, что закрепляет чувство незащищенности.

Макросистемные взаимоотношения.Это экономиче­ское положение семьи, образование родителей и харак­тер социально-психологических взаимоотношений в се­мье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризи­сы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку.

Негативное влияние любых из приведенных психоло­гических сил вызывает социальную депривацию и вто­ричные психические отклонения.

Дж. Эйсендорф предложил мотивационную теорию со­циальной депривации. Отклонения в социальном развитии он рассматривает через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Эйсендорф выделяет три типа нарушений.

Низкая мотивация приближения. Дети предпочитают находиться отдельно от других людей, что обусловлено преобладанием интереса маленьких детей к предметному миру. Сохранение низкой мотивации приближения в школьном возрасте может свидетельствовать об отклоне­нии в развитии (синдром аутизма).

Конфликт мотивации приближения и избегания. Он вы­ражается в том, что дети хотят общаться с другими людь­ми, но по какой-то причине избегают общения, особен­но в новых ситуациях. Часто они наблюдают за другими издалека или играют неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются осторожностью, застенчивостью, особенно в отношениях с незнакомыми. Такой конфликт появляется из-за негативной оценки, обиды или сверх­контроля взрослых.

Сочетание выраженного мотива социального приближе­ния и слабо выраженного мотива избегания. Дети очень контактны, но не знают меры во взаимодействии с дру­гими людьми, они нечувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из-за чрезмер­ной навязчивости, что может провоцировать у них агрес­сивное поведение.

Вопросы и задания

1. Что такое психический онтогенез?

2. Дайте определение дизонтогенезу.

3. Чем характеризуются ретардация и акселерация?

4. В чем проявляется принцип гетерохронности психо­
логического развития?

5. Какие типологии дизонтогенеза вы знаете?

6. Чем характеризуются механизмы и структура синто-
генеза?

7. Какие психологические системы рассматриваются?

8. Проанализируйте психологические уровни развития
человека.

9. Дайте характеристику общей структуры синтогене-
тической периодизации психического развития.

10. Какие кризисы психического развития вьщеляются?

11. В чем заключается синтогенетический закон гло­
бального психологического развития?

12. Какие формы дизонтогенеза выделены В.В. Лебе­
динским?

13. В чем особенности типологии нарушений в разви­
тии Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина?

14. Раскройте содержание понятия «отклонение в раз­
витии».

15. Какова роль биологических и социальных факторов
в психическом развитии человека?

16. Раскройте сущность теории первичного дефекта и
вторичных отклонений в развитии ребенка.

17. Приведите примеры детских аномалий. Каковы их
при?