Какая система развития ребенка лучше

Какая система развития ребенка лучше thumbnail

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы  - слайд

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Читайте также:  Развитие ребенка в три месяца что должен уметь

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Читайте также:  Развитие личности ребенка средствами театрального искусства

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник

Какая система развития ребенка лучше?

Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его чадо было самым-самым. Кто-то мечтает вырастить из сына космонавта, кто-то видит дочь великой пианисткой. В любом случае для того чтобы ваш малыш вырос талантливым и успешным, ему нужно правильно помогать. И чем раньше начинать это делать, тем лучше, ведь маленькие дети чрезвычайно восприимчивы к любой информации. А сделать так, чтобы ребенку попадала информация правильная – дело взрослых.

Психологи с каждым годом уделяют все больше и больше внимания разработке различных методик, которые помогают нашим деткам быстро развиваться и адаптироваться в таком сложном окружающем мире. Именно поэтому наряду с проверенными временем и не одним поколением родителей методиками появляются инновационные экспериментальные разработки. Но так как эксперименты ставить на своих детях мы не будем, давайте попробуем рассмотреть уже имеющиеся хорошо известные методики развития и выбрать именно ту, которая подойдет конкретно вашему малышу.

Пожалуй, самой известной и отлично зарекомендовавшей себя методикой является методика Марии Монтессори, на базе которой создано множество развивающих школ и центров. Суть этой адаптивно-развивающей методики заключается в том, что ребенок способен самостоятельно обучаться, а задача родителей и педагога создать вокруг него такую атмосферу, которая бы этому обучению способствовала. В этой ситуации педагог не учит, а лишь помогает ребенку раскрыть свой потенциал и развить способности.

Авторы другой методики – семья Никитиных – в процессе воспитания семерых детей разработали целую систему совместных логических игр и задач, направленных на развитие образного и логического мышления. Уровень сложности задач возрастает соразмерно уровню развития ребенка. Данная методика имеет достаточно узкую направленность, поэтому ее следует применять в качестве дополнительного материала.

Очень интересна обучающая методика Глена Домана, которая возникла благодаря стараниям доктора адаптировать к окружающему миру детей с мозговыми травмами. Затем методика была несколько скорректирована и по ней стали заниматься уже здоровые малыши. Результаты превосходили все ожидания. Основная направленность – обучение деток первых четырех лет жизни чтению, математике, не забывая об их физическом развитии. Суть методики заложена в концентрации внимания ребенка на карточках со словами, цифрами, животными, растениями и т.д. на очень короткий промежуток времени в 1-2 секунды. Показывают карточки несколько раз в день, таким образом, ребенок усваивает большое количество информации, развивает зрительную память. Интересно, что в мире есть несколько нобелевских лауреатов, которые в детстве обучались по методике Глена Домана.

Также необходимо обратить внимание на развивающую систему Николая Зайцева – автора знаменитых кубиков, названных его именем. От обычных они отличаются тем, что на их гранях написаны не буквы, а сразу целые слоги, что, по мнению Зайцева, значительно упрощает и ускоряет процесс обучения. К тому же во время игры кубики издают различный звон, по которому ребенок распознает мягкие и твердые, гласные и согласные звуки. Очень удобны и пособия для занятий математикой в виде таблиц с числами. Вообще преимущество данной методики заключается в том, что она одинаково хорошо подходит всем деткам.

Читайте также:  Индивидуальные особенности развития ребенка раннего возраста

Авторских методик великое множество, но для полноценного развития ребенка главное – это любовь и похвала родителей, поэтому, стремясь вырастить маленького гения, не забывайте о том, что даже совсем маленький малыш – уже личность со своими способностями и потенциалом, и наша главная задача состоит в том, чтобы, применяя развивающие системы, этот потенциал развить.

Источник

Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его чадо было самым-самым. Кто-то мечтает вырастить из сына космонавта, кто-то видит дочь великой пианисткой. В любом случае для того чтобы ваш малыш вырос талантливым и успешным, ему нужно правильно помогать. И чем раньше начинать это делать, тем лучше, ведь маленькие дети чрезвычайно восприимчивы к любой информации. А сделать так, чтобы ребенку попадала информация правильная – дело взрослых.

Психологи с каждым годом уделяют все больше и больше внимания разработке различных методик, которые помогают нашим деткам быстро развиваться и адаптироваться в таком сложном окружающем мире. Именно поэтому наряду с проверенными временем и не одним поколением родителей методиками появляются инновационные экспериментальные разработки. Но так как эксперименты ставить на своих детях мы не будем, давайте попробуем рассмотреть уже имеющиеся хорошо известные методики развития и выбрать именно ту, которая подойдет конкретно вашему малышу.

Пожалуй, самой известной и отлично зарекомендовавшей себя методикой является методика Марии Монтессори, на базе которой создано множество развивающих школ и центров. Суть этой адаптивно-развивающей методики заключается в том, что ребенок способен самостоятельно обучаться, а задача родителей и педагога создать вокруг него такую атмосферу, которая бы этому обучению способствовала. В этой ситуации педагог не учит, а лишь помогает ребенку раскрыть свой потенциал и развить способности.

Авторы другой методики – семья Никитиных – в процессе воспитания семерых детей разработали целую систему совместных логических игр и задач, направленных на развитие образного и логического мышления. Уровень сложности задач возрастает соразмерно уровню развития ребенка. Данная методика имеет достаточно узкую направленность, поэтому ее следует применять в качестве дополнительного материала.

Очень интересна обучающая методика Глена Домана, которая возникла благодаря стараниям доктора адаптировать к окружающему миру детей с мозговыми травмами. Затем методика была несколько скорректирована и по ней стали заниматься уже здоровые малыши. Результаты превосходили все ожидания. Основная направленность – обучение деток первых четырех лет жизни чтению, математике, не забывая об их физическом развитии. Суть методики заложена в концентрации внимания ребенка на карточках со словами, цифрами, животными, растениями и т.д. на очень короткий промежуток времени в 1-2 секунды. Показывают карточки несколько раз в день, таким образом, ребенок усваивает большое количество информации, развивает зрительную память. Интересно, что в мире есть несколько нобелевских лауреатов, которые в детстве обучались по методике Глена Домана.

Также необходимо обратить внимание на развивающую систему Николая Зайцева – автора знаменитых кубиков, названных его именем. От обычных они отличаются тем, что на их гранях написаны не буквы, а сразу целые слоги, что, по мнению Зайцева, значительно упрощает и ускоряет процесс обучения. К тому же во время игры кубики издают различный звон, по которому ребенок распознает мягкие и твердые, гласные и согласные звуки. Очень удобны и пособия для занятий математикой в виде таблиц с числами. Вообще преимущество данной методики заключается в том, что она одинаково хорошо подходит всем деткам.

Авторских методик великое множество, но для полноценного развития ребенка главное – это любовь и похвала родителей, поэтому, стремясь вырастить маленького гения, не забывайте о том, что даже совсем маленький малыш – уже личность со своими способностями и потенциалом, и наша главная задача состоит в том, чтобы, применяя развивающие системы, этот потенциал развить.

Источник