Какое развитие ребенок получает в саду
Анжела Ткаченко
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка
Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.
Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.
В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.
Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.
Детский сад — первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он с помощью воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть, намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других, учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства, и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развитьребенку основные качества общения:
— деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);
— познавательные (другой человек как источник информации);
— личностные (интерес к другому человеку как к личности).
В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.
Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.
Источник
Все родители мечтают о распрекрасном будущем для своих обожаемых малышей. Но не всегда находится время для занятий с ребенком, а иногда просто не хватает терпения и знаний. Как спасение — детское образовательное учреждение. Посещать ДОУ можно с 3 лет, но лучше адаптируются дети 2 лет.
Ребенок в этом возрасте еще очень привязан к маме и посещение ДОУ может стать серьезным стрессом для малыша. Дети адаптируются по-разному, но процесс этот довольно длительный. Зачастую группы переполнены, и уделить внимание каждому ребенку очень трудно.
Посещение детского сада играет немаловажную роль в жизни ребенка. Ребенок в детском саду получит важный навык общения, что позволит в дальнейшем приспосабливаться к новым коллективам и обстановке, не бояться новых людей. Центр детского творчества или детский клуб прекрасно сможет способствовать адаптации, развитию ребенка в ДОУ совершенствованию его способностей. Адаптация ребенка в ДОУ будет проходить постепенно. Ее можно начать с посещения детского центра или клуба.
В детском саду начинают закладываться такие качества как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в решении поставленных целей. Это важный период и начинается он с трех лет. Следовательно, детский сад играет большую роль в становлении личности.
Выбор ДОУ остается за родителями. Именно от того, какое учреждение выберут родители, зависит объем знаний ребенка, насколько он будет коммуникабелен, любопытным, независимым, сформированным физически и умственно.
Родителям важно, чтобы пока они на работе, ребенок был присмотрен. В этом заключается основная функция ДОУ.
Но кроме того воспитатель работает над всесторонним развитием ребенка. Существуют программы обучения, которые позволяют подготовить малышей к школе. Тематика проводимых занятий отвечает возрастным особенностям, а методы разнообразны.
Развитие ребенка в ДОУ происходит по нескольким направлениям: лингвистическое, физкультурно-оздоровительное, художественно — эстетическое, познавательное. В первую очередь на занятиях развивается мелкая и крупная моторика — прыжки, ходьба, бег. Мелкая моторика влияет на умение ребенка справляться с мелкими предметами. Такие действия потребуют от малыша скоординированных движений. От того как ребенок сможет научиться управлять мелкими движениями зависит развитие речи. Такие занятия как рисование, лепка, конструирование влияют на интеллектуальное и сенсорное развитие ребенка.
Вопросы социализации ребенка тоже очень важны. В первую очередь умение обслуживать себя самостоятельно позволят ребенку быстрее освоиться в социуме. Именно самостоятельность развивается в детском саду. Домашние дети хуже адаптируются и усваивают новые умения и навыки.
Интеллектуальное и творческое развитие ребенка в ДОУ имеет большое значение. Развитие памяти, фантазии, кругозора, творческого мышления происходит с помощью специальных методик. Эта подготовка позволит ребенку успешно обучаться в первом классе.
Физическое развитее тоже имеет огромное значение. В основном это совершенствование тех умений и навыков, которые уже имеются у ребенка. Игры на спортивной площадке, физические упражнения, спортивные конкурсы. Все это способствует укреплению иммунитета и здоровья, физическому развитию ребенка.
На занятиях по лингвистике воспитатели обучают правильно выражать свои мысли, пополняют словарный запас. Во многих детских садах начинают изучать второй язык, так как это самое подходящее время для изучения иностранных языков.
На занятиях малышей знакомят с окружающим миром, днями недели, календарем, временем, закономерными изменениями в природе, с работой людей. Это способствует развитию интереса к обучению.
С ростом возможностей и потребностей у родителей появились возможность выбирать садик, в котором к ребенку относятся лучше, обучают качественнее. Появились сады с использованием вальдорфской педагогики, с системой Монтессори. Да и обычные садики стремятся изменить названия, например, детский сад с нравственно-эстетическим развитием и т.д.
Садик должен быть таким, что радует и ребенка и родителей. Даже трудно адаптирующемуся ребенку может создать такие условия, в которых он сможет общаться с взрослыми и детьми, развиваться. Главное не сдаваться, пробовать различные варианты, проявлять готовность искать новые подходы и гибкость.
Сейчас многие дети в школу приходят с разных дошкольных учреждений, в том числе и те, кто воспитывался дома или с няней. Это уже не редкость. И они адаптируются к школьной жизни ничуть не хуже. Но в пользу садиков одно очень важное обстоятельство: детям трехлетнего возраста нужно общение со сверстниками. И это обязательное условие.
Кроме того что ребенок получает такое необходимое общение со сверстниками, он еще учится общаться с взрослыми. Он начинает понимать, что кроме мамы есть люди, которых нужно слушать и даже подчиняться.
Немаловажно, что в коллективе ребенок учится соблюдать установленные правила. Одних занятий в садике часто бывает маловато. Родители должны тоже заниматься с детьми. В физическом и интеллектуальном развитии мама может дать немало своему ребенку.
Дошкольный возраст важный этап в жизни человека, во время которого формируются его личностные задатки, общие умения, которые нужны в повседневной жизни.
Всестороннее развитие ребенка в ДОУ обеспечивают дидактические игры. Самое главное ее предназначение – развитие моторики. Ненавязчиво последовательно во время игр готовится ловкость рук, подготавливая ребенка к школе. А еще такие занятия развивают речь, учат общению, развивают усидчивость, учит сосредоточить свое внимание на одном предмете.
Обучение застегиванию и расстегиванию пуговиц, завязыванию шнурков, надевать и снимать одежду очень важно и способствует развитию моторики ребенка.
Поделки тоже очень важное занятие. Дети с удовольствием занимаются лепкой, вырезанием, склеиванием поделок из бумаги. Важно чтобы поделки не казались малышу слишком сложными и не пугали его. Очень интересно детям рисовать. Они передают на бумаге свои чувства и впечатления, рассказать о которых не всегда могут.
Главным показателем эффективности подготовки детского сада является успешное обучение ребенка в школе.
Источник
Начиная с 2 лет для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.
Посмотреть на примере…
Пока бабушка хватается за голову от количества занятий, на которые еще до школы ей приходится «таскать» внучка или внученьку, родители ищут возможности оптимизации расходов на дошкольное образование. А так ли на самом деле нужны в таком нежном возрасте развивающие занятия, детский центр и самые разные методики развития детей дошкольного возраста? Давайте попробуем разобраться.
Раннее развитие ребенка дошкольного возраста
Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.
Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.
Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.
Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.
К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.
Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.
Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».
Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» — отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.
Родителям на заметку:
Сын катает машинку. Спросите его: «Куда машинка едет?» — «На стройку? А что на этой стройке строят?». Если ребенок совсем маленький и еще не разговаривает, то специалисты по речевому развитию советуют все равно поговорить с ребенком о том, чем он в данный момент занимается.
Занятия с детьми
Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.
Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).
Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.
Родителям на заметку:
Дочка нарисовала девочку. Попросите рассказать об этой девочке: «Как ее зовут?», «Где и с кем она живет?». А впоследствии можно попробовать вместе с ребенком придумать рассказ об этой девочке.
Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.
Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.
Родителям на заметку:
Можно отбирать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать вместе с ребенком. Потом можно обсудить прослушанное, однако настолько образное мышление доступно только детям после 5-6 лет и раньше не стоит задавать вопросы типа: «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» — ребенок вас просто не сможет понять.
У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.
Развитие ребенка в домашних условиях
Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.
Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.
К таким ошибкам относятся:
- запугивание,
- подавление самостоятельности,
- злоупотребление наказаниями.
Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:
- всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
- в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
- прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.
Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.
Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.
Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.
Дошкольные центры развития ребенка
Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое – своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.
Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:
- мотивацию к обучению,
- способность концентрироваться,
- самостоятельность,
- ответственность,
- организованность,
- дисциплинированность.
Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:
- зона развития двигательной активности;
- зона развития мелкой и крупной моторики;
- зона сенсорных ощущений;
- зона речевого развития;
- творческая зона;
- зона приобретения практических навыков самостоятельности.
Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.
А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.
Методика Никитиных — классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:
- решительности,
- логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
- закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).
Источник