Как вы относитесь к раннему развитию ребенка
уже с 2-3 лет начинают учить читать, писать, считать? — Категорически отрицательно, — ответила А.В. Семенович — нейропсихолог, профессор кафедры клинической психологии, автор более 200 книг, — Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.
Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.
Два-три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы телесного развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.
Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.
— A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?
— Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе? Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.
Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.
Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.
А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?
А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.
Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.
— Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?
— Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.
Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.
— К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…
— Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.
Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.
— На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?
— Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.
Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.
— Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?
— Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»
Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»
Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.
— Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один-три», «один-четыре»…
— Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»
Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.
— Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?
— Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.
Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» (с) источник — друзья, что вы думаете?
* мое мнение: 1) нужно видеть готовность ребенка к сложным вещам и нагружать его по мере его личных сил, это очень индивидуально. * 94 вещи, которым я бы научил своего ребенка
2) не ставить телегу впереди лошади: есть вещи которые должны быть освоены в самую первую очередь, те которые во вторую и в третью. с каждым годом акценты важности смещаются.
3) всегда нужно всё взаимоувязывать — представлять как часть чего-то большего и на какие более мелкие части это может быть разложено. у меня нет детей, но я вижу как удивляются взрослые тому, что я стараюсь устанавливать такие связи, это им непривычно, но потом хорошо в результате, когда связи установлены, — в отношении английского языка, прежде всего * постоянно пересматривай свою Карту Мира
в этом деле мое личное понимание вот куда зашло * Чего хочет Бог. 5 законов и 20 следствий
Источник
Ну в виде игры заниматься можно, но смотреть как ребенок. Есть дети которые яро интересуются и с удовольствием занимабтсязанимаются. А есть которым рановато и не интересно. Заставлять не стоит. А если сам хочет то почему нет?)
Если ребёнок хочет и есть способности и есть самое главное кому заниматься то только ПОЛОЖИТЕЛЬНО!
Могу привести 2 примера:
Моя свекровь постоянно в играх занималась с племянницей с рождения, та в 2 года уже читала, но у племяшки тяга к знаниям, она до сих пор сама рвётся на 100кружков и т.д. и т.п.
И свекровь со свёкром много ФИНАНСОВ, сил, развивашек, игрушек и прочего вложили в её развитие! Но только потому что ей это нравилось, она просила! И я не считаю что детство потеряно таким образом!!!))))) Ребёнок всестороне развит. Учится очень хорошо. Досуг занят (сейчас ей 12лет перескочила 2 класса).
Весь процесс всегда проходил в игре может поэтому той очень нравилось всё.
И вот мой сын к примеру- не заставишь заниматься, либо я плохой педагог)) до сих пор плохо разговаривает и нет у него таких способностей и тяги. Да и финансов у нас таких нет на развитие!
А так я бы только ЗА чтобы свекровь со свёкром вкладывались в его развитие))) но увы и ах… с ним тяжелее в этом плане и бабушке дедушке чтото уже не особо хочется(((
И кстати вот это развитие ребёнка в дальнейшем определяет его судьбу! Будет ли он человек плывущий по течению без цели или же если ему привили любовь и тягу к знаниям будет стараться узнать попробовать новое таким образом развивая себя как личность…
если ему самому интересно то буду учить. заставлять-нет
Я никак не отношусь.Считаю, что нужно заниматься ребенком в рамках его возраста, не заставляя учить что-то сверхъестественное.Да и неизвестно, есть ли толк в этом раннем развитии.А сейчас по-моему большинство мамаш помешаны на развитии, отдают в развивающие центры с года, английскому учат уже в 2…
отрицательно
у меня в группе двое деток — трёхлетки
да, они умеют читать, да, они хорошо рисуют… но они сами не умеют кушать, не знают, что такое горшок, не умеют себя вести в компании деток — постоянно всех бьют по голове разными предметами..
и на фига такое » раннее развитие» ?
положительно если учить играя
не вижу ничего плохого в том что ребенок в 2 года считает и знает тот же алфавит)))) рисует) лепит) главное чтоб самому ребенку это нравилось) покрайне мере это лучше чем пятилетний не читает и ленится вообще заниматься)
нажала против. против того, чтоб показывать какие-то слова, точки с рождения, буквы. всему свое время. с года-полутора можно, и то животных, предметы. а читать учить это бред.
я считаю, что всё должно быть в меру, допустим у знакомой в 2 года ребенок в пон, среду, пятн. ходил на анг.яз, а вторн., четв., суб., на какие-то развивашки+ещё и танцы в эти дни, для меня лично это перебор.
Положительно, но в меру… хотя многие мне говорят, что я ребенка лишаю детства… пока дочке нравится буду водить… не преследую цели сделать из неё гения
Если ребенку легко и интересно — вперед! А если через «не могу» — сильно против. Некоторые ведь считают, что в 1,6 года надо буквы учить, а то как в школу идти?!
у нас школа с 3 лет, и я считаю это нормально, чем малыш до 7 лет сидит с мамой
LaBruixaЯ думаю, что ваша школа — это детский сад с другим названием, а дети в садик ходят с 2 лет, не с 7…
не сад а школа я не опечаталась дети пишут учатся читать у них уроки, с 8 утра до 13 с 13-14 перерыв и до 17, сад у нас с 2 месяцев и до 3 лет
LaBruixaЯ примерно представляю, сестра жила за границей, у них дочка ходила в такую школу. Потом в 7 лет в другую пошла, в «настоящую». Просто до 7 лет тоже школой называлась. А буквы и счет мои сыновья и в детском саду изучали. Так что не очень все отличается, я думаю. Хотя вам виднее.
дети в саду играют… а у нас нет игр, уроки идут, да 13-14 они отдыхают
наше поколение считать и писать в школе училось, в 1-м классе. и ничего, не дураки выросли. а сейчас с пелёнок уже некоторые пичкают знаниями.
скорее нейтрально, тк если ребенку все это нравится и мама на него не давит, то почему нет, если насильно, то конечно против
Источник
Как вы относитесь к раннему развитию (РР)? Поделитесь мнением, так ли оно по-вашему нужно.
Выберите один из вариантов:
Сама ответила вариант 2. Занимаемся время от времени.
3 вариант
в моем случае ребенок и так без занятий выше среднего. дак зачем ее мучить тогда? :gy:
Все! Не могу больше молчать! Я разумное существо! Не могу срать под себя и питаться травой! Мяса! МЯСА!!!
4.
Равнодушна к РР. Но часто покупаю разв. игрушки, книжки, ходим на разв. занятия, много занимаюсь со своими детьми. Хочу, чтобы они были гармонично развиты. На свой возраст!
знимаемся время от времени, но она благодатная почва и многие думают, что я фанатка РР :gy:
Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения.
Потолковый Лампонюх
дак зачем ее мучить тогда?
так вроде все должно быть в игровой форме, ребенку должно нравиться. Я со своей сяду позаниматься, надо делать одно, она делает по-своему. :crazy: У ребенка свое представление о занятиях
Глория-в-джинсах
часто покупаю разв. игрушки, книжки, ходим на разв. занятия, много занимаюсь со своими детьми
а по-моему вы фанатка :gy:
mimozo4ka
так вроде все должно быть в игровой форме, ребенку должно нравиться
хз, педагог из меня хреновый, я просто читала книжки ей, учила буквы и считать, достаточно имхо. Читать пока учить не берусь, лишнее. Буквы знает, в слоги складывает
Все! Не могу больше молчать! Я разумное существо! Не могу срать под себя и питаться травой! Мяса! МЯСА!!!
mimozo4ka
а по-моему вы фанатка
Не, вот знакомая моя 1,5-годовалому кубики Зайцева купила, читать его учит. А я со своей 5-леткой буквы только изучаю. 🙂
Тут нет моего варианта… я занимаюсь с ребенком без фанатизма и только по обоюдному желанию, в школу подготовки (ШР) ходим, рисовать ходим, в лего клуб ходим да и дома вместе много мастерим, обычный ребенок с некоторыми развитыми способностями вот и все
Глория-в-джинсах
Не, вот знакомая моя 1,5-годовалому кубики Зайцева купила, читать его учит
бывают извращенцы чо
Все! Не могу больше молчать! Я разумное существо! Не могу срать под себя и питаться травой! Мяса! МЯСА!!!
фанаты, на мой взгляд, это те, кто с года начинает таскать в ШР, английский, читать в 2 года, и т.д. Мы занимались дома, не спеша, но регулярно. Задача — не звезду и гения сделать, а просто гармонично развитого ребёнка.
Глория-в-джинсах
Хочу, чтобы они были гармонично развиты.
плюсуюсь
Нет моего варианта
Занимаюсь много сама, очень много, ШР не понимаю и считаю ненужными
При этом не считаю нужным учить читать полуторалетку, но трехлетка у меня читает.
Целью чтение не было, «оно само», просто во время поймала интерес ребенка к буквам. Но и еще семья у нас читающая.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
В ШР развития ходим, раскраски, пластилин и книжки с занятиями (я себя заставляю, потому что дочке интересно), читаю книги ей. Игрушки развивающие покупаю, но ей не очень они нравятся. Так что я думаю у меня второй вариант — без фанатизма
Глория-в-джинсах
знакомая моя 1,5-годовалому кубики Зайцева купила, читать его учит
:wow:
ой, моя на английский 2 раза в неделю ходит к репетитору 😆 ей 3 года. Но это не моя блажь, свекровь развлекается :gy:
Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения.
У меня свой вариант. Что бы ребенок был самым развитым он должен родиться таковым. А знание букв и цифр совсем не означает развитие. Это все развлечение для мам. В раннем возрасте дети должны играть, в ролевых играх развивается речь, умение общаться в коллективе. Придет время, научится и читать и считать, это дело не хитрое, и знание таблицы умножения не вообще не признак развития. У дочери в классе был мальчик, отличник, грамотей, но речь и общее развитие в 10 лет на уровне 7-8 летнего ребенка.
Отношусь, наверное, хорошо:)
Дома занимаемся, не часто, по желанию ребенка. Но у нас сад хороший, с ними там много работают, не вижу смысла еще чем-то грузить. Спортом только заниматься будет, пока втягивается по-тихоньку:)
MusyMamusy
Что бы ребенок был самым развитым он должен родиться таковым.
да нуу? и без родительских усилий будет развиваться?
setter
да нуу? и без родительских усилий будет развиваться?
у меня такая
ачо?
Все! Не могу больше молчать! Я разумное существо! Не могу срать под себя и питаться травой! Мяса! МЯСА!!!
На ю маме узнала что обычные занятия детские называются развитием :gy: ну там лепить, рисовать, раскрашивать. у нас много развивающих игрушек на логику еще и книжек читаем много. а так ни чем особым не занимаемся, ну школа 7 гномов еще. буквы вот учим, но без фанатизма. обычный ребенок у нас в 2 года, я не замечаю какого то там особенного развития, говорит хорошо, словарный запас огромный, песни поет, сообразительная вроде, но если сравнивать с тем что тут многие пишут о успехах своих детей то мы так середнячек :gy: хотя в живую я мало детей видела которые прям гипер развиты, мамки обычно преувеличивают
Ты не гений? Обмани всех, притворись им
Потолковый Лампонюх
у меня такая
ачо?
Такая, жду трамвая 🙂 Как сейчас помню Ваши списки канцтоваров в СЗ 🙂
Ань, что не надо ударяться в крайности -соглашусь. Что Вы ребенком не занимаетесь -не убедите 🙂
Таша НН
Как сейчас помню Ваши списки канцтоваров в СЗ 🙂
:gy:дак это я себе 😆 кстати, рисовать и лепить не любит она у меня, я сама больше рисую блин одна, для себя :gy:
Таша НН
Что Вы ребенком не занимаетесь -не убедите
что правда-то правда
Все! Не могу больше молчать! Я разумное существо! Не могу срать под себя и питаться травой! Мяса! МЯСА!!!
setter
да нуу? и без родительских усилий будет развиваться?
А вы думаете если не будете водить в ШР, заставлять в 2 года учить буквы, развитие ребенка остановится ? В этом возрасте родительские усилия сводятся к совместным играм, общению, прогулкам, совместным поездкам в отпуск и т.п.
игрушки покупаю развивающие и может многие не по возрасту, но ему интересно в них самому научиться играть, поэтому садимся и играем, благодаря им учимся чему-то новому. Читать как-то сам научился, любопытный просто, все спрашивает, что тут написано, что там — так и уловил (буквы знал с двух, специально не обучали, просто сели рисовать-все что могла нарисовала, стала буковки писать, а ему интересно-так и выучил). Считать умеет, понимает принцип умножения, но конечно не всю таблицу, и на это тоже не давили, потому как мне честно говоря страшно становиться, что в школе неинтересно будет( ну это может мои заморочки такие, но и не отвечать ребенку не могу когда она постоянно спрашивает, а сколько будет 8 плюс 7 и т.д. таким образом запоминает сам. НО например рисовать практически не умеет, наверно это плохо, хотя я тоже не умею и ничего))каждому свое 🙂
а, да, ребенку 4г 10м
Источник
Все зависит от самого ребенка — что и когда ему интересно. У моей сестры 2 сына — старший усидчивый, любит читать, заниматься уроками и т.д., а младшего только из-под палки заставлять надо.