Классификация комплексных дефектов в развитии ребенка
Эндогенные и
экзогенные факторы, влияющие на развитие
ребёнка. Нозологические варианты
этиологии комплексных нарушений в
развитии у детей. Врождённые формы
патологии. Влияние инфекционных
заболеваний на возникновение сложных
нарушений развития у детей. Нарушения
в развитии при глубокой недоношенности.
3. Особенности
развития детей с комплексными дефектами
в развитии.
Психолого-педагогическая
характеристика детей с комплексным
дефектом. Особенности развития слепоглухих
детей. Характеристика детей с нарушением
интеллекта и слуха. Характеристика
детей с нарушением интеллекта и зрения.
Характеристика детей с нарушением
интеллекта и нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
4.Образование и
воспитание детей с комплексными дефектами
в развитии.
Система образовательных
и воспитательных учреждений для детей
с комплексными дефектами в развитии.
Формы организации специального обучения
и воспитания детей со сложной структурой
дефекта. Программное обеспечение
обучения и воспитания детей с комплексными
дефектами. Техническое оснащение
специальных коррекционных учебных
заведений. Профессиональная компетентность
специалистов, работающих с детьми со
сложной структурой дефекта. Перспективные
направления развития коррекционной
педагогики.
5.
Коррекционно-педагогическая работа с
детьми, имеющими комплексные дефекты
в развитии.
Цель, задачи,
содержание и организация
коррекционно-педагогической работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии. Комплексное взаимодействие
специалистов разного профиля и родителей
в организации коррекционной работы.
Модульная организация коррекционной
работы: комплексно- диагностической,
коррекционно-диагностической,
коррекционно-педагогической.
6. Социальная
реабилитация детей с комплексными
дефектами в развитии.
Организация
реабилитационной и абилитационной
работы с детьми, имеющими комплексные
дефекты, в России и за рубежом. Социальная
и правовая защита детей-инвалидов,
имеющих комплексные дефекты. Социальная
работа с семьями, в которых имеются дети
с комплексными дефектами. Законополагающие
документы, регламентирующие права
инвалидов. Проблемы обучения, воспитания,
профессионального образования и
социокультурной адаптации лиц с
ограниченной трудоспособностью.
7.Воспитание
и обучение детей с комплексными дефектами
в семье.
Особенности
родительского отношения к ребёнку со
сложной структурой дефекта. Предупреждение
различных искажений родительского
отношения к ребёнку с комплексными
дефектами. Психокоррекционная работа
с семьями, воспитывающими проблемного
ребёнка. Формы организационной работы
с родителями, имеющими детей с комплексными
дефектами. Медико-социальная профилактика
и ранняя помощь семье.
Тестовые
задания
Выбрать
один правильный ответ.
Что
такое комплексный дефект?
А) сочетание двух
или более психофизических нарушений у
одного ребёнка;
Б) поражение
нескольких функций внутри одной системы;
В) стойкая социальная
дезадаптация;
Г) отсутствие
возможности воспринимать информацию.
Какой
термин не является синонимом термина
«комплексный дефект?
А) сложные нарушения;
Б) сочетанная
патология;
В) системные
нарушения;
Г) комбинированные
нарушения.
К
какому нозологическому варианту
этиологии можно отнести нарушения
слуха и зрения у ребёнка с глубокой
недоношенностью?
А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;
Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;
В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;
Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.
К
какому нозологическому варианту
этиологии можно отнести нарушение
интеллекта, наступившее после
перенесённого менингита, а нарушение
движений после травмы?
А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;
Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;
В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;
Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.
К
какому нозологическому варианту
этиологии можно отнести нарушение
слуха и зрения у ребёнка с синдромом
Ушера?
А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;
Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;
В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;
Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.
Какие
причины чаще всего приводят к возникновению
у ребёнка комплексного дефекта в
развитии?
А) травмы;
Б) инфекционные
заболевания;
В) наследственные
заболевания, имеющие генетическое
происхождение;
Г) глубокая
недоношенность.
В
зависимости от структуры дефекта дети
с комплексными нарушениями разделяются
на три основные группы. Какая группа
лишняя?
А) одно существенное
психофизическое нарушение и сопутствующее
ему, выраженное в слабой степени, но
заметно отягощающее ход развития;
Б) множественные
нарушения, выраженные в разной степени
и приводящие к значительным отклонениям
в развитии;
В) одно существенное
психофизическое нарушение, вызывающее
вторичные и третичные нарушения в
развитии;
Г) два выраженных
психофизических нарушения, каждый из
которых может вызвать аномалию в
развитии.
Каких
детей нельзя отнести к категории детей
с сохранными потенциальными возможностями?
А) умственно
отсталые дети, которые не могут обучаться
по вспомогательной программе;
Б) умственно
отсталые дети, нуждающиеся в постоянной
заботе и полном обслуживании со стороны
окружающих;
В) дети с тяжелыми
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, прикованные к постели;
Г) слепоглухие
дети.
Результаты
коррекционной работы будут лучшими,
если дефекты в развитии возникли у
ребёнка в период:
А) внутриутробного
развития;
Б) первых месяцев
жизни;
В) младшего
дошкольного возраста;
Г) старшего
дошкольного возраста.
Для
чего нужно выделять детей с одновременно
и разновременно наступившими комплексными
дефектами в развитии?
А) это требования
классификации;
Б) это помогает
понять неоднозначность течения многих
видов сложного дефекта, возможность
перехода этих детей из одной категории
нарушений развития в другую;
В) это помогает
в субъективной диагностике нарушений;
Г) это помогает
в работе с родителями, имеющими детей
с комплексными дефектами в развитии.
Какое
направление в развитии специальной
педагогики не является приоритетным?
А) интегрированное
обучение;
Б) система ранней
помощи;
В) система социальной
помощи;
Г) дифференцированное
обучение.
Когда
в России начали обучать детей с
комплексными дефектами в развитии?
А) 1994 год;
Б) 1904 год;
В) 1894 год;
Г) 1794 год.
Какая
категория детей с комплексными дефектами
является наиболее изученной?
А) глухие умственно
отсталые;
Б) слепоглухие;
В) слепые умственно
отсталые;
Г) умственно
отсталые дети с детским церебральным
параличом.
Какая
первоочередная задача стоит перед
дефектологами, работающими с детьми с
комплексными дефектами?
А) создание
специальных программ обучения;
Б) интеграция
детей в массовые учреждения;
В) социальная
помощь;
Г) ранняя
диагностика.
Какую
часть контингента специальных
коррекционных образовательных учреждений
составляют дети с комплексными дефектами?
А) 80%;
Б) 3%;
В) 40%;
Г) 10%.
Какое
из этих нарушений в развитии является
вторичным по отношению к первичному?
А) слуха;
Б) зрения;
В) речи;
Г) интеллекта.
По
какому принципу определяется вид
специального коррекционного
образовательного учреждения для ребёнка
с комплексным дефектом?
А) по первичному
дефекту;
Б) по ведущему
дефекту;
В) по месту
жительства;
Г) по возрасту
ребёнка.
По
какой программе и в каком специальном
образовательном учреждении надо
обучать слабослышащего ребёнка, имеющего
умеренную умственную отсталость?
А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;
Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;
В) по программе
для слабослышащих детей 8 вида;
Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического
развития в учреждении 7 вида.
По
какой программе и где надо обучать
глухого ребёнка, имеющего задержку
темпа психического развития?
А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;
Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;
В) по программе
для слабослышащих детей в учреждении
8 вида;
Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического
развития в учреждении
7 вида.
В
каком специальном коррекционном
образовательном учреждении надо обучать
ребёнка с тяжелой умственной отсталостью
и слепотой?
А) 3 вида;
Б) 4 вида;
В) для слепоглухих;
Г) дом-интернат
для детей психохроников.
21. В каком специальном
коррекционном образовательном учреждении
надо обучать слепого ребёнка
с нарушением слуха?
А) 3 вида;
Б) 4 вида;
В) для слепоглухих;
Г) дом-интернат
для детей психохроников.
Какую
основную задачу решают дефектологи в
воспитании и образовании ребёнка с
комплексными дефектами в развитии?
А) коррекция
нарушений развития ребёнка с комплексным
дефектом;
Б) абилитация и
реабилитация ребёнка с комплексным
дефектом;
В) максимально
возможное формирование всесторонне
развитой личности на основе коррекционной
работы;
Г) помощь семье
в обучении и воспитании ребёнка с
комплексным дефектом.
Какой
принцип организации коррекционной
помощи детям с комплексным дефектом
является основным?
А) индивидуального
подхода;
Б) приоритетного
воздействия;
В) комплексного
воздействия;
Г) гуманистического
воздействия.
Какой
модуль в системе коррекционной помощи
детям с комплексным дефектом не
существует?
А) комплексное
диагностическое обследование;
Б)
коррекционно-диагностический;
В)
коррекционно-педагогический;
Г)
психолого-педагогический.
Какая
специальная методика была разработана
профессором А.И.Соколянским для работы
со слепоглухими?
А) телесного
контакта;
Б) последовательная;
В) цепная;
Г) заинтересованности.
Какое
техническое приспособление было вначале
разработано для обучения слепоглухих
в детском доме Загорска?
А) телефон;
Б) контактор;
В) визион;
Г) телетактор.
27.Какое техническое
приспособление используется в настоящее
время слепоглухими
для общения с окружающими?
А) компьютер;
Б) портативный
коммуникатор;
В)
визуально-брайлевская строка;
Г) телетактор.
Каким
может быть развитие слепоглухого
ребёнка, если его специально не
воспитывать?
А) будет развиваться
сам на основе доступных ощущений;
Б) будет развиваться
под воздействием рефлексов, заложенных
от рождения;
В) будет влачить
жалкое полуживотное существование;
Г) будет отставать
в развитии от сверстников.
Для
чего используется «цепная» методика
в обучении слепоглухих детей?
А) для овладения
необходимыми в жизни навыками, связанными
с удовлетворением повседневных
потребностей;
Б) для овладения
устной речью;
В) для овладения
шрифтом Брайля;
Г) для изучения
общеобразовательных предметов.
Какие
специалисты работают со слепоглухими
в Загорском детском доме?
А) тифлопедагоги;
Б) сурдопедагоги;
В) тифлосурдопедагоги;
Г) олигофренопедагоги.
Какие
виды альтернативной коммуникации можно
развивать и использовать в работе с
детьми с комплексным дефектом,
неспособными овладеть речью?
А) шифрограммы;
Б) пиктограммы;
В) телеграммы;
Г) дактилеммы.
Что
не относится к направлениям работы
центров раннего вмешательства?
А) приспособление
окружающей среды к особенностям ребёнка
с нарушениями в развитии;
Б) развитие
ребёнка;
В) оформление и
выплата пособий по уходу за проблемным
ребёнком;
Г) обучение
окружающих проблемного ребёнка.
Какие
проявления искажения родительского
отношения к ребёнку с комплексным
дефектом характерны для второй фазы
негативизма и отрицания?
А) хроническая
печаль;
Б) психический
стресс;
В) поиск чудесного
исцеления;
Г) зрелая адаптация.
Каково
значение термина «абилитация»?
А) отсутствие
функций;
Б) утрата имеющихся
функций;
В) восстановление
утраченных функций;
Г) первоначальное
формирование способности к чему-либо,
приспособление.
Какую
социальную помощь оказывает государство
семьям детей с комплексным дефектом?
А) присваивает
статус ребёнка-инвалида;
Б) предлагает
программу индивидуальной социальной
адаптации;
В) требует
строительсва пандусов в учреждениях
общего назначения;
Г) предлагает
отказаться от ребёнка и передать его
на полное государственное обеспечение.
36. Выделяют несколько
основных типов поведения родителей при
рождении
проблемного ребёнка. К какому типу
относится семья, если родители адекватно
воспринимают ситуацию, не испытывают
чувства вины по отношению к ребёнку?
А) компенсированные
семьи;
Б) с синдромом
«Мюнхаузена»;
В) с синдромом
«улитки»;
Г) неблагополучные
семьи.
37.Могут ли дети с
комплексным дефектом получить высшее
образование?
А) не могут;
Б) могут в том
случае, если нет снижения интеллекта;
В) могут только
в специальных учебных заведениях;
Г) могут только
за рубежом.
38.По какой причине
ребёнок с комплексным дефектом может
обучаться на дому?
А) по желанию
родителей;
Б) не может
сам себя обслуживать;
В) не осваивает
специальную программу;
Г) не умеет
говорить.
39. Могут ли подростки
с комплексным дефектом получить
профессию?
А) могут с
учетом структуры дефектов;
Б) не могут
из-за дефектов;
В) могут получить
любую профессию;
Г) могут
работать только на предприятиях ВОС и
ВОГ.
40. Могут ли дети с
комплексным нарушением в развитии, став
взрослыми, проживать самостоятельно?
А) могут, если
дефекты выражены в слабой степени;
Б) не могут;
В) могут только
под присмотром родственников;
Г)
могут только в учреждениях социального
обеспечения.
Источник
Тема 1. Эволюция понятия «дети с комплексными нарушениями в развитии» в теории и практике специального обучения.
Сочетание
двух или более психофизических нарушений
у одного ребенка. Обозначение первичных
нарушений в номинации комплексных
нарушений. Синонимы термина «комплексные
нарушения»: сложный дефект, сложные
аномалии развития, сочетанная патология,
комбинированные нарушения. Социальные
модели отношения общества к людям с
ограниченными возможностями: «больной
человек», «недочеловек», «угроза
обществу», «объект жалости», «объект
обременительной благотворительности»,
«развитие». Эволюция взглядов общества
на человека с отклонениями в развитии.
Основные этапы становления и развития
теории и практики воспитания детей с
комплексными дефектами: от отрицания
права на жизнь – к развитию гуманистических
идей – к развитию интеграции общего и
специального образования.
Тема 2. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
Современные
приоритетные направления в развитии
системы специального образования.
Создание единого образовательного
пространства для лиц с комплексными
дефектами. Создание государственной
системы ранней помощи детям с нарушениями
в развитии. Профилактика, раннее выявление
и ранняя комплексная помощь детям с
отклонениями в развитии. Задачи и
предпосылки создания системы ранней
помощи. Опыт организации ранней помощи
за рубежом и в России. Педагогика Марии
Монтессори, Рудольфа Штайнера, Вальдорфская
школа и специальное обучение. Интеграция
и дифференциация. Модели интегрированного
обучения.
Тема 3. Этиология комплексных (сложных) и множественных нарушений развития у детей.
Нозологические
варианты этиологии комплексных нарушений
в развитии у детей. Врожденные формы
патологии. Синдромальная природа
комплексных дефектов. Экзогенные по
происхождению причины комплексных
дефектов. Влияние инфекционных заболеваний
на возникновение комплексных дефектов.
Нарушения в развитии детей при глубокой
недоношенности.
Тема 4. Из истории воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями в развитии.
Из
истории обучения слепоглухих за рубежом.
История обучения Лауры Бриджмен, Елены
Келлер и других. Становление системы
обучения слепоглухих в России. Первый
опыт обучения слепоглухих в Петербургском
приюте для глубоко умственно отсталых
детей под руководством Е.К.Грачевой.
Работа организованной И.А.Соколянским
школы для слепоглухих в Харькове, в
Москве. Знаменитые выпускники этой
школы: О.И.Скороходова, А.В.Суворов,
С.А.Сироткин. История обучения детей с
нарушением интеллекта в школах для
глухих и слепых детей.
Тема 5. Медико-педагогическая диагностика отклонений в развитии детей с комплексными нарушениями.
Возможно
более ранняя диагностика сложного
дефекта. Значение нейрофизиологических
методов объективного исследования.
Медико-генетическое исследование.
Скрининговое обследование детей первого
года жизни. Анализ современных
отечественных и международных
диагностических систем. Констатирующая
и прогностическая диагностика.
Дифференциальная диагностика. Основные
направления работы по психолого-педагогическому
обследованию детей с комплексными
дефектами разного возраста.
Тема
6. Медико-психолого-педагогические
консультативные центры.
Задачи
и содержание работы медико-психолого-педагогических
центров: диагностико-аналитическая
деятельность, консультативная помощь,
сопровождение развития и социализации
детей с комплексными дефектами.
Организация работы психолого-медико-педагогического
консультативного центра. Принципы
отбора детей в специальные учреждения
для детей с нарушениями в развитии.
Консультирование и педагогическое
сопровождение детей с нарушениями в
развитии.
Тема
7. Классификация сложных и множественных
нарушений развития у детей.
Сравнение
подходов классификации единичных и
множественных нарушений в развитии.
Классификация по сочетанию видов
нарушений. Классификация по времени
наступления нарушений в развитии.
Классификации по возрастным периодам,
в которые возникли нарушения в развитии.
Классификация по потенциальным
возможностям в обучении и воспитании
детей с комплексными нарушениями.
Классификация по структуре нарушений
в развитии.
Тема
8. Психолого-педагогическая характеристика
детей с комплексными нарушениями в
развитии.
Характеристика
детей раннего дошкольного возраста с
комплексными нарушениями в развитии.
Характеристика умственно отсталых
глухих или слабослышащих детей.
Характеристика умственно отсталых
слепых или слабовидящих детей.
Характеристика слепоглухих и глухих
слабовидящих детей. Характеристика
умственно отсталых слепоглухих детей.
Характеристика детей раннего возраста
с нарушениями движения и сенсорного
восприятия.
Тема
9. Проблемы воспитания и обучения ребёнка
со сложными и множественными нарушениями
развития.
Особые
образовательные потребности детей с
комплексными нарушениями в развитии.
Виды оказания помощи детям со сложными
нарушениями в развитии в условиях
учреждений Просвещения и Минсоцзащиты.
Индивидуальное обучение детей с
комплексными дефектами на дому.
Существующий опыт обучения в школах
для детей с нарушениями слуха и зрения.
Проблемы помощи детям дошкольного
возраста, имеющим комплексные нарушения
в развитии. Негосударственные
образовательные учреждения.
Тема
10. Проблемы семейного воспитания ребёнка
со сложными и множественными нарушениями
в развитии.
Социально-педагогическая
запущенность и эмоциональная депривация
ребенка с комплексным дефектом в условиях
семьи – неблагоприятный фактор его
развития. Особенности материнского
отношения к ребенку со сложными
нарушениями в развитии. Стили семейного
воспитания с комплексным дефектом.
Предупреждение различных искажений
родительского отношения. Психокоррекционная
работа с семьей, воспитывающей проблемного
ребенка.
Тема
11. Цели, задачи и организация работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии.
Максимально
возможное всестороннее развитие личности
ребенка с нарушением в развитии на
основе коррекционной работы. Цели,
стоящие перед дефектологами. Задачи,
решаемые в процессе коррекционной
работы. Преодоление отягощенности
условий раннего развития ребенка.
Коррекция, предупреждение вторичных
отклонений в развитии.
Тема
12. Современный взгляд науки на проблему
реабилитации и абилитации лиц со сложными
нарушениями в развитии.
Понятия
«реабилитация» и «абилитация». Сходство
и различие этих процессов. Организация
реабилитационной и абилитационной
работы с детьми, имеющими сложные
нарушения в развитии в России. Абилитация
детей с комплексными дефектами в центрах
раннего вмешательства. Зарубежный опыт
реализации процесса абилитации и
реабилитации. Задачи комплексной
реабилитации детей с комплексными
дефектами. Применение альтернативных
средств коммуникации при отсутствии
речи.
Тема
13. Содержание коррекционной работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии.
Организация
коррекционно-педагогической работы по
принципу комплексного взаимодействия
специалистов разного профиля.
Педагогический, психологический и
медицинский аспекты содержания
коррекционной работы. Содержание
коррекционной работы с детьми, имеющими
сенсорные нарушения. Организация
коррекционной работы со слепоглухими
детьми.
Тема
14. Методы коррекционно-педагогической
работы с детьми, имеющими комплексные
нарушения в развитии.
Использование
общепедагогических методов и приемов
обучения особым образом, с учетом особых
образовательных потребностей. Методы
коррекционной педагогики, используемые
в работе с детьми с комплексными
дефектами. Своеобразие использования
словесных методов обучения, использование
речи как средства коммуникации.
Своеобразие методов работы с учебником.
Специфика реализации наглядных методов
обучения. Использование предметно-практических
методов обучения. Информационные,
практически-действенные и
побудительно-оценочные методы воспитания.
Источник