Какова роль взрослого в развитии ребенка

Какова роль взрослого в развитии ребенка thumbnail

В многочисленных исследованиях отечественных психологов и педагогов (М. И. Лисиной, Г. И. Капчеля, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Е. Б. Чернышовой и др.) доказано особое значение общения с окружающими в развитии психики ребенка. Общение способствует присвоению ребенком социо-культурного опыта, накопленного человечеством (Л. С. Выготский), формированию его личности и самосознания (М. И. Лисина, Н.Н. Авдеева), отношений со сверстниками (Е. О. Смирнова, Х. Т. Бедельбаева), отдельных психических функций, процессов и свойств (Г. Б. Годовикова, Г. И. Капчеля и др.) и многому другому [16, с. 67-68].

Роль общения взрослых в жизни и развитии ребенка очень велика. В общении с взрослые учат ребенка уважению к людям и милосердию к старости, великодушию к слабому, дает понятие о доброте, истинной силе. Дети запечатлевают взрослое отношение ко времени, его верность данному слову [23, с. 116].

Общение относится к числу основных для ребенка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения со взрослыми для формирования основных структурных компонентов личности ребенка. Проблеме оценки взрослых детьми в общении до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Очевидно, что без учёта особенностей типологических образов взрослых невозможно изменить подчас утрированное негативное отношение ребенка к ним, трудно его скорректировать, при-

близить к взаимопониманию, а, следовательно, — к гармонизации отношений с взрослыми. Взрослый также необходим и для развития интеллекта ребенка. Взрослым принадлежит немаловажная роль и в развитии нравственности ребенка и т.д. Следовательно, влияние взрослых на развитие личности ребенка трудно переоценить [8, с. 15].

В связи с определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к изучению данной проблемы, который, в свою очередь, породил в области философии, социологии, психологии большое количество подходов к проблеме общения [15, с. 122].

В 70-е гг. XXI в. широко обсуждался вопрос о соотношении двух ведущих категорий психологической науки — общения и деятельности. Этот вопрос имел несколько решений. В одном из них общение рассматривалось как условие совместной деятельности людей, как средство организации и развития деятельности (Г.М. Андреева, В.В. Давыдов, С.Г. Якобсон и другие). С другой точки зрения, напротив, деятельность представлена как средство общения людей: теория деятельностного опосредования человеческих отношений получила множество экспериментальных подтверждений (А.В. Петровский и другие). М.И. Лисина предложила третье решение этого вопроса: общение как особый вид деятельности. С позиции культурно-исторической теории на значимость общения указывал Эльконин Д.Б. Представитель гештальпсихологии К. Левин рассматривал общение с точки зрения социально-психологического явления [1, с. 120].

В настоящее время можно говорить о состоявшихся в нашей науке школах: Г.М. Андреевой много сделано для освещения познавательного компонента общения; С.В. Кондратьева исследует взаимосвязи особенностей общения с личностными особенностями человека; В.Н. Кунициной исследуется коммуникативная природа интеллекта; В.А. Лабунской внесён фундаментальный вклад в изучение экспрессии человека и её роли в общении; А.А. Леонтьев много сделал для понимания закономерностей педагогического общения; Е.А. Петрова заметно продвинула наше постижение нюансов связей «человек — человек» через призму семиотики; Т.Н. Ушакова последовательно осветила особенности вербального общения [22, с. 34].

Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребёнка несомненна. Это подтверждается исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других учёных. Однако какова роль и потребность в общении со взрослым в жизни подростка? Этот вопрос интересовал психологов всегда, он остаётся актуальным и сегодня [5, с. 123].

Выделяют следующие составляющие процесса общения «Взрослый — ребенок»:

? потребность в уважении старших;

? концентрация на заданной теме;

? целенаправленность вопросов;

? адекватность в оценке своего опыта;

? взаимопонимание с взрослым и сопереживание [2, с. 28].

Отличительной чертой детей дошкольного возраста является восприятие взрослого как образца, эталона поведения во всех жизненных ситуациях. Общение имеет характер настойчивого поиска верных решений в поступках и действиях окружающих людей [11, с. 109].

Ставя во главу любой ситуации мнение взрослого, дошкольники готовы к пониманию и овладению законами взаимосвязи в системе отношений, правилами поведения и обязанностями в обществе знакомых и незнакомых людей. Стремление к взаимопониманию с взрослым на уровне новой коммуникативной потребности выражается в том, что они не настаивают на обязательной похвале, а стремятся к осознанию правильности выполнения своих действий [7, с. 90].

Дошкольники испытывают острую потребность в контактах со взрослым, которого воспринимают как помощника в решении значимых для них вопросов. Им свойственна повышенная чувствительность к тому, как относится к ним взрослый, которая выражается в радостных эмоциях в ситуациях похвалы и явном огорчении при получении замечаний [13, с. 40-41].

Важнейшая социальная функция взрослого — воспитание подрастающего поколения. Главными задачами взрослых являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру и привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Часто взрослые не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в отношениях с детьми школу и общество, им сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий [8, с. 25].

А.С. Спиваковская подчеркивает, что «любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Взрослым необходимо всю жизнь учиться любить детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир [10, с. 115].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем взрослым. Ощущение и переживание контакта с взрослыми, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать любовь, привязанность и заботу взрослого человека [19, с. 56].

Формирование психического развития и ребенка и его личности в целом напрямую зависит от взрослого. Личность — это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. В одной из обобщающих работ по психологии было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства [22, с. 78].

В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Ананьев, 1968). Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности се различные подструктуры, перечень которых варьировал н в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

Читайте также:  Значение для роста и развития ребенка воды и минеральных солей

1. биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики).

2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли).

3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).

4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур влечения [13, с. 36-37].

Социология предполагает изучение личности как продукта общества. Такой подход предполагает: изучение связей между становлением личности ребенка и взрослыми, обществом, личностью и группой, регуляции и саморегуляции поведения личности; самовключение личности в разнообразные сферы социальной деятельности, признание человека социальным существом [10, с. 123].

Понятие «личность» отражает социальную сторону бытия человека как биосоциального существа. По С.Л. Рубинштейну, структура личности включает в себя три подструктуры:

* отношения и их направленность как основные тенденции проявления личности;

* способности как человеческие возможности и потенциал;

* характер как доминирующая тенденция использования, реализации и расширения возможностей [9, с. 30].

Таким образом, взрослые могут являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными трудностями поведения и развития ребенка. Психологи утверждают, что трудные, непослушные, непоседливые, агрессивные, несчастные дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений с взрослыми людьми [24, с. 55].

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [20, с. 36].

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [16, с. 56-57].

Полноценное психологическое и психическое развитие ребенка возможно только в среде себе подобных — человеческом обществе, ячейками которого являются семья, учебное заведение, работа, коллектив и др. [27, с. 87].

Однако даже в обществе порой взрослый человек может «не найти себя». Отсутствие самореализации — одна из главных причин аномалий психического развития и негативных социальных явлений. Психологами подмечено, что чем выше уровень самореализации человека, тем более сложной и развитой является его психическая организация [23, с. 156-157].

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [26, с. 20-21].

Источник

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться  в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, — его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.

Первая функция — взрослый — носитель ценностей — может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка — наблюдение, а для взрослого —организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого — иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так вешка ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может’ наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым, обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами.

Читайте также:  Социализация ребенка с проблемами в развитии в обществе

Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.

Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством — именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.

В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге — для прогресса человечества.

Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Источник

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы общения дошкольников в современной науке. 6
1.1. Теоретическое обоснование проблемы общения детей в науке. 6
1.2. Динамика коммуникативного развития детей в онтогенезе и при патологии. 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению процесса общения детей со взрослыми. 22
2.1 Диагностические методики изучения процесса общения дошкольников со взрослыми. 22
2.2 Показатели сформированности навыков общения детей со взрослыми. 29
2.3 Рекомендации к устранению нарушений общения у детей со взрослыми 35
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Список литературы 49

Введение

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познает и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Общение имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется; совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии, речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — внимание, память, восприятие, мышление, воображение — опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.
Особая роль общения со взрослыми неоднократно подчеркивалась Л. С. Выготским, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейном. Они справедливо считали, что общение с взрослыми влияет на умственное развитие ребенка, позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка, внося изменения в его психику. Отношения с взрослыми существенно влияют на развитие ребенка: от их благополучия зависит многое в психическом здоровье дошкольника, в
развитии творческого потенциала личности.
Решающим фактором становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные им в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками и взрослыми. В свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения его с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, развития его личности.
Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А. В. Запорожец, М. И. Лисина). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется (А. В. Рузская, Е. О. Смирнова и др.).
В свете этих положений актуальность данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения воли взрослого в развитии ребенка как проблемы комплексной.
Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении рекомендаций по усовершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста со взрослыми.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе воздействия взрослых на развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности, присущие развитию детей дошкольного возраста под воздействием взрослых.
Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности роли взрослого в развитии детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических основ проблемы общения дошкольников в современной науке;
2. Исследование процесса общения детей со взрослыми;
3. Формирование рекомендаций к устранению нарушений общения у детей со взрослыми.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина), о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми (А.Г.Рузская, С.Л.Рубинштейн).
Для решения поставленных задач были использованы методы: 1. Теоретические: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Практические: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент. 3. Статистические: математическая и статистическая обработка данных.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, которые посещают группу МОУ детского сада № 355, Дзержинского района, г. N.

Заключение

Проведя теоретический анализ общей и специальной психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, т. е. решая первую задачу нашего исследования мы приходим к выводу, что общение – является процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нём лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Далее нами было описана динамика развития общения в онтогенезе. Мы пришли к выводу, что общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно коммуникативная деятельность»
Решая вторую задачу нашего исследования мы делаем вывод, что процесс общения детей с речевой патологией со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Изучение характера общения обнаруживает преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей более раннего возраста. Предпочитаемым видом общения является общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.
Наличие речевых расстройств приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.
Решая третью задачу данной работы, мы провели экспериментальную работу по выявлению уровня развития общения со взрослыми детей дошкольного возраста. Целью нашего эксперимента мы обозначили изучение особенностей общения со взрослыми дошкольников. В ходе исследования мы применили три методики по изучению данной проблемы – это «Диагностика форм общения», «Изучение навыков культуры общения со взрослыми» и «Изучение отношений дошкольников со взрослыми». При обработке результатов диагностического исследования нами было выявлено 40 % детей с низким уровнем сформированности общения со взрослыми, 40 % детей со средним уровнем и 20 % детей с высоким уровнем.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся, прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Во-вторых, имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. В-третьих, преобладающей формой общения со взрослыми у детей 5-6 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Таким образом, для детей с нарушениями речи требуется специальная работа по коррекции и развитию общения со взрослыми. Поэтому нами был предложен ряд рекомендаций по устранению нарушений общения. В них вошли цель, задачи, этапы и коррекционные приёмы по развитию общения детей со взрослыми с нарушениями речи. Так же мы описали рекомендации родителям по развитию культуры общения и навыков общения со взрослыми.

Читайте также:  Значение витаминов в процессе роста и развития ребенка

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2011. 345 с.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 2010. 257 с
3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 2009. 388 с
4. Бодалёв А.А, Об изучении общения // Психология общения, — М., 2009. 145 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2012. 254 с
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском возрасте. – М., 2011. 241 с
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 2012. 157 с
8. Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. – М., 2009. 234 с
9. Дубровина И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2009. 211 с
10. Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребёнка дошкольного возраста в группе сверстников. Автореферат. – М., 2011. 301 с
11. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. – 2012. — № 2. С. 86-93
12. Калягин В.А. Логопсихология. – М., 2009. 266 с
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. –Минск, 2010. 236 с
14. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, 2011. 347 с
15. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. – М., 2012. 425 с
16. Косякова О.О. Логопсихология. – Ростов, 2009. 411 с
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2011. 346 с.
18. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения. Автореферат. Новокузнецк, 2012. 256 с.
19. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2013. 813 с.
20. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М: Просвещение, 2010. 278 с.
21. Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б.Стерхиной, — М., 2010. 421 с
22. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А.Бодалёва и Р.Л. Кричевского. – М., 2009. 288 с
23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 2012. 257 с
24. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 415 с
25. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2012. 348 с
26. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г, Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2011. 274 с
27. Психолого-педагогическая диагностика. / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Академия, 2009. 153 с
28. Развитие общения у дошкольников. – М., 2011. 255 с
29. Ребёнок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М; Воронеж, 2009. 341 с
30. Сатышева С.Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей. Автореферат. – Новокузнецк, 2009. 363 с
31. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. – Л., 2011. 290 с
32. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996 — № 1. С. 57-89
33. Социальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 241 с.
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2013. 157 с.
35. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского сада. / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М., 2012. 276 с
36. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2011. 316 с
37. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2009. 258 с.
38. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 317 с

Источник