Карточки для развития ребенка музыкальные инструменты
«Карточки для обучения»
Пояснительная записка
Представленный комплект карточек разработан для работы с детьми любого дошкольного возраста.
Карточки могут использоваться для работы над ритмом в музыкальной деятельности, развития музыкального слуха детей, для самостоятельных игр детей, а также быть полноценным музыкальным пособием для музыкальных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Кроме того, могут быть дополнением музыкальной картотеки музыкального уголка группы.
Инструкция:
Карточки (фото1-11) можно использовать для ритмической работы на фланелеграфе. Маленькие картинки (кружочки) прохлопываем быстро (говорим «ти» отрывисто). Большие картинки (кружочки) прохлопываем (говорим «Та» протяжно). Начать можно с обычных кружочков (фото 7). Постепенно заменяя различными вариантами рисунков (животных; сезонных явлений – капелек, солнышек и др.; различных предметов и т.д.). В каждом комплекте карточек картинки должны быть двух размеров (условно – большие и маленькие).
Карточки (фото 10-13) – Демонстрационный материал к пособию И.Новоскольцевой и И.Каплуновой «Этот удивительный ритм».
Карточки с изображением животных (фото 12-13) вставляются в паровоз, выбирается машинист. Дети проговаривают и прохлопывают ритмослогами машиниста и всех пассажиров.
Карточки (фото 14-16) можно применять для дидактических игр с детьми для развития музыкального слуха, памяти, развития речи, для обогащения словарного запаса.
Карточки (фото 14) я использовала на музыкальных занятиях и досугах для определения жанров детьми «Песня-танец-марш». В некоторых случаях добавляется карточка «Колыбельная».
Карточки (фото 15) можно сделать в большом количестве. Я раздавала детям по 3 произвольных картинки, включала известные песни. Детям необходимо было угадать героя из прослушанной песни и поднять карточку с изображением угаданного персонажа, если таковой есть у ребёнка
Карточки (фото 16) можно использовать для определения звучания того или иного инструмента. Данный вариант нарисованных мной картинок. Их кстати могут создать сами дети. Это будет особенно ценно.
Карточки (фото 17-18) могут быть использованы детьми старшего дошкольного возраста (начинающие читать). Дети смогут узнать названия нот, выкладывая карточки в порядке расположения названий нот музыкального диатонического звукоряда. Также дети могут одновременно выложить на нотном стане фланелеграфа (фото 19) ноту, название которой написано на карточке. Игры с такими карточками могут придумать сами дети. И даже педагоги. Я, например, в этом году, проводила музыкальную игру для педагогов. Чтобы разделить педагогов на команды-участников предложила выбрать каждому любую карточку (повернув их нотками вверх, а названиями – вниз). И педагогов, у которых были нотки «До» и «Фа» были в первой команде, с нотками «Ре» и «Соль» во второй команде, «Ми» и «Ля» — в третьей команде.
Карточки (фото 20) являются пазлами для детей младшего дошкольного возраста. Могут быть использованы в том числе и на музыкальных досугах и развлечениях. После того, как дети собирают картинку-загадку, все танцуют весёлый танец «Танец маленьких утят».
Время отведённое для работы с карточками может варьироваться от 2-х минут до 20-30 минут в зависимости от поставленных задач педагогом и заинтересованности детского коллектива.
Ожидаемые результаты: Дети проявляют активность, инициативность и интерес к музыкальному материалу, стремятся к самостоятельной музыкальной деятельности.
Буду очень рада, если мой материал будет полезен! Спасибо!
Обучающие карточки
ZIP / 64.14 Мб
Источник
лариса гущина
Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.
Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.
ТРИ ЦВЕТКА
Дидактическая игра на определение характера музыки
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Музыкальные узоры
Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.
Цель игры:
дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.
Дидактический материал:
карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.
Методика организации игры :
Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.
«Встаньте дети, встаньте в круг»
Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)
Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки — мальчики, треугольники — девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры — в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец — парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.
Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.
Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.
Ритмический заборчик
Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.
Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.
Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.
Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.
Укрась ёлочку
Определи темп музыки
Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.
Раздаточный материал: карточки, соответствующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.
Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т. д.) и познакомить детей с ними.
Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Развивать тембровый слух.
Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.
Ход игры.
1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)
Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.
2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.
Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.
«Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»
1вариант игры: «Теремок»Цель: развитие мелодического слуха детей.
Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ,в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»
2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем,а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе.)
Цветик-семицветик».
Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.
Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д. Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д. Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П. И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.
«Мульти-пульти»
1 вариант игры (игра на развитие зрительной памяти и музыкальных впечатлений)
Цель: Развивать зрительную память, расширять музыкальный кругозор, пополнять словарный запас ребёнка музыкальными терминами, учить детей четко выражать свои мысли.
Описание игры: Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента детского мультфильма. Звучит песенка из мультфильма. Игрокам предлагается вспомнить и назвать из какого мультфильма эта песня. Если игрок затрудняется ответить, можно предложить рассказать о чём этот мультфильм.
2 вариант игры
Цель: Учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную песню, познакомить детей с произведениями композитора В. Я. Шаинского и детскими поэтами-песенниками.
Описание игры: Дети стоят по кругу. Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента мультфильма. Муз. рук. предлагает рассмотреть карточку игрокам. С помощью считалки выбирается «водящий»:
«Раз, два, три, четыре, пять -мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела и тебе запеть велела.»
Игроку предлагается исполнить детскую песенку, которая изображена на карточке. Если игрок затрудняется спеть, то ему помогает запеть муз. рук. Если ребенок не знает этой песенки, ход переходит к любому игроку, желающему исполнить песенку, он же становиться водящим.
«Назови композитора музыки», «Веселая пластинка»
Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.
Веселая пластинка
Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.
Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проиг-рывает» ее на игрушечном проигрывателе.
Какая музыка?
Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
Атрибуты для утренников и занятий.
Источник
Лариса Горшкова
Лэпбук «Волшебный мир музыки и музыкальные инструменты»
Лэпбук «Волшебный мир музыки» (музыкальные инструменты).
Наши славные лэпбуки
Вылечат детей от скуки!
Фишка модная такая
Развиваться помогает!
Интересная наука
Увлечение лэпбуком,
Улучшается мышленье,
Творчество, воображенье.
Методические рекомендации: Пособие позволяет решать задачи музыкального, сенсорного, речевого, познавательно-исследовательского развития детей. Разнообразные дидактические игры, игровые задания и упражнения способствуют уточнению и закреплению пройденного материала по определенной теме. Пособие многофункциональное, мобильное, предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности в режимных моментах в группе. Лэпбук изготовлен для пополнения развивающей среды учебно-дидактическим материалом в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель использования пособия: обеспечить активность детей и разнообразить практическую деятельность дошкольников в процессе реализации художественно-эстетического, познавательного, речевого развития.
Задачи:
1. Развивать познавательную и речевую активность, самостоятельность, инициативность.
2. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
3. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, развивать коммуникативность.
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию и применять ее в жизненных ситуациях.
Задания.
1. Музыкально-дидактическая игра «Четыре вида музыкальных инструментов»
Цель: способствовать развитию умений классифицировать музыкальные инструменты, узнавать и называть их; развивать внимание и память детей.
Игровой материал: четыре кармашка с картинками музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, ударные).
Правила игры:
— 1 вариант: Музыкальные инструменты можно называть, доставая или складывая в кармашек.
— 2 вариант: Картинки музыкальных инструментов из двух кармашков смешиваются и дается задание: «Разложи по местам».
— 3 вариант: Картинки музыкальных инструментов из трех кармашков смешиваются и дается задание: «Разложи по местам».
— 4 вариант: Картинки музыкальных инструментов из четырех кармашков смешиваются и дается задание: «Разложи по местам».
2. Музыкально-дидактическая игра «Сколько в музыке нот?»
Цель: познакомить детей с нотами в музыке, их расположением.
Игровой материал: картинки со стихами и с изображением нотного стана.
Правила игры: По заданию руководителя, ребенку нужно назвать, сколько нот в музыке и пропеть их, запоминая названия и расположение на нотном стане. Найти на поле лэпбука ноту, названную руководителем и выучить про неё стишок.
3. Загадки
Цель: обогащать музыкальный опыт детей, развивать память, умение отгадывать загадки.
Игровой материал: загадки о музыкальных инструментах (с одной стороны карточки текст загадки, с обратной стороны — картинка – ответ).
Правила игры:
— 1 вариант: внимательно прослушать загадку и назвать инструмент, найти соответствующую карточку, которую можно взять из игры «Четыре вида музыкальных инструментов».
— 2 вариант: внимательно прослушать загадку и назвать инструмент, отгадку можно посмотреть, отогнув стикер.
4. Раскраски
Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах, аккуратность в выполнении, подбор соответствующих цветов.
Игровой материал: в конверте находятся несколько листов бумаги с контурными изображениями музыкальных инструментов.
Правила игры: Раскрасить и назвать инструмент, определить его вид.
5. Музыкально-дидактическая игра «Домино»
Цель: развивать зрительную память детей, закреплять знания о музыкальных инструментах.
Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов.
Правила игры: Играют 2 – 4 человека. Каждый участник берёт по 4 карточки из резерва — общей стопки карточек, перевёрнутых картинками вниз. Первым начинает игру тот, у кого есть дубль — карточка с двумя одинаковыми картинками, затем наступает очередь следующего участника, он должен положить свою карточку таким образом, чтобы картинки совпали. Если же карточки с такой картинкой у него нет, то следует брать карточки из резерва, пока не отыщется необходимая. Победителем становится тот, кто быстрее всех избавляется от карточек.
6. Музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: определить четвёртый лишний музыкальный инструмент в соответствии с их классификацией.
Игровой материал: карточки с изображение музыкальных инструментов.
Правила игры: на карточке найти лишний музыкальный инструмент, назвать его и определить к какому виду музыкальных инструментов он относится.
7. Музыкально-дидактическая игра «Овощные ритмы»
Цель: развивать музыкальную эрудицию и культуру дошкольников, формировать ритмический слух.
Игровой материал: карточки с изображением овощей.
Правила игры:
— 1 вариант: предлагается ребенку выбрать карточку, прохлопать в ладоши ритм, предварительно проговорив по слогам. Можно предложить придумать слова на этот ритм.
— 2 вариант: предлагается ребенку выбрать карточку и воспроизвести ритм с помощью детских музыкальных инструментов.
8. Музыкально-дидактическая игра «Два вопроса»
Цель: способствовать развитию познавательного интереса детей, умений узнавать музыкальные инструменты и соотносить их с названием профессии музыканта, пополнять активный словарный запас музыкальными терминами.
Игровой материал: два кармашка с карточками – два вопроса: «Что это?», «Кто играет?»
Правила игры:
— 1 вариант: «Что это?» — назвать музыкальный инструмент.
«Кто играет?» — назвать музыкальные профессии.
— 2 вариант: «Подбери правильно» (музыкальный инструмент и исполнителя).
9. Собери картинку
Цель: развивать у детей наглядно-образное мышление, память. Научить ребенка внимательно и вдумчиво работать с предложенным материалом.
Игровой материал: в конверте разрезанные карточки музыкальных инструментов.
Правила игры:
— 1 вариант: по предложенной целой картинке собрать из кусочков инструмент.
— 2 вариант: собрать инструмент из кусочков по памяти, без использования предложенного образца.
— 3 вариант: играют несколько детей: кто быстрее соберет инструмент, тот и победит.
Преимущества использования лэпбука: Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей (познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие, объединяя весь материал в единое целое. Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности. Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Источник