Картотека игр социальное развитие ребенка

Картотека игр, направленных на социальное развитие личности ребенка

Аннотация: Данная система игр и упражнений, направлена на социальное развитие личности ребенка- дошкольника, в частности на развитие и коррекцию социального развития личности старших дошкольников.

Игры на преодоление тревожности и повышения самооценки дошкольников.

1. Игра «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
2. Игра «Портрет»
Цель: научить ребенка распознавать эмоции, снять психомышечное напряжение.
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый — в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки — большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы, выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.
3. Упражнение «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. [6]
4. Игра «Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями. [4]
5. Игра «Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
6. Игра «Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле. [7]
7. Игра «Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
8. Игра «Паровозики»
Цель игры: развитие коммуникативных навыков, сплочение детей, повышение уверенности в себе, произвольности.
Группа детей разбивается на тройки, в каждой тройке дети стоят друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Первый из них выполняет роль «паровозика» (у него закрыты глаза и руки вытянуты вперед), второй — «пассажир) , третий — «машинист». Задача «машиниста» —управлять паровозиком, избегать столкновений. «Пассажир» является передаточным звеном команд «машиниста» «паровозику». Один из группы детей выполняет роль «диспетчера», он задает ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их движение.
По команде ведущего составы начинают движение, затем через некоторое время по команде останавливаются, и дети и тройка меняются ролями (первый становится третьим и т.д.). Важно, чтобы все дети побывали в трех ролях. Целесообразно после игры, обсудить с детьми какая роль им понравилась больше всего и почему. [4]
9. Игра «Театр масок»
Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
«Ребята! Мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я — фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. «Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр». Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком». Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Спасибо!
А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Хорошо потрудились!»
Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например, так: «Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!»
«Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!» [5]
10. Игра «Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все, вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
11. Игра «Штанга»
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«Возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.
12. Игра «Изображение животных»
Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение.
Изображается хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и, наоборот, трусливый медведь, и храбрый заяц. [1]

Игры, направленные на сплочение группы.

1. Игра «Зеркало»
Выбирается водящий: это — человек, все остальные — зеркала. Человек смотрится в зеркала, а они отражают его. Зеркала повторяют всё его движения, действия человека, который, конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы. [4]
2. Игра «Подари карточку»
Взрослый вместе с детьми рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.
Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье. Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.
3. Игра «Скульптура»
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут — сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет. [5]
4. Игра «Лавата»
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: «Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец — это Лавата». Потом все останавливаются и ведущий говорит: «Мои локти хороши, а у соседа — лучше» — все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть части тела, какие хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное — снять у детей тактильное напряжение.
5. Игра «Носок-пятка» (минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать — получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели — нужно попробовать так немного продержаться.
6. Игра «Треугольник, квадрат»
Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник… квадрат…ромб и т. д.» [1]
7. Игра «Бип»
Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать “Бип”, желательно “Не своим голосом”, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот ребенок начинает водить, а угадавший садится на его место.
8. Игра «Жучок»
Водящий стоит спиной к группе, выставив из — под мышки свою руку с раскрытой ладонью. Дети и психолог стоят в шеренгу за ним. Правая рука у всех сжата и поднята на уровень груди, большой палец этой руки поднят вверх. Кто-то из шеренги дотрагивается до раскрытой ладони водящего и быстро занимает исходное положение, а водящий должен повернуться к группе и угадать, кто до него дотронулся. Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Тогда водить начинает тот, кого угадали. Игра хорошо вскрывает групповые отношения. [5]
9. Игра «Путанка»
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как сумеет. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и распутывает, тоже не разжимая рук у запутывавшихся. Игра поддерживает групповое единство.
10. Игра «День рождения»
Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
11. Игра «Жмурки»
Игра направлена на групповое сплочение и инициирование тактильных контактов, хорошо растормаживает двигательно заторможенных детей.
Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками или шуточными диалогами. Например; “На чем стоишь?” — “На мосту”.— “Что ешь?”— “Колбасу”.— “Что пьешь?”— “Квас”.— “Ищи мышей, а не нас”. После этого все разбегаются, а “жмурка” должна ходить по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят ‘жмурку”, трогают ее, чтобы отвлечь и т. п., а она должна поймать кого-нибудь из ребят и на ощупь угадать, кто это.
12. Игра «Необитаемый остров»
Игра начинается с социометрии — кто с кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные и вынужденные пары, все едут на необитаемый остров. Дальше психологи оказываются туземцами на этом острове и нападают на выброшенные волнами пары детей, вызывая агрессию на себя, им удается хорошо сплотить группу и снять разочарование от социометрии. [4]
Таким образом, предложенные игры, направлены на полноценное социальное развитие детей дошкольного возраста. Первая группа игр нацелена на преодоление тревожности и повышение самооценки дошкольников. Вторая группа игр призвана сплотить и объединить детский коллектив.
Использование данной системы игр в коррекционно-развивающих занятиях, будет эффективным средством социального развития личности дошкольников, что в дальнейшем послужит ребенку защитой от социальных и межличностных противостояний.Литература:
1. Коррекционно — развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Алябьева. — М.: «Академия», 2003.
2. Общая психология. Словарь. [Текст] / А. В. Петровский. – М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2005.
3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 книгах. [Текст] / Е.И. Рогов—Кн. 1. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. 4. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. [Текст] / В.Ф. Сафин. – Уфа: Китап, 1994. – 80 с.
центр ВЛАДОС, 1999.— 384с.: ил.
5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. [Текст] / К. Фопель, пер. с нем.; Т. 2.— М: Генезис, 1998. — 160 с.: ил.
6. Практикум по детской коррекции: игры, упражнения, техники. [Текст] / О.Н. Истратова. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. – 350с.
7. Практика психотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ. [Текст] / Н.А. Сакович – Спб.: Речь, 2007. — 227с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект; Культура, 2005.- 240с.
9. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] /Под ред. Л.А. Венгера. –– М.: Просвещение, 1985.- 272с., ил.

Источник

Ирина Румянцева
Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС до)

1.«Возрастная линия»

Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости.

Ход игры

Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку (в соответствии с возрастным развитием людей разного пола). В ходе игры проводится беседа по содержанию картинок.

2.«Цветок вежливости»

Цель: способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений друг с другом; закреплять способы приветствия друг друга и взрослых.

Ход игры

Дети берут лепестки (вырезанные из цветной бумаги) и встают в круг. Каждый ребенок называет приветственное слово или делает приветственный жест, не повторяя товарищей и составляя, таким образом, цветок из лепестков в центре круга.

круга.

3.«Уроки этикета»

Цель: формировать обобщенные представления о нормах этикета принятых в общественных местах, семье; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Ход игры

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае не правильного поведения героев на картинке, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону. После того как все микрогруппы выполнили задание, педагог предлагает проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Педагог поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

4.«Хорошо – плохо»

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о собственных чертах характера, привычках.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают из картинок с изображением хороших и плохих привычек те, на которых нарисованы хорошие привычки, и выкладывают их на наборное полотно. Примерное содержание картинок с изображением полезных привычек: привычка следить за собой, выполнять принятые правила поведения в отношениях с близкими людьми, в общественном транспорте, в детском саду. Примерное содержание картинок с изображением плохих привычек: обижаться, капризничать, грызть ногти, не следить за своим внешним видом. Педагог беседует с детьми по содержанию иллюстраций.

5.«Чувства»

Цель: продолжать упражнять детей в умении различать эмоциональные состояния; адекватно воспринимать состояние другого человека.

Ход игры

Педагог раздает детям фотографии детей с разными эмоциональными состояниями и предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самым приятным переживанием, а в конце – с самым неприятным.

6.«Мужские качества»

Цель: продолжать формировать дифференцированные представления о функциональных особенностях мужчин.

Ход игры

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да – да – да». А если качество не мужское, произнести: «Нет – нет – нет».

Слова: мужественный, сильный, кислый, колючий, смелый, ловкий, благородный, стеклянный, квадратный, заботливый, веселый, любящий, одаренный, способный, талантливый, решительный, хвастливый, находчивый, вдумчивый и т. п.

7.«Правильно – неправильно» (мальчики)

Цель: продолжать формировать знания о чертах мужского характера достойных уважения.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки мальчиков, соответствующие достойному мужскому поведению: проявляют смелость и храбрость, следят за своим внешним видом, занимаются спортом, проявляют заботу о других, читают книги. В ходе выполнения задания педагог беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство».

8.«Правильно – неправильно» (девочки)

Цель: продолжать формировать знания о чертах женского характера достойных уважения.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению: проявляют заботу о других, внимание к их эмоциональному состоянию, помогают в домашних делах, занимаются рукоделием, заботятся о своем внешнем виде. В ходе выполнения задания педагог беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Девочек любят и ценят за настоящие женские поступки, в которых появляются доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие».

9.«Кто где работает»

Цель: продолжать упражнять детей работать с перфокартами; закреплять знания о мужских и женских профессиях.

Ход игры

Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого – изображения людей разных профессий и их рабочих мест (стройка, поликлиника, больница, парикмахерская, детский сад, кафе и т. д., а в центре – вырезанный прямоугольник. Выполняя задание, ребенок подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Нужно выбрать по желанию представителя «мужской» («женской») профессии, соединить его (ее) синей (красной) линией с изображением соответствующего рабочего места и ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?». Например, медсестра может работать в больнице, поликлинике, детском саду; парикмахер – в парикмахерской, салоне красоты и т. п.

10.«Что лишнее?»

Цель: расширять представления детей о предметах и действиях, связанных с той или иной профессией; развивать память, внимание.

Ход игры

Педагог раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприца, ваты, йода и бинокля). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, выполняемые человеком этой профессии, и какими качествами он должен обладать.

11.«Разные профессии»

Цель: формировать умение работать в команде; закреплять представления о трудовых действиях людей различных профессий.

Ход игры

Дети делятся на три микрогруппы. Каждая группа получает иллюстрацию с изображением представителя «мужской» или «женской» профессии, например, столяр, медсестра, воспитатель. Каждая группа должна подумать и рассказать, что представитель ее профессии может сделать для детей, семьи, детского сада. Вариант задания: нужно подумать и рассказать, что представитель конкретной профессии может сделать для представителей остальных профессий (например, столяр может сделать для медсестры удобную кушетку для больных, для воспитателя – мебель для детского игрового уголка).

12.«Изобрази человека любой профессии»

Цель: развивать умение детей для выразительности образа использовать мимику, жесты, движения.

Ход игры

Дети встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят слова

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем

И мечтаем поскорее

Мамы с папой встать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать, кем ты, Саша (Маша, Даша, Миша,

Хочешь стать?

О. Емельянова

Водящий изображает действия – дети должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, водящего просят назвать свои действия.

13.«Назови спортсмена»

Цель: закреплять знания детей о различных видах спорта, о том, как называют спортсмена, занимающегося определенным видом спорта; закреплять умение различать «зимние» и «летние» виды спорта.

Ход игры

Дети встают в круг. Педагог называет вид спорта и бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет спортсмена, который занимается этим видом спорта (футбол, хоккей, фигурное катание, волейбол, гимнастика, плавание, баскетбол, бег, прыжки, бокс, лыжный спорт).

14.«Назови правильно»

Цель: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры

Педагог называет спортсмена – мужчину, бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет женщину – спортсменку, которая занимается тем же видом спорта. Например, пловец – пловчиха, лыжник – лыжница и т. д.

15.«Кому что нужно для занятий спортом?»

Цель: продолжать формировать интерес к работе с перфокартами; закреплять и расширять знания детей о атрибутах, снарядах, предназначенных для занятий спортом.

Ход игры

В игре используются перфокарты: лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный треугольник. На них изображены спортсмены (пловец, теннисистка, волейболист, стрелок из лука, лыжница) и предметы (спортивные снаряды). Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Детям нужно карандашом соединить изображения спортсменов и предметов (или спортивных снарядов, которые им нужны для занятий спортом.

16.«Спорт ‘‘мужской’’ и ‘‘женский’’»

Цель: закреплять знания о различных видах спорта, которыми занимаются мужчины и женщины; развивать слуховое внимание, умение быстро реагировать.

Ход игры

Если педагог называет виды спорта, которыми чаще занимаются мужчины, дети хлопают в ладоши, если виды спорта, которыми предпочитают заниматься женщины, — топают ногами, а если виды спорта, которыми занимаются одинаково мужчины и женщины, — стоят тихо.

17.«Кто кем кому приходится?»

Цель: закреплять представления детей о родственных связях в семье; стимулировать проявлению познавательного интереса к своей семье.

Ход игры

В игре используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них – изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина).

С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик – сын, внук, брат, племянник; а девочка – дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи – по пять лепестков: женщина – мать, дочь (по отношению к своим родителям, невестка (по отношению к родителям мужа, сестра, тетя (по отношению к племянникам, мужчина – отец, сын, брат, дядя, зять. Пожилая женщина – мать, бабушка, теща, свекровь, сестра. Пожилой мужчина – отец, дедушка, тесть, свекор, брат.

18.«Зачем?»

Цель: упражнять детей в умении быстро отвечать на поставленный вопрос; развивать чувство юмора.

Ход игры

Педагог задает вопросы, а дети отвечают. После каждого ответа он опять задает вопрос: «Зачем?».

Например.

Педагог. Как вы думаете, зачем нужны друг, подруга?

Ребенок. Чтобы дружить.

Педагог. Зачем дружить?

Ребенок. Чтобы быть вместе.

Педагог. Зачем быть вместе?

Ребенок. Чтобы помогать друг другу?

Педагог. Зачем помогать? И т. д.

19.«Мой друг»

Цель: продолжать формировать о необходимости и значимости дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола; упражнять в умении давать характеристику качествам своего друга.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку, а тот называет слова, характеризующие его друга (надежный, верный, смелый, добрый, отзывчивый, честный, правдивый, внимательный, строгий, веселый).

20.«Хорошо – плохо»

Цель: продолжать формировать представления о хороших и плохих поступках; закреплять умение аккуратно работать с иллюстративным материалом.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают картинки, на которых изображено то, что может выглядеть внешне красивым, и выкладывают их на наборное полотно.

Примерное содержание картинок: дети умываются, чистят зубы, ухаживают за своей одеждой и обувью, причесываются перед зеркалом, одеты в чистую, красивую одежду; дети не следят за своим внешним видом, дети с вредными привычками, дети не причесаны и т. п. Педагог беседует с детьми по содержанию иллюстраций.

21.«Для кого что нужно?»

Цель: продолжать формировать представления о предметах, предназначенных для женщин или мужчин; их значимости в жизни человека.

Ход игры

На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены мужнина и женщина, мужские и женские парфюмерные принадлежности, женская косметика, бритвенный станок для мужчины, спортивные снаряды для занятий спортом, красивая домашняя и спортивная одежда. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии.

Нужно карандашом красного (синего) цвета соединить изображение женщины (мужчины) с изображениями тех предметов и одежды, которые помогают им дома выглядеть дома внешне красивыми.

22.«Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы одежды; объяснять назначение данного вида одежды; развивать внимание, наблюдательность, умение логически мыслить.

Ход игры

Педагог представляет детям через проектор четыре слайда, на которых изображена праздничная и повседневная женская и мужская одежда. Предлагает детям найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

23.«Во что мы любим играть»

Цель: предоставить детям свободу выбора; закреплять различные способы закрашивания картинки.

Ход игры

Каждый ребенок получает лист бумаги формата А4, на котором нарисовано 9 картинок в черно-белом варианте с изображением следующих видов игр: спортивные, сюжетно – ролевые, настольно – печатные, игры со строительным материалом, ЛЕГО, театрализованные, игры с бумагой, словесные, игры с природным материалом, подвижные. Дается задание – раскрасить картинки с изображением игры, в которую дети любят играть в детском саду.

24.«Кто работает в детском саду?»

Цель: закреплять представления детей о профессиях сотрудников детского сада.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет профессию сотрудника детского сада (повар, шофер, медсестра, электрик, слесарь, воспитатель, помощник воспитателя, методист, дворник, завхоз, заведующий).

25.«Кому что нужно?»

Цель: способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Ход игры

Дети работают на фланелеграфе, подбирают картинки с изображением орудий труда или того, что нужно для работы, к картинкам с изображением людей, работающих в детском саду (воспитатель, помощник воспитателя, повар, музыкальный руководитель, прачка, медицинская сестра и т. д.).

26.«Разные профессии»

Цель: продолжать закреплять знания детей о профессиональных действиях людей различных профессий; значимости результатов их труда для людей других профессий; формировать уважительное отношение к профессиональной деятельности взрослых.

Ход игры

Дети делятся на три микрогруппы. Первая микрогруппа получает иллюстрацию с изображением строителя, вторая – продавца, третья – хлебороба. Каждая группа должна подумать и рассказать, что полезного представитель ее профессии может сделать для детей детского сада (строили детский сад каменщики, крановщики, маляры, штукатуры; продают в магазинах свежие продукты – продавцы, выращивают хлеб – хлеборобы). Второй вариант задания: подумать и рассказать, что полезного представитель ее профессии может сделать для представителей других профессий.

27.«Разложи по порядку»

Цель: развивать познавательный интерес к истории письменных принадлежностей человека; закреплять умение работать в команде.

Ход игры

Дети раскладывают по порядку картинки с изображением письменных принадлежностей человека в разные времена (палочка, гусиные и металлические перья, карандаш, шариковая ручка, пишущая машинка, компьютер). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая – то картинка оказывается не на своем месте, лента выходит неровной).

28. Игра – лото «Труд древних людей»

Цель: продолжать закреплять представления о жизни и труде первобытных людей.

Ход игры

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения правил игры дети рассказывают о том, почему они выбрали именно эту картинку.

29. Игра – лото «Москва – великий город»

Цель: стимулировать познавательный интерес к явлениям и культуре главного города России.

Ход игры

К большой карте с изображением города Москвы дети подбирают маленькие карточки, на которых изображены знаменитые люди, достопримечательности столицы (русский художник Андрей Рублев, храм Василия Блаженного, первый книгопечатник Иван Федоров, Красная площадь, Кремль, здание Большого театра и др.). Во время игры дети комментируют свой выбор.

30. Игра «Старинное – современное»

Цель: обогащать представления детей об одежде, предметах быта, используемых русским народом в разные времена; симулировать познавательный интерес к культуре своего народа.

Ход игры

На экране появляются изобра?