Карта речевого развития ребенка 4 лет
Речевая карта дошкольника (4-5 лет)
I. Анкетные данные
1. Фамилия имя ребенка__________________________________________________________________
2. Дата рождения __________________________________ Возраст ______________________________
3. Домашний адрес _________________________________ Телефон _____________________________
II. Анамнез
1. Мать: ______________________________________________ (возраст при рождении ребенка) ______
Отец: _________________________________________________________________________________
2. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________________
3. Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина _______; 2-я половина беременности________; падения ___________; травмы _______________; психозы ________хронические соматические заболевания _________________________________________________; инфекции _________________)
4. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) – нужное подчеркнуть.
5. Какие заболевания перенес ребенок от года _______________________________________________
III. Раннее психомоторное развитие (время появления)
Стал держать голову ____________ сидеть _____________вставать ______________ ходить _________
YI. Раннее речевое развитие (время появления)
гуление __________________ лепет _____________ первые слова __________ речь фразой _________
Выводы: ______________________________________________________________________________
Y. Исследование неречевых психических функций
1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?») ___________________________________________________________________
2. Зрительное восприятие (показ цветов):белый ______, черный _____, красный _____, желтый______
3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правую/левую руку ________/_________
4. Обследование общей моторики:
Статическая организация движений
а) стоять неподвижно на двух ногах с опущенными вниз руками в течение 5 секунд _________________
б) стоять неподвижно на правой/ левой ноге в течение 5 секунд ______________/___________________
Координация движений
а) потопать ногами и похлопать руками одновременно __________________________________________
б) шагаем, как лошадки ____________________________________________________________________
Двигательная память
а) вытянуть руки вперед, сделать хлопок, опустить руки вниз ____________________________________
б) присесть на корточки, встать, топнуть ногой ________________________________________________
Выводы: ________________________________________________________________________________
6. Обследование пальцевой моторики рук
Статическая организация движений
а) «Кольцо» на правой руке __________ на левой руке _________; б) «Солнышко» / ________ / _______
Координация движений
а) «Пальчики устали» / ______________ / ___________; б) «Ушки зайчика» / _____________ / _________
Выводы: ________________________________________________________________________________
YI. Анатомической строение артикуляционного аппарата:
Губы – ___________________________________; Зубы – _________________________________
Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двухсторонний.
Строение челюсти – прогения, пргнатия, норма. (нужное подчеркнуть)
Язык – толстый, вялый, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. (нужное подчеркнуть)
Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. (нужное подчеркнуть)
Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону. (нужное подчеркнуть)
Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина. (нужное подчеркнуть)
Выводы: _________________________________________________________________________
YII. Речевая моторика
1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ____________________________________
«Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» __________________________________
2. Состояние артикуляторной моторики:
Губы: «Улыбка» ________________ «Трубочка» ____________«Улыбка – трубочка»_________________
Язык: «Лопатка» ________________ «Иголочка» ____________ «Качели» _________ «Часы»__________
Челюсть: открыть и закрыть рот _____________________ Мягкое нёбо: произнести [А] ______________
Выводы: ________________________________________________________________________________
YIII. Звукопроизношение
Гласные: Ы __________ А______________ У ____________ О ______________ И ________________
Согласные: С _____ Сь _____ З ______ Зь _____ Ц ______Ш ______ Ж _______ Щ ______ Ч _______
Л _____ Ль _____ Р ______ Рь _____ В ______ Вь _____ Б _______ Бь ______ Д _______
Дь _____ Г _____ Гь ______ Й _____ К ______ Х ______ Ф _______ Т _______ Н _______
Выводы: ________________________________________________________________________________
IX. Обследование слоговой структуры слова
Рыба __________ вата ___________ малина_______________ машина____________ мак _______ дом ___________ веник __________ диван________________ шкаф ____________ стол ________
кукла_________ марка __________ карман ______________ телефон ________________________
барабан _______________яблоко_______________ шахматы_____________ автобус ____________
кузнечик_________________матрешка________________избушка_____________хлеб ____________
торт _________ звезда ____________ гнездо_________паутина _____________черепаха___________
Выводы: ________________________________________________________________________________
X. Обследование фонематического слуха
1. Восприятие и воспроизведение ритма: /// ________, / // _______, // / ________, // // ______
2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? _________ где стол? ________; коса-коза________; кочка-кошка________; миска-мишка________
3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ____________; па-ба________; га-ка ___________; ма-ба _________; та-да ________; ба-па; ________; ка-га ________; ба-ма _________
4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _____________
Выводы: ________________________________________________________________________________
XI. Обследование фонематического восприятия
1. Опознание ударного гласного в начале слова:
в слове Аня первый звук [а], а в слове: аист______; утка_________; ива________ – какой?
2. Опознание ударного гласного в конце слова:
в слове «рука» последний звук [а], а в слове: нога ________; окно _____; кенгуру _____ — какой?
3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _____; дом _____
Выводы: ________________________________________________________________________________
XII. Обследование понимания речи
Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх ___, отведи в стороны ___
Обследование понимания предложения.
а)Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____________________________________________________________________________________
б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» _________
в) Закончить предложение:«Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что _________»
Обследование понимания грамматических форм.
а) Покажи линейку ручкой ______________________ карандашом ручку ____________________
б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) __________ ракета (ракеты) ________
в) Закончить фразу: «На картинке красное ______________», «На картинке красный __________»
Выводы: ________________________________________________________________________________
XIII. Состояние словаря (наглядный материал)
1. Предметный словарь.
а) назвать: мяч ____ кукла ___ машинка ___ чашка ____тарелка ___ ложка____ рубашка ___ платье____
б) показ и название частей пред-ов: человек — нога _________ руки ________ голова ______глаза_______ уши _______; стул — спинка_______ сидение ________ ножки _____; машина — кузов _______ колеса __
в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки ______________ чашка, тарелка, ложки _______________
рубашка, платье, шорты _______________________________________________
2. Словарь признаков.
а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? __________________ лимон- _______________
3. Глагольный словарь.
а) Как подает голос: мышка _______________ лягушка ________________ свинья___________________
б) что делает: врач ______________________________ повар ____________________________________
в) как передвигается: машина ________________ птичка _________________ рыбка ________________
4. Подбор антонимов: большой — __________; пришёл — _________ приехал — _______; холодно — ____
Выводы: ________________________________________________________________________________
XIY. Обследование словообразования
1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
«Скажи ласково»: стол — ___________________ чашка — ___________________ кукла — _______________
2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки — ________________________
у лисы — ______________________ у утки — ___________________ у слона — ______________________
3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева ________________ сок из яблок _________________
4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?
Мальчик выходит из дома _____________________ Мальчик подходит к дому_____________________
Выводы: ________________________________________________________________________________
XY. Обследование словоизменения
1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:
«Скажи по образцу: стол-столы» рука — ___________________ кукла — _______________________
2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»:
Без чего машина? ___________________________; Кого нарисовал Миша? ________________________; Кому Оля дает корм? _____________________________________________________________________
3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов):
майка – _____________________ диван- ____________________ яблоко — ______________________
4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____________ «Где стоит кот??» (за домом) ________________ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)_______
5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___________ 5 котов ____________ 2 машины ____________ 5 машин __________
Выводы: ________________________________________________________________________________
XYI. Обследование связной речи
1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке» __________________________________
_________________________________________________________________________________________
2. Монологическая речь.
а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». ________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Выводы: _________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: ____________________________________________________
Дата заполнения речевой карты «____» ____________ 200__ г.
Учитель-логопед: _________________________
Литература:
Гордеева С.Е. Системный подход к ведению документации в работе логопеда-практика. Екатеринбург. Уральский государственный педагогический университет, 2007.
Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие./ Урал. гос. пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.
Источник
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
3-4-Х ЛЕТ
Состояние когнитивных процессов
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
1. Знание основных цветов (показ называние )
2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )
3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )
4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )
5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )
6. Количественные представления «один» — «много» (показать один пальчик, много пальчиков)
7. Конструирование по образцу домика из шести палочек
Состояние речевой деятельности
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
1. Понимание речи:
1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)
— покажи, где кукла
машинка
зайчик
— мяч дай мне, а зайку возьми себе
— покатай мишку
— покачай куклу
2) «Покажи картинку»
(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)
— покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?
— если ручки замерзли, что наденешь на ручки?
— что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
— что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?
— чем будешь резать бумагу?
— что возьмешь на улицу, если будет дождь?
3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)
спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку
4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)
шар шары
гриб грибы
кукла куклы
яблоко яблоки
стул стулья
2. Состояние фонематического слуха:
«Покажи, кто так кричит»:
«му» (корова)
«ме» (овечка)
«мяу» (кошка)
2) «Покажи картинку»:
стол стул
папа баба
мышка мишка
дочка точка
3. Состояние активной речи:
1 ) Звукоподражания:
«Как лает собачка?»
«Как мяукает кошка?»
«Как тикают часы?»
«Как пищит мышка?
«Назови, что покажу» * (предметный словарь)
кукла — шапка — голова —
машина — пирамидка — куртка —
рубашка — руки — нос —
матрешка – платье — глаз –
«Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)
играет – танцует —
рисует — кормит –
моет — поливает –
4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)
пила — сапоги — мяч — диван — ложка —
сова — молоко — лук — батон — мишка —
муха — машина — нож — лимон — туфли —
5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):
Девочка рисует. ____________________________________________________________
Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________
Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________
Мама купает малыша. _______________________________________________________
Девочка поливает цветы. _____________________________________________________
6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».
_____________________________________________________________________________
4. Состояние речевой моторики:
1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)
— губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
— зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)
— прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)
— язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)
— уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)
— твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)
— мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
2). Иннервация мимической мускулатуры:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « — » )
— «Толстячок» (надувание щек)
— «Худышка» (втягивание)
3). Подвижность артикуляционного аппарата:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
— «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)
— «Дудочка» (губы трубочкой)
— «Заборчик» — «Дудочка» (чередовать)
— «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)
— «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)
— «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)
— «Лошадка» (поцокать языком)
— «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)
4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):
А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ
Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г
5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)
1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).
2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).
3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).
Состояние моторики (нужное подчеркнуть)
1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения
2. Мелкая моторика (ведущая рука — правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_____________________________________________________________________________
Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________
ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.
Источник
Исследование состояния речи
С 3-х лет до 4-х лет.
1. Пассивный словарь.
Понимание сущ-х (показать на картинке)
Стол _______________________________________________________
Стул_________________________________________________________
Окно_________________________________________________________
Голова_______________________________________________________
Рука_________________________________________________________
Нос__________________________________________________________
Уши_________________________________________________________
Глаза________________________________________________________
Понимание обобщающих слов (по картинкам)
Игрушки_____________________________________________________
Посуда_______________________________________________________
Одежда______________________________________________________
Понимание действий.
Где мальчик рисует____________________________________________
Идёт________________________________________________________
Сидит_______________________________________________________
Играет______________________________________________________
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
Понимание форм единственного и множественного числа сущ-х.
Стол — столы__________________________________________________
Стул — стулья__________________________________________________
Дом – дома___________________________________________________
Карандаш — карандаши_________________________________________
Дерево — деревья______________________________________________
Чашка – чашки_______________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций.
Положи кубик в машинку_____________________________________
На стол_____________________________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-х.
Кукла – куколка_____________________________________________
Лист – листик________________________________________________
Дом — домик__________________________________________________
Шар – шарик_________________________________________________
3. Активный словарь.
Существительные (назвать 3-4 картинки по темам)
Игрушки________________________________________________________________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________________________________________________________________
Одежда___________________________________________________________________________________________________________________
Обувь____________________________________________________________________________________________________________________
животные________________________________________________________________________________________________________________
Глаголы.
Стоит________________________________________________________
Сидит_______________________________________________________
Играет_______________________________________________________
Рисует_____________________________________________________
Прилагательные
Красный______________________________________________________
Синий______________________________________________________
Зелёный_____________________________________________________
Жёлтый______________________________________________________
Большой______________________________________________________
Маленький___________________________________________________
Сладкий _____________________________________________________
Горький_____________________________________________________
Согласование прилагательных с существительными ед.ч. муж. и жен. рода.
Синий шар_______________________________________________
Синяя ваза________________________________________________
Красная лампочка_________________________________________
Употребление глаголов ед.ч. и мн.ч.
Девочка стоит – дети стоят________________________________
_____________________________________________________________
Девочка бежит – дети бегут__________________________________
________________________________________________________________
4. Исследование звукослоговой структуры слов.
Дом__________________________________________________________
Кот__________________________________________________________
Дуб______________________________________________________
Бык_________________________________________________________
Вода________________________________________________________
Вата_______________________________________________________
Дима_______________________________________________________
Тома_______________________________________________________
Вагоны_____________________________________________________
Бананы___________________________________________________
Батоны_____________________________________________________
Панама____________________________________________________
5. Исследование состояния фонематического восприятия (по картинкам).
Кот – кит___________________________________________________
Бочка – дочка______________________________________________
Бак – мак__________________________________________________
Миска – киска________________________________________________
6. Исследование фонетической стороны речи.
Состояние имитации стороны речи.
А-а-а (укачиваем)______________________________________________
О-о-о (сердимся)_______________________________________________
У-у-у (поезд)__________________________________________________
И-и-и (ослик)_________________________________________________
Уа (малыш)___________________________________________________
Ау (дети)__________________________________________________
Мяу (кошка)_________________________________________________
Му (корова)__________________________________________________
Ав (собака)_________________________________________________
Пи-пи-пи (цыплёнок)__________________________________________
Ко-ко-ко (курица)_____________________________________________
Га-га-га (гуси)_____________________________________________
7. Состояние связной речи.
Понимание сказки__________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Характер речи.
Однословная__________________________________________________
________________________________________________________________
Фразовая____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Связная_____________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________
Источник