Каралькова развитие ребенка в кружке подготовка к школе
План работы кружка
«Страна Буквария»
Обоснование содержания
Цель: подготовка ребенка к обучению в школе.
Задачи:
создание позитивного настроя на обучение;
формирование произвольности (развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности);
развитие мелкой моторики;
знакомство детей с алфавитом;
формирование готовности к чтению.
Определение объема: сверх программы дошкольного образования «Пралеска»
Характер программы: информационно-практический
Категория адресата: для детей от 5 до 6 лет
Количество часов на реализацию: 42 часа (объем академического часа – 30 минут)
Форма реализации: кружок
Способы организации детей: коллективная, групповая и индивидуальная
№ занятия
Тема
Содержание работы
Количество часов
Дата проведения
1
Буква «А»
Пальчиковая игра «Акула»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Убаюкай куклу»
Словесно-дидактическая игра «Объяснялки»
«Кто больше?»
«Магазин»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Работа над загадками
1
2
Буквы «Б, В»
Пальчиковая игра «Вода-водичка»
Фонетическая разминка
Игры:
«Назови слово»
«Слова в корзинку»
«На что похожа буква»
Самомассаж спины «Барабан»
Упражнение «Белки»
Чтение сказки Н. Абрамцевой «Дождик»
Проговаривание скороговорок
1
3
Буквы «Г, Д»
Пальчиковая игра «Грабли»
Фонетическая разминка
Игры:
«Придумай сам»
Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук «Горошинка»
«Гуси, волк и пастух»
«Строим дом»
«Хорошо – плохо»
Упражнение «Гномик гена»
Массаж спины»Дождь на тучке ночевал»
Работа над загадками
1
4
Буква «Е»
Игра «Буква-гостья»
Фонетическая зарядка
Игры
«Рыбку на крючок»
«Подбери словечко»
Упражнение «Волшебные узоры»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Работа над пословицами
1
5
Буква «Ё»
Пальчиковая игра «Ёж»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Назови малышей»
«Слово заблудилось»
Упражнение «Ёжик топал по тропинке»
Заучивание стихотворения «Ёжик»
1
6
Буква «Ж»
Пальчиковая игра «Журавель»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Живая буква»
«Мухи в паутине»
Заучивание загадки-шутки «Жарким летом»
Дидактическое упражнение «Дополни слог»
Проговаривание чистоговорок
1
7
Буква «З»
Самомассаж пальцев рук «Зайчах»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Слушай-замечай»
Сл/ игра «Подбираем мы словечки, где буква з нашла местечко»
Заучивание четверостишия «Зайка»
1
8
Буква «И»
Фонетическая разминка
Игры
«Гудок»
«Лошадки»
«Доскажи словечко»
Упражнение «придумай сказку»
Письмо буквы пальчиком в воздухе
Заучивание считалки
1
9
Буква «К»
Пальчиковая игра «Кошка»
Фонетическая зарядка
Игры
«Капли»
«Читай – замечай»
«Что лишнее»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Проговаривание чистоговорки
Работа над загадками
1
10
Буква «Л»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Найди непохожую»
«Лиса»
«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Письмо буквы пальчиком на парте
Работа над стихотворениями
1
11
Буква «М»
Пальчиковая игра «Мебель»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Помоги карандашу»
Игра и мячом «Подбери слово»
Письмо буквы пальчиком на спине соседа
Заучивание считалки
1
12
Буква «Н»
Пальчиковая игра «Ножки»
Фонетическая зарядка
Игры:
Игра-забава «Точка на носу»
Словесно-дидактическая игра «Слова из “ носа”»
«Как из одной буквы сделать другую?»
Массаж для носа «Улитки»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Письмо буквы в воздухе
Работа над загадками
1
13
Буква «О»
Фонетическая разминка
Игры:
«Кто кого»
«Доскажи словечко»
«Волшебные превращения»
Упражнение «Оживи букву О»
Письмо буквы пальчиком на парте
Заучивание стихотворения «Одуванчик»
1
14
Буква «П»
Пальчиковая игра «Петушок, петушок»
Фонетическая разминка
Игры:
«Подбери слово»
Игра-тренинг «Зоопарк»
«Живая буква»
Работа в тетради «Послушные линии»
Проговаривание скороговорок
Работа над загадками
1
15
Буква «Р»
Пальчиковая игра «Робин сел на крышу»
Фонетическая разминка
Игры:
«Скажи слово – сделай шаг»
« Поймай слово»
«Путаница»
«Отгадай загадки – нарисуй отгадки»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Письмо буквы в воздухе
Работа в тетради «Послушные линии»
1
16
Буква «С»
Пальчиковая игра «Слова»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Подбери словечко»
«Магазин»
«Придумай сам»
«Живая буква»
Письмо буквы в воздухе
Работа в тетради
«Послушные линии»
1
17
Буква «Т»
Пальчиковая игра «Тигренок»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Путаница»
«Волшебные превращения»
Упражнение «Найди нужный предмет»
Письмо буквы в воздухе
Работа в тетради «Послушные линии»
Работа над чистоговорками и скороговорками
1
18
Буква «У»
Фонетическая зарядка
Игры
«Вьюга»
«Какое слово заблудилось»
«Перебежки»
Упражнение «Улитка»
Письмо буквы в воздухе
Работа в тетради «Послушные линии»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Работа над загадками
1
19
Буква «Ф»
Пальчиковая игра «Филин»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Кто больше»
«Словарное лото»
Работа в тетради «Послушные линии»
Письмо буквы пальчиком на парте
Заучивание стихотворения «Футбол»
1
20
Буква «Х»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Поймай слово»
«Живая буква»
«Третье лишнее»
Работа в тетради «Послушные линии»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Чтение «Сказки про хомяка»
1
21
Буква «Ц»
Самомассаж пальцев «Цветы»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Будь внимательным»
«Цветик-семицветик»
«Оживи букву»
Работа в тетради «Послушные линии»
Письмо буквы пальчиком на спине соседа
Чтение сказки «Странный цыпленок»
1
22
Буква «Ч»
Фонетическая зарядкака
Самомассаж «Черепаха»
Игры:
«Назови ласково»
«Слова в корзинку»
«Магазин»
Работа в тетради «Послушные линии»
Чтение сказки Г. Юдина «Кто живет в часах»
Проговаривание скороговорок
1
23
Буква «Ш»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Подбери словечко»
Словесно-дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дыхательное упражнение «Шарик надулся и лопнул»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Работа в тетради «Послушные линии»
Проговаривание чистоговорок
1
24
Буква «Щ»
Пальчиковая игра «Щенок»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Разведчики»
Словесно-дидактическая игра «Варим щи»
Словесно-дидактическая игра «Подскажи большущее слово»
Упражнение «Крючки»
Работа в тетради «Послушные линии»
Заучивание стихотворения «Щука»
1
25
Буквы «ь, ъ»
Фонетическая разминка
Игры:
«Назови одним словом»
Дидактическая игра «Добавь букву»
«Живая буква»
«Волшебные превращения»
Письмо буквы на спине соседа
Работа в тетради «Послушные линии»
Чтение стихов
1
26
Буква «ы»
Игра «Полубуковка»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Помоги зайчику»
«Один – много»
Письмо буквы через кальку «Колючая буква»
Проблемная ситуация «Как из одной буквы сделать другую?»
Работа в тетради «Послушные линии»
Работа со считалками
1
27
Буква «Э»
Фонетическая разминка
Игры:
«Эхо»
«Кто больше»
Упражнение «Кто умеет беззвучно смеяться?»
Знакомство с новыми словами «Что такое эскимо?» (на основе стихотворения»
Работа в тетради «Послушные линии»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Заучивание стихотворения «Эхо»
1
28
Буква «Ю»
Фонетическая зарядка
Игры:
«Живые буквы»
«Черный ящик»
Произношение скороговорок и стихотворений с буквой «ю»
Игра «Оживи букву»
Работа в тетради «Послушные линии»
Чтение сказки «Верблюжонок Бюль-Бюль»
1
29
Буква «Я»
Пальчиковая игра «Яблоня»
Фонетическая зарядка
Игры
«Разомнем-ка язычок»
«Слова в корзинку»
«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Построение буквы с помощью счетных палочек
Работа в тетради «Послушные линии»
1
30
Слово. Выделение звука. Твердые и мягкие согласные
Игры:
«Кто больше придумает слов»
«Звук потерялся»
«Твердый или мягкий?»
Упражнения:
«Скажи наоборот»
«Измени слово»
«Лишнее слово»
«Выложи слово»
1
31
Деление слов на слоги. Двусложные слова
Игры:
«Поищи слово»
«Живые слоги»
«Слоговой аукцион»
Игра с мячом «Какой слог потерялся»
Дидактическая игра «Телеграф»
«Отдай мне мое слово»
Упражнение «Делим слово на слоги»
1
32
Предложение. Построение предложений из двух слов
Игры:
«Раз словечко, два словечко – будет предложение»
«Придумай сам»
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Определение слов в предложении по схеме.
1
33
Звуковой анализ слова
Игры:
«Назови первый звук»
«Кто внимательный»
Звуковой анализ слова аист
Игры:
«Назови слово»
«Живые звуки»
1
34
Распознавание слов с заданным звуком
Игры:
«Найди пару»
«Озорная буква»
Составление слов по картинкам с определением первого звука в словах
1
35
Гласные звуки
Игры:
«Перебежки»
«Прятки»
Игра-пантомима Прогулка в лесу»
Звуковой анализ слова кит
Работа над загадками
Упражнение «Перекличка звуков»
1
36
Словообразовательная роль гласных звуков
Звуковой анализ слова роза
Упражнение «Назови слово»
Игры:
«Живые звуки»
«Какой звук гласный?»
«Умеешь ли ты слушать?»
«Поймай звук»
1
37
Звуки. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие
Игры:
«Путаница»
«Звук заблудился»
«Эхо»
«Живые звуки»
Звуковой анализ слова маки
Игра «Подскажи словечко»
1
38
Твердые согласные звуки. Слияние гласного и согласного
Игра «Кто внимательный»
Звуковой анализ слова слон
Игра «Поймай конец и продолжай»
Составление предложений по картинкам
1
39
Мягкие согласные звуки. Слияние гласного и согласного
Игра «Назови пару»
Звуковой анализ слова лист
Игры:
«Живые звуки»
«Звук заблудился»
«Назови слова»
Проблемная ситуация «Кто у кого»
1
40
Закрепление «Предложение, слово, слог»
Построение предложений по картинкам и схемах
Определение количества слов в предложении
Деление слов на слоги
Игры:
«Предложение или слово»
«Чей рассказ лучше»
«Угадай-ка»
1
41
Чтение прямого слога
СГ
Упражнение «Первый слог прочитай, а второй угадай»
Игры:
«Слоги – друзья»
«Четвертый лишний»
«Путаница»
«Живые слоги»
1
42
Закрепление «Чтение прямого слога»
Игры:
«Какой слог живет в домике»
«Кто как голос подает»
«Слог заблудился»
«Умеешь ли ты слушать?»
Проблемная ситуация «Размытое письмо»
1
Литература
Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – Москва: ВАКО, 2006.
Антипова М. Б. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе. – Минск: Из-во «Пачатковая школа», 2005.
Дегтерова Л. В. Учимся читать: Обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе новых технологий / Сост. Л. В. Дегтерова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 128 с.
Жват Е. Д. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психологов и воспитателей. – Волгоград: Учитель, 2007.
Каралькова И. В. Развитие ребенка в кружке «Подготовка к школе»: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008.
Литвинчук Т. А. Звуки, буквы и слова делятся секретами: подготовка дошкольника к овладению грамотой / Т. А. Литвинчук. – Мозырь: Содействие, 2009. – 152 с.
Стрельцова Л. Е. Веселая азбука. – Москва: Просвещение, 1994.
Смоляная В. С. Картотека игр по обучению дошкольников грамате и чтению / В. С. Смоляная. – Мозырь: Содействие, 2010.
Источник
Развитие ребенка в кружке «Подготовка к школе»
В пособии представлен практический материал для работы кружка «Подготовка к школе», который направлен на развитие необходимых психических процессов будущего школьника: мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки и творческого воображения. Структура занятий дает возможность детям самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально и коллективно. Использование занимательных игр и упражнений поддерживает интерес к познанию на протяжении всего занятия. В пособии имеются черно-белое и цветное приложения с рисунками и схемами для применения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Рекомендуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
2-е издание.
Другие товары в серии «Из опыта работы дошкольных учреждений»
Дизайнерская деятельность дошкольников, Комоед Надежда Ивановна
146рубКупить
Автор пособия создал своеобразное практическое руководство по организации дизайнерской деятельности в детском саду. Определив педагогические условия организации художественно-конструкторской деятельности в условиях дошкольного учреждения, он предлагает педагогам примерное планирование дизайнерской деятельности в группах «Почемучки» и «Фантазеры «на основе тематического подхода. Тематическое планирование сопровождается примерными конспектами занятий и технологическими картами, позволяющими на практическом уровне проследить и донести до педагогов авторскую идею организации дизайнерской деятельности с детьми. Особое внимание уделяется методам и приемам дизайнерской деятельности. Материал, раскрывающий способы изготовления книжек-малышек, открыток и паспарту, позволит воспитателям эстетически грамотно оформить детские работы, сделать процесс творчества результативным и эффективным.
Пособие будет незаменимым в работе педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Увлекательное путешествие в Страну Знаний, Филипович Наталья Павловна
70рубКупить
В пособии предлагаются занятия, направленные на формирование у детей общеучебных умений и навыков, развитие познавательных интересов, мышления, речи, подготовку к обучению грамоте, письму, математике.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителям.
Развиваем связную речь у дошкольников в общении
160рубКупить
В пособии освещаются вопросы развития связной речи дошкольников в процессе общения с взрослыми, формирования у них умения связно излагать мысли, говорить о своем состоянии, ощущениях, желаниях, интересах, описывать, рассказывать, сочинять, доказывать, убеждать, спорить, объяснять. Предложено годовое планирование по разделу «Общение», которое разработано с учетом возрастных особенностей детей и неразрывно связано со всеми аспектами жизни дошкольников: наблюдениями, играми, трудом, жизнью ребенка в семье, детском саду, его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. В приложениях содержится большая картотека этюдов (релаксационных, мимических, пантомимических), ситуаций невербального общения, считалок, а также представлены примеры консультаций для родителей, тезисы родительского собрания.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Составитель: Орлова А. М.
2-е издание.
Развиваем творческое воображение дошкольников: пособие для педагогов, Журавлева Елена Николаевна
207рубКупить
В пособии представлен теоретический материал по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста, а также практическая программа его развития, описываются возможности применения методов арт-терапии в работе с детьми.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Малыш весело играет…и читает: обучение грамоте детей 3-6 лет с использованием пособий Н.А. Зайцева
152рубКупить
Пособие содержит планирование работы по обучению чтению с использованием пособий Н. А. Зайцева в группах «Почемучки» и «Фантазеры», конспекты занятий, разнообразный игровой материал для индивидуальной, групповой и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Подборка игр может быть использована также и в условиях семейного воспитания с целью развития психических процессов и способностей детей.
Адресуется руководителям, педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также студентам высших педагогических учебных заведений.
Составители: Г.И. Масько, И.М. Мигалевич
Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся, Железняк Нина Чеславовна, Желобкович Елена Францевна
184рубКупить
Пособие включает сценарии физкультурных мероприятий, развивающих занятий, занятий на тренажерах. Все представленные формы физкультурно-оздоровительной работы разработаны в соответствии с задачами программы дошкольного образования «Пралеска» и предназначены для работы с детьми группы «Фантазеры».
Адресуется педагогам и руководителям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и родителям.
Словечки-человечки, или Веселая подготовка к обучению грамоте. Пособие для педагогов, Башинская Татьяна Владиславовна
158рубКупить
В данном пособии представлен интересный способ работы над предложением на занятиях по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи и детей старших групп учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Предложенный материал поможет детям «подружиться» со «словечками-человечками», в увлекательной игровой форме сформировать у них представления о словах как о «живых» самостоятельных единицах речи, понять, как связаны слова в предложении.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
2-е издание.
Развитие речемыслительной деятельности 3-4 лет: пособие для педагогов
150рубКупить
Пособие содержит комплекс занятий, направленных на систематическое развитие речи и мышления дошкольников.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Составители: Н.А. Костромина, Л.С. Кравченко, И.В. Масленкова
Дочки-матери, или Азы полоролевого воспитания
167рубКупить
В книге рассматривается актуальность и значимость проблемы полоролевого воспитания, начиная с дошкольного возраста; представлены принципы организации полового воспитания, рекомендации родителям, анкетирование.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителям.
Составитель: С.М. Гунич
Знакомим дошкольников с математикой и познаем окружающий мир, Остапенко Татьяна Александровна
375рубКупить
В пособии представлены 37 тематических игровых занятий по предматематике для детей группы «Почемучки» (5-й год жизни), разработанных на основе программы дошкольного образования «Пралеска». Конспекты занятий содержат комплекс дидактических игр, игровых заданий и упражнений, предназначенных для работы с подгруппой детей либо фронтально, одно из заданий — для индивидуальной работы. В конспекты занятий входят физкультминутки (в отдельных случаях подвижная либо пальчиковая игра), в конце каждого конспекта — упражнение на релаксацию, подобранное по теме занятия. Автор рекомендует воспитателям учреждений образования использовать как все занятие в целом, так и отдельные игры из него для занятий с детьми во второй половине дня с целью реализации развивающих, обучающих задач воспитания, а также для диагностической и коррекционной работы.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно студентам и учащимся педагогических высших и средних специальных учебных заведений, родителям, гувернерам.
Источник