Карабанова о а социальная ситуация развития ребенка

Карабанова о а социальная ситуация развития ребенка

Карабанова о а социальная ситуация развития ребенка

Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии

Журнал

Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4

Раздел

Школа Л.С. Выготского: традиции и современность

Страницы

40-56

Тип

Научная статья

Заглавие

Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии

Авторы

Карабанова Ольга Александровна

Аннотация

Настоящая статья ставит своей целью рассмотреть значение и место понятия «социальная ситуация развития», предложенного Л.С. Выготским, для определения детерминант психического развития ребенка в современной психологии. Эвристичность данного понятия раскрывается в том, что с развитием фундаментального и прикладного знания в области психологии развития оно не только не устаревает и сохраняет свою актуальность, но и обогащается новым содержанием, раскрывая перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова

  • социальная ситуация развития
  • переживание
  • зона ближайшего развития
  • внутренняя позиция
  • социальная среда
  • системно-динамический подход
  • контекстуализм
  • оптимальная среда
  • холистический интеракционизм
  • «ниша развития»

Библиография

  • Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1987.
  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47-57; 1979. № 4. С. 23-35.
  • Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 108-117.
  • Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130-134.
  • Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 20-30.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  • Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М., 2000.
  • Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.
  • Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  • Карабанова О.А. Социальная ситуация развития: структура, динамика, принципы коррекции. Дис. д-ра психол. наук.М., 2002.
  • Коул М. Социально-психологический подход к психологии обучения. М., 1989.
  • Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  • Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  • Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  • Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  • Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-50.
  • Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. д-ра психол. наук.М., 1994.
  • Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 76-82.
  • Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5-16.
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1989.
  • Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  • Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.
  • Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect // The place of attachment in human behavior / Ed. by C.M. Parkers,J. Stevenson-Hinde.N.Y., 1982.
  • Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / Ed. by W. Dammon.S-Fr., 1989.
  • Bolles C. Reinforcement, expectancy and learning // Developmental Review. 1972. V. 79. P. 394-409.
  • Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. N.Y., 1988.
  • Bronfenbrenner U. The ecology of developmental processes // Handbook of Child Psychology. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development / Ed. by W. Damon, R.M. Lerner. N.Y., 1998.P. 993-1028.
  • Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge, MA, 1996.
  • Crittenden P. Approach to Continuity and Change in Pattern of Attachment // The Organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture and Context / Ed. by P. Crittenden, A. Claussen. N.Y., 2000.
  • Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills // Psychological Review. 1998. V. 87. P. 477-531.
  • Ford D.H., Lerner R.M. Developmental systems theories: An integrative approach. Newbury Park, 1992.
  • Harris J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of development // Psychological Review. 1995. Vol. 102. N 3. P. 458-489.
  • Lerner R.M. Children and adolescents as producers of their own development // Developmental Review. 1982. V. 2. P. 342-370.
  • Lerner R.M., Fisher C.B., Weinberg R.A. Toward a science for and of the people: promoting civil society through the application of developmental science // Child Psychology. 2000. V. 71. N 1. P. 11-20.
  • Maccoby E.E. The role of parents in socialization of children: An historical overview // Developmental Psychology. 1992. V. 28. P. 1006-1017.
  • Mahler M.S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of human infant. L., 1975.
  • Magnusson D., Stattin K. Person-context interaction theories // Handbook of Child Psychology. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development / Ed. by W. Damon, R.M. Lerner. N.Y., 1998.P. 685-759.
  • Rogoff В. Children’s guided participation and participatory appropriation in sociocultural activity // Development in context / Ed. by R.H. Wozniak, K.W. Fisher. Hillsdale, NJ., 1993.P. 121-153.
  • Valsiner J. Culture and the Development of Children’s Action: A Cultural-Historical Theory of Developmental Psychology. N.Y., 1987.
  • Wertch J.V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, MA., 1985.
  • Wohlwill J.F. The study of behavioral development. L., 1973.

Ссылка на эту статью

Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4.

С. 40-56.

| Версия для печати |

© 2020 Методология и история психологии

Читайте также:  Игрушка как средство психического развития ребенка дошкольном возрасте

Источник

Методология и история психологии - №4 / 2007 | Перейти к описанию
Архив PsyJournals.ru

 

Методология и история психологии
2007. № 4. С. 40–56
ISSN:
1819-2653

Карабанова О.А., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, okarabanova@mail.ru

Аннотация

Настоящая статья ставит своей целью рассмотреть значение и место понятия «социальная ситуация развития», предложенного Л.С. Выготским, для определения детерминант психического развития ребенка в современной психологии. Эвристичность данного понятия раскрывается в том, что с развитием фундаментального и прикладного знания в области психологии развития оно не только не устаревает и сохраняет свою актуальность, но и обогащается новым содержанием, раскрывая перспективы дальнейших исследований.

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,
    1987.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и
    семейных отношений. М., 1999.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы
    психологии. 1979. № 2. С. 47–57; 1979. № 4. С. 23–35.
  5. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее
    значении для современных исследований психологии личности // Вопросы
    психологии. 1988. № 5. С. 108–117.
  6. Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии //
    Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130–134.
  7. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и
    научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С.
    20–30.
  8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте
    // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  9. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М., 2000.
  10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  11. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
    консультирования. М., 2004.
  13. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития: структура, динамика, принципы
    коррекции: дис. д-ра психол. наук. М., 2002.
  14. Коул М. Социально-психологический подход к психологии обучения. М.,
    1989.
  15. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  16. Левин К. Теория поля в современных науках. СПб., 2000.
  17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  21. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта
    детей. М., 1991.
  22. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  23. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  24. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития //
    Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37–50.
  25. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф.
    дис. д-ра психол. наук. М., 1994.
  26. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.
    Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 76–82.
  27. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //
    Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5–16.
  28. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  29. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1989.
  30. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.
  31. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции
    культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  33. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.
  34. Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect. In C.M. Parkers &
    J. Stevenson-Hinde (eds.). The place of attachment in human behavior. N.Y.,
    1982.
  35. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and
    tomorrow / Ed. by W. Dammon. S-Fr., 1989.
  36. Bolles C. Reinforcement, expectancy and learning // Developmental Review.
    1972. V. 79. P. 394–409.
  37. Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human
    development. N.Y., 1988.
  38. Bronfenbrenner U. The ecology of developmental processes // Handbook of
    Child Psychology / W. Damon & R.M. Lerner. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical
    Models of Human Development. N.Y., 1998. P. 993–1028.
  39. Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge (Mass.), 1996.
  40. Crittenden P. Approach to Continuity and Change in Pattern of Attachment //
    The Organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture and Context /
    Ed. by P.Crittenden and A. Claussen. N.Y., 2000.
  41. Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and
    construction of hierarchies of skills // Psychological Review. 1998. V. 87. P.
    477–531.
  42. Ford D.H. & Lerner R.M. Developmental systems theories: An integrative
    approach. Newbury Park, 1992.
  43. Harris J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of
    development // Psychological Review. 1995. Vol. 102, N 3. P. 458–489.
  44. Lerner R.M. Children and adolescents as producers of their own development
    // Developmental Review. 1982. V. 2, P. 342–370.
  45. Lerner R.M., Fisher C.B., Weinberg R.A. Toward a science for and of the
    people: promoting civil society through the application of developmental
    science // Child Psychology. 2000. 71, N 1. P. 11–20.
  46. Maccoby E.E. The role of parents in socialization of children: An
    historical overview // Developmental Psychology. 1992. V. 28. P.
    1006–1017.
  47. Mahler M.S., Pine F. & Bergman A. The psychological birth of human
    infant. London, 1975.
  48. Magnusson D., & Stattin K. Person-context interaction theories //
    Handbook of child psychology: Theoretical models of human development / W.
    Damon & R.M. Lerner (Eds.). N.Y., 1998. Vol. 1. P. 685–759.
  49. Rogoff В. Children’s guided participation and participatory appropriation
    in sociocultural activity // Development in context / R.H. Wozniak & K.W.
    Fisher (eds.). Hillsdale, NJ., 1993. P. 121–153.
  50. Valsiner J. Culture and the Development of Children’s Action: A
    Cultural-Historical Theory of Developmental Psychology. N.Y., 1987.
  51. Wertch J.V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, MA.,
    1985.
  52. Wohlwill J.F. The study of behavioral development. London, 1973.

 
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 19 г сыктывкара

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Социальная ситуация развития выступает в качестве объективного фактора, оказывающего непосредственное влияние на весь ход и все сферы психического развития ребенка, и реализуется в теснейшей взаимосвязи ребенка с тем социальным окружением, которое складывается на каждом этапе его возрастного развития.

О. А. Карабанова в своем исследовании, посвященном анализу социальной ситуации развития ребенка, подчеркивала, что данное явление во многом определяется теми социальными контекстами, которые ее составляют. К числу таковых она отнесла типы семей, в которых происходит первичное воспитание и развитие ребенка; образовательно-воспитательные учреждения, которые транслируют социальные требования к развитию ребенка, создают условиях и реализуют работу по этому развитию, а также группы сверстников, которые также оказывают непосредственное и опосредованное воздействие на ход развития ребенка [1]. 

Е.Л. Сергиенко, О.Л. Лебедева О.Л., О.А. Прусакова, анализируя социальную ситуация развития, подчеркивают, что ее важнейшим компонентом является близкий взрослый, взаимодействуя с которым, ребенок постепенно учится понимать другого человека и самого себя. Понимание Другого и Себя через взаимодействие в социальной среде формирует не только внутренний мир и самосознание ребенка, но принципиально меняет организацию всей его психической жизни и поведения [2].

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме, характеризуется отсутствием полноценных взаимоотношений со взрослыми в силу утраты ими кровной семьи или ограничения тесных связей с ней, чрезмерной суженностью окружающей их среды, постоянным нахождением детей в условиях коллектива (отсутствие личного пространства, уединения, самостоятельности в выборе), воспитанием в условиях учреждения, где организация жизни далека от семейной. Все эти факторы порождают проблемы внутренней нестабильности, агрессивности, трудности в общении, формирование позиции иждивенчества, недостаточное развитие индивидуальности.

Читайте также:  Дети 2 года развитие и воспитание ребенка

Частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; воспитание и обучение детей по программам, не компенсирующим дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; недифференцированный подход к детям в процессе воспитания и обучения – можно рассматривать как отрицательные факторы, влияющие на социальную ситуацию развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме.

Анализируя социальную ситуацию развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме, Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. подчеркивают, что ее своеобразие связано в первую очередь с таким явлением, как депривация, которая рассматривается как недостаточное удовлетворение основных психических потребностей в течение длительного времени и в серьезной степени. У детей длительное время остаются неудовлетворенными базовые потребности в любви и привязанности, безусловном принятии, что происходит вследствие материнской и патернальной (отцовской) депривации.

Социальная ситуация развития воспитанников детских домов испытывает на себе влияние фактора множественности социальных контактов. Д. Пруг подчеркивает, что в ситуации с постоянно меняющимися взрослыми ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он перестанет стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушен.

Социальная ситуация развития, разворачивающаяся в условиях депривации, может привести к формированию так называемого «безэмоционального характера» (Дж. Боули). Для данного типа личности характерно отставание в интеллектуальном развитии, выраженные трудности в установлении контактов с другими людьми, неумение поддерживать с ними значимые отношения, у них наблюдается, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Воспитанники детского дома могут вступать в большое количество межличностных контактов, но все они поверхностны, формальны, лишены искренних эмоций. Друг, не оправдавший ожиданий, легко заменяется на другого. Для ребенка-сироты легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.

М.Прингл и В.Бейслоу подчеркивают, что степень негативного влияния, которое оказывает физическая сепарация детей от родителей и от дома, само по себе длительное их пребывание в детском доме, определяется качеством человеческих связей, эмоциональных контактов, которые складываются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с их социальным окружением [3].

Таким образом, социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, обладает специфическими особенностями, которые обусловлены ситуацией депривации и физической сепарации от родителей и кровной семьи, а также теми специфическими условиями образовательно-воспитательного учреждения, которые коренным образом отличаются от уклада семейной жизни, что может приводить к возникновению и развитию негативных последствий в разных сферах психического развития детей.

Литература:

Карабанова О.А. Возрастная психология. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис – Пресс , 2005. – 238 с.

Сергиенко Е.А., Лебедева О.Л., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова. – М., Изд-во Институт психологии РАН – 2009. – 415 с.

Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители. / С.В. Березин, Ю.Б. Евдокимов. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. – 52 с.

Источник