Какие могут быть особенности раннего развития ребенка

Какие могут быть особенности раннего развития ребенка thumbnail

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Читайте также:  Психологическое и психическое развитие ребенка

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Читайте также:  Макаренко о развитии личности ребенка

Источник

Малыши всегда с удовольствием исследуют окружающий мир. И чем раньше они сталкиваются с различными понятиями, предметами и условиями, тем легче у них получается усвоить новую информацию. Именно поэтому развитие ребенка в раннем детстве очень важно, несмотря на то, что родителям кажется, будто кроха еще ничего не понимает. Существуют определенные особенности раннего развития детей. В сознании малыша закладываются определенные образы, которые становятся для него привычными. И в более старшем возрасте ребенок с легкостью осваивает всю программу обучения.

Раннее развитие детей дошкольного возраста предполагает получение навыков общения, базового логического мышления, а также их нормальное физическое развитие.

Раннее речевое развитие ребенка

Раннее речевое развитие ребенка очень важно. Родители, имеющие детей до года, ошибочно полагают, что заниматься развитием речи и изучением букв с таким крохой еще рано, сначала он должен заговорить. На самом деле, чем раньше малыш столкнется с буквами, словами и понятиями, тем легче ему будет научиться читать в будущем. А что самое главное, у него будет желание это делать, так как чтение с раннего детства станет привычной составляющей его повседневной жизни.

Как же начинать изучать буквы? Существует несколько действенных способов это сделать. Один из них – использование кубиков Зайцева, а второй – очень популярные среди многих родителей карточки со словами. Оба метода основаны не на заучивании, а на подсознательном запоминании слов в игровой форме. Поэтому они подходят для малышей с самого раннего возраста.

Кроме изучения букв прививайте ребенку любовь к чтению. Это сделать элементарно просто – читайте ему каждый день. Не нужно постоянно включать мультики на компьютере. Если Вы будете держать в руках книгу, а ребенок будет видеть в ней яркие картинки и при этом слышать Ваш голос, это, несомненно, вызовет у него желание повторять за Вами. А значит, он начнет осваивать чтение более охотно.

Точно так же Вы можете начать изучать числа. Просто каждый раз считайте по порядку ступеньки в подъезде – это самый простой способ обучить совсем еще маленького карапуза счету. Когда он освоит порядковый счет, переходите к количественным понятиям. Считайте игрушки, тарелки на столе и машины на парковке. Цифры учим точно так же, как и буквы, используя кубики или, например, магнитики на холодильник.

Не забывайте об иностранном языке. В любой европейской стране уже трудно найти человека, не владеющего английским языком хотя бы на разговорном уровне. В России люди разговаривают меньше. Но это временно. Можете быть уверены, что поколение наших детей уже будет вынуждено соответствовать общемировой тенденции. Поэтому лучше приучайте ребенка к иностранному языку с самого детства. Конечно, Вы вряд ли будете говорить с мужем на английском каждый день по полчаса, как советуют педагоги. Но зато Вы спокойно можете включать детские мультики на английском. Их очень много в интернете. При этом не нужно акцентировать внимание на том, что язык отличается. Все должно быть естественно, и тогда второй язык гармонично вольется в сознание ребенка и станет частью его жизни.

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года подробно

Когда малыш начинает разговаривать, он не сразу овладевает необходимой дикцией. Чтобы этому помочь, предлагайте ему игры, развивающие мелкую моторику ручек и пальчиков, — нанизывание бусинок, лепку из теста, собирание мозаики, пересыпание мелкого зерна. Чаще играйте с крохой во всеми любимую «Сороку-ворону». Мало кто знает, что активизация мелкой моторики стимулирует умственное развитие детей и ускоряет работу речевых центров. Ребенок начинает разговаривать намного раньше.

Занимаясь развитием речи, не забывайте также развивать логику. Предлагайте малышу игрушки разных цветов, отличающиеся по размеру и фактуре. Очень полезны для детишек пирамидки и конструкторы. По мере взросления подбирайте задания посложнее. Одной из самых популярных методик раннего развития детей является методика Монтессори, о которой Вы также можете прочитать на Bambino Story.

Особенности раннего развития детей

Существуют определенные особенности раннего развития детей. Кроме изучения базовых навыков, не забывайте о том, что психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает раскрытие в нем творческого потенциала. Не забывайте о поделках из различных подручных материалов, лепке и рисовании. Это не только способствует развитию мелкой моторики, но также способствует проявлению фантазии, и позволяет малышу получить представление о различных материалах, что немаловажно в период раннего развития.

Устраивайте музыкальные занятия. Пойте, танцуйте и обязательно давайте ребенку слушать классическую музыку. Особенно полезно совмещать прослушивание музыкальных произведений с творческим процессом. Это способствует укреплению нервной системы, а также стимулирует работу обоих полушарий головного мозга.

Как известно, лучше всего дети усваивают информацию во время игры. Но Вы не только должны проводить обучение в игровой форме, Вы должны делать любую игру ребенка познавательной. Грамотно подходите к выбору игрушек. Старайтесь, чтобы все они были различными по форме, размеру, цвету, а также и по их предназначению. Отдавайте предпочтение натуральным материалам и естественным образам.

Раннее физическое развитие детей

Раннее физическое развитие детей рассматривается в комплексе. Педиатр оценивает физическое развитие ребенка с самого рождения, измеряя его вес, рост, окружность грудной клетки, головки, а также оценивая своевременное появление рефлексов. Родители должны постоянно следить за всеми показателями, регулярно посещая доктора и выполняя все его рекомендации. Начиная с нескольких месяцев малышу можно делать массаж для новорожденных, а также специальную гимнастику. В возрасте 3 месяцев многие родители начинают заниматься с ребенком плаваньем. В более старшем возрасте можно начинать выполнять утреннюю гимнастику, а также задумываться о выборе спортивной секции. Кроме того, для здоровья детей очень важны регулярные прогулки на свежем воздухе не менее 2 раз в день.

Начинайте заниматься как можно раньше. Умственное развитие ребенка, а также его физическое здоровье во много зависят от Ваших усилий и стараний.

Источник