Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста
Фамилия, имя ребенка……………………………………………
Сфера наблюдения | Цата, возраст ребенка | |||||
Режим дня | •Хорошо засыпает •Хорошо ест | |||||
Навыки самообслуживания | •Стремится к самостоятельности | |||||
Преобладающее настроение | •Бодрое, жизнерадостное •Спокойное • Подавленное, тревожное | |||||
Отношение к себе | •Узнает себя на фотографиях, в зеркале •С удовольствием разглядывает свои изображения • Демонстрирует взрослому свои умения, достижения |
Продолжение карты
Сфера наблюдения | Дата, возраст ребенка | |||||
•Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого) | ||||||
Общение со взрослыми | • Проявляет инициативу •Откликается на предложения взрослого о совместной деятельности • Выполняет просьбы •Учитывает оценку взрослого в своей деятельности •Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми | |||||
Общение со сверстниками | • Проявляет доброжелательность • С интересом наблюдает за другими детьми • Играет рядом со сверстниками • Играет вместе со сверстниками • Принимается детьми в игру • Охотно участвует в групповых занятиях | |||||
Действия с предметами | • Радуется новым игрушкам, играм, занятияк i • Проявляет любознательность •Знает назначение бытовы> предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением |
248 HI. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Окончание карты
Сфера наблюдения | Дата, возраст ребенка | |||||
•Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-то делом • Проявляет настойчивость в достижении результата имеет любимые игрушки игры и занятия (указать, какие) | ||||||
Игра с сюжетными игрушками | •Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым •Умеет играть самостоятельно •Умеет использовать предметы-заместители | |||||
Речь | • Понимает речь взрослого •Лепечет • Говорит отдельные слова • Произносит фразы | |||||
Художественно-эстетическая деятельность | • Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам •Любит рисовать •Любит играть с музыкальными игрушками •Любит танцевать |
Ориентируясь на приведенную карту наблюдений, педагог может разработать различные ее варианты в соответствии со своими задачами. Например, в карту могут быть внесены дополнительные пункты, отражающие физическое развитие или какие-то другие качества ребенка, которые вызывают обеспокоенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.
8. Организация планирования педагогической деятельности 249
___________________________ и наблюдения за развитием детей__________
Работа с картой развития. Воспитатель должен выделить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Педагоги распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение и заполняют соответствующие карты.
Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, воспитатель использует разные ситуации в течение дня. В карту развития заносятся данные, которые накапливаются у воспитателя в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один—два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей его поведения в разных ситуациях. Воспитатель имеет возможность каждый день общаться с ним, наблюдать за его жизнью, суммировать свои впечатления при заполнении карты. Рассмотрим пример.
Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей, но Вика отказывается от этого вида игры, предпочитает заниматься мозаикой, рисованием, вкладышами. На следующий день она опять не вступает в игру, занимается чем-то другим, но в последующие дни увлеченно играет с куклой, кормит ее, катает в коляске. Следовательно, было бы неверно делать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность на основании наблюдений первых двух дней.
Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего словесно:
• обычно, да (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);
• изредка (когда качество проявляется время от времени);
• нет (когда качество не проявляется вовсе).
Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии малыша на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках, строит педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Планирование педагогической работы на основе наблюдений. Карта развития — не тест. Работа с ней не требует подсчета баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка и его индивидуальных особенностях, определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей
250 «I. Содержание и методы педагогической
________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_____________________________________________
педагогической работы с малышом, их реализация, последующая фиксация изменений в соответствующей сфере его развития.
Индивидуально-групповая карта развития
Эта карта составляется с целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка. По содержанию она аналогична предыдущей, но отличается по форме. Чтобы карта не была слишком громоздкой, ее можно представить в виде отдельных составляющих по каждому направлению развития. Приведем пример такой карты.
Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 4970; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9697 — | 7417 — или читать все…
Читайте также:
Источник
ТОП 10:
Фамилия, имя ребенка __________________________
Сфера наблюдения | Дата, возраст ребенка | |||||
Режим дня | •Хорошо засыпает •Хорошо ест | |||||
Навыки самообслуживания | •Стремится к самостоятельности | |||||
Преобладающее настроение | •Бодрое, жизнерадостное • Спокойное • Подавленное, тревожное | |||||
Отношение к себе | • Узнает себя на фотографиях, в зеркале. • С удовольствием разглядывает свои изображения. • Демонстрирует взрослому свои умения, достижения. • Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого) | |||||
Общение со взрослыми | • Проявляет инициативу. • Откликается на предложения взрослого о совместной деятельности. • Выполняет просьбы. • Учитывает оценку взрослого в своей деятельности. • Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми | |||||
Общение со сверстниками | • Проявляет доброжелательность. • С интересом наблюдает за другими детьми • Играет рядом со сверстниками. • Играет вместе со сверстниками. • Принимается детьми в игру. • Охотно участвует в групповых занятиях | |||||
Действия с предметами | • Радуется новым игрушкам, играм, занятиям. • Проявляет любознательность. • Знает назначение бытовых предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением. • Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-то делом. • Проявляет настойчивость в достижении результата, имеет любимые игрушки, игры и занятия | |||||
Игра с сюжетными игрушками | • Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым. • Умеет играть самостоятельно. • Умеет использовать предметы-заместители | |||||
Речь | • Понимает речь взрослого. • Лепечет. • Говорит | |||||
Художественно- эстетическая деятельность | • Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам. • Любит рисовать. • Любит играть с музыкальными игрушками. • Любит танцевать |
Приложение 8
Диагностическая карта ребенка при поступлении в ДОО
Ф. И. ребенка _____________________________
Возраст ребенка к моменту поступления
в детский сад _____________________________
Дата поступления ________________________
Обследуемые характеристики | Результаты обследования |
1. Семейный портрет: • состав семьи; • образование родителей; • жилищные условия; • материальное положение; • психологический климат | |
2. Уровень физического развития (норма, выше нормы, ниже нормы) | |
3. Общее состояние здоровья (заболевания в днях за год): • профиль заболеваний | |
4. Группа здоровья (I-V) | |
5. Уровень развития моторики: а) степень освоенности основных движений; б) уровень развития мелкой моторики и координации движений (соответствует норме, выше, ниже нормы); в) качества (соответствие с нормой): • быстрота; • выносливость; • сила; • ловкость; • гибкость | |
6. Общение: • со сверстниками; • со взрослыми (норма или отклонения) | |
7. Особенности нервно-психического развития (соответствие возрастным показателям): • внимание; • память; • мышление; • речь | |
8. Интересы и склонности | |
9. Привычки | |
10. Культурно-гигиенические навыки |
Приложение 6
Параметры определения готовности поступления ребенка в детский сад
(разработаны доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печорой К. Л.)
Фамилия, имя ребенка __________________________
№ | Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребенка | Баллы |
1. Поведение | |||
1.1 | Настроение: • бодрое, • уравновешенное, • раздражительное, неустойчивое | Какое из перечисленных настроений преобладает? | |
1.2 | Сон (длительность): • соответствует возрасту; • не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | |
1.2.1 | Засыпание Длительность: • быстрое, до 10 минут, • медленное | Как засыпает ребенок? | |
1.2.2 | Характер: • спокойный, • неспокойный | Каков характер засыпания? | |
1.2.3 | • с дополнительными воздействиями; • без дополнительных воздействий | Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | |
1.3 | Аппетит: • хороший, • избирательный, неустойчивый, • плохой | Какой аппетит у ребенка? | |
1.4 | Отношение к высаживанию на горшок: • положительное, • отрицательное | Как ребенок относится к этой процедуре? | |
1.5 Навыки опрятности: • просится на горшок, • не просится, но бывает сухой, • не просится, ходит мокрый | Какими навыками опрятно- сти владеет ребенок? | ||
1.6 Отрицательные привычки: • есть (какие?), • нет | Есть ли отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается и т. д.)? | ||
2. Нервно-психическое развитие (НПР) | |||
2.1 | Возраст 1 г. 6 мес.-2 г. • Понимание речи • Движения • Игра • Навыки | Показатели НПР выявляются методом диагностики, которую проводят старший воспитатель или психолог | |
| |||
Продолжение приложения | |||
2.2 | Возраст 2 г.-3 г. • Активная речь • Сенсорное развитие • Движения • Игра • Навыки • Конструирование • Изодеятельность | Соответствует возрасту – 3 балла. Ниже на один эпикризный срок – 2 балла. Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл. Оценивается каждая линия развития, затем высчитывается средний балл | |
3. Личность | |||
3.1 | Проявление познавательных потребностей | ||
3.1.1 | В повседневной жизни: • Проявляет, • недостаточно проявляет, • не проявляет | 1) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? 2) Интересуется действиями взрослых? 3) Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив? | |
3.1.2 | При обучении: • проявляется интерес, активность; • недостаточно проявляет, • не проявляет | Проявляет ребенок интерес к занятиям? | |
3.2 | Инициативность | ||
3.2.1 | Инициативность в игре: проявляет инициативность по всем указанным параметрам. 1) Умеет сам найти для себя дело: • да, • нет. 2) Есть фаза подготовки игры • самостоятельно, • с помощью взрослого. 3) Есть элементы воображения: • да, • нет. 4) Умеет решать проблемы в игре (1,6мес) • да, • нет | Алгоритм обработки данных см. пункт 2.2 | |
3.2.2 | Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми: • вступает в контакт по своей инициативе, • сам не вступает в контакт | ||
3.2.3 | Инициативность во взаимоотношениях с детьми: • вступает в контакт по своей инициативе, • сам не вступает в контакт | ||
| |||
Окончание приложения | |||
3.3 | Результативность: • всегда доводит начатое дело до конца, • не всегда, • не доводит | Доводит ли начатое дело до конца? | |
3.4 | Самостоятельность в игре: • умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; • не всегда, • не играет сам | ||
3.5 | Социальные связи со взрослыми | ||
3.5.1 | Социальные связи со взрослыми: • легко идет на контакт, • избирательно, • трудно | Каковы контакты со взрослыми? | |
3.5.2 | Контакты с детьми: • вступает легко, • избирательно, • трудно | Каковы контакты с детьми? | |
3.5.3 | Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми: • есть, • недостаточно, • нет | ||
3.5.4 | Уверенность в себе: • есть, • не всегда, • нет | ||
3.5.5 | Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка: • да, • не всегда, • нет | Адекватно ли воспринимает ребенок оценку своей деятельности со стороны взрослого? | |
3.5.6 | Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.)? Как перенес? • да, – перенес легко (3 балла), – перенес тяжело (1 балл), • нет (не оценивается) | ||
3.5.7 | Аффективная (чрезмерная) привязанность к кому-либо из взрослых (не оценивается) | К кому именно? | |
Средний балл – 2,7 Вывод: готов к поступлению в детский сад |
Примечание
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение оцениваются в баллах.
Если графа предусматривает 3 показателя, то оценка такая:
норма – 3 балла,
с отклонениями – 2 балла,
плохо – 1 балл.
Если графа предусматривает 2 показателя, то:
первый показатель – 3 балла,
второй – 1 балл.
Чтобы определить прогноз адаптации, готовность ребенка к поступлению в детский сад по среднему числу баллов, нужно прежде всего вывести средние показатели по всем
трем блокам:
1 блок – поведение,
2 блок – уровень нервно-психического развития,
3 блок – личность.
Для того чтобы вывести средний показатель по каждому блоку, надо:
общее количество баллов в каждом блоке (1, 2, 3) разделить на количество вопросов в каждом блоке.
Получив данные по каждому из блоков, мы сможем увидеть:
— какой из них самый слабый,
— где ребенок больше всего отстает.
Там, где показатели выходят на единицу, даются назначения и рекомендации
как для родителей,
так и для воспитателей.
Затем сумму трех средних показателей блоков надо разделить на три (так как у нас всего три блока), получаем средний показатель готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Таким образом, прогноз адаптации определяется по среднему числу баллов:
3-2,6 баллов – готов к поступлению в д/с;
2,5-2 баллов – условно готов;
1,9-1,6 балла – не готов.
Учебное издание
Горюнова Татьяна Максимовна
ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Учебно-методическое посибие
Редактор Е.М.Кузьмина
Технический редактор Л.М. Бывшева
Подписано в печать 21.02.2014 Формат 64/84х16 Усл.печ.л.5,4 Тираж 500 экз. Заказ 43
Издательство НГПУ, 603004 Н.Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Отпечатанов РИЦ «Полиграф» НГПУ им. К.Минина
603004 Нижний.Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Источник
ирина верещагина
Карта наблюдения и оценки развития детей младшего возраста
Система оценивания образовательных достижений
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
— наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности;
— карты развития ребенка;
— различные шкалы индивидуального развития;
— анализ продуктов детской деятельности;
— в деятельности в режимных моментах.
Методами оценивания служат:
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– игровой деятельности;
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– художественной деятельности
– физического развития.
Психологическая готовность к школе:
— методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
— беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
— Ранний возраст:
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
Методика Т. С. Комаровой
Шкала индивидуального развития:
— методика «Лесенка» (В. Щур — выявление уровня развития самооценки);
— метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно — образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н, средний (С, высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет
Ребенок ___ группа ___ пол ___
Воспитатель ___
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)
1. Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года I* II
1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— знает собственное имя, фамилию, имена родителей
— рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
— отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
— проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
3. Выражает эмоции приемлемым способом:
— проявляет готовность ждать появления матери
— быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
— выражает чувства словами
4. Самообслуживание:
— умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
— умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
— умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
— умеет держать ложку в правой руке
5. Трудовые поручения:
— умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
— умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения (совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
— предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
6. Воспитание целостного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— проявляет интерес к людям разных профессий
7. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— имеет представление о светофоре и его сигналах
— знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
— в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
8. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
— знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
— имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
— знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
9. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
— знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр., имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
— на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
— способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1. Проявляет познавательный интерес:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2. Проявляет интерес к действиям с предметами:
— распознает основные формы предметов (шар, куб)
— различает и называет предметы ближайшего окружения
— подбирает несколько необходимых предметов для игры
3. Классифицирует по признакам:
— сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
— подбирает предметы по цвету, форме, размеру
— различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1. Правильно реагирует на речевую информацию:
— понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
2. Активная речь:
— пользуется предложениями из трех и более слов
— отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
— излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
3. Говорит понятно для слушателей:
— разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
— активно общается со знакомыми людьми
— использует в речи разные виды предложений
4. Проявляет интерес к художественной литературе:
— легко охотно соглашается послушать чтение
— просит взрослого почитать или рассказать историю
— пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
— самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
— правильно держит книгу, листает от начала до конца
— любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
6. Видит связь между устной и письменной речью:
— опознает символические обозначения, используемые в группе
— узнает написание своего имени
— имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
4. Художественно-эстетическое развитие
1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
— просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
— внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
— подпевает отдельные слова и фразы
2. Сам пытается музицировать:
— способен узнавать знакомую мелодию, песню
— распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано, может назвать и показать, что звучало
— использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
3. Двигается под музыку:
— начинает движения с началом музыки
— двигается в соответствии с характером музыки
— выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
— проявляет интерес к разным видам изодеятельности
— может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
— радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
5. Воплощает идеи в реальность:
— называет, что нарисовал
— знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т. д.
— умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
6. Проявляет воображение:
— выбирает разные цвета
— использует разные материалы, размер и цвет бумаги
— умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
1. Демонстрирует координированные движения:
— умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
— прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
— умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
2. Удерживает равновесие:
— стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
— проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
— умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
3. Использует координированные движения:
— поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
— рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
— выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
— самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
— с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
— при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
5. Знает некоторые части тела и их функции:
— называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
— может показать эти части тела
6. Знает предметы, связанные с гигиеной:
— знает свой шкафчик
— знает свою кровать
— знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года
Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет
Ребенок ___ группа ___ пол ___
Воспитатель ___
Уровни показателей (баллы):): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)
Критерии развития 1-й год
(младшая группа) 2-й год
(средняя группа 3-й год (старшая группа) 4-й год (под
готови
тельная группа)
I* II I II I II I II
1. Социально-коммуникативное развитие
1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:
— называет себя мальчиком или девочкой
— воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
— проявляет уважение к себе и другим
— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
3. Выражает эмоции приемлемым способом:
— опознает и называет различные эмоции
— выражает чувства словами
— объясняет причины своих эмоций
4. Проявляет эмпатию к другим людям:
— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
— помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
5. Самоконтроль и взаимодействие:
— навыки игры сформированы соответственно возрасту
— присоединяется к игре по приглашению или просьбе
— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
6. Понимает и уважает различия между людьми:
— играет с ребенком другой культурной принадлежности
— интересуется различиями между собой и другими
— использует подходящие слова, обсуждая различия
7. Самообслуживание:
— умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
— может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
— бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
8. Ручной труд:
— проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
— делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т. д.
— принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
9. Воспитание ценностного отношения к труду:
— проявляет желание трудиться
— ответственно выполняет трудовые поручения
— помогает сверстникам и взрослым при затруднении
10. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
— знает правила безопасного поведения в транспорте
11. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
— знает и соблюдает правила общения с животными
— имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т. д.)
12. Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту:
— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
— знает и выполняет правила поведения на прогулке
— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
— задает вопросы о мире, событиях, материалах
— проявляет любознательность
— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2. Планирует и ставит цель:
— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
— подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
3. Классифицирует по признакам:
— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т. д.
— подбирает группу объектов на основании функционального сходства
— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
4. Понимает количественные отношения:
— устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их
— сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало
— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы
— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
5. Понимает основные пространственные отношения:
— понимает слова, обозначающие положение или направления
— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения
— решает различные пространственные головоломки (пазлы)
6. Обнаруживает наличие представлений о времени:
— знает слова, означающие время суток
— понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т. д.
— знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1. Правильно реагирует на речевую информацию:
— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
— следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует
— задает уместные вопросы
2. Говорит понятно для слушателей:
— использует части речи согласно возрасту
— согласует слова в предложении
— говорит соответственно возрасту
3. Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:
— рассказывает собственную историю
— развивает предложения
4. Сосредоточенно слушает чтение вслух:
— легко и охотно соглашается послушать чтение
-просит взрослого почитать или рассказать историю
— высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги
5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
— часто посещает литературный центр
— правильно держит книгу, листает от начала до конца
— любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в ри?