Карта психического развития ребенка в доу по фгос

Карта психического развития ребенка в доу по фгос thumbnail
Индивидуальная карта развития ребенка

Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.

Главная задача воспитателей и учителей — создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.

Психологическое развитие ребенка

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Правила заполнения индивидуальной карты

Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” — воспитатели.

Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.

Заполненная карта индивидуального развития ребенка — документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.

Общие сведения

Данные о воспитаннике и его семье — название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).

Физические и психические изменения

Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.

При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.

Основные диагностируемые параметры:

  • психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
  • личностные качества (самооценка, темперамент);
  • степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе — лидер или агрессор).

Достижения и предпосылки

Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:

Наименование области развитияПодразделыПример комментария воспитателя
1РечеваяОбъем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературыМожет рассказать сюжет из сказки
2ПознавательнаяОкружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельностьЗнает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет
3КоммуникативнаяСоциализация, труд, ОБЖСоблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками
4ТворческаяИзобразительная и конструкторская деятельность, музыкаВладеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы
5ФизическаяАктивность, подвижностьРазвивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру

Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.

Индивидуальный образовательный маршрут и его реализация

Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.

Читайте также:  Влияние детско родительских отношений на развитие ребенка курсовая

Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.

Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:

  1. Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
  2. Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
  3. Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).

Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.

Школьные индивидуальные карты развития

Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • освоение основ школьной программы;
  • возрастные достижения;
  • социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
  • общая физическая подготовка;
  • склонность к творчеству.

Главное отличие школьных индивидуальных карт — упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.

Образцы индивидуальных карт развития ребенка

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (младшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (средняя группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (старшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (подготовительная группа)»

Видео

006

Источник

hello_html_m3ea624ad.jpg

Психологическая карта ребенка

— Диагноз врача:

— Общее соматическое состояние

— Группа здоровья

— Физкультурная группа

— Особые сведения:

7.Психическое развитие

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

На г.

На г.

На г.

На г.

Восприятие

Мышление:

-наглядно-действенное

-наглядно-образное

-логическое

Внимание:

-устойчивость

-распределяемось

— концентрация

Память:

-слуховая

-образная

Воображение

Речь

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Самооценка

Волевые качества

Темперамент

Уровень агрессии

Уровень тревожности

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

Особенности поведения

Особенности общения

С взрослыми

Со сверстниками

Статус в группе

8.Психологическая готовность к школе

Не готов

Психосоциальная зрелость

Интеллектуальная готовность к школе

Психомоторная зрелость

Общий вывод

Рекомендации:

9. Формы работы групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

10. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком

Читайте также:  Условия для развития ребенка его творческого я

Педагог-психолог Е.В. Громцева

Ранний возраст (до 3 лет)

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Ориентирование на требования педагога:

не подчиняется; ситуативно; полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам:

проявляется; не проявляется.

Умение регулировать эмоции:

может «отложить» импульсивное проявление;

импульсивность в пределах нормы;

не владеет регуляцией.

Включенность в деятельность группы:

участвует вместе с детьми в режимных моментах;

необходимо дополнительное внимание со стороны взрослого;

предпочитает оставаться незаметным.

Целенаправленность поведения:

поведение целенаправленное;

цель удерживает, хотя и отвлекается;

мало целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям:

адекватен ситуации, действия адекватны, хотя импульсивны;

импульсивность, непоследовательность в выражении эмоций.

Проявление утомления:

постоянно утомлен;

утомление проявляется в начале дня, недели;

в конце дня, недели.

Уровень развития активной речи:

высокий, средний, низкий, отсутствует.

Средства общения:

речевые;

экспрессивно-мимические;

предметно-действенные.

Особенности совместной деятельности со взрослым:

инициативен, включен в деятельность;

пассивен, тревожен, проявляет негативизм.

Младший дошкольный возраст

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой, жестовый, мимический;

легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение формальное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, указания выполняет с трудом, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ______________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, испытывает трудности на занятиях физкультурой.

Сенсорное развитие:

показывает и называет величину, цвет, форму предметов;

затруднено формирование

сенсорного гнозиса.

Понимание речи:

обращенную речь понимает, действует по словесному указанию;

понимание речи на бытовом уровне;

трудности в регуляции поведения речевыми обращениями.

Активная речь:

инициативен в речевом высказывании, речь понятна, предложения полные;

инициативен в речевом высказывании, речь малопонятна;

речь односложная, инициативы в речевом общении не проявляет.

Развитие сюжетно-ролевой игры:

обычно включается в игру;

обычно играет в одиночку, но возле других детей;

держится в стороне от других детей.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические:

сформированы по возрасту;

трудности в формировании навыков самообслуживания.

Рисование:

проявляет желание рисовать, имеет замысел, уверенно рисует кистью, карандашом;

желания рисовать не проявляет, карандаш, кисть держит неуверенно.

Средний возраст (4–5 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой;

легко и быстро устанавливает контакт;

общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, часто роняет вещи, испытывает трудности на музыкальных и физкультурных

занятиях.

Познавательная активность:

любознателен, живо интересуется окружающим;

познавательный интерес проявляет избирательно;

познавательная активность низкая.

Слуховое восприятие:

различает и обозначает словом неречевые шумы;

различает, но затрудняется обозначить словом;

не проявляет интереса к заданию.

Зрительное восприятие:

называет и узнает большинство предметов на картинке, определяет геометрические формы;

предметы, геометрические формы узнает и называет, но заменяет слова;

узнает черно-белые изображения.

Пространственные представления:

в процессе конструирования, строительных игр употребляет простые предлоги;

делает постройки, но затрудняется словом обозначить местоположение деталей;

не проявляет интереса к конструированию.

Развитие движений пальцев рук:

при рисовании и самообслуживании движения сформированы;

движения пальцев рук неловкие, напряженные при рисовании, в самообслуживании.

Связная речь:

речь понятная, умеет выразить свою мысль словом;

Читайте также:  Зона актуального развития это то что ребенок

речь нечеткая, но предложения распространенные, полные;

по составу предложения неполные, короткие, затруднена связь слов в предложении.

Развитие мышления:

соответствует возрасту;

преобладает наглядно-действенный способ.

Анализ продуктивной деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы;

не высказывает изобразительного замысла.

Словотворчество:

проявляет;

не проявляет.

Игра:

преобладающий уровень игры ___________________

вид общения в игре _______________________

Социальные навыки:

знает и выполняет социальные нормы и правила в поведении;

знает, но не всегда выполняет социальные нормы и правила;

с трудом подчиняется выполнению социальных норм и правил.

Старший возраст (5–6 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное, кратковременное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, в одном темпе с другими детьми;

активен, чрезмерно деятелен, указания не выслушивает до конца, торопится;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

затруднена координация общих разноименных движений;

снижена выносливость движений (затруднения в беге).

Слуховое внимание:

соответствует возрасту;

снижен объем слухового внимания.

Зрительно-пространственный гнозис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Зрительно-пространственный праксис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Развитие графической деятельности:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Латеральные предпочтения:

выделены;

не выделены.

Мыслительная деятельность, познавательная активность:

соответствует возрасту;

некоторые задания вызывают затруднения.

Игра:

преобладающий уровень игры _________________

вид общения в игре ______________________________

Анализ продуктов деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним, может само-

стоятельно оценить результат;

имеет изобразительный замысел, работает в соответствии с ним, но результат не оценивает

адекватно;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы, оценки результата нет.

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, доводит начатое дело до конца;

активен, чрезмерно деятелен, переносит задания из другого упражнения, суетлив, не заканчивает задания;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ________________________

Общие движения:

физически развит, ловок, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

снижена выносливость движений, проявляет моторную неловкость.

Зрительно-моторная координация:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ритмическое чувство:

выполняет задания по простым, сложным ритмам;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Переключение движений:

выполняет задания;

затруднено выполнение заданий.

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели):

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Звуковой анализ слов:

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Умение определять состав числа:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Составление сюжетного рассказа по серии картин:

составляет рассказ и обосновывает последовательность картин;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Понимание логико-грамматических конструкций:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

затруднено выполнение заданий.

Установление причинно-следственных связей:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ориентировка на листе бумаги:

соответствует возрасту;

затруднения в определении левой и правой стороны листа;

затруднения в определении вертикального направления

Источник