Кинезиология и развитие интеллектуальных способностей ребенка

Ольга Ласточкина
Кинезиология — эффективный способ повышения интеллектуальных способностей дошкольников
Очень часто старшие дошкольники и младшие школьники сталкиваются со сложностями усвоения учебной программы. Нередко причинами неудач могут оказаться вовсе не лень, отсутствие мотивации или ответственности. Истоки возможны более глубокие, связанные со сложными процессами, протекающими в структурах головного мозга. Речь идет о возможности передачи информации из одного полушария в другое через мозолистое тело (межполушарном взаимодействии).
Но в этом ли причина? Ответить на этот вопрос поможет несложный тест.
Тест на определение сложностей межполушарного взаимодействия и предрасположенности к нарушениям познавательной деятельности.
Ребенок держит ведущую руку на пояснице. Педагог касается твердый предметом (кисточкой, карандашом, тыльной стороной ручки и т. п.) в хаотичном порядке фаланг пальцев руки, не задействуя при этом большой палец.
Испытуемый должен показать большим пальцем свободной руки, какая фаланга какого пальца была задета.
Интерпретация результатов:
Более 30% неправильных ответов — сложности межполушарного взаимодействия присутствуют.
И вот причина установлена. Как быть дальше? Как исправить положение?
И вот тут на помощь педагогам и родителям спешит КИНЕЗИОЛОГИЯ (наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения).
Основные цели кинезиологических упражнений заключаются в установлении и укреплении связей между полушариями головного мозга, они «учат» их работать одновременно. Параллельно развивается мелкая моторика, графомоторные навыки, речь и все основные познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).
Привожу перечень упражнений, которые особенно полюбились моим воспитанникам.
1. «Кулак — ребро – ладонь» —последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
2. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх;одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
3. «Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
4. “Паровозик”: правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
5. «Здравствуй» — пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
6. «Ухо – нос» — левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. «Зайчик – кольцо».Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую:
а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
8. «Зайка и барабан» — пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.
9. «Крючки» — руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
Приведенные выше упражнения — лишь малая часть того, что может предложить кинезиология для повышения интеллектуальных способностей детей 6-9 лет.
Используемые мною в практике организации коррекционно-развивающих занятий упражнения, легки в исполнении и доступны воспитанникам более раннего возраста. К тому же не требуют дополнительного оснащения.
Источник
МАРИНА ПОЛЯКОВА
Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
М. Монтень.
В современном мире информация быстро устаревает, и этот подход утрачивает свою ценность. Необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, активно присваивая новый социальный опыт.
Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарных, левополушарных и равнополушарных. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Дело в том, что современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей. В настоящее время в детской популяции с каждым годом все более возрастает количество правополушарных детей (до 40%). Однако программы обучения и воспитания с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными. В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга. Поэтому, необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости, является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
Мозолистое тело находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 млн. нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет.
Кинезиологическая гимнастика направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Для каждого ребенка не приобретешь дорогой тренажер, не отдашь в спортивную секцию. Но научить интересным упражнениям можно. Это ведь так просто и в то же время «весело», не имея в руках почти ничего — развивать базовые основы интеллекта- внимание, память, мышление. Гимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений
«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Цель консультации: познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений и упражнений.
Задачи:
привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.
Кинезиология это:
— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения;
— она относится к здоровьесберегающей технологии.
Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном. Деннисон создал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.
Виртуозы игры обеими руками
Сейчас прекрасный возраст (5–7 лет) для того, чтобы активизировать оба полушария и обеспечить ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и вообще успешное обучение.
Упражнения необходимо проводить ежедневно, учить выполнять от простого к сложному.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
(мастер-класс показывают дети группы №6)
Цели:
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики; памяти, внимания, речи, мышления.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
1. Колечко
Поочередно, как можно быстрее. Перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак – ребро – ладонь
Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
3. Зеркальное рисование
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
4. «Замок».Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
5. Ухо – нос
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо (левое). Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
6. Перекрестные шаги
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
(Мастер-класс показывают дети группы №6 г. Хабаровск детский сад «Родничок».
Успехов Вам, дорогие коллеги, удач и профессионального роста.
Источник
Ирина Каргаполова
Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии
СЛАЙД №1 «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии».
Слайд №2 Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным.
Слайд №3 Педагоги детских садов находятся в постоянном поиске новых, наиболее продуктивных методов и технологий при подготовке детей к школе. Одним из наиболее результативных методов, является развитие межполушарного взаимодействия через кинезиологические упражнения.
Слайд№4 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Слайд №5 По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Cлайд №6 Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Слайд №7 При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Слайд№8
Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия,
способствующее активизации мыслительной деятельности.
Слайд №9
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников
память;
Внимание;
речь;
пространственные представления;
мелкую и крупную моторику;
снизить утомляемость;
повысить способность к произвольному контролю.
Слайд №10
Важное условие – систематичность выполнения комплекса упражнений.
Комплекс упражнений проводится утром по 10-15 минут.
Комплекс проводится ежедневно без пропусков.
Комплекс проводится в доброжелательной обстановке.
Упражнение выполняется сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Сегодня для вас я подготовила комплекс некоторых более интересных пальчиковых кинезиологических упражнений. Они направлены на развитие мелкой моторики, развитие памяти, мышления, внимания, речи.
Слайд №11 «Колечко»
поочерёдно как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом и в обратном порядке.
Слайд№12 «Кулак — ребро-ладонь» три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Слайд №13 «Ухо-нос» левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой -за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук наоборот.
Слайд №14 «Фонарик»
Фонарики зажглись;
Поочередно:
— фонарик погас
— фонарик зажегся;
Слайд№15 «Флажок – рыбка – лодочка»
ФЛАЖОК — Ладонь ребром.
РЫБКА — Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.
ЛОДОЧКА — Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.
Слайд№16 «Зайчик-коза-вилка»
ЗАЙЧИК — указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
КОЗА — указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный -прижать большим пальцем к ладони.
ВИЛКА — указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены, большой палец прижимает мизинец к ладони.
Слайд№17 «Ножницы – собака – лошадка»
НОЖНИЦЫ — указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
СОБАКА — ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.
ЛОШАДКА — большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
Слайд№18 «Дом — ёжик – замок»
ДОМ — пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
ЕЖИК — поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
ЗАМОК — ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Слайд №19 «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения увеличивается эффективность работы всего мозга.
Слайд № 20 «Перекрёстное марширование».
Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.
«Колено-локоть» правый локоть касается левого колена и наоборот
Благодаря пальчиковым кинезиологическим упражнениям происходит активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению к школе, активизируется мыслительная деятельность у будущих первоклассников.
Желаю успеха!
Источник
Павлова Елена Александровна
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей №45 «Земляничка»
городского округа «город Якутск»
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми
Воспитатель МБДОУ
Д/с №45 «Земляничка»
Павлова Е. А.
г. Якутск, 2018 год
Содержание.
1. Развитие умственных способностей дошкольника средствами оздоровления – актуальная задача современности…. …3
2. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение…. 4
3. Самый благоприятный период для развития межполушарных связей –дошкольный возраст…6
4. Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия…7
5. Использование кинезиологических методов для развития умственных способностей дошкольников…. 8
5.1. Условия эффективности работы с детьми…. 8
5.2. Взаимосвязь в работе воспитателей и родителей…10
6. Методика использования кинезиологических упражнений с дошкольниками…. 11
Список литературы…15
Введение
Актуальность. Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
При систематическом выполнении упражнений дети дошкольного возраста становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость, улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.
Цель данной программы: формирование интеллектуальных способностей, сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.
Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей дошкольного возраста;
2. Обосновать актуальность применения кинезиологических комплексов упражнений в дошкольном возрасте;
3. Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей у дошкольников.
4. Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.
1. Развитие умственных способностей дошкольника средствами оздоровления – актуальная задача современности.
В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.
Человек, вступающий сегодня в жизнь должен увидеть, услышать, понять и запомнить гораздо больше информации, чем 10 или даже 5 лет назад. Взаимодействуя с окружающим миром, дети развивают свои способности, усваивают общественные нормы, расширяют свой кругозор. Естественно, что данный процесс требует напряжения, усилий, концентрации внимания от ребёнка.
Как же поддержать познавательную активность ребёнка,развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. Успешное ее решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений, семьи и учреждений здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная роль образования – это здоровье нации.Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение:
«Здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят большую часть периода бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме цели усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед собой детский сад, должны быть созданы условия, раскрывающие резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Решение этих вопросов и легло в основу науки кинезиологии.
2. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, современными учёными рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» — наука т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.
Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических спо-собностей.
Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году до н. э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга) необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух.
Современные кинезиологи видят причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).
Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
3. Самый благоприятный период для развития межполушарных связей –дошкольный возраст.
Дошкольное детство нередко воспринимают только как подготовку к будущей взрослой жизни. На самом деле детство — это не только путь в завтра. Очень важно, чтобы ребенок был счастлив, радостен, любопытен к жизни, здоров и весел еще и сегодня. Желанное детское счастье возможно, только если нам самим будет радостно в нашем повседневном труде по воспитанию и развитию детей.
Я считаю, что в моей работе воспитателя нужно постоянно искать, пробовать, менять свой путь и очень многое преодолеть, даже собственные стереотипы и штампы.
Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитие межполушарных связей отражает реальную потребность общества и отвечает современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Основное развитие мехполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто мы видим, что родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
4. Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Кинезиологические упражнения:
• повышают стрессоустойчивость,
• синхронизируют работу полушарий,
• улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма,
• формируют пространственные представления,
• снижают утомляемость,
• повышают способность к произвольному контролю.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
5. Использование кинезиологических методов для развития умственных способностей дошкольников.
5.1. Условия эффективности работы с детьми.
По мнению учёных, кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно. Обучение я начала с самых простых упражнений. Вначале это были пальчиковые игры, которые я разучивала с детьми по принципу: от простого к сложному.
Для самых маленьких и для начинающих:
1. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. Дом – замок – ежик.Поочередная смена позиций: дом — пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу, замок — (пальцы обеих рук переплетены в «замок», ежик — ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.
3. Фонарики / звездочки. Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая — пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли).
Для старших дошкольников,школьников и взрослых:
4. Кулак-ребро-ладонь.Поочередная смена позиций на плоскости стола: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
5. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
6. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7.«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя (только в начале обучения, если не получается выполнить упражнение на зрительном уровне). Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
8. Похлопали – погладили. Упражнение выполняется в парах. Одна ладонь ложиться на плечо партнеру по игре, вторая – на голову. Необходимо одновременно гладить второго игрока по голове и похлопывать по плечу. Сначала необходимо отработать движение рук на своих коленях, столе или другой поверхности.
9. Зерякальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги (лист прикрепить к столу). Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру (лучше использовать восковые мелки). Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры, линии и т. д. При возникновении сложностей, перед выполнением упражнения необходимо прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.
Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
• Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.
• Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.
• В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всего занятия.
По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.
5.2. Взаимосвязь в работе воспитателей и родителей.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений. Для ознакомления родителей с содержанием работы используются следующие формы:
1. Групповые родительские собрания.
2. Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.
3. Открытые занятия для родителей.
4. Папки – передвижки, содержащие рекомендации по правильному выполнению кинезиологических упражнений.
5. Буклеты с подбором кинезеологических упражнений
6. Методика