Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста

Фамилия, имя ребенка……………………………………………

Сфера наблюдения   Цата, возраст ребенка
Режим дня •Хорошо засыпает •Хорошо ест          
Навыки самообслуживания •Стремится к самостоятельности          
Преобладающее настроение •Бодрое, жизнерадостное •Спокойное • Подавленное, тревожное          
Отношение к себе •Узнает себя на фотографиях, в зеркале
•С удовольствием разглядывает свои изображения
• Демонстрирует взрослому свои умения, достижения
         

Продолжение карты

Сфера наблюдения Дата, возраст ребенка
  •Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого)          
Общение со взрослыми • Проявляет инициативу •Откликается
на предложения взрослого о совместной деятельности
• Выполняет просьбы •Учитывает оценку
взрослого в своей деятельности •Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми
         
Общение со сверстниками • Проявляет доброжелательность
• С интересом наблюдает за другими детьми
• Играет рядом со сверстниками
• Играет вместе со сверстниками
• Принимается детьми в игру
• Охотно участвует
в групповых занятиях
         
Действия с предметами • Радуется новым игрушкам, играм, занятияк i
• Проявляет любознательность
•Знает назначение бытовы> предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением
       

248 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Окончание карты

Сфера наблюдения Дата, возраст ребенка
  •Длительно
и сосредоточенно может
заниматься
каким-то делом • Проявляет настойчивость
в достижении результата
имеет любимые игрушки
игры и занятия
(указать, какие)
         
Игра
с сюжетными
игрушками
•Охотно играет
с сюжетными игрушками
вместе со взрослым •Умеет играть
самостоятельно •Умеет использовать
предметы-заместители
         
Речь • Понимает речь взрослого •Лепечет
• Говорит отдельные слова
• Произносит фразы
         
Художественно-эстетическая деятельность • Проявляет интерес
к книжкам, любит слушать
чтение взрослого,
рассматривать
иллюстрации к книгам •Любит рисовать •Любит играть
с музыкальными
игрушками •Любит танцевать
         

Ориентируясь на приведенную карту наблюдений, педагог может разработать различные ее варианты в соответствии со своими задачами. Например, в карту могут быть внесены до­полнительные пункты, отражающие физическое развитие или какие-то другие качества ребенка, которые вызывают обеспо­коенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Что­бы проследить за динамикой развития той или иной деятель­ности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.

8. Организация планирования педагогической деятельности 249
___________________________ и наблюдения за развитием детей__________

Работа с картой развития. Воспитатель должен выде­лить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Педагоги распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение и заполняют со­ответствующие карты.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребен­ка, воспитатель использует разные ситуации в течение дня. В карту развития заносятся данные, которые накаплива­ются у воспитателя в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюде­ния, накопленные за один—два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основа­нии повторяющихся особенностей его поведения в разных ситуациях. Воспитатель имеет возможность каждый день общаться с ним, наблюдать за его жизнью, суммировать свои впечатления при заполнении карты. Рассмотрим пример.

Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей, но Вика от­казывается от этого вида игры, предпочитает заниматься мо­заикой, рисованием, вкладышами. На следующий день она опять не вступает в игру, занимается чем-то другим, но в по­следующие дни увлеченно играет с куклой, кормит ее, ката­ет в коляске. Следовательно, было бы неверно делать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность на осно­вании наблюдений первых двух дней.

Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего словесно:

• обычно, да (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• изредка (когда качество проявляется время от времени);

• нет (когда качество не проявляется вовсе).

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целост­ное представление о развитии малыша на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках, строит педагогичес­кий процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Планирование педагогической работы на основе наблюде­ний. Карта развития — не тест. Работа с ней не требует подсче­та баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка и его индивидуальных осо­бенностях, определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей

250 «I. Содержание и методы педагогической

________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_____________________________________________

педагогической работы с малышом, их реализация, последу­ющая фиксация изменений в соответствующей сфере его раз­вития.

Индивидуально-групповая карта развития

Эта карта составляется с целью получения общей характе­ристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка. По содержанию она аналогична предыдущей, но от­личается по форме. Чтобы карта не была слишком громозд­кой, ее можно представить в виде отдельных составляющих по каждому направлению развития. Приведем пример такой карты.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 4970; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9697 — | 7417 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста

ТОП 10:

Фамилия, имя ребенка __________________________

Сфера наблюдения Дата, возраст
ребенка
Режим дня
 
•Хорошо засыпает
•Хорошо ест
         
Навыки
самообслуживания
•Стремится к самостоятельности          
Преобладающее
настроение
•Бодрое, жизнерадостное
• Спокойное
• Подавленное, тревожное
         
Отношение к себе • Узнает себя на фотографиях, в зеркале.
• С удовольствием разглядывает свои
изображения.
• Демонстрирует взрослому свои умения, достижения.
• Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого)
         
Общение со
взрослыми
• Проявляет инициативу.
• Откликается на предложения взрослого о совместной деятельности.
• Выполняет просьбы.
• Учитывает оценку взрослого в своей деятельности.
• Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми
         
Общение со
сверстниками
• Проявляет доброжелательность.
• С интересом наблюдает за другими детьми
• Играет рядом со сверстниками.
• Играет вместе со сверстниками.
• Принимается детьми в игру.
• Охотно участвует в групповых занятиях
         
Действия с
предметами
• Радуется новым игрушкам, играм, занятиям.
• Проявляет любознательность.
• Знает назначение бытовых предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением.
• Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-то делом.
• Проявляет настойчивость в достижении результата, имеет любимые игрушки, игры и занятия
         
Игра с
сюжетными
игрушками
• Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым.
• Умеет играть самостоятельно.
• Умеет использовать предметы-заместители
         
Речь • Понимает речь взрослого.
• Лепечет.
• Говорит
         
Художественно- эстетическая
деятельность
• Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам.
• Любит рисовать.
• Любит играть с музыкальными игрушками.
• Любит танцевать
         

Приложение 8

Диагностическая карта ребенка при поступлении в ДОО

Ф. И. ребенка _____________________________

Возраст ребенка к моменту поступления

в детский сад _____________________________

Дата поступления ________________________

Обследуемые характеристики Результаты обследования
1. Семейный портрет:
• состав семьи;
• образование родителей;
• жилищные условия;
• материальное положение;
• психологический климат
 
2. Уровень физического развития
(норма, выше нормы, ниже нормы)
 
3. Общее состояние здоровья
(заболевания в днях за год):
• профиль заболеваний
 
4. Группа здоровья (I-V)  
5. Уровень развития моторики:
а) степень освоенности основных движений;
б) уровень развития мелкой моторики
и координации движений
(соответствует норме, выше, ниже нормы);
в) качества (соответствие с нормой):
• быстрота;
• выносливость;
• сила;
• ловкость;
• гибкость
 
6. Общение:
• со сверстниками;
• со взрослыми (норма или отклонения)
 
7. Особенности нервно-психического развития
(соответствие возрастным показателям):
• внимание;
• память;
• мышление;
• речь
 
8. Интересы и склонности  
9. Привычки  
10. Культурно-гигиенические навыки  

Приложение 6

Параметры определения готовности поступления ребенка в детский сад

(разработаны доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печорой К. Л.)

Фамилия, имя ребенка __________________________

Параметры Дополнительный вопрос
к матери ребенка
Баллы
1. Поведение
1.1 Настроение:
• бодрое,
• уравновешенное,
• раздражительное, неустойчивое
Какое из перечисленных
настроений преобладает?
 
1.2 Сон (длительность):
• соответствует возрасту;
• не соответствует возрасту
Какова длительность сна?
 
1.2.1 Засыпание
Длительность:
• быстрое, до 10 минут,
• медленное
Как засыпает ребенок?
1.2.2 Характер:
• спокойный,
• неспокойный
Каков характер засыпания?
1.2.3 • с дополнительными воздействиями;
• без дополнительных воздействий
Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?
1.3 Аппетит:
• хороший,
• избирательный, неустойчивый,
• плохой
Какой аппетит у ребенка?
1.4 Отношение к высаживанию на
горшок:
• положительное,
• отрицательное
 
Как ребенок относится к
этой процедуре?
 
  1.5 Навыки опрятности:
• просится на горшок,
• не просится, но бывает сухой,
• не просится, ходит мокрый
 
Какими навыками опрятно-
сти владеет ребенок?
 
  1.6 Отрицательные привычки:
• есть (какие?),
• нет
Есть ли отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается и т. д.)?
2. Нервно-психическое развитие (НПР)
2.1 Возраст 1 г. 6 мес.-2 г.
• Понимание речи
• Движения
• Игра
• Навыки
Показатели НПР выявляются методом диагностики,
которую проводят старший
воспитатель или психолог
 
 
     
Продолжение приложения
2.2 Возраст 2 г.-3 г.
• Активная речь
• Сенсорное развитие
• Движения
• Игра
• Навыки
• Конструирование
• Изодеятельность
Соответствует возрасту – 3 балла.
Ниже на один эпикризный срок – 2 балла.
Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл.
Оценивается каждая линия развития, затем высчитывается средний балл
 
3. Личность
3.1 Проявление познавательных
потребностей
   
3.1.1 В повседневной жизни:
• Проявляет,
• недостаточно проявляет,
• не проявляет
1) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?
2) Интересуется действиями взрослых?
3) Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив?
3.1.2 При обучении:
• проявляется интерес, активность;
• недостаточно проявляет,
• не проявляет
 
Проявляет ребенок интерес
к занятиям?
3.2 Инициативность    
3.2.1 Инициативность в игре:
проявляет инициативность по всем указанным параметрам.
1) Умеет сам найти для себя дело:
• да,
• нет.
2) Есть фаза подготовки игры
• самостоятельно,
• с помощью взрослого.
3) Есть элементы воображения:
• да,
• нет.
4) Умеет решать проблемы в игре (1,6мес)
• да,
• нет
Алгоритм обработки данных
см. пункт 2.2
 
 
3.2.2 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:
• вступает в контакт по своей инициативе,
• сам не вступает в контакт
 
3.2.3 Инициативность во взаимоотношениях с детьми:
• вступает в контакт по своей инициативе,
• сам не вступает в контакт
 
     
 
 
Окончание приложения
3.3 Результативность:
• всегда доводит начатое дело
до конца,
• не всегда,
• не доводит
Доводит ли начатое дело до
конца?
 
3.4 Самостоятельность в игре:
• умеет играть самостоятельно
в отсутствии взрослого;
• не всегда,
• не играет сам
 
3.5 Социальные связи со взрослыми    
3.5.1 Социальные связи со взрослыми:
• легко идет на контакт,
• избирательно,
• трудно
Каковы контакты со взрослыми?
 
3.5.2 Контакты с детьми:
• вступает легко,
• избирательно,
• трудно
Каковы контакты с детьми?
3.5.3 Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:
• есть,
• недостаточно,
• нет
 
3.5.4 Уверенность в себе:
• есть,
• не всегда,
• нет
 
3.5.5 Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:
• да,
• не всегда,
• нет
Адекватно ли воспринимает ребенок оценку своей деятельности со стороны взрослого?
 
3.5.6 Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.)?
Как перенес?
• да,
– перенес легко (3 балла),
– перенес тяжело (1 балл),
• нет (не оценивается)
 
3.5.7 Аффективная (чрезмерная) привязанность к кому-либо из взрослых (не оценивается) К кому именно?  
 
Средний балл – 2,7
Вывод: готов к поступлению в детский сад
 

Примечание

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение оцениваются в баллах.

Если графа предусматривает 3 показателя, то оценка такая:

норма – 3 балла,

с отклонениями – 2 балла,

плохо – 1 балл.

Если графа предусматривает 2 показателя, то:

первый показатель – 3 балла,

второй – 1 балл.

Чтобы определить прогноз адаптации, готовность ребенка к поступлению в детский сад по среднему числу баллов, нужно прежде всего вывести средние показатели по всем

трем блокам:

1 блок – поведение,

2 блок – уровень нервно-психического развития,

3 блок – личность.

Для того чтобы вывести средний показатель по каждому блоку, надо:

общее количество баллов в каждом блоке (1, 2, 3) разделить на количество вопросов в каждом блоке.

Получив данные по каждому из блоков, мы сможем увидеть:

— какой из них самый слабый,

— где ребенок больше всего отстает.

Там, где показатели выходят на единицу, даются назначения и рекомендации

как для родителей,

так и для воспитателей.

Затем сумму трех средних показателей блоков надо разделить на три (так как у нас всего три блока), получаем средний показатель готовности ребенка к поступлению в детский сад.

Таким образом, прогноз адаптации определяется по среднему числу баллов:

3-2,6 баллов – готов к поступлению в д/с;

2,5-2 баллов – условно готов;

1,9-1,6 балла – не готов.

Учебное издание

Горюнова Татьяна Максимовна

ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Учебно-методическое посибие

Редактор Е.М.Кузьмина

Технический редактор Л.М. Бывшева

Подписано в печать 21.02.2014 Формат 64/84х16 Усл.печ.л.5,4 Тираж 500 экз. Заказ 43

Издательство НГПУ, 603004 Н.Новгород, ул. Челюскинцев, 9

Отпечатанов РИЦ «Полиграф» НГПУ им. К.Минина

603004 Нижний.Новгород, ул. Челюскинцев, 9



Источник

ирина верещагина
Карта наблюдения и оценки развития детей младшего возраста

Система оценивания образовательных достижений

Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:

наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности;

карты развития ребенка;

— различные шкалы индивидуального развития;

— анализ продуктов детской деятельности;

— в деятельности в режимных моментах.

Методами оценивания служат:

Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:

– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

– игровой деятельности;

– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);

– художественной деятельности

– физического развития.

Психологическая готовность к школе:

— методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;

— беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н. И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.

— Ранний возраст:

Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Н. М. Аксариной, Л. Г. Голубевой.

Анализ продуктов детской деятельности.

Методика Т. С. Комаровой

Шкала индивидуального развития:

— методика «Лесенка» (В. Щур — выявление уровня развития самооценки);

— метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства

организации воспитательно — образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н, средний (С, высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.

Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.

Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах

соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.

Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет

Ребенок ___ группа ___ пол ___

Воспитатель ___

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)

1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года I* II

1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

— называет себя мальчиком или девочкой

— знает собственное имя, фамилию, имена родителей

— рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

— делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

— отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

— проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

3. Выражает эмоции приемлемым способом:

— проявляет готовность ждать появления матери

— быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

— выражает чувства словами

4. Самообслуживание:

— умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

— умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

— умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

— умеет держать ложку в правой руке

5. Трудовые поручения:

— умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

— умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения (совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

— предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

6. Воспитание целостного отношения к труду:

— проявляет желание трудиться

— проявляет интерес к людям разных профессий

7. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

— имеет представление о светофоре и его сигналах

— знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

— в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

8. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

— знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

— имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

— знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

9. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

— знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр., имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.

— на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

— способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

2. Познавательное развитие

1. Проявляет познавательный интерес:

— задает вопросы о мире, событиях, материалах

— проявляет любознательность

— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2. Проявляет интерес к действиям с предметами:

— распознает основные формы предметов (шар, куб)

— различает и называет предметы ближайшего окружения

— подбирает несколько необходимых предметов для игры

3. Классифицирует по признакам:

— сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

— подбирает предметы по цвету, форме, размеру

— различает предметы по цвету, форме, размеру

Всего (среднее значение)

3. Речевое развитие

1. Правильно реагирует на речевую информацию:

— понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

— следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его

2. Активная речь:

— пользуется предложениями из трех и более слов

— отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

— излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

3. Говорит понятно для слушателей:

— разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

— активно общается со знакомыми людьми

— использует в речи разные виды предложений

4. Проявляет интерес к художественной литературе:

— легко охотно соглашается послушать чтение

— просит взрослого почитать или рассказать историю

— пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

— самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

— правильно держит книгу, листает от начала до конца

— любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

6. Видит связь между устной и письменной речью:

— опознает символические обозначения, используемые в группе

— узнает написание своего имени

— имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

4. Художественно-эстетическое развитие

1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

— просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее

— внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок

— подпевает отдельные слова и фразы

2. Сам пытается музицировать:

— способен узнавать знакомую мелодию, песню

— распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано, может назвать и показать, что звучало

— использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

3. Двигается под музыку:

— начинает движения с началом музыки

— двигается в соответствии с характером музыки

— выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

— проявляет интерес к разным видам изодеятельности

— может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут

— радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

5. Воплощает идеи в реальность:

— называет, что нарисовал

— знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т. д.

— умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

6. Проявляет воображение:

— выбирает разные цвета

— использует разные материалы, размер и цвет бумаги

— умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

1. Демонстрирует координированные движения:

— умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

— прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

— умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

2. Удерживает равновесие:

— стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

— проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого

— умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

3. Использует координированные движения:

— поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

— рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

— выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора

4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

— самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки

— с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

— при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

5. Знает некоторые части тела и их функции:

— называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

— может показать эти части тела

6. Знает предметы, связанные с гигиеной:

— знает свой шкафчик

— знает свою кровать

— знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года

Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет

Ребенок ___ группа ___ пол ___

Воспитатель ___

Уровни показателей (баллы):): Высокий уровень (3 балла, средний (2 балла, низкий (1 балл)

Критерии развития 1-й год

(младшая группа) 2-й год

(средняя группа 3-й год (старшая группа) 4-й год (под

готови

тельная группа)

I* II I II I II I II

1. Социально-коммуникативное развитие

1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

— называет себя мальчиком или девочкой

— воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх

— рассказывает о своей семье, о культуре и традициях

2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

— проявляет уважение к себе и другим

— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

— знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор

3. Выражает эмоции приемлемым способом:

— опознает и называет различные эмоции

— выражает чувства словами

— объясняет причины своих эмоций

4. Проявляет эмпатию к другим людям:

— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

— помогает другим в случае необходимости

-выражает понимание чувств вербально

5. Самоконтроль и взаимодействие:

— навыки игры сформированы соответственно возрасту

— присоединяется к игре по приглашению или просьбе

— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

6. Понимает и уважает различия между людьми:

— играет с ребенком другой культурной принадлежности

— интересуется различиями между собой и другими

— использует подходящие слова, обсуждая различия

7. Самообслуживание:

— умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

— может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

— бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

8. Ручной труд:

— проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

— делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т. д.

— принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала

9. Воспитание ценностного отношения к труду:

— проявляет желание трудиться

— ответственно выполняет трудовые поручения

— помогает сверстникам и взрослым при затруднении

10. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

— знает правила безопасного поведения в транспорте

11. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

— знает и соблюдает правила общения с животными

— имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т. д.)

12. Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту:

— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

— знает и выполняет правила поведения на прогулке

— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

Всего (среднее значение):

2. Познавательное развитие

1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

— задает вопросы о мире, событиях, материалах

— проявляет любознательность

— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2. Планирует и ставит цель:

— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

— подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы

-выдвигает гипотезы и предложения

3. Классифицирует по признакам:

— классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т. д.

— подбирает группу объектов на основании функционального сходства

— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

4. Понимает количественные отношения:

— устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их

— сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.

5. Понимает основные пространственные отношения:

— понимает слова, обозначающие положение или направления

— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

— решает различные пространственные головоломки (пазлы)

6. Обнаруживает наличие представлений о времени:

— знает слова, означающие время суток

— понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т. д.

— знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

3. Речевое развитие

1. Правильно реагирует на речевую информацию:

— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

— следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует

— задает уместные вопросы

2. Говорит понятно для слушателей:

— использует части речи согласно возрасту

— согласует слова в предложении

— говорит соответственно возрасту

3. Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:

— рассказывает собственную историю

развивает предложения

4. Сосредоточенно слушает чтение вслух:

— легко и охотно соглашается послушать чтение

-просит взрослого почитать или рассказать историю

— высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги

5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

— часто посещает литературный центр

— правильно держит книгу, листает от начала до конца

— любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в ри?