Карабанова о а социальная ситуация развития ребенка
| ||||||||||||||||||||||||||
| Версия для печати | | ||||||||||||||||||||||||||
© 2020 Методология и история психологии |
Источник
| Методология и история психологии Карабанова О.А., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, okarabanova@mail.ru АннотацияНастоящая статья ставит своей целью рассмотреть значение и место понятия «социальная ситуация развития», предложенного Л.С. Выготским, для определения детерминант психического развития ребенка в современной психологии. Эвристичность данного понятия раскрывается в том, что с развитием фундаментального и прикладного знания в области психологии развития оно не только не устаревает и сохраняет свою актуальность, но и обогащается новым содержанием, раскрывая перспективы дальнейших исследований.
|
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Социальная ситуация развития выступает в качестве объективного фактора, оказывающего непосредственное влияние на весь ход и все сферы психического развития ребенка, и реализуется в теснейшей взаимосвязи ребенка с тем социальным окружением, которое складывается на каждом этапе его возрастного развития.
О. А. Карабанова в своем исследовании, посвященном анализу социальной ситуации развития ребенка, подчеркивала, что данное явление во многом определяется теми социальными контекстами, которые ее составляют. К числу таковых она отнесла типы семей, в которых происходит первичное воспитание и развитие ребенка; образовательно-воспитательные учреждения, которые транслируют социальные требования к развитию ребенка, создают условиях и реализуют работу по этому развитию, а также группы сверстников, которые также оказывают непосредственное и опосредованное воздействие на ход развития ребенка [1].
Е.Л. Сергиенко, О.Л. Лебедева О.Л., О.А. Прусакова, анализируя социальную ситуация развития, подчеркивают, что ее важнейшим компонентом является близкий взрослый, взаимодействуя с которым, ребенок постепенно учится понимать другого человека и самого себя. Понимание Другого и Себя через взаимодействие в социальной среде формирует не только внутренний мир и самосознание ребенка, но принципиально меняет организацию всей его психической жизни и поведения [2].
Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме, характеризуется отсутствием полноценных взаимоотношений со взрослыми в силу утраты ими кровной семьи или ограничения тесных связей с ней, чрезмерной суженностью окружающей их среды, постоянным нахождением детей в условиях коллектива (отсутствие личного пространства, уединения, самостоятельности в выборе), воспитанием в условиях учреждения, где организация жизни далека от семейной. Все эти факторы порождают проблемы внутренней нестабильности, агрессивности, трудности в общении, формирование позиции иждивенчества, недостаточное развитие индивидуальности.
Частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; воспитание и обучение детей по программам, не компенсирующим дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; недифференцированный подход к детям в процессе воспитания и обучения – можно рассматривать как отрицательные факторы, влияющие на социальную ситуацию развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме.
Анализируя социальную ситуацию развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме, Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. подчеркивают, что ее своеобразие связано в первую очередь с таким явлением, как депривация, которая рассматривается как недостаточное удовлетворение основных психических потребностей в течение длительного времени и в серьезной степени. У детей длительное время остаются неудовлетворенными базовые потребности в любви и привязанности, безусловном принятии, что происходит вследствие материнской и патернальной (отцовской) депривации.
Социальная ситуация развития воспитанников детских домов испытывает на себе влияние фактора множественности социальных контактов. Д. Пруг подчеркивает, что в ситуации с постоянно меняющимися взрослыми ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он перестанет стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушен.
Социальная ситуация развития, разворачивающаяся в условиях депривации, может привести к формированию так называемого «безэмоционального характера» (Дж. Боули). Для данного типа личности характерно отставание в интеллектуальном развитии, выраженные трудности в установлении контактов с другими людьми, неумение поддерживать с ними значимые отношения, у них наблюдается, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
Воспитанники детского дома могут вступать в большое количество межличностных контактов, но все они поверхностны, формальны, лишены искренних эмоций. Друг, не оправдавший ожиданий, легко заменяется на другого. Для ребенка-сироты легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.
М.Прингл и В.Бейслоу подчеркивают, что степень негативного влияния, которое оказывает физическая сепарация детей от родителей и от дома, само по себе длительное их пребывание в детском доме, определяется качеством человеческих связей, эмоциональных контактов, которые складываются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с их социальным окружением [3].
Таким образом, социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, обладает специфическими особенностями, которые обусловлены ситуацией депривации и физической сепарации от родителей и кровной семьи, а также теми специфическими условиями образовательно-воспитательного учреждения, которые коренным образом отличаются от уклада семейной жизни, что может приводить к возникновению и развитию негативных последствий в разных сферах психического развития детей.
Литература:
Карабанова О.А. Возрастная психология. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис – Пресс , 2005. – 238 с.
Сергиенко Е.А., Лебедева О.Л., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова. – М., Изд-во Институт психологии РАН – 2009. – 415 с.
Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители. / С.В. Березин, Ю.Б. Евдокимов. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. – 52 с.
Источник