Как взрослые мешают развитию ребенка

Как взрослые мешают развитию ребенка thumbnail

Отвечая на все вопросы ребенка и упреждая многие из них своими ответами, взрослые не дают активизироваться мысли ребенка.

Взрослые своими бесконечными объяснениями загружают память ребенка, не позволяя развиваться мышлению, которое в дошкольном возрасте совсем не такое, как у взрослых.

И то, что понимает и осознает взрослый, часто совсем недоступно для детского осознания. Только собственные открытия и осознания обогащают ребенка, наполняют радостью открытий. Чужое знание забирает силы ребенка.

Как взрослые мешают развитию ребенка

Взрослые дают конкретные установки детям, что верно, что неверно. Как надо поступать, а как не надо. Неосознанные установки являются конкретными и не воспринимаются обобщенно. Поэтому в аналогичных и похожих ситуациях человек не использует их, а ждет новых установок, подсказок, как надо действовать.

Одаривают всем тем, чего не имели сами (игрушки, одежда, пища), не учитывая интересов и желаний ребенка. Или наоборот, лишают ребенка того, что он видит вокруг, объясняя или не объясняя свои затруднения.

Мало чувствуют, ласкают, целуют, прикасаются, обнимают. Много объясняют. Из многочисленных путей самовыражения любовь является самым значительным и самым приятным вознаграждением, которого часто лишены дети.

Взрослые много опекают, запрещают, лишают самостоятельности.

И в результате ребенок начинает манипулировать средой и взрослыми:

  • Он уже требует поддержки, опеки: «Я не умею. Я не знаю. Я не смогу».
  • Он играет роль «плаксы».
  • Он играет в беспомощного.
  • Он управляет мамой, папой, бабушкой, воспитателем.

Современные дети живут в реальном, современном мире, с теми ценностями, которые они видят, слышат, чувствуют.

  • Они информированы, интеллектуальны, но ранимы и чувствительны.
  • Они стремятся к свободе, но боятся быть самостоятельными, независимыми.
  • Они раскованы в одежде, в поведении, но зажаты внутри, зажаты в речи, в общении.
  • Они менее здоровы, потому что природное, экологическое пространство с каждым годом ухудшается.
  • У них нет ценностей, потому что наши оказались нежизнеустойчивыми, а новые, свои, они еще не выработали, не создали, не осознали, не приняли.
  • Они оказались беззащитными перед экономикой, педагогикой, социумом, семьей.

Как помочь ребенку? Позволить ему жить и действовать на основе личной мотивации.

Для выработки естественной личной философии поведения необходимо жить и действовать по личным побуждениям, желаниям, на основе личной мотивации. Человек может полагаться лишь на то, что видит собственными глазами и что действует собственными силами.

Имеет ли возможность ребенок в дошкольном учреждении жить и действовать на основе личной мотивации?

Мотивация. Мотив — это нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающее его к действию. Синонимы: импульс, побуждение, стимул (см. словарь Вебстера).

В состоянии ли кто-то, кроме самого человека, поддерживать самого себя, осуществлять собственную жизнь?

Не слишком ли много мы, взрослые, педагоги, на себя берем, когда пытаемся организовать и управлять всей жизнью ребенка-дошкольника? Тот, кто хочет воздействовать на других, переубедить других, изменить, научить их, ведет себя так, как будто имеет преимущество перед реальностью, перед восприятием, видением другого человека. Он ставит себя выше, умнее, значимее. И даже если эта деятельность совершается из лучших побуждений, она не удается и часто приводит к печальным результатам.

Спрашиваем ли мы, интересна ли ему та деятельность, которую мы предлагаем?

Хочется ли ему заниматься тем, что мы запланировали для него?

Отсутствие мотивации в деятельности — величайшая трагедия, разрушающая личность. Не исполнение долга, а исполнение желаний, личная мотивация являются двигательной жизненной силой человека.

Силой (мотивом), которая снабжает энергией все действия ребенка, человека, являются эмоции и чувства. Эмоции и чувства — это язык организма, они преобразуют фундаментальное возбуждение в соответствии с ситуацией, в которой необходимо действовать. Возбуждения трансформируются в специфические эмоции и чувства и далее — в действия. Эмоции активизируют положительные или отрицательные импульсы и мобилизуют способы и средства удовлетворения потребностей. Детей нельзя учить основам культуры за счет чувств и эмоций.

Наши положительные или отрицательные чувства приносят нам пользу или вред самым прямым путем.

Выделяют три типа чувств:

положительные: любовь (в самом широком смысле), благодарность и прощение, уважение и доверие, восхищение и дружеское расположение, доброжелательность, поддержание жизни и наслаждение ею. Современное дошкольное образование утеряло функцию материнства, которая и заключается в передаче положительных чувств своим детям: любви, доверия, веры, уверенности в познании. Природная функция материнства в дошкольном образовании заменяется матерью-менеджером. Воспитатель, питающий материнской заботой и верой, исчез. Воспитатель стал исполнять роль организатора и администратора.

отрицательные: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, жажда мести. (Когда воспитатель наказывает непослушного ребенка, он невольно вплотную приближается к мести, хотя ему кажется, что им движет забота и любовь. Часто трудно провести границу между вдумчивым воспитанием и бессмысленной местью или желанием самоутвердиться.)

безразличие: терпимость, делающая возможным мирное сосуществование, но не более.

Эти три типа чувств — важный фактор, который управляет нашим поведением в повседневной жизни.

Если мы поймем и проникнемся этим, то научимся осознавать свое поведение, свою жизнь, свое взаимодействие с детьми.

Как взрослые мешают развитию ребенка

Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают их психическое равновесие. Игнорирование желаний и возможностей ребенка сильно сказываются на его восприятии и способности к познанию, усиливая психическое напряжение и раздражительность.

Читайте также:  Искусство в развитии ребенка статьи

Осознанно делать дело и быть ответственными за то, что есть сегодня, сейчас. И сейчас мы живем.

Нам всем стоит пересмотреть и сформулировать собственное отношение к миру, к природе, к ребенку, к себе, к настоящему, прошлому и будущему.

Д. Володько

Источник

добавлена 6 мая 2016 в 14:42

КАКИЕ СКАЗКИ ЧИТАТЬ МАЛЫШАМ?
В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.
У нас спрашивают:
– Подскажите, какие сказки читать самым маленьким? Сейчас малышке 5 месяцев.
На вопрос отвечает Монтессори‑педагог Наталия Гончарова:
– В педагогике Монтессори вообще не приветствуется чтение сказок. Считается, что дети больше интересуются реальным миром, чем фантазиями. Поэтому в Монтессори‑садах отдают предпочтение книжкам с сюжетами‑рассказами из реального мира.
Читать или нет вымышленные сказки р

добавлена 6 мая 2016 в 13:27

БУКЕТ ИЗ БУМАГИ
Вот такую простую, но симпатичную поделку можно сделать вместе с самыми маленькими детьми.
#мамины_будни@mchildren

добавлена 6 мая 2016 в 12:26

Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
Марина Цветаева
#цитата@mchildren

добавлена 6 мая 2016 в 11:22

Сегодня, 6 мая, на Кипре проходит ежегодный праздник цветов или Анфестирия. Это не просто красивая традиция. Праздник, являющийся данью уважения необыкновенным богатствам природы этого острова, отмечают на государственном уровне. Он посвящён именно тем растениям, которые произрастают на Кипре, а это около 2000 видов, 150 из которых не встретить больше нигде.
В дни празднования собирается специальная комиссия учёных‑биологов, которая подводит итоги независимых исследований жизни флоры. Учитывает

добавлена 6 мая 2016 в 00:58

ПОЧЕМУ ТРУД ВАЖЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ?
– Сейчас ведь дети совершенно освобождены от физического труда. У меня был урок о стреле. С кучей материалов из древнего эпоса, Гомера и сказок. «Что вы можете сказать про стрелу?» В ответ до десяти слов. Тогда я всем даю по палочке, кремнёвому резачку, и мы весь урок вытачивали стрелы.
– Рассказывайте, что вы сделали. И уже не десять слов было сказано, а до семидесяти двух! Всё то, что делали, они могли назвать словом. Без всяких подсказок.
– Так это получается,

добавлена 5 мая 2016 в 23:57

«РИСУЕМ» ВАТНЫМИ ДИСКАМИ
Ещё одна идея творчества с детьми.
#мамины_будни@mchildren

добавлена 5 мая 2016 в 22:51

КАКИЕ ОНИ – СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ?
Интервью с психологом Натальей Кисельниковой (Волковой) о парадоксе родительства, мотивах к рождению детей и различных семейных моделях:
– Поговорим о том, как вы исследуете мотивацию и принятие решения заводить детей. Как оно появляется, от чего зависит?
– Известно, что те факторы, которые влияли на рождение детей до 80-х годов, сейчас уже не так актуальны. Еще в 80-е годы были более традиционные представления о роли матери и отца и считалось, что идеальная

добавлена 5 мая 2016 в 21:42

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДО 10 МЕСЯЦЕВ?
Часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются. Итак, вашему малышу от нескольких недель до 10 месяцев.
Чему уделить особое внимание, подскажет Монтессори‑педагог Наталия Гончарова: https://amp.gs/j4pH
#монтессори_дома@mchildren #от_рождения_до_трёх_лет@mchildren

добавлена 5 мая 2016 в 20:37

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ПОМЕХ
Мама с ребёнком собираются делать аппликацию «Цыплёнок на лужайке». Мама приготовила два жёлтых кружочка (голова и туловище цыплёнка), два полукруга (крылышки), красный треугольник (клювик) и положила перед двухлетней Машей. Маша радостно схватила кружочки, стала намазывать их клеем и приклеивать. Конечно, получается очень криво, голова и крылья не присоединены к туловищу. Мама удерживает руки Маши и говорит: «Подожди, не торопись, дай, я тебе помогу! Вот тут надо ровненько

добавлена 5 мая 2016 в 19:23

На втором году жизни ребёнок становится человеком социальным. Это время развития воли. Дети учатся делать выбор, следовать правилам и ограничениям, принимать во внимание чувства и потребности окружающих. Если дети живут в среде, где нет ограничений, где они могут делать всё, что угодно, когда угодно, как угодно, – это некомфортная для ребёнка ситуация, и она не способствует развитию. Чёткие, понятные ограничения дают ребёнку структуру, вокруг которой он строит своё поведение. Один из секретов ра
#ВидеоMchildren

Источник

Мы хотим, чтобы наши дети быстро взрослели, рано обретали независимость, быстро учились, вели себя благоразумно — в общем, стали бы ответственными, помогающими взрослым, в то время как они по-прежнему остаются всего лишь детьми.

Мы требуем, чтобы они признавали наши права над ними в том возрасте, когда едва начинают осознавать свои потребности,  приспосабливались к взрослым условиям жизни, которые на целую эпоху опережают их собственную стадию развития.

Эти требования увеличиваются по мере того, как ребенок взрослеет. От него ожидают хорошего поведения в дошкольном учреждении, школе, признания окружающих, отличия в какой-либо деятельности. Его незрелый ум рано подвергается вторжению внешнего мира с многочисленными кризисами. Его окружают автомобили, магнитофоны, телевизоры, компьютеры, электронные игрушки, и мы ожидаем, что со всеми этими стимулами он должен раньше развиваться и становиться понятливым и гениальным. Часто он может проявить поражающее нас понимание взрослой реальности, которое восхищает нас.

Мы побуждаем детей быстро взрослеть, при этом отнимая у них опору и питание, которые бы укрепляли их корни.

Мы толкаем своих детей вперед, так же как толкаем себя, мало понимая, что это форсирует их рост, но подрывает веру, уверенность и чувство безопасности и разрушает здоровье.

Мы  подвергаем  ребенка чрезмерной стимуляции, когда количество и виды впечатлений, поступающих из внешнего мира, превосходят его способность полностью обрабатывать и реагировать на них. В результате он находится в состоянии постоянного возбуждения или зарядки, от которой ему не так легко освободиться или расслабиться.

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка в детском саду

Ребенок становится сильно озабоченным (от неосознанной информации), и его способность разрядить возбуждение в удовольствие снижается.

Он начинает чувствовать разочарование, раздражение, беспокойство и тревогу. Все это заставляет его искать еще больше дополнительной стимуляции. В попытке преодолеть свое неприятное состояние он убегает от самого себя. Создается порочная спираль, которая затягивает его, губительно влияя на поведение.

В итоге он не в силах самостоятельно преодолеть состояние возбужденной тревоги, вынужден, вырастая, прибегнуть к лекарствам, наркотикам, алкоголю, чтобы притупить свои чувства и уменьшить боль от разочарований.

Чрезмерная стимуляция непонятыми знаниями ведет к неосознанной автоматизации, разрывает связь ребенка с его организмом, телом, ощущениями, желаниями, свободой выбора, чувствами, восприятием, нарушая внутренние ритмы и гармонию. Его тело не может остановиться, оно находится в постоянном движении («Быстрее просыпайся! Быстрее одевайся! Быстрее ешь! Быстрее думай! Быстрее отвечай!» и т. д.). Всю тяжесть этого нарушения можно оценить по неспособности человека посидеть спокойно, ничего не делая, или побыть одному, побыть в себе. Возникает ситуация, когда нужно бежать и бежать куда-то, постоянно что-то делать, и, в конце концов, это приводит к тому, что не остается времени даже дышать. И возникают болезни организма: простуды, бронхиты, воспаления, нервные тики, заикание…

Дети гораздо легче перевозбуждаются, чем взрослые, потому что их восприимчивость тоньше, а способность противостоять фрустрации меньше.

Ребенок получает также чрезмерную стимуляцию от гиперактивности и беспокойства его родителей и воспитателей. Перевозбужденное состояние матери дома, воспитателя в дошкольном учреждении передается  ребенку.

К сожалению, взрослые думают, что, чем больше они способствуют активности ребенка, его интеллектуальности, тем больше он узнает и быстрее вырастет, а это не так.

Самое важное, чтобы ребенок познавал реальность,  себя не через посредничество другого человека, а с помощью своих собственных сил, собственных органов чувств, собственного восприятия и последующего осознания.

Как  взрослые  мешают развитию  ребенка?

— Отвечая на все вопросы ребенка и упреждая многие из них своими ответами, они не дают активизироваться мысли ребенка. Взрослые своими бесконечными объяснениями загружают память ребенка, не позволяя развиваться мышлению, которое в дошкольном возрасте совсем не такое, как у взрослых. И то, что понимает и осознает взрослый, часто совсем недоступно для детского осознания.

— Только собственные открытия и осознания обогащают ребенка, наполняют радостью открытий. Чужое знание забирает силы ребенка.

— Дают конкретные установки, что верно, что неверно. Как надо поступать, а как не надо. Неосознанные установки являются конкретными и не воспринимаются обобщенно. Поэтому в аналогичных и похожих ситуациях человек не использует их, а ждет новых установок, подсказок, как надо действовать.

— Одаривают всем тем, чего не имели сами (игрушки, одежда, пища), не учитывая интересов и желаний ребенка. Или наоборот, лишают ребенка того, что он видит вокруг, объясняя или не объясняя свои затруднения.

— Мало чувствуют, ласкают, целуют, прикасаются, обнимают. Много объясняют. Из многочисленных путей самовыражения любовь является самым значительным и самым приятным вознаграждением, которого часто лишены дети.

— Много опекают, запрещают, лишают самостоятельности.

И в результате ребенок начинает манипулировать средой и взрослыми:

Он уже требует поддержки, опеки: «Я не умею. Я не знаю. Я не смогу».

Он играет роль «плаксы».

Он играет в беспомощного.

Он управляет мамой, папой, бабушкой, воспитателем.

Современные дети живут в реальном, современном мире, с теми ценностями, которые они видят, слышат, чувствуют. Они информированы, интеллектуальны, но ранимы и чувствительны. Они стремятся к свободе, но боятся быть самостоятельными, независимыми. Они раскованы в одежде, в поведении, но зажаты внутри, зажаты в речи, в общении. Они менее здоровы, потому что природное, экологическое пространство с каждым годом ухудшается. У них нет ценностей, потому что наши оказались нежизнеустойчивыми, а новые, свои, они еще не выработали, не создали, не осознали, не приняли. Они оказались беззащитными перед экономикой, педагогикой, социумом, семьей.

Не слишком ли много мы, взрослые, педагоги, на себя берем, когда пытаемся организовать и управлять всей жизнью ребенка-дошкольника? Тот, кто хочет воздействовать на других, переубедить других, изменить, научить их, ведет себя так, как будто имеет преимущество перед реальностью, перед восприятием, видением другого человека. Он ставит себя выше, умнее, значимее. И даже если эта деятельность совершается из лучших побуждений, она не удается и часто приводит к печальным результатам.

Спрашиваем ли мы, интересна ли ему та деятельность, которую мы предлагаем? Хочется ли ему заниматься тем, что мы запланировали для него?

Таким образом, нам всем необходимо пересмотреть и заново для себя сформулировать собственное отношение к миру, к природе, к ребенку, к себе, к земле, на которой живем, к настоящему, прошлому и будущему. Человек — часть природы. И от его стабильности зависит его собственное существование. У человека, обладающего доверием к миру, уверенностью в собственных силах, значимостью и верой в будущее, есть место для любви к каждому ребенку. Ибо каждый ребенок — это будущее нации, страны, земли. Есть место для уважения и почитания старших — отцов и матерей, ибо они являются источником его существования и основой его мудрости. Есть место для реального видения настоящего, активной деятельности в настоящем, ибо это и есть жизнь сейчас. И другой жизни для нас не будет. И только от нас зависит, как мы живем.

Читайте также:  Родительское собрание речевое развитие ребенка в первой младшей группе

Готовимся к школе

Источник

По мере взросления крохи некогда полезные вещи и предметы становятся ненужными и даже тормозящими его развитие. Давайте разберёмся — в чём стоит ограничить, а от чего и вовсе отказаться.

1. Пустышка после 12-ти месяцев

Почему, спросите вы, именно после года? Отвечаем: после года у детей угасает сосательный рефлекс, который до этого времени частично или полностью (это касается малышей на искусственном вскармливании) удовлетворялся пустышкой.

Но многие детки в силу, как правило, родительской лени, не выпускают её изо рта чуть ли не до 3-4-х лет. Конечно, с соской проще. Во-первых, малышу легче успокоиться — опять-таки благодаря всё той же привычке отвлекать себя именно так, а значит, мамам и папам проще «вставить» соску в рот крохи, и он ещё долго будет тих и доволен.

Во-вторых, родителям не нужно искать замену и прилагать усилия, чтобы своевременно отлучить ребёнка от этого аксессуара. Ну и в-третьих, по расхожему мнению, все дети сосут соску, и ничего. Но такая «псевдолюбовь» может обернуться для мамы и малыша неприятными последствиями.

Проблемы с грудным вскармливанием, задержка в развитии речи, искривление прикуса, сосание большого пальца, обгрызание ногтей — далеко не все из них. Главное — ребёнок не развивает способность выражать свои чувства и эмоции. Именно поэтому многие взрослые сохраняют привычку тащить в рот разные предметы: ручки, зубочистки, сигареты.

Связано это с тем, что ощущение комфорта и безопасности с детства у них ассоциируется преимущественно с пустышкой, поэтому в любой, особенно стрессовой ситуации, они тянут что-то в рот.

2. Подгузники после полутора лет

Без этого изобретения сегодня не обходится ни одна молодая мама — достоинств у подгузников, конечно, тоже много. Главные из них — удобство и комфорт для родителей и малыша: сухие пелёнки — спокойный и довольный ребёнок. Это, в первую очередь, касается годовалых малышей.

Совсем другое дело — детки 1,5-3 лет, которые уже сами должны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. И этому их учат именно мокрые колготы и простыни, доставляющие дискомфорт и неприятные ощущения. Когда же ребёнок день и ночь проводит в подгузниках или непромокающих трусиках — ничто не стимулирует его попроситься на горшок или проснуться ночью.

3. Говорящие интерактивные игрушки

Малышам нравятся говорящие, поющие, мигающие и движущиеся игрушки — это весело и увлекательно. С одной стороны, такие «игрушечные гаджеты» сами развлекают кроху, но с другой — совсем его не развивают. Что делает ребёнок, в руки которого попадает музыкальная кукла с набором функций? Правильно, нажимает на кнопку, запускающую звук и движения и повторяет одни и те же фразы, записанные не всегда с должным качеством. Простор для детской фантазии в данном случае ограничивается интерактивными свойствами игрушки. Когда же малыш играет обычными куклами, машинками или солдатиками, он сам озвучивает своих персонажей, меняет интонации, раздаёт им роли, управляет ими в зависимости от выбранного сюжета. Именно такие игры развивают воображение.

4. Изогнутые столовые приборы

Эта категория детских товаров могла бы победить в номинации — маркетинговые уловки для неопытных родителей. Производители борются за покупателя, предлагая им всё новые и новые принадлежности для детей, с улучшенными свойствам и качествами, которые созданы, в первую очередь, для мам и пап.

На первый взгляд, изогнутая рукоять столовых приборов призвана облегчить малышу процесс самостоятельного принятия пищи: ребёнку легче и удобней держать ложку/вилку, меньше пищи проливается на стол, да и крохе проще донести прибор с едой до рта. Но на практике видно, что используя такие «удобные» аксессуары, дети перестают учиться преодолевать трудности и доводить процесс до победного результата.

Если малыш привыкнет есть такой ложкой, потом он с трудом сможет управляться обычной — ведь у него просто не будет нужного опыта и знаний. Результатом могут быть истерики во время трапезы и отказ от самостоятельного принятия пищи. Вам ведь это не нужно?

5. Трёхколёсные самокаты после 3-х лет

Самокат — необходимый спортивный инвентарь для развития и досуга ребенка. В 1,5—2 года малыш только знакомится с этим средством передвижения, поэтому наличие «дополнительных» колёс, вполне допустимо. Так ребёнок может научиться уверенно кататься самостоятельно без помощи взрослых. Но в возрасте 3-х лет малыша следует пересаживать на «транспортное средство» классом выше — с двумя колёсами.

Управление двухколёсной модели потребует от карапуза определённой сноровки. Такой самокат более скоростной и манёвренный, поэтому понадобится чуть больше времени, чтобы уловить все нюансы и совладать с равновесием. Без синяков и шишек тоже не обойдётся — и это нормально. Конечно, многие родители стараются уберечь своих чад от ненужных ссадин и слёз, а себя — от необходимости помочь ребёнку овладеть этим навыком. Поэтому большинство малышей так долго не пересаживаются на двухколёсные самокаты и велосипеды.

6. Гаджеты без ограничения

Помните мультфильм про «Нехочуху»? Да, про того мальчика, который мечтал лишь смотреть мультики, играть и ничего не делать. Если не хотите, чтобы ваш малыш вырос зомбированным игроголиком, который ничем не интересуется, — ограничьте до минимума время, которое он проводит перед экраном планшета или ноутбука. Иначе увлечение подобными гаджетами со временем перейдёт в компьютерную зависимость, от которой будет очень тяжело «излечиться».

Погружение в виртуальную реальность негативно сказывается на уязвимой детской психике, что может привести к проблемам психологического и невротического характера: замкнутости, отсутствию интереса к реальной жизни, агрессии, депрессивным и суицидальным настроениям, срывам, нервным расстройствам и другим проблемам со здоровьем.

7. Включенный телевизор

Культ «говорящего ящика» существует во многих семьях. У некоторых этот прибор выключается только на ночь, а весь день работает в фоновом режиме. Такое «пассивное смотрение» очень вредно для детей.

Во-первых, страдает зрение. Даже, если идёт «взрослая» передача, ребёнок будет поворачиваться к экрану, привлекающему его яркими вспышками.

Во-вторых, малыш начнёт отвлекаться от своих игр, что негативно скажется на развитии. В третьих — постоянное звуковое сопровождение станет настолько обыденным, что в дальнейшем у ребёнка могут возникнуть проблемы с поведением и успеваемостью в школе. В непривычно тихой ситуации ему будет сложно сконцентрироваться и высидеть целый урок.

Источник