Какие вопросы задавать ребенку для развития речи

Какие вопросы задавать ребенку для развития речи thumbnail
50 вопросов для развития речи и воображения детей

Рейтинг
45

Задавая ребенку правильные вопросы, родители помогут ему в развитии речи и творческого мышления

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети задают много вопросов. Иногда эти вопросы повторяются. Чаще всего мы отвечаем на них снова и снова. Скажем честно: иногда мы игнорируем вопросы ребенка или закатываем глаза, когда их слишком много. Исследования показывают, что ребенок, особенно дошкольного возраста, ежедневно задает более 300 вопросов – больше, чем мы в состоянии ответить.

Но дело в том, что мы должны поощрять ребенка задавать больше вопросов, а никак не сдерживать его. Оказывается, на это есть веская причина: отвечая на вопросы малыша, вы расширяете границы его мышления.

Важно, чтобы дети использовали свое воображение и стремились узнать больше. Мы можем помочь им в этом, не только отвечая на вопросы, но и задавая их сами. Ведь известно, что дети копируют слова и модели поведения родителей.

Поэтому не ограничивайтесь банальным «Как прошел твой день?», а используйте следующие вопросы, чтобы разговорить ребенка.

1. О чем ты любишь фантазировать?

2. Что делает тебя счастливым?

3. В чем сильны твои друзья?

4. Если бы ты мог делать всё, что угодно, что бы ты сделал прямо сейчас?

5. Чего ты ждешь с нетерпением, когда просыпаешься утром?

6. Ты думал когда-нибудь о том, чтобы называть цвета по-другому?

7. Какой персонаж из мультфильмов самый смешной?

8. Если бы ты открыл магазин, что бы ты продавал?

9. Если бы ты был супергероем, как бы тебя звали и какими суперспособностями ты бы обладал?

10. Представь, что ты на пляже. Что ты сделаешь в первую очередь?

11. Если бы ты мог вырастить во дворе любое растение, что бы это было?

12. Что придает тебе смелости?

13. Как ты понимаешь, что тебя любят?

14. Как ты проявляешь интерес к людям?

15. Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

16. Если бы твои игрушки могли говорить, что бы они сказали?

17. Если бы ты мог отдать 100 гривен на благотворительность, кому бы ты их отдал?

18. Из чего бы ты сделал шалаш?

19. Что тебе нравится дарить людям?

20. Что сегодня заставило тебя улыбнуться или засмеяться?

21. Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?

22. Если бы ты мог нарисовать всё, что приходит тебе в голову, что бы ты нарисовал прямо сейчас?

23. Если бы ты был дизайнером одежды, какую одежду ты бы придумал?

24. Что ты больше всего любишь делать, чтобы помочь людям?

25. Представь, что ты шеф-повар. Расскажи о своем ресторане. Какие блюда в нем готовят?

26. Как ты думаешь, что тебе приснится сегодня ночью?

27. Что вызывает у тебя чувство благодарности?

28. Где бы ты хотел побывать? Как бы ты туда добирался?

29. Какие звуки тебе нравятся?

30. Если бы ты построил себе хижину в лесу, что бы было внутри неё?

31. Если бы ты мог разговаривать с диким животным, что бы ты у него спросил?

32. Если бы ты провел на улице целый день, что бы ты делал?

33. Как построить самую надежную крепость?

34. Что придает тебе энергии?

35. Какую роль ты бы хотел сыграть в пьесе?

36. Как ты думаешь, как общаются между собой животные?

37. Что самое прекрасное из того, что существует в природе?

38. Если бы ты на один день стал фотографом, что бы ты фотографировал?

39. Какое воспоминание делает тебя счастливым?

40. Что тебя раздражает?

41. Опиши хороший день. Что делает его особенным?

42. Как думаешь, какое животное самое быстрое?

43. Что делает твоих друзей особенными?

44. Что делает тебя особенным?

45. Есть ли у тебя идеи для какого-нибудь изобретения?

46. Как думаешь, чем хорошо говорить на нескольких языках?

47. Какие 3 вещи ты хочешь сделать этим летом?

48. Если бы ты придумал какой-то новый праздник, что бы это было?

49. Что делает человека умным?

50. Если бы у тебя были друзья по всему миру, как бы вы общались?

Не беспокойтесь, если ребенок поначалу будет неохотно отвечать на вопросы. Не спешите и не переходите к следующему вопросу слишком быстро. Уделяя данному занятию достаточно времени, вы показываете, что заинтересованы в общении, а не просто добиваетесь от ребенка ответа. Для взрослых это тоже хороший способ проявить творчество и воображение.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему нам так сложно мыслить творчески? Задавая ребенку вопросы, мы опять обретаем эту способность. Поэтому не стесняйтесь отвечать на эти вопросы и делиться своими ответами с ребенком.   

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
9 оценок.

Развитие ребенка
05.12.2017

Источник

Как лучше говорить с ребёнком: «взрослым» или «детским» языком?

Когда ребенок совсем еще мал, понятно желание взрослых разговаривать с ним на особенном языке, употребляя большое количество уменьшительно-ласкательных слов. Конечно, интонации родителей могут быть очень мягкими и нежными, и мы невольно подбираем слова, которые используем только в общении с малышом. При этом, разговаривая с ребенком, важно избегать «сюсюкания». Следить за правильной речью необходимо, потому что то, что мы говорим, выступает образцом, которому подражает ребенок. И даже если в начале этого пути малышам сложно обойтись без упрощений, мы всегда будем готовы прийти на помощь и подготовить основу для более точной речи. Например, когда кроха, показывая на тарелку с кашей, произносит «ням-ням», улыбнитесь ему и уточните: «Да-да, это каша, сейчас мы будем кушать».

Может ли ребёнок сразу заговорить на двух языках? Не будет ли путать разные языки?

Существует много семей, в которых взрослые владеют несколькими языками, либо в силу того, что у каждого родителя – свой родной язык, либо благодаря изучению языков. В такой ситуации понятно желание взрослых научить ребенка говорить сразу на двух или даже на трех языках. Это возможно, так как в раннем возрасте дети очень легко овладевают любым языком. Но конечно, такое обучение языку не должно быть похоже на взрослые уроки с переводом слов и проверкой знаний. Для малыша самое главное – постоянное общение. Когда маленький ребенок находится в определенной языковой среде, он обучается тому языку (или тем языкам), на котором говорят окружающие его люди. Например, если папа ребенка говорит на одном языке, а мама – на другом, ребенок может одинаково хорошо научиться говорить на двух языках.

Не стоит бояться того, что ребенок перепутает разные языки, как правило, дети –билингвы легко определяют, с кем на каком языке говорить.

Нужно ли обращаться к логопеду до 3 лет?

Сами по себе логопедические занятия обычно рекомендуется начинать в 5-6 лет. Однако уже в 1-2 года ребенка стоит показать неврологу, чтобы определить его речевое развитие и предупредить возможные нарушения. Иногда визит к специалисту может потребоваться еще раньше, например, если к 6 мес. ребенок не издает звуков, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.

В 3-4 года стоит посетить логопеда, чтобы посмотреть, каких успехов достиг ребенок, и есть ли необходимость в специальных занятиях. Даже когда речь у ребенка только формируется, опытный специалист может обратить внимание родителей на особенности малыша и подскажет родителям, что необходимо делать для формирования правильной речи.

Основной метод развития речи в раннем возрасте – потешки, скороговорки, считалки?

Конечно, потешки, стихи, считалки, скороговорки, песенки, сказки – прекрасные инструменты для развития речи. При этом без любящих людей рядом все эти прекрасные инструменты могут оказаться бесполезными. Самое главное – это общение с ребенком. Даже если вы не знаете ни одной считалки и скороговорки, это не будет препятствием для развития речи. Для развития необходимо и достаточно как можно больше разговаривать с малышом, описывать то, что вас окружает. Реагируйте на эмоции ребенка, на его поведение, объясняйте все, что вы видите, слышите, чувствуете, откликайтесь на то, что происходит с ним, с вами, с окружающим миром.

Читайте также:  Особенности личностного развития ребенка младшего школьного возраста

Моему ребенку 2,5 года и он не говорит, что делать?

За таким вопросом могут скрываться самые разные ситуации: от серьезной задержки речевого развития до совершенно нормально развитого малыша, которого мама сравнивает с чужим ребенком, который «говорит как взрослый, декламирует Пушкина и поет песни на английском и французском языках».

Оценить речевое развитие ребенка можно только при непосредственном общении с ним.

В случае, когда малыш не говорит даже простые слова, и/или у вас возникают сомнения, что он хорошо понимает обращенную к нему речь, стоит показать ребенка неврологу и логопеду. 

Источник

Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.

Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.

Причины задержки и нарушения речи

На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.

Родители не разговаривают с ребенком

С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.

Гиперопека родителей и лень ребенка

Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.

Индивидуальное развитие ребенка

Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.

Стрессы

К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.

Заболевания

Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.

Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.

Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.

Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии  речи ребёнка? 

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

  • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
  • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
  • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
  • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
  • 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
  • 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
  • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
  • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.

В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:

  1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
  2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.

Развитие понимания речи 

Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.

Специалисты делят речь на:

  1. Активную – то, что человек говорит.
  2. Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.

Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.

Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.

Развитие активной речи

Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.

Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
  2. Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
  3. Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
  4. Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
  5. Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.
Читайте также:  Выявление факторов риска в истории развития ребенка

Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.

Читайте далее: развитие памяти у детей

Источник

Родителям о речевом развитии детей (вопросы и ответы)

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?   
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»    Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?    
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее — шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.   

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?     
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». 
Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).  Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития. 
Важно придерживаться следующих правил: 
— нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; 
— желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу; 
— общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п. 
— ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.  

  Как попасть на занятия к логопеду?      
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.    Чем занимается логопед?   
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.

Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,

так стоит ли идти в логопедическую группу?       
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» — теперь, «масалет» — самолет, «агат» — виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.  

Станет ли мой ребёнок «как все»?

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.  У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Читайте также:  Как ускорить темпы развития ребенка

      
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития. 

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

 

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.  

 

Как правильно учить ребенка читать и писать?

      
В основе обучения чтению — не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука — [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А — и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение — это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.   

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?   
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.  Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: 
— раскрашивание буквы, штриховка — Лепка ребенком буквы из пластилина. 
— Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым. 
— «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
— Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д. 
— Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами. 
— Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д. 
— Обводка ребенком букв, написанных взрослым. 
— Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Может ли у моего ребенка появиться заикание?   
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. 

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

 

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

 Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. 

Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.  

Источник