Как влияет обучение на развитие ребенка

Какие условия необходимо создать дома и в школе, чтобы ребенок лучше понимал учебный материал, был внимательнее на уроках и запоминал больше информации? Об этом рассуждает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга». Делимся его идеями, которые пригодятся и родителям, и педагогам.
Больше движения!
Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!
С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.
Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.
Физкультура делает нас умнее! Источник
Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.
В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.
Здоровый сон
Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.
Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.
Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!
Маленькие группы
Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!
Ученики осваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.
Чем меньше учеников, тем эффективнее обучение. Источник
Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.
При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.
Сначала ключевая идея, потом детали
Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.
Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.
Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.
Поддержание интереса
Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.
Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.
Одна из важнейших задач учителя — удержать внимание учеников. Источник
На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.
Маленькие смысловые блоки
Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.
Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.
Однозадачность
Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.
Ребенок должен делать уроки, не отвлекаясь на посторонние вещи. Источник
Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.
Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.
Повторение
Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.
Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.
В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.
Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.
В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.
Снижение уровня стресса
Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизона) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.
Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.
По возможности защищайте ребенка от воздействия стрессовых факторов.Источник
Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.
В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!
По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.
Мультисенсорная среда
Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.
В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).
Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.
Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.
Поощрение врожденного любопытства
Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).
Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.
Поддерживайте в ребенке огонь любопытства и жажду совершать открытия. Источник
Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.
По материалам книги «Правила мозга»
Источник
![]() | Рейтинг Советы, как помочь детям с расстройствами обучения улучшить успеваемость в школе и повысить самооценку |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Согласно статистике, расстройства обучения встречаются как минимум у 10 % всех людей. Однако в обществе существует множество мифов об этих расстройствах. Попробуем развенчать эти мифы и выяснить, как ребенку с тем или иным расстройством улучшить успеваемость в школе и повысить самооценку.
Что такое расстройства обучения?
На самом деле не существует четкого и общепринятого определения расстройств обучения. Поскольку расстройства обучения имеют разную природу, долгое время не прекращаются споры между представителями разных наук о том, как же понимать данное явление. Как следствие, сегодня насчитывается как минимум двенадцать определений расстройств обучения.
Несмотря на разногласия, мнения ученых сходятся в следующем:
1. Расстройства обучения проявляются в том, что ребенок демонстрирует низкий уровень успеваемости в школе. У таких детей существует большая разница между потенциальным и реальным объемом знаний.
2. У детей с расстройствами обучения неодинаково развиты различные сферы (языковая, физическая, учебная и сфера восприятия).
3. Расстройства обучения не зависят от окружения ребенка или обстановки в школе.
4. Причинами расстройств обучения не являются задержки умственного или эмоционального развития.
Причины расстройств обучения
Причины расстройств обучения до конца не изучены. Вместе с тем, ученые выделяют такие общие закономерности:
- некоторые дети созревают и развиваются медленнее, чем их сверстники. Вследствие этого, они не могут справиться со школьной программой. Это расстройство обучения называется «задержка развития»;
- некоторые дети с нормальным зрением и слухом могут неправильно интерпретировать зрительные и слуховые сигналы из-за каких-то невыясненных нарушений нервной системы;
- травмы, полученные до рождения и в раннем детстве, становятся причиной проблем с обучением в старшем возрасте;
- дети, рожденные преждевременно, и дети, имевшие проблемы со здоровьем вскоре после рождения, иногда испытывают трудности с обучением;
- расстройства обучения могут передаваться по наследству;
- расстройства обучения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Вероятно, причиной этому является то, что мальчики созревают медленнее, чем девочки.
Ранние признаки расстройств обучения
У детей с расстройствами обучения проявляется широкий спектр симптомов. К ним относятся: проблемы со чтением, математикой, восприятием, письмом, устной речью или умственными способностями. Гиперактивность, невнимательность и расстройства сенсорной системы также могут быть связаны с расстройствами обучения, но сами по себе ими не являются.
Главный признак расстройств обучения – это значительное различие между достижениями ребенка в определенных сферах и его общими умственными способностями. Расстройства обучения обычно касаются пяти областей:
- устная речь: задержки, расстройства и отклонения в слуховом восприятии и речи;
- письменная речь: трудности с чтением и письмом;
- арифметика: трудности при выполнении арифметических действий или в понимании базовых арифметических понятий;
- рассуждения: трудности с организацией и интеграцией мыслей;
- память: трудности с запоминанием информации.
К симптомам, связанным с расстройствами обучения, также относятся:
- низкие результаты в групповых тестах;
- трудности с различением размеров, форм, цветов;
- трудности с восприятием времени;
- неправильное восприятие собственного тела;
- неправильный порядок звуков и букв при чтении и письме;
- неловкость в движениях;
- плохая зрительно-моторная координация;
- гиперактивность;
- трудности с копированием образцов;
- медлительность в выполнении задач;
- плохие организационные навыки;
- указания и инструкции сбивают ребенка с толку;
- трудности при абстрактных рассуждениях и решении задач;
- неорганизованное мышление;
- одержимость определенной темой или идеей;
- плохая краткосрочная или долгосрочная память;
- импульсивное поведение, необдуманные действия;
- неустойчивость к фрустрации;
- беспокойность во время сна;
- плохие отношения со сверстниками;
- чрезмерное возбуждение во время групповых игр;
- чрезмерная привязанность;
- задержки развития в определенных сферах (например, в развитии моторики, речи и т.д.);
- поведение часто не соответствует ситуации;
- неспособность видеть последствия своих действий;
- ребенок все берет на веру, часто поддается влиянию сверстников;
- частые смены настроения;
- плохая адаптируемость к изменениям окружающей среды;
- ребенок часто отвлекается и испытывает трудности с концентрацией;
- трудности с принятием решений;
- попеременное использование обеих рук как ведущих;
- трудности в совершении последовательных действий.
Когда вы пытаетесь найти у ребенка какие-либо из вышеперечисленных симптомов, вам нужно помнить следующее:
- все симптомы у одного человека не встречаются;
- некоторые симптомы встречаются чаще, чем другие;
- практически у каждого человека есть как минимум 2–3 симптома;
- количество симптомов, которые есть у ребенка, не означают, легкую или тяжелую форму имеет его расстройство. Степень тяжести зависит от того, являются ли симптомы хроническими и в каких сочетаниях они проявляются.
Что делать родителям, если у ребенка есть подозрение на расстройства обучения?
Родители должны обратиться в школу, чтобы специалисты провели ребенку тестирование. Если тесты показывают, что ребенок нуждается в специальном обучении, учителя могут порекомендовать родителям, где он может его получить.
Вместе с тем следует показать ребенка педиатру для полного медицинского осмотра. В результате такого осмотра могут быть выявлены проблемы со зрением или слухом, которые могут вызвать расстройства обучения.
Как расстройства обучения у ребенка влияют на родителей
Исследования показывают, что родители более остро реагируют на расстройства обучения, чем на другие особенности ребенка. Например, если ребенок имеет задержки в физическом или умственном развитии, родители узнают об этом в первые недели его жизни. Однако развитие ребенка с расстройствами обучения в дошкольном возрасте часто происходит без особых происшествий, родители при этом даже не подозревают о проблеме.
Когда учителя сообщают родителям о том, что у их ребенка есть расстройство обучения, наиболее распространенной реакцией является отрицание. У отцов этот этап может длиться долгое время, потому что они реже сталкиваются с ежедневными фрустрациями и неудачами ребенка.
Исследования американских психологов подтверждают, что родители переживают ряд эмоций, прежде чем смогут принять ребенка и его проблему. Последовательность проживаемых эмоций при этом совершенно непредсказуема. Одни родители пропускают определенные стадии, а другие застревают на определенной стадии долгое время. Однако в целом они проходят такие этапы:
- Отрицание: «Ничего страшного не случилось», «У меня в детстве тоже так было», «Он перерастет»;
- Обвинение: «Ты обращаешься с ним как с маленьким», «Ты слишком многого от него ожидаешь», «Это он унаследовал от тебя»;
- Страх: «Может, они не говорят мне о настоящей проблеме?», «Может быть, на самом деле все хуже, чем они говорят?», «Он сможет когда-нибудь жениться, поступить в университет, найти работу?»;
- Зависть: «Почему он не может быть таким же, как его сестра?»;
- Грусть: «Если бы не расстройство, он бы мог достичь многого»;
- Торги: «Лучше подождать до следующего учебного года», «Если мы будем двигаться дальше, возможно, мы сможем решить проблему»;
- Злость: «Учитель ничего не понимает», «Я ненавижу эту школу»;
- Вина: «Моя мама была права: нужно было лучше заниматься с ребенком с раннего возраста»;
- Изоляция: «Никто не заботится о моем ребенке», «Мы с тобой остались вдвоем, никто нас не понимает»;
- Избегание: «Нужно попробовать новый метод лечения – я читал, что он дает хорошие результаты», «Мы будем менять врачей до тех пор, пока не услышим, что это расстройство можно излечить».
Непредсказуемость реакции родителей может быть связана еще и с тем, что отец и мать могут проживать разные стадии (например, обвинение и отрицание). Это может вызвать дополнительные сложности в общении между ними.
Однако при правильной помощи ребенку с расстройствами обучения можно добиться значительного прогресса. Есть много примеров того, как дети с различными расстройствами впоследствии становились успешными юристами, менеджерами, врачами и т.д. Сегодня, когда существуют специальные программы обучения, помочь детям с расстройствами обучения становится проще.
Рекомендации для родителей
1. Уделите ребенку столько времени, сколько ему потребуется. Выслушайте его и постарайтесь понять, что он хочет вам сказать.
2. Обеспечьте для ребенка достаточно физического контакта. Прикасайтесь к нему, обнимайте его и т.д.
3. Поощряйте сильные стороны ребенка, его интересы и таланты. Уравновешивайте ими недостатки и расстройства ребенка.
4. Хвалите ребенка, улыбайтесь ему и дружелюбно похлопывайте его по спине как можно чаще.
5. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Будьте реалистичны в своих ожиданиях и требованиях.
6. Поощряйте ребенка соблюдать общепринятые правила и распорядок дня, участвовать в семейных мероприятиях.
7. Если ребенок плохо себя ведет, объясните ему, как вы относитесь к его поведению. Предложите ему более приемлемые модели поведения.
8. Помогите ребенку исправлять свои ошибки, подавая пример того, что необходимо делать.
9. Не придирайтесь.
10. Давайте ребенку обязанности по дому, соответствующие его возрасту и способностям.
11. Как можно раньше давайте ребенку карманные деньги. Помогите ему спланировать, как их потратить.
12. Покупайте ребенку игрушки и игры, которые способствуют его развитию. Играйте с ним в развивающие игры.
13. Читайте ребенку книги, которые ему нравятся, обсуждайте прочитанное. Поощряйте ребенка задавать вопросы.
14. Развивайте способность ребенка концентрироваться, устраняя отвлекающие факторы (например, предоставьте ему отдельное место для учебы и для игр).
15. Не зацикливайтесь на школьной программе. Главное, чтобы ребенок развивался в своем индивидуальном темпе. Поощряйте ребенка за это.
16. Сводите ребенка в библиотеку и предложите ему выбрать книгу, которая покажется ему интересной.
17. Читайте книги, которые читает ребенок.
18. Поощряйте ребенка читать книги. Покупайте ему книги, читайте вместе с ним, обсуждайте прочитанное.
19. Помогайте ребенку развивать самооценку. Объясните ему, что он должен превосходить самого себя, а не сверстников.
20. Поощряйте ребенка играть и общаться со сверстниками, помогать окружающим.
21. Показывайте ребенку хороший пример. Показывайте ему, чем вы интересуетесь, делитесь с ним своими мыслями.
22. В случае необходимости консультируйтесь со специалистами. Это поможет вам лучше понять, что необходимо ребенку для успешного обучения.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.75 из 5 на основе
4 оценок.
Развитие ребенка
04.05.2018
Источник