Классификация методов изучения развития ребенка

Классификация методов изучения развития ребенка thumbnail

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов (по Ананьеву).

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. — —Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

1.  Стратегия наблюдения.  Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной  последовательности.
Наблюдение — это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2.  Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Читайте также:  Как влияет бассейн на развитие ребенка

3.  Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.  Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;

— планирование хода эксперимента;

— проведение эксперимента (сбор данных);

— анализ полученных экспериментальных данных;

— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1.              Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2.  Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3.  Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Источник

При
изучении развития психики ребенка в
основном применяются те же методы,
которые использует и общая психология,
— это наблюдение и эксперимент. Однако
эти методы в детской психологии
приобретают некоторые специфические
особенности. Такой широко применяемый
в детской психологии метод исследования,
как наблюдение, должен удовлетворять
ряду требований.

Во-первых,
до начала наблюдения нужно четко
сформулировать его цель, т. е.
определить, какие именно стороны
деятельности или поведения детей следует
наблюдать. Наблюдение за поведением в
целом очень трудно, почти невозможно.
Поэтому без ясной цели, поставленной
перед наблюдением, все исследование
становится отрывочным, случайным,
путаным.

24

Во-вторых,
наблюдение должно быть объективным.
Ошибка недостаточно опытного наблюдателя
обычно состоит в том, что объективная
фиксация наблюдаемого процесса
подменяется необоснованным толкованием
субъективных состояний ребенка.

В-третьих,
наблюдение должно проводиться
систематически, без больших перерывов,
ибо только так можно получить данные,
характеризующие именно процесс развития,
а не отдельные состояния ребенка.

В-четвертых,
наблюдение нужно проводить таким
образом, чтобы ребенок о нем не знал.
Если он замечает, что за ним наблюдают,
то это может коренным образом изменить
всю картину его поведения, которое из
естественного и непринужденного
становится нарочитым и искусственным.

В-пятых,
наблюдение позволяет собрать полноценные
материалы только тогда, когда исследователь
владеет техникой достаточно быстрой
записи (фиксации) наблюдаемых фактов.

Метод
наблюдения имеет свои недочеты, в
частности невозможность повторно
воспроизводить с достаточной точностью
условия, в которых наблюдался тот или
иной процесс, невозможность варьировать
условия протекания наблюдаемого явления.
Это в значительной степени ограничивает
возможности применения наблюдения как
метода психологического исследования.

Основным
методом изучения психического развития
ребенка является эксперимент. Именно
этот метод позволяет изменить условия
протекания психических процессов, дает
возможность вычленять отдельные его
элементы и подвергать их более детальному
анализу.

Применение
эксперимента к исследованию детей имеет
свои особенности. Прежде всего
экспериментирование с детьми связано
с существенными трудностями, так как
при включении ребенка в экспериментальную
ситуацию его поведение может приобрести
черты, которые не свойственны ему в
естественных условиях. Особенно это
относится к изучению таких видов
деятельности, как, например, игра.
Экспериментальное исследование игры
затруднено тем, что при вмешательстве
со стороны взрослых она теряет присущие
ей специфические черты, превращаясь
лишь в своеобразные занятия со
взрослым-экспериментатором. То же
следует сказать и о других видах
деятельности ребенка (изобразительная
и конструктивная деятельность, учение
и т. д.).

А.
Ф. Лазурским [111] был разработан метод
естественного эксперимента, при котором
деятельность ребенка и условия ее
протекания остаются по возможности
естественными, т. е. такими, какими
они являются в жизни. Задача экспериментатора
состоит в том, чтобы, целенаправленно
изменяя естественное поведение ребенка,
вскрыть психологические особенности
его протекания. Например, вместо
искусственного эксперимента по
исследованию

25

памяти
дошкольников можно организовать такую
игру, естественное и непринужденное
участие в которой требует от ребенка
запоминания и воспроизведения ряда
слов (такая ситуация была создана в
исследовании З. М. Истоминой, когда детям
давалось в игре поручение «купить»
разные предметы в «магазине»). В школьном
возрасте исследование памяти может
быть проведено в форме урока, на котором
запоминание и воспроизведение какого-либо
особого материала будет естественно
входить в обычную учебную работу
школьников.

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста электронная книга

В
отечественной детской психологии
исследователи при проведении экспериментов
стремятся к тому, чтобы их условия по
возможности наиболее соответствовали
условиям естественного протекания
изучаемых форм деятельности ребенка
того или иного возраста.

При
проведении экспериментов с детьми особо
стоит вопрос о степени надежности
получаемых фактов. Дело в том, что
психологический эксперимент часто
связан с решением испытуемым той или
иной задачи, предлагаемой экспериментатором.
Взрослые испытуемые в большинстве
случаев правильно понимают и принимают
эту задачу. Иначе ведут себя дети. Как
показало специальное исследование В.
И. Ленина [10], существенным условием
эксперимента с детьми являются отношения,
которые в ходе его возникают между
взрослым-экспериментатором и
ребенком-испытуемым, а также отношение
ребенка к самой задаче, мотивы его
действий при ее решении. Так, в этом
исследовании было обнаружено, что одна
и та же задача решалась младшими детьми
и не решалась более старшими только
потому, что старшие дети единственно
возможный способ решения считали слишком
простым и легким, не выявляющим их
умений, ловкости и сообразительности.
В силу этого дети не применяли его, а
пускались в поиски других, более сложных
способов и не решали задачу даже тогда,
когда им давали подсказку. На основании
этого исследования В. И. Ленин пришел к
правильному выводу о том, что анализ
внутренних, психологических условий
эксперимента имеет решающее значение
для установления степени надежности
получаемых данных.

В
последнее время в детской психологии
разрабатываются новые экспериментальные
приемы изучения психического развития
детей. Их особенность состоит в том, что
экспериментатор специально создает
условия, приводящие к возникновению
новых психических качеств или к изменению
старых, специально организует процесс
приобретения детьми новых знаний, умений
и навыков. В ходе таких экспериментов
изучаются адекватные условия самого
процесса формирования психики ребенка.
Тем самым эксперимент создает как бы
модель реального процесса воспитания
и обучения ребенка. Такому виду
эксперимента, несомненно, принадлежит
будущее, так как он не только позволяет
устанавливать

26

наличие
тех или иных особенностей поведения и
психики ребенка, но и показывает сам
процесс их формирования.

Для
создания максимально благоприятных
условий экспериментирования и наблюдения
за детьми, а также в целях более тщательной
фиксации экспериментальных данных в
современной детской психологии
применяется ряд приспособлений и
аппаратов. Речь ребенка чаще всего
записывается посредством магнитофона;
движения, жесты детей фиксируются
киноаппаратом. Все это позволяет уловить
и сохранить для последующего анализа
такие детали поведения, которые при
простом наблюдении могут ускользнуть
(например, интонация речи, изменение
мимики, характер мелких движений рук
или глаз и т. п.). Наблюдения за обычным
поведением ребенка или за выполнением
им экспериментального задания проводятся
часто через телевизионную установку
или через полупрозрачный зеркальный
экран. Эти приспособления обеспечивают
определенную изоляцию испытуемого от
экспериментатора, а тем самым и более
естественные условия для поведения
ребенка.

27

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Анжела Булдакова
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)

Наглядные методы и приемы обучения

Методы:

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов,действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1. Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3. Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4. Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Читайте также:  Коррекция психического развития ребенка путем развития

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержания учебного материала;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы ;

— оснащенности педагогического процесса;

— личности воспитателя.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания-это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

1. Средства материальной культуры- игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры- книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира (явления природы, растительный и животный мир.)

Средство обучения- это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— содержания материала;

— времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;- типа и структуры занятия;

— количества детей;

— интереса детей;

— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его квалификации.

Словесные методы и приемы обучения детей

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Бианки, В. А. Осеевой и др.) , рассказы педагога из личного опыта.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Требования к рассказчику:

— Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.

— Выразительность речи.

— Новизна

— Необычность информации.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

По содержанию:

— Этические — воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

— Познавательные — тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям:

— Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

— Обобщающая (итоговая) беседа — проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

*Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

*Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.

*Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа) .

*После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.

*В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:

— требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто, что, какой, где, когда) ;

— побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему, зачем, отчего, с какой целью) .

Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.

Источник