Классификация комплексных дефектов в развитии ребенка

Классификация комплексных дефектов в развитии ребенка thumbnail

Эндогенные и
экзогенные факторы, влияющие на развитие
ребёнка. Нозологические варианты
этиологии комплексных нарушений в
развитии у детей. Врождённые формы
патологии. Влияние инфекционных
заболеваний на возникновение сложных
нарушений развития у детей. Нарушения
в развитии при глубокой недоношенности.

3. Особенности
развития детей с комплексными дефектами
в развитии.

Психолого-педагогическая
характеристика детей с комплексным
дефектом. Особенности развития слепоглухих
детей. Характеристика детей с нарушением
интеллекта и слуха. Характеристика
детей с нарушением интеллекта и зрения.
Характеристика детей с нарушением
интеллекта и нарушениями опорно-двигательного
аппарата.

4.Образование и
воспитание детей с комплексными дефектами
в развитии.

Система образовательных
и воспитательных учреждений для детей
с комплексными дефектами в развитии.
Формы организации специального обучения
и воспитания детей со сложной структурой
дефекта. Программное обеспечение
обучения и воспитания детей с комплексными
дефектами. Техническое оснащение
специальных коррекционных учебных
заведений. Профессиональная компетентность
специалистов, работающих с детьми со
сложной структурой дефекта. Перспективные
направления развития коррекционной
педагогики.

5.
Коррекционно-педагогическая работа с
детьми, имеющими комплексные дефекты
в развитии.

Цель, задачи,
содержание и организация
коррекционно-педагогической работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии. Комплексное взаимодействие
специалистов разного профиля и родителей
в организации коррекционной работы.
Модульная организация коррекционной
работы: комплексно- диагностической,
коррекционно-диагностической,
коррекционно-педагогической.

6. Социальная
реабилитация детей с комплексными
дефектами в развитии.

Организация
реабилитационной и абилитационной
работы с детьми, имеющими комплексные
дефекты, в России и за рубежом. Социальная
и правовая защита детей-инвалидов,
имеющих комплексные дефекты. Социальная
работа с семьями, в которых имеются дети
с комплексными дефектами. Законополагающие
документы, регламентирующие права
инвалидов. Проблемы обучения, воспитания,
профессионального образования и
социокультурной адаптации лиц с
ограниченной трудоспособностью.

7.Воспитание
и обучение детей с комплексными дефектами
в семье.

Особенности
родительского отношения к ребёнку со
сложной структурой дефекта. Предупреждение
различных искажений родительского
отношения к ребёнку с комплексными
дефектами. Психокоррекционная работа
с семьями, воспитывающими проблемного
ребёнка. Формы организационной работы
с родителями, имеющими детей с комплексными
дефектами. Медико-социальная профилактика
и ранняя помощь семье.

  1. Тестовые
    задания

Выбрать
один правильный ответ.

  1. Что
    такое комплексный дефект?

А) сочетание двух
или более психофизических нарушений у
одного ребёнка;

Б) поражение
нескольких функций внутри одной системы;

В) стойкая социальная
дезадаптация;

Г) отсутствие
возможности воспринимать информацию.

  1. Какой
    термин не является синонимом термина
    «комплексный дефект?

А) сложные нарушения;

Б) сочетанная
патология;

В) системные
нарушения;

Г) комбинированные
нарушения.

  1. К
    какому нозологическому варианту
    этиологии можно отнести нарушения
    слуха и зрения у ребёнка с глубокой
    недоношенностью?

А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;

Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;

В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;

Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.

  1. К
    какому нозологическому варианту
    этиологии можно отнести нарушение
    интеллекта, наступившее после
    перенесённого менингита, а нарушение
    движений после травмы?

А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;

Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;

В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;

Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.

  1. К
    какому нозологическому варианту
    этиологии можно отнести нарушение
    слуха и зрения у ребёнка с синдромом
    Ушера?

А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;

Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;

В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;

Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.

  1. Какие
    причины чаще всего приводят к возникновению
    у ребёнка комплексного дефекта в
    развитии?

А) травмы;

Б) инфекционные
заболевания;

В) наследственные
заболевания, имеющие генетическое
происхождение;

Г) глубокая
недоношенность.

  1. В
    зависимости от структуры дефекта дети
    с комплексными нарушениями разделяются
    на три основные группы. Какая группа
    лишняя?

А) одно существенное
психофизическое нарушение и сопутствующее
ему, выраженное в слабой степени, но
заметно отягощающее ход развития;

Б) множественные
нарушения, выраженные в разной степени
и приводящие к значительным отклонениям
в развитии;

В) одно существенное
психофизическое нарушение, вызывающее
вторичные и третичные нарушения в
развитии;

Г) два выраженных
психофизических нарушения, каждый из
которых может вызвать аномалию в
развитии.

  1. Каких
    детей нельзя отнести к категории детей
    с сохранными потенциальными возможностями?

А) умственно
отсталые дети, которые не могут обучаться
по вспомогательной программе;

Б) умственно
отсталые дети, нуждающиеся в постоянной
заботе и полном обслуживании со стороны
окружающих;

В) дети с тяжелыми
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, прикованные к постели;

Г) слепоглухие
дети.

  1. Результаты
    коррекционной работы будут лучшими,
    если дефекты в развитии возникли у
    ребёнка в период:

А) внутриутробного
развития;

Б) первых месяцев
жизни;

В) младшего
дошкольного возраста;

Г) старшего
дошкольного возраста.

  1. Для
    чего нужно выделять детей с одновременно
    и разновременно наступившими комплексными
    дефектами в развитии?

А) это требования
классификации;

Б) это помогает
понять неоднозначность течения многих
видов сложного дефекта, возможность
перехода этих детей из одной категории
нарушений развития в другую;

В) это помогает
в субъективной диагностике нарушений;

Г) это помогает
в работе с родителями, имеющими детей
с комплексными дефектами в развитии.

  1. Какое
    направление в развитии специальной
    педагогики не является приоритетным?

А) интегрированное
обучение;

Б) система ранней
помощи;

В) система социальной
помощи;

Г) дифференцированное
обучение.

  1. Когда
    в России начали обучать детей с
    комплексными дефектами в развитии?

А) 1994 год;

Б) 1904 год;

В) 1894 год;

Г) 1794 год.

  1. Какая
    категория детей с комплексными дефектами
    является наиболее изученной?

А) глухие умственно
отсталые;

Б) слепоглухие;

В) слепые умственно
отсталые;

Г) умственно
отсталые дети с детским церебральным
параличом.

  1. Какая
    первоочередная задача стоит перед
    дефектологами, работающими с детьми с
    комплексными дефектами?

А) создание
специальных программ обучения;

Б) интеграция
детей в массовые учреждения;

В) социальная
помощь;

Г) ранняя
диагностика.

  1. Какую
    часть контингента специальных
    коррекционных образовательных учреждений
    составляют дети с комплексными дефектами?

А) 80%;

Б) 3%;

В) 40%;

Г) 10%.

  1. Какое
    из этих нарушений в развитии является
    вторичным по отношению к первичному?

А) слуха;

Б) зрения;

В) речи;

Г) интеллекта.

  1. По
    какому принципу определяется вид
    специального коррекционного
    образовательного учреждения для ребёнка
    с комплексным дефектом?

А) по первичному
дефекту;

Б) по ведущему
дефекту;

В) по месту
жительства;

Г) по возрасту
ребёнка.

  1. По
    какой программе и в каком специальном
    образовательном учреждении надо
    обучать слабослышащего ребёнка, имеющего
    умеренную умственную отсталость?

А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;

Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;

В) по программе
для слабослышащих детей 8 вида;

Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического
развития в учреждении 7 вида.

  1. По
    какой программе и где надо обучать
    глухого ребёнка, имеющего задержку
    темпа психического развития?

А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;

Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;

В) по программе
для слабослышащих детей в учреждении
8 вида;

Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического

развития в учреждении
7 вида.

  1. В
    каком специальном коррекционном
    образовательном учреждении надо обучать
    ребёнка с тяжелой умственной отсталостью
    и слепотой?

А) 3 вида;

Б) 4 вида;

В) для слепоглухих;

Г) дом-интернат
для детей психохроников.

21. В каком специальном
коррекционном образовательном учреждении
надо обучать слепого ребёнка
с нарушением слуха?

А) 3 вида;

Б) 4 вида;

В) для слепоглухих;

Г) дом-интернат
для детей психохроников.

  1. Какую
    основную задачу решают дефектологи в
    воспитании и образовании ребёнка с
    комплексными дефектами в развитии?

А) коррекция
нарушений развития ребёнка с комплексным
дефектом;

Б) абилитация и
реабилитация ребёнка с комплексным
дефектом;

В) максимально
возможное формирование всесторонне
развитой личности на основе коррекционной
работы;

Г) помощь семье
в обучении и воспитании ребёнка с
комплексным дефектом.

  1. Какой
    принцип организации коррекционной
    помощи детям с комплексным дефектом
    является основным?

А) индивидуального
подхода;

Б) приоритетного
воздействия;

В) комплексного
воздействия;

Г) гуманистического
воздействия.

  1. Какой
    модуль в системе коррекционной помощи
    детям с комплексным дефектом не
    существует?

А) комплексное
диагностическое обследование;

Б)
коррекционно-диагностический;

В)
коррекционно-педагогический;

Г)
психолого-педагогический.

  1. Какая
    специальная методика была разработана
    профессором А.И.Соколянским для работы
    со слепоглухими?

А) телесного
контакта;

Б) последовательная;

В) цепная;

Г) заинтересованности.

  1. Какое
    техническое приспособление было вначале
    разработано для обучения слепоглухих
    в детском доме Загорска?

А) телефон;

Б) контактор;

В) визион;

Г) телетактор.

27.Какое техническое
приспособление используется в настоящее

время слепоглухими
для общения с окружающими?

А) компьютер;

Б) портативный
коммуникатор;

В)
визуально-брайлевская строка;

Г) телетактор.

  1. Каким
    может быть развитие слепоглухого
    ребёнка, если его специально не
    воспитывать?

А) будет развиваться
сам на основе доступных ощущений;

Б) будет развиваться
под воздействием рефлексов, заложенных
от рождения;

В) будет влачить
жалкое полуживотное существование;

Г) будет отставать
в развитии от сверстников.

  1. Для
    чего используется «цепная» методика
    в обучении слепоглухих детей?

А) для овладения
необходимыми в жизни навыками, связанными
с удовлетворением повседневных
потребностей;

Б) для овладения
устной речью;

В) для овладения
шрифтом Брайля;

Г) для изучения
общеобразовательных предметов.

  1. Какие
    специалисты работают со слепоглухими
    в Загорском детском доме?

А) тифлопедагоги;

Б) сурдопедагоги;

В) тифлосурдопедагоги;

Г) олигофренопедагоги.

  1. Какие
    виды альтернативной коммуникации можно
    развивать и использовать в работе с
    детьми с комплексным дефектом,
    неспособными овладеть речью?

А) шифрограммы;

Б) пиктограммы;

В) телеграммы;

Г) дактилеммы.

  1. Что
    не относится к направлениям работы
    центров раннего вмешательства?

А) приспособление
окружающей среды к особенностям ребёнка
с нарушениями в развитии;

Б) развитие
ребёнка;

В) оформление и
выплата пособий по уходу за проблемным
ребёнком;

Г) обучение
окружающих проблемного ребёнка.

  1. Какие
    проявления искажения родительского
    отношения к ребёнку с комплексным
    дефектом характерны для второй фазы
    негативизма и отрицания?

А) хроническая
печаль;

Б) психический
стресс;

В) поиск чудесного
исцеления;

Г) зрелая адаптация.

  1. Каково
    значение термина «абилитация»?

А) отсутствие
функций;

Б) утрата имеющихся
функций;

В) восстановление
утраченных функций;

Г) первоначальное
формирование способности к чему-либо,
приспособление.

  1. Какую
    социальную помощь оказывает государство
    семьям детей с комплексным дефектом?

А) присваивает
статус ребёнка-инвалида;

Б) предлагает
программу индивидуальной социальной
адаптации;

В) требует
строительсва пандусов в учреждениях
общего назначения;

Г) предлагает
отказаться от ребёнка и передать его
на полное государственное обеспечение.

36. Выделяют несколько
основных типов поведения родителей при
рождении
проблемного ребёнка. К какому типу
относится семья, если родители адекватно
воспринимают ситуацию, не испытывают
чувства вины по отношению к ребёнку?

А) компенсированные
семьи;

Б) с синдромом
«Мюнхаузена»;

В) с синдромом
«улитки»;

Г) неблагополучные
семьи.

37.Могут ли дети с
комплексным дефектом получить высшее
образование?

А) не могут;

Б) могут в том
случае, если нет снижения интеллекта;

В) могут только
в специальных учебных заведениях;

Г) могут только
за рубежом.

38.По какой причине
ребёнок с комплексным дефектом может
обучаться на дому?

А) по желанию
родителей;

Б) не может
сам себя обслуживать;

В) не осваивает
специальную программу;

Г) не умеет
говорить.

39. Могут ли подростки
с комплексным дефектом получить
профессию?

А) могут с
учетом структуры дефектов;

Б) не могут
из-за дефектов;

В) могут получить
любую профессию;

Г) могут
работать только на предприятиях ВОС и
ВОГ.

40. Могут ли дети с
комплексным нарушением в развитии, став
взрослыми, проживать самостоятельно?

А) могут, если
дефекты выражены в слабой степени;

Б) не могут;

В) могут только
под присмотром родственников;

Г)
могут только в учреждениях социального
обеспечения.

Источник

Тема 1. Эволюция понятия «дети с комплексными нарушениями в развитии» в теории и практике специального обучения.

Сочетание
двух или более психофизических нарушений
у одного ребенка. Обозначение первичных
нарушений в номинации комплексных
нарушений. Синонимы термина «комплексные
нарушения»: сложный дефект, сложные
аномалии развития, сочетанная патология,
комбинированные нарушения. Социальные
модели отношения общества к людям с
ограниченными возможностями: «больной
человек», «недочеловек», «угроза
обществу», «объект жалости», «объект
обременительной благотворительности»,
«развитие». Эволюция взглядов общества
на человека с отклонениями в развитии.
Основные этапы становления и развития
теории и практики воспитания детей с
комплексными дефектами: от отрицания
права на жизнь – к развитию гуманистических
идей – к развитию интеграции общего и
специального образования.

Тема 2. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

Современные
приоритетные направления в развитии
системы специального образования.
Создание единого образовательного
пространства для лиц с комплексными
дефектами. Создание государственной
системы ранней помощи детям с нарушениями
в развитии. Профилактика, раннее выявление
и ранняя комплексная помощь детям с
отклонениями в развитии. Задачи и
предпосылки создания системы ранней
помощи. Опыт организации ранней помощи
за рубежом и в России. Педагогика Марии
Монтессори, Рудольфа Штайнера, Вальдорфская
школа и специальное обучение. Интеграция
и дифференциация. Модели интегрированного
обучения.

Тема 3. Этиология комплексных (сложных) и множественных нарушений развития у детей.

Нозологические
варианты этиологии комплексных нарушений
в развитии у детей. Врожденные формы
патологии. Синдромальная природа
комплексных дефектов. Экзогенные по
происхождению причины комплексных
дефектов. Влияние инфекционных заболеваний
на возникновение комплексных дефектов.
Нарушения в развитии детей при глубокой
недоношенности.

Тема 4. Из истории воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями в развитии.

Из
истории обучения слепоглухих за рубежом.
История обучения Лауры Бриджмен, Елены
Келлер и других. Становление системы
обучения слепоглухих в России. Первый
опыт обучения слепоглухих в Петербургском
приюте для глубоко умственно отсталых
детей под руководством Е.К.Грачевой.
Работа организованной И.А.Соколянским
школы для слепоглухих в Харькове, в
Москве. Знаменитые выпускники этой
школы: О.И.Скороходова, А.В.Суворов,
С.А.Сироткин. История обучения детей с
нарушением интеллекта в школах для
глухих и слепых детей.

Тема 5. Медико-педагогическая диагностика отклонений в развитии детей с комплексными нарушениями.

Возможно
более ранняя диагностика сложного
дефекта. Значение нейрофизиологических
методов объективного исследования.
Медико-генетическое исследование.
Скрининговое обследование детей первого
года жизни. Анализ современных
отечественных и международных
диагностических систем. Констатирующая
и прогностическая диагностика.
Дифференциальная диагностика. Основные
направления работы по психолого-педагогическому
обследованию детей с комплексными
дефектами разного возраста.

Тема
6. Медико-психолого-педагогические
консультативные центры.

Задачи
и содержание работы медико-психолого-педагогических
центров: диагностико-аналитическая
деятельность, консультативная помощь,
сопровождение развития и социализации
детей с комплексными дефектами.
Организация работы психолого-медико-педагогического
консультативного центра. Принципы
отбора детей в специальные учреждения
для детей с нарушениями в развитии.
Консультирование и педагогическое
сопровождение детей с нарушениями в
развитии.

Тема
7. Классификация сложных и множественных
нарушений развития у детей.

Сравнение
подходов классификации единичных и
множественных нарушений в развитии.
Классификация по сочетанию видов
нарушений. Классификация по времени
наступления нарушений в развитии.
Классификации по возрастным периодам,
в которые возникли нарушения в развитии.
Классификация по потенциальным
возможностям в обучении и воспитании
детей с комплексными нарушениями.
Классификация по структуре нарушений
в развитии.

Тема
8. Психолого-педагогическая характеристика
детей с комплексными нарушениями в
развитии.

Характеристика
детей раннего дошкольного возраста с
комплексными нарушениями в развитии.
Характеристика умственно отсталых
глухих или слабослышащих детей.
Характеристика умственно отсталых
слепых или слабовидящих детей.
Характеристика слепоглухих и глухих
слабовидящих детей. Характеристика
умственно отсталых слепоглухих детей.
Характеристика детей раннего возраста
с нарушениями движения и сенсорного
восприятия.

Тема
9. Проблемы воспитания и обучения ребёнка
со сложными и множественными нарушениями
развития.

Особые
образовательные потребности детей с
комплексными нарушениями в развитии.
Виды оказания помощи детям со сложными
нарушениями в развитии в условиях
учреждений Просвещения и Минсоцзащиты.
Индивидуальное обучение детей с
комплексными дефектами на дому.
Существующий опыт обучения в школах
для детей с нарушениями слуха и зрения.
Проблемы помощи детям дошкольного
возраста, имеющим комплексные нарушения
в развитии. Негосударственные
образовательные учреждения.

Тема
10. Проблемы семейного воспитания ребёнка
со сложными и множественными нарушениями
в развитии.

Социально-педагогическая
запущенность и эмоциональная депривация
ребенка с комплексным дефектом в условиях
семьи – неблагоприятный фактор его
развития. Особенности материнского
отношения к ребенку со сложными
нарушениями в развитии. Стили семейного
воспитания с комплексным дефектом.
Предупреждение различных искажений
родительского отношения. Психокоррекционная
работа с семьей, воспитывающей проблемного
ребенка.

Тема
11. Цели, задачи и организация работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии.

Максимально
возможное всестороннее развитие личности
ребенка с нарушением в развитии на
основе коррекционной работы. Цели,
стоящие перед дефектологами. Задачи,
решаемые в процессе коррекционной
работы. Преодоление отягощенности
условий раннего развития ребенка.
Коррекция, предупреждение вторичных
отклонений в развитии.

Тема
12. Современный взгляд науки на проблему
реабилитации и абилитации лиц со сложными
нарушениями в развитии.

Понятия
«реабилитация» и «абилитация». Сходство
и различие этих процессов. Организация
реабилитационной и абилитационной
работы с детьми, имеющими сложные
нарушения в развитии в России. Абилитация
детей с комплексными дефектами в центрах
раннего вмешательства. Зарубежный опыт
реализации процесса абилитации и
реабилитации. Задачи комплексной
реабилитации детей с комплексными
дефектами. Применение альтернативных
средств коммуникации при отсутствии
речи.

Тема
13. Содержание коррекционной работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии.

Организация
коррекционно-педагогической работы по
принципу комплексного взаимодействия
специалистов разного профиля.
Педагогический, психологический и
медицинский аспекты содержания
коррекционной работы. Содержание
коррекционной работы с детьми, имеющими
сенсорные нарушения. Организация
коррекционной работы со слепоглухими
детьми.

Тема
14. Методы коррекционно-педагогической
работы с детьми, имеющими комплексные
нарушения в развитии.

Использование
общепедагогических методов и приемов
обучения особым образом, с учетом особых
образовательных потребностей. Методы
коррекционной педагогики, используемые
в работе с детьми с комплексными
дефектами. Своеобразие использования
словесных методов обучения, использование
речи как средства коммуникации.
Своеобразие методов работы с учебником.
Специфика реализации наглядных методов
обучения. Использование предметно-практических
методов обучения. Информационные,
практически-действенные и
побудительно-оценочные методы воспитания.

Источник