Как влияет театральный кружок на развитие ребенка

Как влияет театральный кружок на развитие ребенка thumbnail

Мы убеждены (хотя многие могут с нами и не согласиться), что лучший возраст для начала театральных занятий – 4-5 лет! Театральный кружок даёт детям множество преимуществ: в саду и школе, при общении с родителями, взрослыми и сверстниками, в развитии и познании мира … одним словом – в жизни!

Задачи театральной студии в развитии ребёнка описаны в статье

«Театральная студия в центре Москвы … или, всё-таки, рядом с домом?»

Здесь же мы хотим показать, что занятия в
театральной студии
– не просто «игры с аниматором». Итак, что дают театральные занятия.

1. Творчество. Прежде всего, занятия в театральном кружке раскрывают творческий потенциал ребёнка, который раньше могли не замечать ни его родители, ни он сам! Все дети – талантливы. Все дети – непосредственны. Их «незашоренность», умение видеть мир широко открытыми глазами, позволяет часто видеть то, чего не видят взрослые («Король-то голый!»). Раскрыть творческий потенциал ребёнка легко, а результаты могут быть весьма впечатляющими!

2. Воображение и самообладание. Занятия в театральной студии развивают фантазию, воображение, внимание, концентрацию, память и осознанную реакцию. У школьников и подростков театральные занятия прекрасно развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях.

3. Избавление от страхов. Театральные занятия – это игра. А игра – самое эффективное средство для избавления от детских страхов. К сожалению, люди с богатым воображением – особенно дети – более подвержены страхам. И в этом плане занятия в театральной студии или кружке уникальны: развивая воображение, они, тем не менее, делают человека более смелым!

2_teatr_1voobrazhenieA

4. Дикция, голос, тело. В театральной студии обязательно проводятся занятия актёрским мастерством и вокальные упражнения – они отлично развивают речевой аппарат, дикцию, музыкальный слух, формируют правильное дыхание. Снимаются телесные и голосовые зажимы, речь становится внятной, голос – звучным. А подвижные занятия, танцы, прекрасно улучшают координацию и пластику движений – любой актёр должен уметь владеть своим телом!

2_teatr_2xarizma_oratorA

5. Развитие речи. Театральные занятия отлично развивают речь! Маленькие дети учатся строить правильные фразы, ребята постарше обретают уверенность и красноречие, избавляются от слов-паразитов. Одним словом, дети учатся красиво, выразительно, содержательно, доходчиво и понятно складывать слова в предложения.

6. Харизма и искусство оратора. Развивая голос, дикцию, красноречие, избавляя от страхов, занятия в театральном кружке или студии готовят почву для развития навыков публичного выступления. Ребёнок сможет, не повышая голоса, говорить так, чтобы его услышали и поняли – учителя, сверстники, все окружающие… Не стоит думать, что харизма – исключительно «взрослое» качество! Харизма – лишь обаяние уверенности, которая лишена наглости. Её может наработать как взрослый, так и ребёнок!

7. Дружба и общение. Благодаря занятиям по актёрскому мастерству дети учатся быстро находить общий язык со сверстниками, находить новых друзей, становятся более открытыми в общении. Для малышей

развитие коммуникативных навыков – важнейшая составляющая подготовки к школе …
да и школьникам всегда пригодится умение чувствовать себя везде как дома, не бояться новых знакомств и общаться «вживую», вне социальных сетей. Театральные занятия не только избавят от барьеров в общении, но и научат взаимодействовать в команде, чувствовать и поддерживать других. Вспомните: даже анекдотов на тему взаимовыручки больше всего именно про актёров в театре!

Перейти к полному списку наших занятий

2_teatr_3druzhba_obschenieA

2_teatr_4liter_geroiA

8. Дисциплина и самодисциплина. Для детей постарше театральные занятия – ещё и прекрасная тренировка дисциплины и самодисциплины, умения брать на себя ответственность (роль – важное задание!) и «собираться» в нужный момент.

9. Расширение кругозора. В конце концов, театр – кладезь остроумных цитат и изречений. Тренировка памяти улучшает успеваемость в школе. У малышей на занятиях в театральном кружке или студии обогащается активный словарный запас. Младшие школьники и подростки заметно расширяют кругозор, знакомясь с произведениями литературы не по учебникам, а проживая кусочек жизни «своих» литературных героев. Это развивает интеллект, да и вообще способствует разностороннему, гармоничному развитию личности. Ведь именно разносторонне развитый человек способен легче других осваивать что-то принципиально новое для себя в течение всей жизни.

10. Веселье и выход энергии. В конце концов, увлекательные занятия в театральной студии – отличный способ провести время не только с пользой, но и весело! Театральные занятия прекрасно дают выход энергии детям любого возраста. Младшие просто играют, а старшие (обычно) уже стараются понять мотивы своего героя, вживаясь в роль … Но и тем, и другим театральная игра служит мощным толчком к развитию!

2_teatr_5veselieA

Театральные занятия дают свободу творчества и воображение без страхов, уверенность без наглости, свободу общения без риска связаться с нехорошей компанией!

Смотрите описание наших курсов театрального мастерства

для дошкольников, а также

для школьников и взрослых

Как влияет театральный кружок на развитие ребенка

Источник

Волшебный мир театральных постановок может раз и навсегда изменить взгляд вашего ребёнка на творчество. Именно поэтому нельзя пренебрегать им в процессе воспитания. Двери театра откроют вашему сыну или дочери не только вселенную образов и сравнений, но и вовлекут в социальную игру, познакомят с множеством новых понятий и внесут огромный вклад в процесс социализации.

Углубляясь в роль театра в развитии детей, следует отметить, что драматургия на протяжении многих веков представляет собой одну из основных ступеней развития мирового искусства. Задумавшись о том, как приобщить вашего ребёнка к этому сакральному пристанищу, вы вступаете на сложный путь окультуривания вашей семьи.

Роль театра в воспитании ребёнка

Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.

Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.

развитие детей средствами театра

Зачем приобщать детей к театру?

Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.

Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.

Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации.

Дети начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.

Читайте также:  Развитие ребенка в пьющей семье

театр для развития ребенка

Как заинтересовать ребёнка театром?

Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это таинственное место, полное неизведанного. Начиная красивым зданием и женщиной, проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на сцене.

Главное, что должны понимать родители, театр – не одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз.

С каждым походом в театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог.

Спектакль не заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной

составляющей, очень важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба, почему важно быть услышанным.

роль театра в развитии детей

Зачем детям самим играть в спектаклях?

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.

Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.

Источник

Полезен ли ребенку театр или это простое развлечение? Расскажет психолог Ольга Полякова.

Да – театр это приобщение ребенка к высокой культуре. Но давайте посмотрим на эту форму детского досуга с психологической точки зрения.

В чем польза театра для развития ребенка?

1. ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА 

Первое полезное влияние театра на ребенка — это ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА. Мы учим ребенка как себя нужно вести в театре, как одеваться, как разговаривать, когда можно ходить и кушать, а когда нужно сидеть тихо. Эти, казалось бы, элементарные нормы, для дошкольника являются важным этапом приучения к дисциплине, общественным правилам и самоконтролю поведения. На этой основе потом будут усваиваться и другие нормы, а также законы общества.

2. ТЕАТР УЧИТ НАС РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ

Для детей, подростков, да и взрослых людей тоже театр является местом, где можно открывать, наблюдать и учиться понимать отношения людей. Наблюдать, не из-за занавески, а совершенно открыто, сосредоточенно, не боясь выражать свои эмоции. В театре мы наблюдаем и учимся понимать, как человек радуется, гневается, грустит, горюет, веселится. Как дружит, любит, сострадает, предает, обманывает и т.д. Сегодня наши дети очень много времени проводят с гаджетами и очень мало со сверстниками или взрослыми. Родители обращаются к психологам с проблемой: «Сын (дочка) не может общаться в классе, у него (у нее) нет друзей». Это и есть основы эмоционального интеллекта. Как утверждают некоторые психологи, именно эмоциональный интеллект является главным условием успешности в бизнесе, карьере, управлении людьми.

3. ТЕАТР УЧИТ НАС ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ

Видя, как актеры на сцене выражают свои эмоции, мысли, чувства, ребенок сопереживает героям, «входит в их шкуру» (как говорят психологи, идентифицирует себя с ними), а это учит ребенка правильно выражать свой собственный внутренний мир. Чтобы жить в гармонии с другими людьми, нужно не только правильно понимать других, но и окружающим дать возможность понять себя.

4. ТЕАТР ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ, САМОКОНТРОЛЬ И КОНЦЕНТРАЦИЮ

Наблюдая за театральным действом, ребенок должен следить за сюжетом, не отвлекаться, запоминать важнейшие события сюжета. Так ребенок начинает учиться контролировать и управлять своим познанием, поведением. А это важно детям, которые готовятся пойти в первый класс или учатся в первом классе. Окончательно способность полностью управлять собой – своим вниманием, мышлением, речью, воображением – будет сформирована к концу младшего школьного возраста, тем не менее, обратить на это внимание нужно уже после пяти лет.

5.ТЕАТР ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

По ходу действия, ребенок представляет себе, как может развиться сюжет дальше, что может произойти и «кто это прячется за кустом», а это важный этап формирования воображения. Позже подобные фантазии могут стать основой для творчества ребенка.

Всем приятных походов в театр! Ваш психолог — Ольга Полякова (https://vk.com/psycholog_polyakova)

Источник

Как известно, на формирование детской личности оказывает воздействие множество разных факторов: это и школа, и семья, и социальная среда. Все, что с самого детства окружает ребенка, влияет на то, с каким багажом ценностей, убеждений и знаний он придет во взрослую жизнь. Долгом родителей является своевременная помощь ребенку в гармоничном его развитии. Детская театральная студия – та же школа жизни, которая послужит не только источником информации, но и поводом для размышлений о сущности бытия.

как стать актером

Театр – настоящая школа жизни

Приобщая ребенка к театру, вы прибегнете ко всем ресурсам его организма. Дело в том, что для того, чтобы работать в спектакле, ему понадобятся психические, интеллектуальные, физические, эмоциональные и нравственные ресурсы. Но зато какую отдачу он получит в процессе работы над этюдом – неподдельное удовольствие.

Все мы понимаем, что наши дети должны уметь проявлять свои чувства, а также понимаем и то, что они еще должны уважать чувства других людей. Играя в театральной студии различные роли, ребенок невольно вынужден вживаться в них, чтобы, как говорится, на своей шкуре понять характер и личность своего персонажа. Что это дает? То, что в дальнейшем уже в повседневной жизни, оказавшись в похожей ситуации, он легко смоделирует эту ситуацию из театра, в результате чего сможет лучше понять мысли, действия и мотивы своего собеседника.

Куда отдать ребенка в 7 лет, испытывающего трудности в общении

Увы, актерское мастерство в наших общеобразовательных школах сегодня детям не преподается, а жаль.  Ведь необходимость в этой дисциплине, пожалуй, не уступает той же математике или русскому языку. Вот и приходится родителям голову ломать, как стать актером ребенку, если он испытывает трудности в общении.

Всем родителям, желающим видеть своего ребенка уверенным в себе в самых разных ситуациях и легко устанавливающим контакты, хочется посоветовать отдать его обучаться актерскому мастерству. Занятия помогут ему справиться со своими внутренними проблемами, раз и навсегда избавиться от комплексов, а также научиться чувствовать себя свободно и уверенно даже перед целой публикой.

Читайте также:  Центры для развития ребенка тверь

Ребенок также научится правильно и грамотно говорить, четко и внятно произносить слова и обретет навык правильного донесения до окружающих своих мыслей и чувств.

Детская театральная студия

Куда отдать девочку в 7 лет найти себя в окружающем мире

Наверное, все мы понимаем, насколько важно школьнику младшего возраста научиться ориентироваться в сложном окружающем мире, чтобы не теряться в нем, а, наоборот, сделать так, чтобы он стал для тебя все больше и больше раскрываться. Мы недоумеваем, куда отдать девочку в 7 лет, чтобы научить ее всему этому, а ведь помощь можно найти в театральной студии для детей. Именно она поможет малышам разобраться во всем этом, а также найти для себя много новых друзей и жить интересной и яркой жизнью.

С самого рождения ребенок начинает познавать мир через игру. В театральной студии он найдет то же самое, только игры уже станут немного посложнее. Теперь им придется сыграть себя в самых разнообразных ситуациях, что позволяет внутренне подготовиться к абсолютно любой жизненной ситуации.

Посещая занятия актерским мастерством, ребенок начинает самостоятельно вести беседы, а также понимать и даже прогнозировать поведение окружающих. Он учится перевоплощению и адаптации к предложенным условиям. Все это впоследствии успешно применяется в реальной жизни. Кроме этого, у ребенка появляется немаловажное осознание ощущения внутренней свободы. Его словарный запас значительно увеличивается, становясь намного богаче, чем у его ровесников. Речь становится четкой и связной, а умение использовать правильную интонацию найдет свое применение в обычной школе.

Загрузка…

Источник

Влияние театрального искусства на формирование

личности ребёнка.

В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы, когда «основной целью образования сегодня становится предоставление учащимся возможности проектировать собственное будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного выбора»; когда «задачей школы становится создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности учащегося»*; в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

         На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.** Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».***

        По моему мнению, внедрение в школьный образовательный процесс театра и театральных технологий хорошо этому способствовует. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком,

____________________________________________________________________

*Прокофьева Л.Б., Зачёсова Е.В. Реализация принципа открытости в повышении квалификации школьных команд в условиях становления гражданского общества. – М., МИОО, 2007г.-стр.8

** Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На путях к 12-летней школе: Сб. научн. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В.Хуторского. – М., ИОСО РАО, 2000г.- стр.12

***Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., Центр «Педагогический поиск», 2001г.-стр.14

наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»*.

      С античных времён человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества ещё в те времена, когда театра как такового ещё и не было вовсе. Дети принимали участие в древних обрядах, посвященных богам плодородия, света и тепла, и таким образом приобщались к культуре своего народа.

      История приобщения детей к искусству театра в России начинается с XVII века, так же, как и вся история Русского театрального искусства, когда в первых придворных русских театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети. История становления Русского профессионального театра неразрывно связана и с историей школьных театров, возникших в первых высших учебных заведениях России: Славяно-греко-латинской и Медицинской Академиях и Шляхетном корпусе.

      Театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности. Не говоря о том, что обучение ребёнка актёрскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического,  и духовного здоровья.

      Когда наиболее целесообразно ввести театр в духовный мир современного ребёнка и в какой мере детству нужен именно театр?

     Педагогикой и психологией уже давно было отмечено наличие связей между театром и младшими школьниками. «Дети – прирождённые актёры, — писал Н.Е. Румянцев в своей работе «Эстетическое воспитание в начальной школе»,- игра, драматизация – их родная стихия, чем и объясняется их любовь к театру».

      Близость детям театрального искусства особо подчёркивалась педагогикой 20-х годов прошлого столетия. Младшим школьникам отводилось особое место в общем процессе эстетического, творческого формирования личности. Считалось, что первоначально потребность в драматическом творчестве проявляется в игре. Драматизация жизненных впечатлений, любовь к «превращению себя в других» доставляет ребёнку огромную радость и привлекает его очень рано.

      Игра рассматривалась как первое проявление «чувства театра», свойственного ребёнку «драматического инстинкта» — творческой потребности

в преображении и подражании. Эти возрастные потребности должен был развивать профессиональный детский театр (включение игровой импровизации

(драматизации) в учебный процесс).  Уже  в 1921  году  увидела свет особая программа «Драматизация в школе первой ступени», вошедшая в общую

* Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. –стр.67

программу единой трудовой школы.

      Психологическую природу  возрастных предпочтений различных видов творческой деятельности стремился выявить и обосновать известный советский психолог Л.С.Выгодский. Он считал, скажем, что рисование является «типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного».*

     С переходом в другую фазу возрастного развития изменяется и характер детского творчества – наступает период литературного творчества, «господствующий у подростков». Выгодский пытался раскрыть внутреннюю связь между потребностью в том или ином виде творчества и возрастным этапом развития. По его мнению, в основе этих внутренних связей лежат возрастные потребности личности в том или ином способе постижения окружающего мира.

Читайте также:  Тематический план социальное развитие ребенка

      Театральное творчество близко ребёнку по двум причинам. Во-первых, этот вид творческой деятельности основан на действии, совершаемом самим ребёнком. Во-вторых, драматизация непосредственно связана с игрой – этим корнем всякого детского творчества. Именно игру, по мнению Выгодского, можно рассматривать как первичную драматическую форму в творчестве детей.      В процессе игры природа как бы тренирует отдельные способности и психические функции, необходимые для восприятия искусства. И в первую очередь – способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве. Ведь именно в игре ребёнок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах, впервые прибегает к услугам могущественного «как бы» и «понарошку».

      В процессе игры складывается и способность  к внутреннему действию. Минуя ряд последовательных ступеней развития, она постепенно превращается в важный элемент художественного восприятия.

      Наконец, способность к обобщению. Как раз в процессе игры ребёнку приходится постоянно выделять существенные, наиболее типичные признаки явлений и предметов, обобщать их. Ребёнок ведь играет не в конкретного доктора, шофёра или лётчика, а в созданный в воображении обобщённый образ представителя этой профессии.

      Игра развивает и тренирует определённый тип воображения, необходимый для восприятия искусства: в ходе игры необходимо создавать в воображении игровую ситуацию, придавать предметам условный (символический) смысл.

      Постепенно в процессе развития личности наступает этап, когда игра, выполнив своё назначение, шаг за шагом уходит из жизни детей. Но к этому периоду у них оказываются уже сформированными внутренние способности, которые при благоприятных условиях становятся важными элементами художественного восприятия. И в первую очередь это проявляется при овладении языком зрелищных искусств, театра в особенности.

     Особую чуткость в отношении детей к театру ощущал К.С.Станиславский. Его заботило, «чем впервые пробуждают эстетическое чувство детей, остро,

на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления». Константин

Сергеевич считал, что именно в процессе театрального восприятия «у детей

*Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.-

вскрываются тайники их творческой силы (инстинкта или дара)»*. Великий режиссёр не только почувствовал значение детства в процессе приобщения личности к театру, но и вплотную подошёл к пониманию общеэстетического значения театрального искусства, способного проникать в тайники творческих возможностей детей и открывать их органично и естественно.

      Во все времена театр использовали как мощнейшее средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Не случайно актёр и режиссёр А.А.Брянцев совместно с известнейшими психологами и педагогами в труднейшие годы революционных потрясений и деформаций общества использовал средства театра при работе с беспризорниками для возврата детей в социум. Придя рядовым воспитателем в детский дом, Брянцев на собственном примере убедился в наличии у детей «особого игрового инстинкта и влияния его на общее развитие детского интеллекта». В двадцатые годы его опыт был широко распространён в детских приёмниках и везде приносил заметные положительные результаты.

      Таким образом, привлекая детей к театральному движению, решается одна из острейших социальных проблем общества. Театральная работа требует максимальной отдачи сил и времени. Поэтому занятия в театре исключают возможность пребывания ребёнка «на улице», а, следовательно, являются профилактикой антисоциального поведения.

      В начале XX века театральные методики стали активно использоваться в терапевтических целях, появилось множество школ арттерапии. Уже в наше время, на рубеже XX и XXI века педагоги, психологи, деятели искусства стали использовать театральные методики для борьбы с наркоманией, для реабилитации молодых людей, стремящихся излечиться от наркозависимости. Причина успехов театральной педагогики в этой области, очевидно, заключается в том, что, прибегая к наркотикам, человек стремится расширить границы своего сознания, а театр даёт ему возможность осуществить это и без наркотиков.

      В XX веке первый всплеск активности детского театрального движения приходится на 10-20 годы, а последний – на конец 80-х. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Здесь и театральные кружки, и детские клубы при профессиональных театрах, и школьные театры, и театры в детских садах, и семейные театры, и театральные формы проведения уроков, и создание специальных детских театральных классов и школ, и массовые театрализованные игры, и летние театральные лагеря, и коррекционные театры для детей, страдающих различными заболеваниями и многое другое.

      Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированы, в них можно отметить одни и те же черты.

__________________________________________________________________

*Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. – М., Искусство, 1953г.-стр.397

**Театр повышенной тревожности: Мастера театра для детей о театральном воспитании.- М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), №12(88), 2004г.-стр.15

  • Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
  • Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
  • Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью.
  • Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей.

       Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения (он замкнут в одновозрасном классе), общение с взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок практически лишён возможности, а потому и навыков спокойного созерцания, в большинстве его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированным оказываются физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат ребёнка и их взаимодействие.

       Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования.

      Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью самовыразиться, реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия.

      Занятия театральным искусством включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.

Источник