Как заполнять карту развития на ребенка зпр
В процессе диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми ЗПР рекомендуется вести индивидуальную карту обследования, в которой указываются все особенности и нюансы развития ребенка, успехи и методики.
Психологическое сопровождение детей с ЗПР
Профессиональная деятельность психолога и социального педагога основывается на принципах компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Главными задачами личностно-ориентированного обучения являются:
- развитие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
- помощь ребенку в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
- формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою жизнь.
Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР
КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.
Сформированность у личности компетенций позволяет:
- решать самые разнообразные жизненные проблемы;
- получать и критически анализировать информацию;
- принимать и находить новые решения;
- оценивать социальные последствия действий;
- работать в группе, включаться в совместную деятельность;
- использовать новые информационные технологии;
- проявлять стойкость перед трудностями.
Задачи психологической службы и их решения
Важнейшая задача деятельности работников психологической службы в учебном заведении — сохранение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса.
Научно-методический центр практической психологии и социальной работы рекомендует специалистам психологической службы образовательных учреждений реализовать данную задачу через комплекс мероприятий, направленных на:
- психологическую разгрузку (систематическое проведение релаксационных упражнений, психологически-оздоровительных маршрутов);
- развитие стрессоустойчивости, механизмов психологической и эмоциональной саморегуляции (при необходимости проведения коррекционной и реабилитационной работы);
- развитие психологической компетентности родителей и педагогов.
Социальные педагоги учебных заведений продолжают ведение социальных паспортов классов и индивидуальных карт обследования ребенка с ЗПР, актов обследования социально-бытовых условий проживания детей.
С целью осуществления эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса специалистам психологической службы целесообразно распределить свое недельное рабочее время следующим образом:
- 60% рабочего времени (20 часов в неделю) отводить для работы с детьми;
- по 15% (по 10:00 в неделю) — для работы с педагогами и родителями.
Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР*
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________
Группа ______________________ Детский сад № ______________________________
Дата рождения _______________ г. Регистрация в ДОУ ____________
Возраст при поступлении в садик ______ лет _____ месяцев.
№ п/п | Дата проведения | Вид работы | Название методики / программы | Общий результат | № протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы |
* Карточка заводится при поступлении ребенка в ДОУ и ведется в течение посещения ребенком дошкольного учреждения. В карточке отражаются виды работ, которые проводит практический психолог:
- В первой колонке фиксируется порядковый номер психологического сопровождения ребенка.
- Во второй колонке фиксируется дата или с какого и по какой период осуществляется определенный вид работы.
- В колонке «Вид работы» фиксируются виды работ, которые предусмотрены коррекционной программой для детей с ЗПР.
- В колонке «Название методики / программы» фиксируется (методика / программа), которую применяет работник психологической службы в своей деятельности.
- В колонке «Общий результат» отражается общий уровень по результатам психодиагностического обследования.
- В колонке «№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы» указывается № протокола в рамках законодательных актов и предложений.
Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»
Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:
- адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
- характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
- состояние эмоционально-волевой сферы;
- состояние развития психических процессов;
- способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.
Результаты психологического обследования следует заверить подписью психолога и печатью школы.
Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:
- когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
- микроклимат в семье;
- отношения со сверстниками;
- особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
- уровень интеллектуального развития;
- мотивация к обучению;
- проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
- сильные, положительные стороны ребенка;
- когда начата коррекционная работа с ребенком;
- какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
- кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
- какие изменения произошли;
- что дало хотя бы малейший положительный результат.
Отдельно карта обследования ребенка с ЗПР ведется дефектологом, отдельно логопедом и отдельно психологом. Иными словами, для целостности картины каждый специалист фиксирует все необходимые для дальнейшей работы данные. Стоит отметить, что каждый из узких специалистов может добавлять в таблицу дополнительные пункты, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка.
Карта обследования и дальнейшего ведения ребенка с ЗПР: отзывы
Все отзывы, отображенные в таблице, взяты с сайтов: https://invamama.ru/api_rehabilitation/507/, https://psy.su/club/forum/topic/134/, https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/.
Положительные | Отрицательные |
Я после рождения первого ребенка многое чего не помню, что было в первые месяцы и годы, следовательно, со вторым я начала все записывать до малейшей мелочи, от того, когда первый раз улыбнулся и дальше. И как оказалось не зря, ведь в 3 года нам диагностировали ЗПР, и нужно было заполнить индивидуальную карту обследования при ЗПР. Специалисты вписывали в нее свои наблюдения, а также определились с темпами развития по моим домашним записям. Иногда не лишняя такая перестраховка, да и как просто память. (Галина) | Неправильно проводят у нас тестирование с занесением в индивидуальную карту ребенка. Начнем с того, что сын не со всеми общается, если человек не нравится, будет просто проигнорирован. Так и получилось с психологом, сынуля просто отказался отвечать на вопросы, и получил диагноз ЗПР, а с дефектологом была противоположная ситуация, он разыгрался так, что я еле его вывела из кабинета, и диагноз: полностью здоровый ребенок. Вот так и доверяй всем этим тестированиям. (Виктория) |
Наша карта обследования заполнялась постепенно, на протяжении полугода. Каждое занятие-тестирование, результаты в карту. И только по прохождению всех тестов в игровой форме (ребенка это ничуть не напрягло) вырисовалась полная картина, и были подобраны методы коррекции. Ничего сложного и травмирующего психику ребенка в этой процедуре нет, если, конечно, подобрать правильного психолога и дефектолога. | Мы пока проходили только такой опрос перед тем как пойти в детский сад. Я считаю, что многие задания были для 3-летнего, даже без нарушений в развитии, сложные. Такое ощущение, что им всем нужны только вундеркинды! (Марина) |
Сначала мы заполнили карту обследования ребенка с ЗПР , которая потом плавно перешла в карту развития, очень удобно по этим записям делать выводы относительно эффективности применения методик и упражнений. (Ксюша) | Заполнили мы эту карту с детским психологом, а толку, она совсем не опиралась на полученные результаты в дальнейшей работе, так как отрабатывала не незнакомые нам навыки, а те, с которыми и так проблем нету. Странно все это, зачем было тратить больше часа на заполнения никому ненужной макулатуры… (Анна) |
И в садике вели такие записи, теперь в школе ведем, я сама в такой способ могу контролировать и оценивать проведенную работу с ребенком. Рекомендую взять на заметку всем родителям детей с особенностями. (Евгения) | Бесит, что эту процедуру надо проходить у каждого специалиста, ответы одни и те же, чувствуешь себя просто попугаем. Почему нельзя пройти диагностику один раз, заполнить личную карту и просто размножить в нескольких вариантах…? Ну, это утомительно как для ребенка, так и для нас родителей. (Полина) |
Первый психолог, который нас обследовал, ничего не записывал, просто нас выслушал и поставил диагноз ЗПР. Я с этим не согласилась и посетила еще одного, который нас в полной мере протестировал и записал все данные в карту, потом проанализировав результаты, сказал, что наше развитие находится в пределах нормы, а с гиперреактивностью и неусидчивостью будем справляться с помощью игр. Так и получилось, мы дома постепенно выполняли рекомендации психолога, и никакого ЗПР у нас нет. Для полного анализа просто необходима карта диагностики! (Зина) | Сын и так замкнут в себе, не хочет контактировать с окружающими, а тут еще без всякой адаптации начинают его дергать, так как просто на слово мне не верят… Вызывает эта процедура только негатив. (Дарья) |
Вывод
При подозрении наличия ЗПР специалисты обязаны заполнять карту обследования, для того, чтобы как пазл сложить всю картину состояния, навыков и умений маленького пациента. Только так можно подобрать максимально эффективную коррекционную терапию, направленную на развитие недостающих навыков.
Видео — Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение.
Источник
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О. Иванова Мария Ивановна
ГОД РОЖД.11.03.2006
ДИАГНОЗ: ЗПР
КЛАСС (ГРУППА): 3 а
ОУ ПОСЕЩАЕТ С 2013
ДОМ. АДРЕС:
МАТЬ: Иванова Ольга Петровна
ОТЕЦ: Иванов Иван Иванович
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.
Внимание: внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости.
Память: недостаточная прочность запоминания.
Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу медленное
Темп выполнения заданий медленный
Переключаемость низкая
Сосредоточенность средняя
Качество работы низкое
Продуктивность низкая
Утомление наступает с 4ого урока
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон положительный
Какие эмоции превалируют положительные
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий присутствует
Реакция на успех или неудачу присутствует
Адекватность реакций да
Возбудимость да
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма да
Возможность адекватной оценки своих результатов нет
Способность к волевому усилию да
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка высокая
Поведение среди сверстников хорошее
Отношение с воспитателями или педагогами хорошее
Активность активна
Тревожность не тревожна
Агрессивность не агрессивна
Критичность не критична
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам
Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.
Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.
Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Рекомендации родителям
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию педагога.
5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – логопед.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
VI. Занятия с психологом
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: память, внимание, мышление, восприятие.
VII. Динамика
Низкая.
Педагог-психолог Сивакова Виктория Александровна
Источник