Какие усилия со своей стороны вы готовы прикладывать для раннего развития вашего ребенка

Какие усилия со своей стороны вы готовы прикладывать для раннего развития вашего ребенка thumbnail
Светлана Олешкевич, методист-консультант детского клуба «Монтессори-Cити»

Светлана Олешкевич,
методист-консультант
детского клуба «Монтессори-Сити»

Прежде чем поговорить о специфике монтессори-направления для самых маленьких «Вместе с мамой», скажем несколько слов о методике воспитания и развития детей.

В двух словах рассказать о методике обучения и развития ребенка очень сложно, но придется, дабы не утомлять читателя и не злоупотреблять его вниманием. Итак, четыре основных условия, при наличии которых возможно говорить о существовании монтессори-группы.

Первое: специальный материал, структурированный и выставленный по определенным закономерностям и представляющий собой определенные зоны для правильного обучения и развития ребенка.

Разнообразие существующего материала позволяет ребенку сделать свободный и интересный для него, выбор. Сама природа подсказывает, какой же материал актуален для правильного развития ребенка в данный момент, если конечно при этом нет помех со стороны взрослых. А когда человек делает свободный и осознанный выбор, он чувствует себя по-настоящему счастливым.

Второе: разновозрастная группа, которая стимулирует ребенка к продвижению, тем стремительнее, чем она более разновозрастная. И самое главное, на что следует обратить внимание, это одинаково актуально как для младших участников, так и для более старших.

По большому счету, для развития ребенка дошкольного возраста, очень важно, чтобы во время процесса познания им мира обязательно присутствовали его «собратья», т. е. люди примерно такого же возраста. Это очень трудный процесс, который ребенку приходится осуществлять в «мире великанов», каковым он воспринимает мир взрослых людей.

Любая информация в развитии детей младшего дошкольного возраста воспринимается гораздо эффективнее и быстрее ими друг от друга, чем от любого взрослого. Будь то незнакомый педагог или родная мамочка, в данном случае нет разницы.

Третье: правила поведения, о которых необходимо договориться для того, чтобы, выполняя их, почувствовать настоящую свободу. И здесь очень важно отметить, что дети соблюдают эти правила не потому, что их кто-то наказывает за несоблюдение, а потому что это становится их внутренней потребностью, потому что это интересно развивающейся личности ребенка.

Только при наличии всех этих трех составляющих вместе взятых может возникнуть монтессори-среда.

Далее, необходимо, чтобы в этой среде находился помощник, который является, по сути, проводником по этой среде.

Итак, условие номер четыре: наличие монтессори-педагога, являющегося наставником.

Методика воспитания и развития детей.Этот наставник:

  • умеет терпеливо и очень внимательно наблюдать за событиями, происходящими в группе;
  • уважительно относиться ко всем членам группы любого возраста;
  • безоценочно воспринимать всех участников событий и их работу;
  • методично и постепенно адаптировать их к особенностям среды;
  • увлекательно и правильно показывать материал и варианты работы с ним;
  • вовремя и очень дозировано помогать в работе, если это необходимо;
  • проводить с ребенком трехступенчатый урок;
  • акцентировать внимание на позитивных моментах, которые можно извлечь из «ошибок» в работе, т. е. способствовать приобретению ребенком своего опыта;
  • разрешать конфликтные ситуации, руководствуясь правилами, действующими в монтессори-среде;
  • не напрягаться и не напрягать окружающих ожиданием немедленных результатов.

Теперь, я думаю, становится понятно, почему в домашних условиях невозможно создать полноценную монтессори-среду для воспитания и развития детей. Но вполне реально смоделировать ее фрагментарно в том случае, если ребенок посещает занятия в группе, и мама, со слов педагога, знает, какой именно материал актуален для малыша в данный момент. Здесь существует лишь одна оговорка: тот, кто занимается с ребенком дома, должен хорошо представлять себе монтессори-подходы к этим занятиям, а также отложить все дела (включая телефонные переговоры) ровно на полтора часа, два раза в неделю.

Несколько иначе обстоит дело, если знакомство с монтессори-методом мама и ребенок начали с самого раннего возраста в группе «Вместе с мамой». В этом случае мама уже научилась правильно и конструктивно общаться со своим ребенком, и может, выполнять роль монтессори-педагога, хотя бы отчасти и ненадолго (например, когда ребенок заболел и не может посещать занятия).

Метод обучения и развития ребенка.Группа «Вместе с мамой» создана и работает для тех людей, которые не только заинтересованы в том, чтобы их ребенок вырос гармоничным и счастливым человеком, но еще и готовы приложить к достижению этой цели определенные усилия со своей стороны.

Мама не просто присутствует в среде формирования и развития ребенка, но принимает непосредственное участие в его работе. Только участие это, многие мамы представляют себе далеко не так, как продиктовано методикой Марии Монтессори.

К сожалению, для монтессори-педагогики, мы привыкли себя вести в быту, согласно тем стереотипам, на которых мы выросли и воспитывались. В обыденной жизни, мы просто не замечаем, что одним только неправильно подобранным словом можно отбить у ребенка всякую охоту что-либо делать. Да и подбираем ли мы вообще слова при обращении к своему ребенку. Ведь далеко не все мы испытали в своем детстве уважительное отношение к себе со стороны старших. Да еще с самого раннего возраста, когда работает впитывающее сознание, как ведущая форма восприятия мира. И все впечатления, полученные в процессе воспитания и развития детей в возрасте до шести лет, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его отношение к окружающему миру.

Также, не очень часто мы наблюдаем у родителей уважение к тому, что ребенок делает. Нам никто и никогда не говорил, что это заслуживает серьезного отношения, и тем более, уважения. Так как же тогда мы можем ожидать от ребенка приобретения каких-либо навыков? Ведь навык может быть выработан только путем обязательного повторения действия определенное количество раз. Не говоря уже о том, чтобы делать это с удовольствием и интересом, как это происходит в монтессори-среде.

По большому счету, только в такой среде воспитания и развития детей, основанной на свободной работе, можно научиться по-настоящему конструктивно и позитивно общаться со своим ребенком, не тормозя его развитие, а способствуя этому процессу.

Очень важно для развития ребенка дошкольного возраста.Научиться видеть и слышать своего ребенка, терпеливо наблюдать за его работой, употребляя в работе правильные фразы, в правильный момент и в правильном месте. А так же грамотно относиться к результатам этой работы, правильно хвалить, правильно воспринимать «ошибки». Ведь то, что является ошибкой с нашей, взрослой точки зрения, для развития ребенка по монтессори ценнейший опыт, на котором он строит себя. А что касается неправильно построенной похвалы, то мы вообще себе плохо представляем, на что мы обрекаем своих детей. Вырастают люди, целиком и полностью зависимые от мнения и оценки со стороны, и неспособные, без этой оценки двигаться дальше, развиваться и совершенствоваться.

Нас никто и никогда не учил тому, что в обучении и развитии ребенка слишком навязчивая помощь, да еще предложенная не вовремя — это очень серьезное отягчающее обстоятельство во взаимоотношениях взрослого с малышом. Г-н Сумнительный пишет в своей статье «Нормализованный ребенок»: «…чудеса интеллектуального развития возможны, если ребенок не отягощен грузом реакций на неправильное отношение к нему взрослых».

Обладая огромным потенциалом, но гармонично развиваться ребенок не может, если у него отсутствуют разнообразные возможности для получения нового опыта. Своего опыта. А получить свой опыт возможно только при условии, что ребенку не будет навязан чей-то чужой. Что такое неправильная, избыточная, лишняя помощь – это есть навязывание своего опыта.

Так как же быть? Как обрести гармонию во взаимоотношениях со своим ребенком? Как сделать ребенка счастливым?

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка по системе монтессори

Учиться общаться с ним продуктивно и конструктивно с самого раннего возраста, потому что потом будет уже поздно для личностного развития ребенка. Ведь, если вспомнить о законе, выведенном выдающимся психологом Львом Выготским, который он назвал «Зоной ближайшего развития», именно те дела, которые ребенок выполняет только при участии взрослого, и являются зоной его ближайшего развития. Т. е., круг дел, которые ребенок начинает выполнять самостоятельно, увеличивается именно за счет того, что он делал раньше вместе со взрослым наставником, и никак иначе.

Поэтому значение и роль мамы в работе ребенка трудно переоценить, даже если не брать во внимание тот факт, что эмоциональная составляющая общения мамы и малыша, — это определяющий фактор успешного развития личности ребенка и продвижения по жизни вообще.

Известный американский психотерапевт Жан Ледлофф утверждает: «Ребенок может стать независимым от матери, лишь пройдя стадию абсолютной от нее зависимости». Она говорит о том, что «ручной период», — мощнейшая отправная точка в развитии человека, это энергетическая подпитка на всю оставшуюся жизнь.

Открыв поистине революционную концепцию в воспитании и развитии детей, так называемый, «принцип преемственности», Жан Ледлофф утверждает, что каждый человек рождается с ожиданием определенного жизненного опыта: «…строение каждого существа учитывает те события, с которыми это существо ожидает повстречаться». Но главное здесь даже не это, а то, что «степень несоответствия приобретенных ожиданий врожденным определяет, насколько человек отклонился от заложенного в нем потенциала быть счастливым». Другими словами, чем менее разнообразный опыт человеку удалось приобрести в раннем детстве, тем больше вероятность, что из человека, с рождения просто «обреченного» быть счастливым по определению, он превратится в человека, для которого счастье становится лишь жизненной целью, и очень часто, — недостижимой.

Информация в развитии детей младшего дошкольного возраста воспринимается гораздо эффективнее и быстрее от другова ребенкаКак же через воспитание, обучение и развитие ребенка, обеспечить ему получение тех впечатлений, которые все его существо так жаждет испытать и пережить в качестве своего жизненного опыта?

Более ста лет тому назад Марией Монтессори уже было задумано некое пространство, которое отвечает этой грандиозной цели, «позволяет смоделировать саму жизнь». И в этом пространстве перед ребенком огромный выбор возможностей для реализации его природных задатков и ожиданий.

И тем более замечательно, что с тех пор возникло еще одно направление монтессори-педагогики, — группы для самых маленьких «Вместе с мамой», потому что, за ними огромное будущее. Занятия в этих группах позволяют не теряя ни минуты драгоценного времени «наилучших возможностей» использовать потенциал развития детей младшего дошкольного возраста.

А также, открывать величайшие горизонты перед его родителями: возможность выработать эффективный, конструктивный и позитивный стиль общения со своим личностно развивающимся ребенком, который останется в семье на всю жизнь.

Что может быть ценнее для родителей, чем гармония, возникающая при общении со своими детьми. В таких семьях не бывает трудностей с возрастными особенностями развития детей. Такие люди всегда сумеют обо всем мирно и спокойно договориться. Они по-настоящему счастливы и спокойны за свое будущее и будущее своих детей.

Психологи говорят, что события, происходящие с ребенком сразу после рождения, производят на него большее впечатление, чем вся оставшаяся жизнь.

Автор статьи : Светлана Олешкевич,
методист-консультант детского клуба «Монтессори-Cити».
(Тренинговое монтессори-подразделение
для самых маленьких и их мам)

Источник

В прошлом году я писала несколько публикаций о вреде раннего развития, надеюсь никто из читателей не записал меня в лагерь его противников ;-), потому что это не так. Все дело в том, что развитие ребенка это очень тонкая работа и для успешных результатов необходимо пользоваться качественными развивающими материалами (заданиями, упражнениями, наработками, методиками, программами), разработкой которых занимались люди глубоко понимающие процессы развития.
Содержание

  • Для чего я пишу о раннем развитии
  • Современные тенденции и заблуждения
  • Объем энциклопедических знаний
  • Развитие мышления — мои гипотезы
  • Монтеccори — развитие без негативных последствий
  • Вместо заключения

Для чего я пишу о раннем развитии

Начну с того, что целенаправленное ранее развитие — это вмешательство в естественный ход развития, продуманный и сбалансированный до мелочей природой и нашими предками. Людям свойственно хотеть большего, но нам пора уже привыкнуть, что за каждый неверный шаг мы будем расплачиваться.

Зачастую дети амбициозных родителей в результате их усилий теряют интерес к обучению еще до школы, а в годы раннего развития достижения этих детей являются предметом зависти знакомых. Любой школьный психолог при выявлении причин отсутствия интереса к обучению обязательно поинтересуется не занимались ли с ребенком ранним развитием и при утвердительном ответе вынесет вердикт — «перезанимались».

Честно признаться читать статьи на темы вреда раннего развития мне неприятно, но я сама не смогла пройти мимо этой темы, так как слишком много мамы делают ошибок. Раньше (когда не было интернета, возможности прочитать научные исследования, результаты, проблемы успеваемости) можно было повторять чужие ошибки бесконечно долго, но сейчас у нас с вами есть прекрасная возможность пользоваться чужим опытом и мы её просто обязаны использовать!

Я не предлагаю отказаться от идей раннего развития, я предлагаю проанализировать то, что нам предлагает современная педагогика и выбрать лучшее — теории, методики, упражнения, занятия, все то от чего нет побочных эффектов!

Cовременные тенденции и заблуждения

Первое на что я хочу обратить внимание — это то, что в развитии как и во всем остальном в нашей жизни необходимо соблюдать дозировку. Тут, как и в питании помаленьку можно всё. Делая упор за занятиях одного типа, будьте готовы к дисбалансу — только в компьютерной игре если у вашего персонажа прокачан навык силы, то обладая одним этим навыком Вы можете пройти игру. В жизни все иначе — у человеческого мозга определенная последовательность созревания мозговых структур и максимально прокачивая один навык малыша, Вы навсегда лишаете ребенка максимального потенциала развития другого навыка!

Рассмотрим наиболее популярные подходы к развитию малышей (более подробно об этом читайте тут)

  1. В большинстве «развивашек» дают предметные знания об окружающем мире — цвета, формы, другие понятия окружающего мира + логика + мелкая моторика+подвижные игры. При условии небольшой дозировки, на мой взгляд, это наиболее привлекательный из популярных подходов к развитию. Всё это лучше давать малышу в таком количестве, сколько он хочет и не больше (это соответствует методике Монтессори).
  2. Детям более амбициозных родителей повезло меньше — в дополнение ко всему перечню пункта 1, их с пеленок учат читать и считать, нарушая последовательность созревания мозговых структур и обрекая на тоску и потерю интереса к учебе в начальной школе.
  3. Мамы стремящиеся вложить в ребенка максимальное количество знаний и умений стандартными способами (регулярные тематические занятия в большой дозировке, обучение чтению, счету, плаванию, танцам и т.п.) чаще всего обречены на провал, так как они совершают глубокое вмешательство в процесс развития, а это чревато. Правильней сказать, что у их детей остается меньше всего шансов раскрыть свой потенциал (вырасти самостоятельными творческими личностями).

Еще из ошибок современных тенденций я бы выделила обилие информации оторванной от реальности предлагаемой для запоминания. Доминирующий тип памяти у детей — образный (ассоциативный). Предлагая ребенку энциклопедию с картинками, мы по сути предлагаем ему составить образы на каждую картинку. Но образ, в памяти ребенка это далеко не одно изображение, это целая система! У каждого образа должен быть ряд понятных ребенку характеристик и если изображение ничем не подкреплено, кроме непонятных слов, то оно просто будет захламлять память.
Я частенько задумывалась при изучении с Яной энциклопедий о многих вопросах: «Зачем я ей показываю слона? Что у неё в голове связано со слоном кроме пластиковой фигурки и непонятного словосочетания «он живет в Африке и Индии и т.п.»? » Теперь я убеждена, что я создавала всего лишь информационный шум в её голове на радость себе и бабушкам, которые счастливы от великолепной «эрудиции» любимой внучки. Сейчас я виню себя за то, что действовала «как все» и забила голову ребенка несвоевременной оторванной от реальности информацией.
Да, я считаю что нечего делать слонам, жирафам, пожарным машинам и т.п. в голове ребенка как минимум до года! Время слонов придет когда по возрасту начнут подходить сказки и мультфильмы про них, а также при походе в зоопарк и других случаях когда ребенку предоставляется возможность раскрыть наиболее полноценно образ этих животных. И даже если вы найдете сказки для самых маленьких про слона и обвините меня в ограничении знаний для ребенка, то про гепарда, носорога, овцебыка и многих других навряд ли ;-). Всем кто с этим хочет поспорить, обязательно читать статью до конца.

Читайте также:  Схема психического развития ребенка 2 лет

Объем энциклопедических знаний

Мне очень хочется аргументировать нецелесообразность несвоевременного накачивания энциклопедическими знаниями, чем продвинутые мамы поголовно злоупотребляют. Еще год назад я так же как и другие считала, чем больше информации вложишь в ребенка тем лучше. Последнее время я считаю это современным заблуждением.

Когда Яна выучила 12 цветов, я задалась вопросом «А сколько цветов должен знать ребенок?». 12 в полтора года —  это много или мало? У дочки цвета «пошли» прекрасно и при дальнейшем обучении легко можно было в память поместить еще несколько десятков. В этих размышлениях я наткнулась на пост одной мамы, о том как её дочка в возрасте двух лет слепила кобальтового червя (сразу оговорюсь, я не в курсе подходов к развитию этой мамы, возможно при подробном рассмотрении всё очень гармонично, просто меня её конкретный пост навел на весьма продуктивные размышления). Т.е. девочка различает и знает названия многих оттенков. После прочтения этого поста мне стало грустно, ведь я сама не знаю кобальтовый цвет и еще больше меня терзали сомнения а нужен ли он и десятки других названий оттенков Яне. Признаюсь, очень хочется чтобы Яна «всё знала». И тут мне в голову пришел простой вопрос, на который любой из вас сможет ответить: «зависит ли уровень художественного мастерства, от количества названий оттенков которые держит в памяти художник?»  И следующий вопрос: «чему надо учить ребенка для воспитания художественного вкуса и интереса к рисованию?» Разумеется надо: рассматривать и обсуждать прекрасные картины, с помощью палитры подбирать похожие/непохожие цвета, в более старшем возрасте добиваться определенных оттенков при помощи смешивания и еще многое другое, что заставляет работать мыслительный аппарат, а не нагружать память пустыми образами.

На мой взгляд, объем знаний должен быть оптимальным для его качественной обработки и основные усилия должны быть направленны на развитие мышления, а не накачку памяти. Наверно, многие сталкивались с ситуацией когда у компьютера не хватает мощности процессора и он не в состоянии обработать массивы данных. Эту же ситуацию большинство создают для своих малышей, только мало кто это осознает. К сожалению на данный момент я занимаюсь с Яной многим тем же чем и другие, но без особого фанатизма, понимая неправильность современных подходов. Поняв механизмы развития мышления, я думаю Вы как и я ощутите нехватку материалов.

Развитие мышления — мои гипотезы

Надеюсь, мне удалось вам доказать, что для правильного развития мы должны сместить акцент с простой накачки знаниями об окружающем мире на развитие мышления.

Теперь вспомните какие способы развития мышления в раннем возрасте вам известны. Из наиболее популярных мне приходят на ум только развивающие пособия, игрушки и собственно все! Скромный список получился, не так ли. Думаю те кто читает этот пост им не смогут ограничиться ???? .

Что ж думаю пришла пора написать теоретическую основу своих гипотез развития мышления:

1. Для совершения мыслительных операций на первом этапе необходимо загружать в память малыша качественные образы со связями. Особенно важно учитывать качество книжных образов в самом младшем возрасте — животных на картинках можно продублировать в пластиковых фигурках и оживить простыми и атмосферными историями о них. При прочтении различных книжек про одних и тех же персонажей возвращаться и соотносить. Когда ребенок научится воспринимать книги, он начнет сам соотносить объекты реальной жизни и книжные образы. На мой взгляд, образы без связей в памяти малыша — это мусорное явление, которое просто занимает место, все равно что одежда, которая нам не по размеру и стилю висит в шкафу. Зачем мы её покупаем и вешаем в свой шкаф? Выбросить это немедленно! И обзавестись теми образами, которые могут активно использоваться! В конце-концов одежду можно подогнать по фигуре, а образы дополнить информацией о них. Только не забываем, что  образ — это очень многогранное понятие и для его раскрытия нужно использовать как можно больше средств (увлекательные истории, красивые иллюстрации, мелодии, новые вкусы, ароматы, фактуры, места и т.п.).

2. Возможности и разнообразие мыслительных операций больше зависят от количества взаимосвязей и качества образов, а не от количестве самих образов. Логика заключается в том, что чем больше полноценных образов, которыми мозг манипулирует, тем больше практики и следовательно выше результаты. Если образы неполноценные (без связей друг с другом или с минимумом связей) то мозг ими не оперирует, такие образы захламляют мозг.
Связи между образами могут быть как прямые, так и ассоциативные. Прямые связи — по признаку (цвет, форма, тип и т.п.) Ассоциативные связи между образами  — это случайные связи несвязанных объектов. Например, был сильный снегопад и ребенок впервые увидел грузовик. Скорей всего в мозгу ребенка будет создана связь снег-грузовик. Таким образом подмечая различные моменты в реальности и книгах мама может помогать малышу создавать ассоциативные связи тем самым делая образы в голове малыша более четкими и качественными.

3. На третьем этапе необходимо работать над расширением спектра мыслительных операций. Одним из моментов увеличения количества операций будет являеться оптимальное количество образов. Если будет чересчур много однообразных образов, то  мозг может начать выполнять однотипные операции со всем множеством. Тут можно привести в пример всеми любимые сериалы. В большинстве своем они однотипны, но мозг воспринимает каждый сериал за отдельную систему образов и прорабатывает их заново. Вот вам и пример жвачки для мозгов, которая при злоупотреблении напрямую ведет к деградации мыслительного аппарата. Самые полезные сюжетные игры включают простейший набор игрушек и других мелочей, которые ребенок начинает комбинировать всевозможными способами. Если же ребенку предоставить разнообразие качественных и красивых игрушек, то комбинирование в таком случае уже выполнил производитель — сделал набор еды для того чтобы ребенок кормил куклу и вашему ребенку остается просто выполнять машинальные действия с минимумом комбинаций — раскладывать еду в тарелки и подносить ко рту кукол.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста

4. Совершенствуем качество мыслительных операций. Мыслительная операция наиболее высокого уровня создает самостоятельную систему образов, которая в свою очередь ведет к расширению спектра операций! Это уже начало творческого мышления. Самая простейшая операция по созданию образов — прогнозирование результата. Над этой операцией целеустремленно начинаем работать с первого года жизни. Элементарные прогнозы первого года жизни — «упал, будет больно», «опустил в воду, станет мокрым» и т.п. Все это для закрепления разбавляем образами:
— «упал мишка — подняли все в порядке»=образ не изменился;
— «упала кружка — разбилась»=новый образ «разбитая кружка»;
— «упала башня/пирамидка развалилась — надо заново собирать» =новый образ «сломанная башня»;
— «упал малыш — больно/вавка» = новый образ «плачущий малыш».
Также, как я уже писала раннее, одним из самых эффективных инструментов развития мышления является рисование (сюда же можно отнести лепку). Оно уже к концу второго года жизни позволяет материализовать систему образов из мыслей в рисунки и оперировать с ними на новом уровне, создавая бесконечный цикл:
— генерация новых образов;
— совершение операций с ними;
— генерация новых образов полученных в результате операций с предыдущими;
— и так далее пока мама не позовет кушать или не потребуется смена деятельности.

5. При развитии мышления за счет образов и связей между ними, память неизбежно начнет сама совершенствоваться! Это основано на механизмах описанных в теории мнемотехники, которая признана официальной наукой, как самая эффективная методика по развитию памяти.

Вот такая идеальная теория развития мышления в двух словах. Собственно эта теория является пазлом раннего развития, который я собирала в своей голове больше года. Разумеется встает вопрос о практической стороне её применения. Отдельными частями практику можно встретить в наследии предков и правополушарных методиках развития. На этом я более подробно остановлюсь в следующем посте о раннем развитии. Далее я хочу обозначить еще один важный момент, который если вы мама малыша, не должны упустить, особенно учитывая простоту его реализации.

Монтеccори — развитие без негативных последствий

Именно из-за опасности загубить потенциал малыша самые авторитетные для меня специалисты настойчиво всем рекомендуют методику Марии Монтессори. Я об этой методике подробно не писала (и зря, обещаю исправиться), потому что её азы доступны и логичны для большинства мам и без знакомства с ней.

В основе этой методике лежит система запросов-предложений. Если ребенок хочет рисовать, по методике Монтессори считается, что пришел оптимальный период для повышения уровня навыков рисования, ребенок хочет петь — необходимо ловить момент и создавать благоприятные для этого условия и т.д.

Помимо этого Монтессори уделяет много внимание совместному выполнению с родителями бытовой работы и предоставлению ребенку необходимых для развития средств и инструментов. Ведь если на виду у ребенка нет красок и он не знает где они лежат, то маловероятно, что он захочет когда-либо рисовать красками.

Я рассматриваю основы методики Монтессори, как структурированное описание достаточно очевидных вещей, про которые можно просто случайно забыть, поэтому порой почитать книги об этой методике очень полезно.

В любой авторской методике есть интересные акценты. Мария Монтессори очень много уделяет внимания материалу на развитие логики (рамки-вкладыши, счетный материал разнообразных форм). Последнее время я этим очень прониклась. Просто предоставляем ребенку всё это добро и максимально сдерживаем себя и окружающих от подсказок, таким образом получаем максимально быстрый для вашего малыша естественный ход развития мышления! Не надо тратить на это большие суммы, выбирайте недорогие и аккуратные материалы (обратите внимание на пазлы и другие головоломки). После изучения одного вводите новое. Изученные материалы прячьте на месяц-другой-полгода. На столько, чтобы ребенок успел забыть решение и  материалы были для него как новые. Ведь через некоторое время они будут восприняты уже на другом уровне. Еще вариант меняться ими со знакомыми сверстниками.

Не обошлось в методике и без крайностей — в некоторых источниках указывается, что для занятий обязательны столы, стулья и куча другого серьезного недешевого оборудования, специальные стеллажи для хранения и т.п. На самом деле я вижу методику Монтессори, как самую практичную и легкореализуемую. В будущем  обязательно опишу, как мы ее применяем.

Вместо заключения

В этом посте я постаралась изложить суть, от которой отталкиваюсь при выборе занятий для  Яны. В дальнейшем я запланировала еще целый ряд постов на эту тему, в том числе обзор доступной практики, а также совместные поиск/наработки и раздачу правильных материалов для развития мышления.

Update: Мои дальнейшие поиски правильного подхода к развитию и воспитанию детей привели меня к изучению взглядов М.М. Безруких (профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования). На мой взгляд, М.М. Безруких — человек мнению которого в области развития детей надо доверять и прислушиваться в первую очередь. Мы не должны идти на поводу у производителей детских товаров и услуг, необоснованно форсируя естественный ход развития. Опережение сверстников в «умелках» очень льстит самолюбию родителей, но может привести к негативным последствиям. Необходимо ставить правильные цели развития ребенка.

Удивительно, но отражение своей теории «загрузки образов» я обнаружила в книге по развитию детей 19 века Водовозовой Е.Н. Именно эту книгу рекомендует М.М. Безруких, как руководство по правильному развитию детей.

Кстати, недавно я выбрала программу для обучения в начальной школе для Яны (напомню, ей сейчас 1,10)   и она отлично сочетается с моим видением развития малышей. Возможно мамы у которых есть детки постарше догадаются какую ;-), но об этом тоже в отдельном посте.

И еще, я не знаю насколько вы — мои читатели готовы к подобным статьям. Хотелось бы узнать ваше мнение, так как материал сложный для восприятия. Если Вам интересны публикации на эту тему прошу отметиться в комментах фразой «Пиши еще» ???? .

 Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте ???? .

Полезные ссылки:

  • Пазлы для малышей (обзор пазлов от 2-х до 60-ти элементов)
  • Обзор развивающих книг для малышей 1-2-х лет;
  • Вред раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития);
  • Как развивать ребенка в 1 год (побочные эффекты развивающих методик и список того, что требуется малышу для гармоничного развития от 1 до 2 лет);
  • Скачиваем чудесные картинки для изучения первых логических понятий ( большой / маленький и т.п.).
  • О методике раннего развития Марии Монтессори в домашних условиях;
  • Полный каталог моих статей.

Источник