Карта диагностики и развития способностей ребенка как заполнить

Карта диагностики и развития способностей ребенка как заполнить thumbnail

Статьи

Дошкольное образование

УМК Ступеньки к школе

Психология и педагогика

Этим летом корпорация «Российский учебник» пополняет линейку пособий «Ступеньки к школе», чтобы охватить все образовательные потребности детей 3-7 лет. Курс полностью соответствует ФГОС и, что особенно важно, содержит методики диагностики детей. Давайте разберем, что собой представляет готовность ребенка к школе и как ее можно диагностировать.

23 июля 2019

Для чего нужны диагностические карты

Порядка 37% первоклассников имеют проблемы с пространственно-зрительным восприятиям, что сказывается на обучении письму. Предупредить это на этапе дошкольного обучения можно за счет простых упражнений вроде «Найди одинаковые фигуры» или «Скопируй рисунок». Работая с детьми 3-7 лет, как и со школьниками, важно ориентироваться на образовательные результаты и пользоваться методиками их достижения.

Взрослые не всегда развивают ребенка в соответствии возрасту. Например, дошкольник может выучить цифры как скороговорку, но совершенно не понимать их последовательность. Проблемы с вниманием могут быть неочевидны, если ребенок живет в медленном или среднем темпе (то есть нет ярко выраженного дефицита внимания с примесью гиперактивности). Своевременная диагностика в начале и в конце учебного года помогает выявить многие проблемы. В качестве примера представляем вашему вниманию карту наблюдения за развитием и поведением ребенка 5-6 лет из программы «Ступеньки к школе».

Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. 5-7 лет

Это первое из четырех пособий комплекта «Азбука для дошкольников», предназначенного для образовательной деятельности с детьми 5 — 7 лет, готовящимся к поступлению в школу. Обучение по пособиям формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.

Купить

Пример диагностической карты (5-6 лет)

Характеристика развития

Начало года

Примечание

Конец года

Примечание

Социально-коммуникативное развитие

1. Старается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми

2. Самооценка зависит от оценки взрослых

3. Активно включается в общение

4. Хорошо взаимодействует со сверстниками в деятельности, в игре

5. Использует диалогическую речь

Познавательное развитие

1. Проявляет интерес к новому (деятельность, информация и т.п.), любит наблюдать

2. Выражает интерес к миру взрослых

3. Способен внимательно слушать, концентрирует внимание при выполнении заданий

4. Хорошо понимает инструкцию, помнит ее, выполняет

5. Учится сравнивать, различать, делать элементарные выводы

Речевое развитие

1. Произносит все звуки

2. Речь грамматически правильная

3. Расширяется словарный запас

4. Играет в слова, звуки, рифмует

5. Рассказывает, пересказывает

Художественно-эстетическое развитие

1. Анализирует эмоции героев литературных произведений, фильмов

2. Адекватно проявляет свои чувства, приветлив, доброжелателен

3. Активно участвует в подготовке праздника (читает стихи, поет, танцует)

4. С удовольствием занимается творческой деятельностью (рисует, лепит, делает аппликации, поделки)

5. Самостоятельно выбирает виды творческой деятельности

Физическое развитие

1. Координирован, ловок

2. Освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель

3. Осваивает графические движения, копирует геометрические фигуры

4. Осваивает правила безопасности (дома, на улице)

5. Владеет элементарными гигиеническими навыками, представлениями о здоровом питании и режиме

Образовательная программа «Ступеньки к школе» включает диагностические карты для разных возрастов, есть варианты углубленного обследования. Следует отметить, что вся линейка пособий была разработана экспертами в области психофизиологии и педагогики Татьяной Филипповой и Марьяной Безруких на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии РАО.

Признаки того, что ребенок готов изучать математику в первом классе

  1. Понимает значение слов «первый», «последний», умеет их употреблять.
  2. Владеет счетом от 0 до 10.
  3. Знаком с цифрами.
  4. Имеет пространственные представления, может описать положение фигуры (снизу, сверху, под, над, справа, слева, за, перед, возле).
  5. Может начертить штрихи в определенном направлении, фигуры, несколько фигур, сочетание линий.

Примеры обучающих и диагностических заданий

Читайте также:  Центр развития ребенка занятия для школьников

Социально-коммуникативные навыки

Расскажи, как ты любишь играть. Вместе с ребятами или один (одна)?

image002.jpg

Развитие эмоционального интеллекта

Прослушай сказку «Трешечка». Покажи стрелкой настроения героев.

image004.jpg

Развиваем логическое мышление и память. Пособие для детей 6-7 лет

Развиваем логическое мышление и память. Пособие для детей 6-7 лет

Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, познавательной активности, а также способствуют расширению кругозора ребенка. 

Купить

Эмоциональное, творческое и речевое развитие

1. Расскажи историю по картинкам.

2. Как ты думаешь, чем все закончилось?

3. Котенок испортил бабушкину работу. Что ты чувствуешь по этому поводу?

image006.jpg

Познавательное развитие

Рассмотри рисунки. Разложи их так, как происходило в жизни. Расскажи историю.

image007.png

Развитие математических представлений

В домике 3 этажа, по 2 квартиры на этаж — слева и справа. Посчитай медведей на каждом этаже.

image008.png

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

Срисуй флажок и раскрась его

image010.jpg

«Ступеньки к школе» — это яркие пособия для изучения алфавита и цифр, для познания окружающего мира, для развития логики, памяти и пространственного мышления, для формирования базовых художественных представлений и полезных привычек. Издания можно использовать в комплексе и по отдельности, в том числе с пособиями других серий.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

______________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

______________________________________________

(Дата рождения)

Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________

(наименование ДОО, город)

1 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

2 «___» класс: _________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

3 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

4 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).

Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных  результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).

Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).  

Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).

Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.

Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.

Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:

— обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка через игру

— организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;

— определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;

— выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;

Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.

В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.

При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.

По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.

В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается  выписка из индивидуальной карты развития.

Содержание и ведение индивидуальной карты развития

младшего школьника.

Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).

Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.

Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).

Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).

В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.

Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»

Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.

Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Читайте также:  Методы изучения и диагностики психического развития ребенка

Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н- низкий); в пункты  «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» — качественные показатели.

В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.

Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.

Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.

Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.

Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.

Далее педагог прописывает  участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н — низкий).

В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.

В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.

  1. Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.

Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».

Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.

    Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.

    Источник